logo
Учебник философия -июнь 2011

4. Развитие философии в советский период

После Октябрьской революции 1917 года в России некоторое время сохранялся плюрализм философских течений и школ. Наряду с набиравшим силу мар­ксизмом существовали идеалистические и позитивистские учения. Работали многочисленные частные издательства, публиковавшие труды Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, С.Л. Франка и других философов-идеалистов.

Однако советская власть стремилась установить идеологическую монопо­лию марксизма. С 1922 года стал выходить философский журнал «Под знаменем марксизма», задачей которого стала теоретическая разработка и пропаганда марксистских идей. Ряд видных представителей русской немарксистской («буржуазной») философии, в частности, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н. О. Лосский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин, П.А. Сорокин, в числе дру­гих деятелей науки и культуры были высланы за границу без права возвращения на родину на печально известном «корабле философов». В 1929 году был создан Институт философии, в рамках которого развивалось единственное философское направление - марксистско-ленинское. С 1931 по 1941 гг. работал Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ).

Для утверждения философских идей марксизма в 20-х годах проводились широкие философские дискуссии, в частности, между так называемыми «механистами» и «диалектиками».

С точки зрения «механистов» (И.А. Боричевский, А.И. Варьяш, С.К. Минин, А.К. Тимирязев), философские принци­пы не имеют самостоятельного познавательного значения, независимого от обобщений конкретных наук, а философия марксизма должна рассматри­ваться как совокупность выводов частных наук. Положительным моментом в их рассуждениях бы­ло утверждение о том, что знание законов диалектики не освобождает от деталь­ного изучения предмета, и что философы обязаны совершенствовать свою мето­дологию на основе новейших достижений науки.

«Диалектики» во главе с А.М. Дебориным отстаивали несводимость философии к основным выводам естествозна­ния. Вместе с тем они склонны были преувеличивать значение всеобщего фило­софского метода в исследовании конкретных явлений природы.

В ходе взаимных дискуссий «механисты» постепенно отошли от идеи о том, что философия растворяется без остатка в выводах и методах естествознания, а «диалектики» пришли к необходимости философского осмысления выводов современного естествознания. Однако И.В. Сталин распорядил­ся вмешаться в ход полемики, и постановле­ние ЦК ВКП(б) «О журнале «Под знаменем марксизма» от 25 января 1931 года, объявило «борьбу на два фронта» - с «ревизионистским уклоном механистов» и «меньшевиствующим идеализмом» диалектиков, которые были объявлены троцкистами. Многих деборинцев уничтожили как «врагов народа».

Творческие поиски в философии стали опасны, поскольку на передний план была выдвинута «партийная линия» в философии и философам фактически предписывалось комментировать поли­тические лозунги. После выхода в 1938 году учебника «История ВКП (б). Краткий курс» помещенный в нем параграф Сталина «О диалектическом и историческом ма­териализме» был объявлен вскоре «вершиной» марксистской философии, основой «партийной линии» в философии.

Ее основными проводниками были возглавлявшие партбюро Института красной профессуры М.Б. Митин и П.Ф. Юдин, ставшие официально признанными лидерами советской философии. Линия Митина и его единомышленников на политизацию и сталинизацию философии в течение почти четверти века определяла границы философских разработок в Со­ветском Союзе. Многие творчески мыслящие философы (А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский, Г.Г. Шпет, И.К. Луппол и др.) в этот период были репрессиро­ваны.

В условиях подавления любых неофициальных тенденций в философии немарксистские философские идеи входили в общественное сознание через литературу, через изучение творческого на­следия великих писателей, таких как А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой и особенно Ф.М.Достоевский. Существовал еще один канал развития традиций оте­чественной мысли - русское естествознание, всегда насыщенное миро­воззренческой тематикой. Достаточно вспомнить Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905) и Илью Ильича Мечни­кова (1845–1916), Ивана Петровича Павлова (1849–1936) и Климента Аркадьевича Тимирязева (1843–1920).

Особенно ярко в советский период естественнонаучный и литера­турный подходы к обоснованию антропологической философии выра­зились в творчестве физиолога А.А. Ухтомского и литературоведа М.М. Бахтина.

