3. Истина и заблуждение. Знание и вера в человеческой деятельности
Целью познавательных усилий в большинстве случаев является познание истины. Есть такие виды знания, для которых эта цель не является главной, а то и вообще не стоит. Так, художественное знание постигает не столько истину, сколько красоту. Для обыденного познания важна польза, для этического – познание добра и зла160. Познание истины в качестве специальной и главной задачи выступает для научного познания.
Природа истины. Большинство философов определяет истину как верные знания, как знания, соответствующие действительности. Таким образом, истинными или ложными могут быть лишь знания о предметах и процессах, но не сами эти процессы и предметы. При таком подходе неизбежен вывод, что любая истина объективна. Однако такое качество могут иметь лишь предметы, вещи, процессы, независимые от субъекта. Вместе с тем истина – это знания, а знания всегда существуют в голове субъекта. Почему же тогда можно говорить об объективности истины?
Объективность истины означает, что ее содержание совпадает с объективной реальностью, что это знания, отражающие действительность именно такой, какова она есть, т.е. не «сочиненные» субъектом, не привнесенные им по собственному его доброму ли, злому ли разумению.
В то же время по форме истина субъективна, ибо она есть знания, а знания существуют лишь в человеческом разуме. Даже если знания объективированы, опредмечены в текстах, символах, знаках, это не означает, что знания тем самым существуют вне сознания. Без осмысления в человеческом сознании эти символы и тексты пусты, они являются лишь оболочкой, из которой при отсутствии человека знания уходят, а при наличии человека, понимающего смысл соответствующих символов, эти «оболочки» вновь наполняются знанием.
Абсолютна ли истина? Можно ли бесконечный мир замкнуть в конечные рамки знания? Философия формулирует эту проблему как вопрос о постигаемости абсолютной истины. При этом под абсолютной истиной чаще всего понимается полное, исчерпывающее знание об объекте.
Философы-релятивисты (лат. relatio - относительный) утверждают, что абсолютной истины не существует вовсе, поскольку исчерпывающее знание о любом объекте неизбежно предполагает исчерпывающее знание о мире в целом. Мир бесконечен и в каждый конкретный момент времени нельзя располагать всей информацией об этом мире. Поэтому знания человека относительны и, раз абсолютной истины не существует, то процесс познания движется от одного заблуждения к другому. Такова, например, логика рассуждений представителя критического рационализма Карла Раймунда Поппера.
Для догматика любая истина абсолютна, а, по сути, выступает как догма, т.е. вечное, раз навсегда данное исчерпывающее положение, не нуждающееся в развитии.
Диалектическая гносеология стремится показать, что нет жестких пределов познанию, нет абсолютной противоположности между явлением и «вещью в себе», как утверждал И. Кант. Различие есть лишь между тем, что мы знаем, и тем, что еще не познано. Поэтому задача гносеологии – выявлять, как из незнания получается знание, каким образом неполное знание становится более полным и более точным. Эта проблема гносеологией решается на основе диалектики абсолютной и относительной истины.
Следует иметь в виду, что понятия «объективная истина» и «абсолютная истина» прилагаются к одному и тому же явлению - верным, правильным знаниям. Только в понятии «объективная истина» отражается факт независимости содержания этих знаний от субъекта, понятие «абсолютная истина» характеризует эти же знания, но с точки зрения их полноты. При таком подходе становится очевидным, что истина может сохранять свой объективный характер (т.е. оставаться истиной), будучи познанной и лишь частично. К такой истине применяется термин «относительная».
Относительная истина есть соответствующее действительности знание, которое неполно и с развитием понимания и практики дополняется и уточняется. В таком случае абсолютная истина представляется как бесконечная совокупность относительных истин, с познанием каждой из которых мы все полнее познаем и абсолютную истину, а процесс познания никогда не может завершиться.
