logo
Учебник философия -июнь 2011

Предисловие

Остроумный академик Ландау даже в самый разгар господства коммунистической идеологии в нашей стране делил все науки на естественные, неестественные и противоестественные. К последним он относил общественные науки по той причине, что Высоцкий и Жванецкий рассказывали о нашем обществе точнее и глубже, чем все обществоведение, задавленное моноидеологией. Сегодня общест­воведение России раскрепостилось и деидеологизировалось. Оно способно своим содержанием формировать мировоззренческие позиции и методологические ориентиры деятельности людей в слож­ных условиях общественного развития. Особую роль в данном процессе призвана сыграть философия.

Жизнь показывает, что общественное развитие постоянно ус­ложняется. А в сложных условиях не бывает простых решений, и потому мышление человека должно быть правильным и глубоким, оперативным и гибким, инновационным и творческим, диалектическим и гуманистическим. В формировании такого мышле­ния ведущая роль принадлежит философскому образованию.

Философия всегда занимала особое место в системе социально-гуманитарного образования, поскольку она изучает не только об­щество и человека, но и весь окружающий мир с позиций предельно общих принципов, законов и категорий. В отношении к ней никогда не было равнодушия: философию или незабвенно любили, называя по-гегелевски наукой наук, или ее категорически не воспринимали за высокую абстрактность и удаленность от жизни.

Скажем сразу, что ныне философия не претендует на роль науки наук, имея свой объект и предмет исследования. C высоты философского Олимпа видно далеко не все конкретное, но самое главное и важное для жизни и деятельности человека. И это важное и вечно нужное в философии обретает достаточно конкретное содержание и смысл, несмотря на высокий уровень обобщения, абстракции философских принципов, законов и категорий.

В последние полтора десятилетия в нашей стране в целом завершился процесс переориентации философии от единооб­разной марксистско-ленинской парадигмы на многообразные виды и концепции философского знания, порожденные духовным опытом всех предшествующих поколений человечества. Поэтому сегодня существует необходимость обстоятельного представления и выражения всего спектра мировоззренческих позиций и методологических ориентиров философского знания в системе гуманитарного образования.

Студенты нередко задают вопрос о том, какую философию мы изучаем сегодня. Заранее отвечаем - ту философию, которую создало человечество с древнейших времен и до наших дней, во всем богатстве ее теоретико-мировоззренческого содержания. Поэтому в предлагаемом учебном пособии уже нет таких «приори­тетов», как жесткое противопоставле­ние материализма и идеализма, революционно-классовая направлен­ность и идеологическая нетерпимость к иным философским концеп­циям, экономический детерминизм и политическая приверженность одной партии. Авторы старались излагать материал в теоретически объективном и по возможности беспри­страстном духе.

Настоящее учебное пособие подготовлено на основе авторского курса «Философия», разработанного и апробированного авторами перед студентами ряда столичных вузов. Со­держание пособия адаптировано к требованиям госу­дарственного образовательного стандарта, учебным программам и тематическим планам изучения философии в высших учебных заведениях. В нем концентриро­ванно и кратко излагаются теоретические основы философского знания в тесной связи с задачами профессиональной практической деятельности, прежде всего профессиональной деятельности социального работника.

Авторы стремились с достаточной полнотой представить все дидактические единицы государственного образовательного стандарта. Так, в стандарт 2000 года вновь введены проблемы диалектики, что нашло отражение в предлагаемом учебном пособии. В числе вновь введенных дидактических единиц – проблемы насилия в их философском осмыслении. Этот круг проблем нашел отражение в главах, посвященных философии войны и философии терроризма.

В конце каждой главы предлагаются основные вопросы для самостоятельного контроля, а также тематика докладов, рефератов и научных сообщений. В списке литературе помещены не только те источники, что использовались авторами при написании соответствующей главы, но и работы, которые помогут студенту при углубленном изучении темы, при подготовке докладов и рефератов.

Авторы стремились при изложении учебного материала особое внимание обращать на философские основания социальной работы, иными словами – на те философские выводы, которые имеют наибольшее мировоззренческое и методологическое значение, для деятельности конкретного социального работника, для организации социальной работы в целом, для планирования и прогнозирования основных направлений социальной политики. Таким образом, предлагаемое учебное пособие окажет помощь студентам и при изучении философии социальной работы.

Следует сделать существенное замечание. Предлагаемый читателю труд претендует, если не по юридическому статусу, то по содержанию – на роль учебника. Однако, как представляется авторам, написать учебник по философии нельзя. Почему?

Традиционное требование к учебникам - оптимальный, по возможности небольшой объем. Содержание же учебников знакомит, как правило, преимущественно с результатами знаний, добытыми наукой, но не с процессом самой «добычи» этих знаний. В качестве возражения могут сослаться на те доказательства теорем и законов, которые предлагаются в учебниках математики и физики. Однако эти доказательства большею частью не соответствуют историческому процессу достижения истины, они сами есть результат последующего осмысливания, «причесывания» сложного и противоречивого процесса научного поиска.

Философия - это одна из тех немногих наук (впрочем, далеко не все философы считают область своих профессиональных интересов наукой, а характеризуют ее в качестве особого способа постижения мира), в которых процесс познания оказывается зачастую не менее важным, чем его результат. В философии главное - философствование, последовательная и достаточно объемная цепь рассуждений, доказательств, логических и интуитивно-эмоциональных опосредований: «Философствование можно понять как постоянное забрасывание в общество культурных тестов, мутаций, которые… можно рассматривать как предложение, хотя и в абстрактной форме, обществу формировать новые программы… Философствование несет в себе попытки прорыва к эффективной функциональности субъекта в усложняющемся мире»1.

На этот же момент обращает внимание В.В. Миронов: «не овладение истиной, а поиск ее – вот цель философии»2.

Учебник или учебное пособие не могут вместить столь объемный материал, они неизбежно ограничиваются лишь философскими выводами, но не процессом их достижения. В лучшем случае учебник может рассказать «о процессе», но не показать сам процесс философствования. Поэтому неизбежно подобного рода книга по философии может быть только учебником о философии. Пытливый читатель, который все же хотел бы познать философию как таковую, должен обращаться к первоисточникам, к подлинным трудам классиков философской науки, на первых порах хотя бы в объеме хрестоматий.