Алексей Алексееевич Ухтомский (1875-1942), российский физиолог, психолог, философ. Изучал богосло­вие в Московской духовной академии. Тема его кандидатского сочинения - «Космологическое доказательство бытия Божия». Именно в духовной академии у него рождается замысел — выя­вить естественнонаучные основы нравственного поведения людей, найти те физиологические механизмы, которые создают все разно­образие человеческих типов. Решая эту задачу, Ухтомский в конечном счете перешел на позиции естественнонаучного материализма.

Важнейшее достижение Ухтомского - учение о доминанте как основе поведения и миросозерцания человека. Этим понятием Ухтомский обозначал тот господствующий очаг возбуждения, который в любой данный момент преимущественно определяет специфику и содержание текущих реакций организма. Доминанта выступает физиологической основой акта внимания и предметного мышления. Речь идет о принципиальном единстве, соотнесен­ности доминанты и среды, при этом доминанта может поддерживаться и повторяться в душе, даже если внешняя среда изменилась, и прежние поводы к реакции исчезли. (Пример - постоянная ориентация на любимого человека в период влюбленности даже тогда, когда любимого нет рядом.) Ухтомский считал, что исходная доминанта, которая рождает «настоящее счастье человечества», есть доминанта «на лицо другого».

Согласно учению Ухтомского, Другой, или Собеседник, - необходи­мое условие самореализации человека. Дру­гой - «двойник» человека, в нем он узнает самого себя. Оттого и восторгаясь, и осуждая своих знакомых, мы судим о них по аналогии с собой, приписывая им качества, известные так или иначе нам в себе самих. Любовь предполагает идеализацию, т.е. наделение другого лучшими чертами, которые можно почерпнуть в своих собственных нравственных ресурсах. «Идеализация» в понимании Ухтомского несет начало высших стремлений и благородных порывов, ярким светом мечты озаряет будущее. Ухтомский открывал совершенно новое направление не только в русской, но и мировой философской антропологии, воплощая заветы и стремления славянофилов и Достоевского.

Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975), русский философ, литературовед, теоретик искусства, с позиций гуманитарного знания подходил к тем же проблемам, которые решал Ухтомский. Соз­данная им философия диалогизма строилась на интерпретации творчества Достоевского и сближала его с тенденциями экзистенциализма.

Суть учения Бахтина вытекала из представления о незавершен­ности, свободной открытости, «вненаходимости» человека. Человек всегда находится «в точке выхода», нетождественности с самим собой. Человек свободен, и ничто не может быть предсказано или определено помимо его воли. Бахтин отвергал материалистическое понимание истории. Индивидуализация личности, на его взгляд, совершается не в сфере социальности, а в сфере сознания.

Для Бахтина первостепенное значение имело не само «я», а наличие вне себя другого равноправного сознания, другого равноправного я (ты). Чело­век реально существует в формах я и другого, причем форма другости в образе человека преобладает. Это создает особое поле напряжения, в котором происходит борьба «я» и другого. Где нет борьбы, нет живых «я» и другого, нет ценностного различия между ними.

Бахтин представлял человека в новом измерении - в его незавершенности и открытости миру, а, следовательно, и незавершенности мира. «Ничего окончательного в мире еще не про­изошло, последнее слово мира и о мире еще не сказано, мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди»126, - таков опти­мистический итог философии диалогизма.

Мировую известность приобрели труды Алексея Федоровича Лосева (1893-1988), выдающегося исследователя античной эстетики, автора фундаментальных трактатов по вопросам философии языка и мифа.

В мировоззрении русского философа синтезировались, по его собственным словам, «античный космос с его конечным пространством и Эйнштейн, схоластика и неокантианство, монастырь и брак, утончение западного субъективизма с его математической и музыкальной стихией и восточный паламитский127 онтологизм». По существу это было развитием «всеединства» Соловьева. Но всеединство у Лосева основано на противоречивом соотношении сущности и энергии: сущность в своей «инобытийности» абсолютно непозна­ваема, и «все, что не познается в сущности, есть энергия».