Конкретность истины. Что делает знания истиной? - Их соответствие изучаемым объектам. Однажды полученные знания такого рода всегда оставались истиной в том случае, если исследуемый объект оставался бы неизменным. Тогда было бы достаточно исследовать его один-единственный раз. Однако с течением времени знания об объекте перестают быть истинными, но не потому, что исследователь заблуждался, а потому что объект исследования изменился. Так, знания о том, что студент Сидоров – первокурсник, остаются истинными лишь до тех пор, пока этот студент не перейдет на второй курс. Такое свойство истины заставляет говорить о том, что истина всегда конкретна, т.е. это такие знания, которые получены о конкретных свойствах объекта в конкретный момент времени.
Таким образом, когда мы говорим об объективной, об абсолютной и относительной, о конкретной истине, речь не идет о разных явлениях. Истина одна: это верные знания. Однако эти знания наделены широким спектром свойств, что и потребовало различных определений истины. В таком случае истина:
с точки зрения соотношения субъекта и объекта - объективна;
с точки зрения полноты знаний - абсолютна либо относительна;
с точки зрения изменения объекта исследования - истина конкретна.
Критерий истины. Важнейшей проблемой гносеологии является вопрос о том, как установить истинность знания. В истории философии сложилось несколько подходов к решению этого вопроса.
Ряд философов (Декарт, Спиноза, Лейбниц) в качестве такого критерия предлагал рассматривать ясность и отчетливость мысли. В качестве примера подобной истины - «квадрат имеет четыре стороны», что ясно и очевидно. Однако многие прежде казавшиеся ясными и отчетливыми истины опровергнуты течением времени, к примеру, казавшийся ясным и очевидным тезис о неподвижности Земли.
Тесно связана с рассмотренным подходом и попытка определить в качестве критерия истинности знаний их согласованность, логическую непротиворечивость. Такой подход называют когерентной концепцией истины161.
С позиций прагматизма истинным является знание, которое полезно, которое успешно «работает». У. Джеймс (1842-1910) полагал, в частности, что истинность суждения «Бог существует» не зависит от реального существования Бога и обусловлена полезностью для человеческих отношений убеждения в его существовании. Это прагматическая теория истины.
Конвенционализм рассматривает истину как результат соглашения (конвенции), иными словами, в качестве ее критерия рассматривает общезначимость, то, что соответствует мнению большинства. Но ещё Демокрит утверждал, что вопрос об истинности не решается большинством голосов. Нередко первооткрыватели истин оказывались в одиночестве, вспомним хотя бы Коперника и Галилея.
Диалектический подход к истине базируется на том, что в самом процессе познания истина не обнаруживается. Нет истины и в объективной реальности, рассматриваемой вне субъекта. Критерий истины заключается в активном взаимодействии субъекта с объективной реальностью, в его практике. Такой подход к пониманию критерия истины выступает основой корреспондентной концепции истины162.
Как связаны между собой рассмотренные концепции? В конечном счете, знания могут быть полезными в том случае, если они соответствуют действительности. Соответствующие действительности знания оказываются логически непротиворечивыми. Поэтому прагматическую и когерентную концепции истины можно рассматривать в качестве разновидностей корреспондентной концепции истины, а все они взаимно дополняют друг друга.
В качестве критерия истины практика выступает не только как материальная, предметно-чувственная деятельность, как приложение физических усилий, к примеру, в научном эксперименте. Она может выступать и в опосредованной форме - как логика, уже проверенная и подтвержденная практикой. Логичность мысли (при достоверности исходных положений) весьма часто выступает гарантией не только ее правильности, но и истинности.
Исторические возможности практики постоянно расширяются. Так, не успел основоположник позитивизма О. Конт заявить, то человечество никогда не узнает химический состав Солнца, как с помощью спектрального анализа такой состав был установлен.
Природа заблуждения. В свое время Д.И. Писарев отмечал, что сто человек должны испепелить свою жизнь в неустанных поисках и печальных ошибках, заблуждениях, прежде чем один человек откроет плодотворную истину. Заблуждение - это такое содержание знания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. История познавательной деятельности человечества показывает, что заблуждения не являются просто бесплодными фантазиями. Они так же, как и истина, отражают объективную реальность; другое дело, что это отражение является односторонним, искаженным. Заблуждения в качестве причины возникновения имеют и гносеологические (познавательные), и психологические, и социальные основания.
