logo
Учебник философия -июнь 2011

Глава 14. Философия человека

О человеке, вот о ком предстоит мне говорить: и сам вопрос, мною рассматриваемый, требует, чтобы я говорил об этом людям; ибо подобных вопросов не предлагают, когда боятся чтить истину.

Жан-Жак Руссо

Социальная значимость философского понимания человека заключается не только в развитии теоретической мысли, но и в методологическом обеспечении практики формирования, воспитания и образования людей. В этом смысле философская теория человека тесно смыкается с практикой направленного воздействия на человека. Так было во времена Сократа, для которого процесс философского образования молодежи и ее воспитания был единым процессом (как раз обвинение в «неправильном» воздействии на молодежь, ее развращении послужило поводом для смертного приговора Сократу). Так дело обстоит и в наше время.

Философское понимание человека предостерегает от поспешных оценок, от субъективизма, позволяет найти верные ориентиры в выработке собственной жизненной позиции. Учение о человеке - философская антропология - служит обогащению духовной культуры личности.

Для системы социальной работы философское учение о человеке выступает в качестве одного из важнейших мировоззренческих оснований этого вида деятельности. «Человек в системе социальной работы может предстать, по крайней мере, в трех качествах: как объект (клиент), нуждающийся в услугах системы, как субъект (специалист, работающий в системе) и как член общества, не занимающий явно активной и нормативно оформленной позиции в этой системе, но, тем не менее, заинтересованный в ее деятельности, ситуативно реализующих свою активность и испытывающий ее влияние»196.