Лосев хотел подвести под православную догматику некое рациональное содержание, которое позволило бы логически «вывести всю сущность со всеми ее подчиненными моментами», т.е. энергиями. Это содержание было найдено в слове, или имени, способном, на его взгляд, в полной мере выразить надмирный смысл внутреннего сопряжения сущности и энергии. Поэтому одной из важных для Лосева была его работа «Философия имени».

Согласно учению Лосева, метод диалектики состоит в логическом примирении, синтези­ровании противоречий, сближении их антиномических смыслов. Предельным понятием, схватывающим все проти­воречия в высшем синтезе, выступает имя, в котором универсально явлена «встреча всех возможных и мыслимых пластов бытия». В итоге «имя вещи есть сама вещь». Сущность вещей и мира в целом для Лосева исполнена иррациональности, и пото­му познание ее заменялось именованием. На его взгляд, никакая другая философия, кроме философии имени, не заслуживает названия фило­софии.

Разрушение марксизма. После осуждения на XX съезде КПСС (1956) культа личности Сталина круг философских исследований существенно расширился, ранее запретные те­мы стали предметом научной разработки, возрос интерес к современной запад­ной философии. Философская мысль постепенно выходит за узкие рамки «Краткого курса». Ведется разработка тех философских категорий, которые были там обойдены вниманием. Начинается ана­лиз проблем методологии научного познания, философской антро­пологии, истории мировой и русской философии, концепции дея­тельности в гносеологии и пр. На рубеже 50-60-х годов от советской философии отделяется психология как самостоятельная научная дисциплина, приобретают большую самостоятельность этика и эстетика, формируются новые дисциплины - аксиология и социология.

Научная деятельность философских кадров страны, начиная с 70-х годов, координируется с работой соответствующих центров в Инсти­туте философии АН СССР, проблемными советами по различным направлениям (при Министерстве высшего и среднего специального образования РСФСР). Создается Философское общество СССР. Среди философов страны складываются различные направления по инте­ресам, в частности, по дальнейшему развитию проблем взаимосвязи философии и естествознания, классификации наук, логики научного исследования, диалектики. В частности, идеи последнего направления отражены в серии выпусков «Проблемы диалектики» Проблемного совета по материалистической диалектике, в пяти­томной работе «Материалистическая диалектика», в книгах «Диа­лектика материального мира», «Диалектика познания», «Диалек­тика общественного развития» (70-80-е годы).

Событиями философской и в целом культурной жизни стали выход пяти­томной «Философской энциклопедии» (1960-70) и издание многотомных фи­лософских первоисточников в серии «Философское наследие», а также «Из исто­рии отечественной философской мысли».

В 60-90-х годах ХХ в. в философских исследованиях все большее значение приобретает человековедческая проблематика – происходит так называемый «агтропологический поворот» философской мысли. Наряду с традиционными науками о человеке возникли новые дисциплины и направления: аксиология, генетика человека, инженерная психология, эргономика.

Расширение мировоззренческих основ советского философствования не прошло бесследно для офи­циальной идеологии советского периода - марксизма-ленинизма. Она начинала постепенно подвергаться деформации, утрачивая преж­нее «господствующее положение» и монолитность.

В марксистской литературе наметился возврат к идеям «раннего Маркса», в частности, к идеям его «Экономическо-философских руко­писей 1844 года». В них он пришел к выводу, что главная причина бедственности существования человека - отчуждение его труда. Именно из отчуждения труда Маркс выводил все иные формы отчуждения, в том числе и религиозное отчуждение. Феномен отчуждения приобретал универсальный характер, именно он обусловливал извечное противостояние труда и капитала. Полное «снятие» всех видов и форм отчуждения как раз и связывалось с социалистическими преобразованиями, с построением ком­мунистического общества.

Возврат советских философов к «раннему Марксу» знаменовал не только стремление «гуманизировать марксизм», но и критическое отношение к «развитому» социализму. Эта тенденция наиболее ярко проявилась в творчестве Эвальда Васильевича Ильенкова (1924-79), одного из наиболее оригинальных и самостоятельных мыслителей-марксистов советского периода. В 1941 г. он поступил на философский факультет МИФЛИ, а в 1942 г. в Одесское артиллерийское училище, по окон­чании которого осенью 1943 г. в звании младшего лейтенанта был направлен на фронт, где и воевал до конца Великой Отечественной войны.