Устремляясь к истине, человеческий разум неизбежно впадает в заблуждение, если его познавательные претензии превышают наличные в данный момент возможности познания. Причиной заблуждений могут быть и сложность решаемых проблем, и стремление к реализации намеченных замыслов в условиях неполной информации (весьма типичная ситуация для процесса принятия решения, например, в условиях чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и др.), и недостаточное овладение методологией научного исследования, и слабые навыки работы с научной аппаратурой, и даже пессимистический психологический настрой исследователя. В результате формируются ложные теоретические положения, несостоятельность которых выявляется в ходе дальнейшего развития науки. Так, в частности, произошло с геоцентрической концепцией Птолемея, с теорией теплорода или флогистона, с понятием мирового эфира и т.д.
В качестве социального основания заблуждения может, например, выступать явно или неявно выраженный социальный заказ, особенно в применении к общественным наукам. Известно, как часто прибегают политики к искажению истории с тем, чтобы «обосновать» свои практически-политические действия путем надуманных исторических аналогий. В последнем случае заблуждение смыкается с прямой ложью.
Сходство заблуждения и лжи по содержанию очевидно: это искаженное представление о действительности. Различие между ними лежит в сфере нравственности, морали. Заблуждение может формироваться и при добросовестном стремлении исследователя найти истину. В свою очередь ложь прямой целью имеет ввести кого-либо в обман. Заблуждающийся человек искренне считает, что его информация верна, лгущий человек заведомо знает, что обманывает слушателя.
История методологии естествознания является свидетельством постоянного стремления ученых к использованию таких методов, которые бы минимизировали ошибки процесса познания. Более сложно дело обстоит в гуманитарных и социально-экономических исследованиях. Тоталитарная власть особенно часто принуждает историков сознательно отказываться от истины в пользу власть имущих. Д.И. Писарев отмечал, что в истории было много услужливых медведей, которые очень усердно били мух на лбу спящего человечества увесистыми булыжниками. Сегодня мы можем читать статьи авторов, которые еще 15 - 20 лет назад готовы были с пафосом критиковать любую западную философскую теорию только потому, что она является «буржуазной». Ныне они не менее рьяно критикуют любую диалектико-материалистическую философскую концепцию только за то, что она вписывается в систему марксистской философии. Однако истинное учение будет всегда реабилитировано судом истории.
Убеждение и вера в структуре познавательной деятельности. В процессе психологического восприятия познающим человеком знаний как истинных существенное значение приобретают убеждения и вера. Их психологическая роль во многом оказывается сходной, поскольку и те, и другая предполагают определенное эмоционально-волевое отношение к познаваемому объекту, включают в себя моменты волевого выбора, преодоления сомнений, принятия познавательного или практического решения.
Убеждение чаще всего выступает как результат доказательного, рационально, логически обоснованного знания. Чтобы оно возникло, человеку надо объяснить, разъяснить, доказать, а сам человек должен убедиться. Иными словами, убеждение - это уверенность человека в справедливости и истинности некоторых знаний, которая базируется, прежде всего, на рациональном доказательстве. Таким образом, для формирования убеждения требуется возможно более полная информация, а предметом убеждения выступает обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности.
Напротив, вера относится к знаниям с дефицитом информации. Бессмысленно спрашивать, верите ли Вы в то, что дважды два четыре, или уверены ли Вы в восходе Солнца. Ответом неизбежно будет: «я не верю, я знаю, что дважды два четыре». Другое дело, когда однозначно обоснованных знаний для принятия теоретических гипотез или практических действий не хватает. Тогда приходится руководствоваться верой в правильность принимаемого решения или избранного пути. Между имеющимися логическими обоснованиями веры и ее содержанием существует разрыв (этот разрыв отсутствует в убеждении; как правило, всё его содержание обосновано). Осознание такого разрыва для человека проявляется в форме сомнения. Само сомнение преодолевается на основе интуиции, волевого выбора.
Таким образом, вера относительно далеко отстоит от абсолютной достоверности. Кант приводил в пример врача, который достаточно часто лечит, не будучи абсолютно уверенным в достоверности своего диагноза. Тем не менее, вера очень часто выступает решающим фактором выбора целей, условий действия, методов познания т.д. Без веры невозможно обойтись в жизни человека. Выступая необходимой характеристикой личности, она предполагает веру в себя, в свои возможности и силы. Хорошо сказал об этом русский поэт Леонид Мартынов (1905-80):
Да будет твой путь неспокоен,
Но знай: побеждает в борьбе
Ученый, художник и воин,
Сумевшие верить себе.
