logo
Учебник философия -июнь 2011

3. Субъективная реальность. Дух и сознание

В наиболее общем понимании субъективная реальность есть совокупность явлений, относящихся к субъекту, ко всему его психологическому состоянию. Субъективная реальность описывается такими понятиями, как идеальное, дух, сознание, идея. В последнее время получило широкое распрос­транение слово «духовность». Нередко идет речь о возрождении отечественной духовности и наци­онального самосознания.

Зачастую при этом происходит смешение понятий как следствие сложности и недостаточной разработанности проблемы в самой философии. Долгие годы разработка про­блемы сознания велась либо в русле идеализма, либо в материалис­тической плоскости. Очевидно, анализ природы сознания должен ориентироваться не на противопостав­ление материального и идеального, а на выявление диалектики их объективной взаимосвязи.

Сознание тесно связано с психикой человека, о которой часто говорят как о душевной жизни. Загадка человеческой души с давних пор привлекает внимание философов, в частности, в форме проблемы души и тела: насколько авто­номны в своем существовании душа и тело, оказывают ли они влияние друг на друга и если да, то что выступает определяющим. Ныне совокупность этих вопросов обозначается как «психофизическая проблема».

Сегодня ясно, что комплекс естес­твенных наук, включая психологию и психофизику, изучает не душу, а физические явления, связанные в нашем теле с психическими процессами. Для естествознания «душа», «дух» - понятия, имеющие проблематичный характер. Для философии это одна из центральных проблем. И познание ее осуществляется с помощью понятий «дух», «идеальное», «сознание».

Дух чаще всего понимается как совокупность всех функций сознания, сконцентрированных в конкретной личности. В известной мере дух выступает орудием сознательной ориентации человека. Нам понятна суть выражений «боевой дух», «вольный дух», «дух времени». Наряду с такого рода обыденным использованием понятие «дух» употребляется также для указания на некое запредельное явление, неподвластное чело­веческим ощущениям. Так, одна из заповедей Православия состоит в «стяжании Духа Святаго». По сути, дух и душа – религиозные понятия, но они вместе с тем непреходящие объекты философского исследования, позволяющие провести разницу между душевной жизнью и духовной жизнью.

В христианстве дух есть действие Божией благодати, душа же рассматривается как вместилище духа. Поскольку дух есть жизнь, а жизнь раскрывается в опыте, следовательно, и дух познается только в опыте. Н. А. Бердяев в сочинении «Дух и реальность» подчеркивал: «Дух есть истина души, ее вечная ценность. В этом смысле дух имеет аксиологический характер, он связан с оценкой. Духовность есть высшее качество, ценность, высшее до­стижение в человеке. Дух дает смысл действительности, а не есть другая действительность. Дух есть как бы дуновение Божье, про­никающее в существо человека и сообщающее ему высшее досто­инство, высшее качество его существования, внутреннюю незави­симость и единство»144.

Наиболее общее определение идеального — это субъективный образ объективной реальности. Он является субъективным потому, что у каждого человека имеет индивидуальное выражение, и получает отражение как в формах сознания человека, так и в его деятельности. Идеальное понимается и как факт общественной, духовной, исторической деятельности. Феномен идеального обладает серьезным социальным зна­чением, которое определяется общественным сознанием в различ­ных его формах, культурой и т. п.

Исследовать сущность идеального достаточно сложно. Как бы физиолог не рассекал скальпелем мозг, он не находит в мозге ничего, кроме нервных процессов, а поэтому нередко склонен отождествить их с мыслью, с идеальным. Такой вывод исходит из положения, что функция органа помещена в самом этом органе примерно так же, как желток в яйце. Воспользуемся аналогией с монитором. Качество изображения на экране зависит от качества механизма монитора так же, как качество мышления – от «качества» мозга: в обоих случаях нарушение нормального функционирования ведёт к искажению образа, в первом случае – на экране, во втором – в мозгу. Изучая только устройство монитора, мы не поймём передаваемого им изображения. Точно так же, изучая строение мозга, мы не поймём природы психики.

Сознание потому и носит идеальный характер, что образы в голове человека не заключают ни одного физического, химического, либо другого материального свойства, именно поэтому сознание не может непосредственно восприниматься со стороны, даже при наличии самых совершенных приборов. Наука и теперь до конца не раскрыла механизм образования идеальных психических образов на базе нейрофизиологических процессов, однако, подход к решению этого вопроса дан современной философией.