В философских исследованиях Ильенкова важное место занимает проблема идеального. В 1962 г. во втором томе «Философской эн­циклопедии» была опубликована его фундаментальная статья «Иде­альное» — безусловно, одна из самых ярких и оригинальных работ в истории советской философии вообще.

В целом ряде работ, таких как «Гегель и "отчуждение"», «Что же такое личность?», «Космология духа» и проч., он последовательно отстаивал тезис о том, что отчуждение по-прежнему сохраняет всю остроту и в социалистических странах, установивших общегосударственную форму собственности на средства производства. Для полного и окончательного упразднения отчуждения необходимо превра­щение «каждого индивида на Земле в высокоразвитого и универсаль­ного индивида, ибо только сообщество таких индивидов уже не будет нуждаться во «внешней» - в «отчужденной» - форме регламентации его деятельности - в товарно-денежной, в правовой, в государственно-политической и других формах управления людьми»128. Ильенкова не удовлет­воряла перспектива развития человечества, нарисованная марксизмом. Иронически перефразируя Ленина, Ильенков эту перспективу называл «абстрактной, а потому - неверной».

В 70-80-е годы критическое отношение к официальному марксизму-ленинизму становится, по сути дела, необратимым. После распада СССР в условиях кризиса идеологии марксистская философия в глазах общественного мнения потеряла свой авторитет.

Как это бывает в переломные эпохи, началось усиленное внедре­ние в умы людей религиозной идеологии; издаются многочисленные работы по идеалистической и религиозной философии, мистике, оккультизму и т.д. Часть бывших правоверных марксистов соверши­ла поворот в этом направлении.

Как события будут развиваться дальше, покажет время. Но, так или иначе, из истории русской философии видно ее огромное разно­образие, каждая из концепций имеет свое основание, что мы и пыта­лись показать. Преимущество нового времени в России — как раз в возможности придерживаться любой философской системы. Важны только две вещи:

  1. не следует подменять философию идеологией и политикой;

  2. философам и философским направлениям следует вести дискуссию между собой не ради победы друг над другом, а ради Истины.

Философская мысль современной России включена в широкий историко-культурный и мировоззренческий контекст мировой философии. Обширный спектр проблем исследуется новым поколением молодых российских философов. Результаты исследований на нынешнем этапе развития российской философии были представлены на Первом (1997), Втором (1999) и Третьем (2002) Всероссийских философских конгрессах. Тем самым создается более благоприятная основа для подлинно творческого философского осмысления современного социально-экономического положения России и перспектив ее развития, тенденций развития Российских Вооруженных Сил.

Краткие выводы. Русская философия сравнительно поздно вливается в общий поток мировой философской мысли. Лишь к XVIII веку начинают складываться собственно философские системы. Вместе с тем период становления российского философствования насчитывает длительную историю, связанную со становлением христианства на Руси.

Подлинный ренессанс русская религиозно-идеалистическая философия переживает на рубеже XIX-XX вв. Оригинальные философские идеи развиваются мыслителями мирового значения: Вл. Соловьевым, П. Флоренским, Л. Шестовым, Н. Бердяевым, русскими космистами.

Влиятельным направлением русской философии на рубеже XIX - XX вв. стал марксизм, российский вариант которого был ориентирован на практическое осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата. В советский период истории России марксизм-ленинизм выступал как единственное официальное направление философии.

Современный этап развития российской философии с необходимостью включает в себя изучение традиций и содержания русского философствования, развитие таких его принципов, как гуманизм, обращение к судьбам русского народа, будущему России.

Творчество великих немецких философов Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха настолько глубоко отразило сам дух немецкого народа, что этот период истории национальной философии был назван немецкой классической философией. Аналогично творчество русских философов эпохи религиозно-философского ренессанса, начиная с Вл. Соловьева, настолько глубоко отразило дух русского народа, что этот период и направление могут быть названы русской классической философией.