Знание и религиозная вера. Проблема знания и веры в ее религиозном аспекте активно обсуждалась в средневековой схоластике. Тертуллиан (род. в сер. II века н.э.) активно выступал против разума, заявляя: «Верую, потому что абсурдно». Ансельм Кентерберийский выдвинул компромиссную формулу: «Верую и понимаю». Фома Аквинский вошел в историю философии и богословия благодаря идее о гармонии между верой и знанием при приоритете веры.
Выдающийся русский философ Вл. Соловьев, развивая идею о всестороннем синтезе теологии, философии и науки, утверждал, что этот «великий синтез» имеет объективные основания, обусловленные недостаточностью эмпирической науки и бесплодностью, с его точки зрения, чисто отвлеченной философии. Рассматривая соотношение веры и разума, Н.А. Бердяев считал, что они не могут ни заменить, ни уничтожить друг друга. Он отмечает, что «в глубине» знание и вера одно: знание есть вера, вера есть знание. И наука, и философия, с его точки зрения, должны подчиниться «свету религиозной веры» не для того, чтобы отменить собственные истины, а для просветления этих истин в полноте знания и жизни.
Многие философы начала XXI века сходятся на том, что в научном и религиозном познании «задействованы» различные стороны человека и его духовного мира. В Науке действует «чистый ум», помощь ученому - это чувства совести, любви, веры, порядочности. В религиозно-духовной жизни «ум - это только рабочая сила у сердца».
В связи с кризисными явлениями цивилизации в начале XXI века растет интерес к эзотеризму как одному из вненаучных способов освоения мира163. Для него характерны закрытость содержания от «непосвященных», сложная символизация функционирования в обществе. К подобного рода учениям обычно относят теософию, антропософию, магию, алхимию, астрологию. Эзотерика заполняет определенную нишу между наукой и религиозным сознанием, призывая опираться не на рациональное знание, не на «священное писание», а лишь внимая «голосу тайны».
Было бы неразумным абсолютное отрицание эзотерики. Это вполне определенная форма культуры, требующая изучения своих возможностей и особенностей. Подлинное духовное развитие человечества возможно лишь на основе диалога между всеми формами культуры, всеми способами освоения человеком мира.
Краткие выводы. Гносеология - раздел философии, который исследует философскую специфику познавательного процесса. Агностицизм - философская позиция, отрицающая (полностью или частично) возможность познания мира. Гносеологические оптимисты считают, что нет принципиальных препятствий познанию мира. В наиболее общем виде познание выступает как процесс отражения субъектом объекта. Важнейшая роль в формировании специфики познавательного процесса принадлежит практике, которая в значительной мере определяет особенности познавательного отношения субъекта к объекту.
Знание как идеальная информация существует в различных видах: житейское, научное, художественное, религиозное и т.д. Процесс познания выступает как единство двух основных этапов - чувственного (эмпирического) и рационального (логического). В качестве специфических форм и способов познавательного процесса выступают творчество, воображение и интуиция.
Под истиной понимают знания, соответствующие действительности. Объективность истины проявляется в том, что ее содержание определяется предметом познания и не зависит от субъекта. Абсолютная истина есть полное, исчерпывающее знание о предмете. Верное, но неполное знание есть относительная истина. Истина всегда конкретна. Если предмет изменился, то прежние знания о нем, но применяемые к его нынешнему состоянию, перестают быть истиной.
В системе критериев истины ведущую роль играет общественно-историческая практика.
Заблуждения - это знания, ошибочно отражающие действительность. Преднамеренное искажение истины выступает как ложь.
Вера нередко выступает как стимул для деятельности человека в условиях дефицита информации. Убеждение чаще всего является результатом доказательного, рационально, логически обоснованного знания. Специфическую роль в духовном освоении мира играет религиозная вера, ядро которой образуют не рациональные знания, а сложный эмоционально-психологический комплекс.
- Горбунов в.С., Кузьменко г.Н., Отюцкий г.П., Шахов м.Н. Философия
- Москва - 2011
- Предисловие
- Раздел первый. История философии Глава 1. Предмет философии. Философия и практическая деятельность
- 1. Философия как наука и способ духовного освоения мира
- 2. Содержание и структура философского знания
- 3. Роль философии в практической деятельности специалиста
- Профессионал, руководитель
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 2. Философия древнего мира и эпохи средневековья
- 1. Типология философских систем
- 2. Философия Древнего мира
- 3. Средневековье: философия - служанка богословия
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 3. Философия возрождения и нового времени
- 1. Философия эпохи Возрождения
- 2. Европейская философия Нового времени
- Основные вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 4. Марксистская философия: возникновение и исторические судьбы
- 1. Предпосылки становления марксистской философии
- 2. Общая характеристика марксистской философии
- 3. Исторические судьбы философии марксизма
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 5. Философия россии в контексте мировой философской мысли
- 1. Становление русского философствования
- 2. Философские идеи русского радикализма
- 3. Русский религиозно-идеалистический Ренессанс на рубеже XIX - XX вв.
- 4. Развитие философии в советский период
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 6. Западная философия XX века
- 1. Сциентистские направления в западной философии
- 2. Антисциентизм в современной западной философии
- 3. Коммунологические тенденции в современной западной философии
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Раздел второй. Теория философии Глава 7. Философия бытия
- 1. Концепция бытия - фундамент философской картины мира
- 2. Объективная реальность. Материальное бытие
- 3. Субъективная реальность. Дух и сознание
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 8. Философия природы
- 1. Мир, природа, жизнь: диалектика взаимосвязи
- 2. Генезис живой природы
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 9. Философия развития
- 1. Диалектика и ее альтернативы
- 2. Основные законы диалектики
- 3. Универсальные связи бытия: детерминизм
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика рефератов и научных сообщений
- Литература
- Глава 10. Философия познания
- 1. Основные проблемы и типы гносеологии
- 2. Диалектика познания и многообразие его результатов
- 3. Истина и заблуждение. Знание и вера в человеческой деятельности
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 11. Философия науки
- 1. Генезис и природа научного знания
- 2. Сущность научной рациональности
- 3. Формы и методы научного познания
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 12. Философия истории
- 1. Общество как социальная система
- Орудия труда
- Предметы труда
- 2. Общество как развивающаяся система. Механизм общественного развития
- 3. Социально-философские концепции общественного развития
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 13. Философия культуры
- 1. Культура в системе общественных отношений
- 2. Особенности западной и восточной цивилизаций. Россия в диалоге культур
- Основные вопросы для самоконтроля
- Темы рефератов и контрольных работ
- Литература
- Глава 14. Философия человека
- 1. Развитие представлений о человеке в истории философии
- 2. Происхождение человека и общества
- 3. Смысложизненная проблематика философской антропологии как аксиологическое основание социальной работы
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 15. Философия религии
- 1. Философское религиоведение
- 2. Философская теология. Религиозная и мифологическая картина мира
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 16. Философия техники
- В.В. Розанов
- 1. Техника, технология, человек
- 2. Технологические аспекты информационной цивилизации
- 2) В обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость предыдущего пункта;
- 3. Человек в информационно-компьютерном обществе
- 4. Феномен «компьютерного поколения»
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 17. Философия социальной работы
- 1. Проблемное поле философии социальной работы
- 2. Онтологические проблемы социальной работы
- 3. Аксиологические аспекты социальной работы
- Основные вопросы для самоконтроля
- Темы докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 18. Философия войны
- Л.Н. Толстой
- 1. Философия насилия
- 2. Проблема войны в социальной философии
- 3. Философская концепция армии
- Основные вопросы для самоконтроля
- Темы докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 19. Философия терроризма
- 1. Терроризм как антиобщественное явление
- 2. Содержание и классификация терроризма
- Глава 20. Философия глобальных проблем
- Демосфен
- 1. Сущность глобальных проблем современности и пути их решения
- 2. Философские проблемы футурологии
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Заключение
- Оглавление