Идеальность образа состоит в том, что он не содержит ни вещества отражаемых объектов, ни тех физиологических, биохимических процессов, которые происходят в мозгу. В процессе идеального отражения в структурах мозга кодируется информация о реальных объектах и процессах. Содержание этой информации, отвлечённое от мозговых процессов, и есть идеальный образ объекта. Следовательно, идеального не существует как самостоятельной, отделённой от материи субстанции. Вместе с тем, оно существует как содержание отражаемой и переживаемой человеком информации об объекте.

Системообразующим понятием для субъективной реальности является сознание. В общих чертах сознание это способность человеческого мозга к идеальному воспро­изведению действительности, реального мира, предполагающая наличие специфических механизмов и форм такого воспроизведе­ния на разных его уровнях. Важнейшими элементами такого воспроизведения выступают знание, эмоции, воля.

Биологические и социальные предпосылки сознания. Фи­лософия, опираясь на результаты естественных наук, на протяжении всей своей истории занята разработкой проблемы сознания. Ее исследование осуществлялось по двум направлениям — идеализма и материализма. Особый взгляд на происхождение и природу сознания высказывает религиозная фи­лософия и богословие.

Идеализм исходит из того, что сознанию свойственна изначаль­ная активность. Материализм в вопросах происхождения и функци­онирования сознания опирается на представление о сознании как субъективном образе объективного мира. При различии подходов между ними есть общее — признание связи психики с сознанием.

При субстанциальном рас­смотрении материи сознание выступает одним из важнейших ее свойств. Б. Спиноза полагал даже, что соз­нание выступает как атрибут материи наряду с «протяжением». В упрощенном виде такой подход можно сформулировать как идею о том, что «вся материя мыслит». Однако многие философы, разделяя основную идею этого подхода - отказаться от привлечения идеи Творца для объяснения происхождения сознания и выявить его естественные причины - вместе с тем считают, что сознание есть лишь одна из форм более общего свойства материи.

В качестве такого более общего свойства, результатом развития которого является сознание, выступает отраже­ние. Под отражением понимается процесс и результат взаимодействия систем, при котором особенности одной системы в иной форме воспроизводятся в особенностях другой системы. Так, в результате взаимодействия металлического и пластилинового шариков особенности металлического шара отразятся в пластилиновом через изменение формы последнего. При таком подходе процесс развития материи, который привёл к возникновению сознания, логично рассматривать как процесс развития форм отражения, поскольку сознание тоже есть взаимодейст­вие, но особого рода: в нем отражается окружающий мир в форме психических образов, наделенных информацией и смыслом.

В неорганической природе выделяют такие формы отражения, как механическое, физическое и химическое. Существенно, что в этом случае активного, целенаправленного использования результатов отражения еще нет, это - протоотражение, «предотражение».

В органической природе возникают две основные специфические формы отражения: раздра­жимость (тропизмы, таксисы) и психика (начиная с возникновения за­чатков нервной системы у кишечнополостных и кончая высшими жи­вотными с их безусловными и условными рефлексами).

В социальной сфере бытия выделяются такие формы отражения, как индивидуальное соз­нание и общественное сознание. Ряд философов склоняется к тому, чтобы выделять в особую сферу отражения «машинное» (компьютерное) «созна­ние».

Обращаясь к процессу возникновения биологических предпосылок сознания, отметим, что с возникновением рефлексов отражение приобретает психический характер. Системой безусловных рефлексов – инстинктов организм был чрезвычайно жёстко привязан к своей экологической нише и с изменением окружающей среды был обречён на вымирание. (Великий энтомолог Жан Анри Фабр заметил, что осы - охотницы волокут обездвиженного кузнечика обязательно за усики и щупик; если эти усики и щупик оторвать, осы бросят кузнечика, хотя остаются, например, яйцеклад и ножки, за которые можно было бы ухватиться).

Условные рефлексы обеспечивают, во-первых, более гибкую приспособляемость к среде, во-вторых, появляется возможность обучения через формирование наиболее адекватных сложившимся условиям условных рефлексов. На этой основе у высших животных осуществляется аналитико-синтетическая деятельность, развивается, по определению И. П. Павлова, «конкретное мышление», которое обусловлено их оперированием конкретными предметами. Только такое «мышление» присуще психической деятельности животных: «ручное», предметно-чувственное, оперирование конкретными предметами, но не абстрактными понятиями. Дальше этого даже человекообразные обезьяны не идут.

Идея о происхождении человека от обезьяноподобного предка, жившего в конце третичного периода, высказана Ч. Дарвином (1809-82) в книге «Происхождение человека». Л. Г. Морган (1818-89) в книге «Древнее общество» на основе синтеза археологических и этнографических материалов предложил детализированную схему исторической эволюции человеческой культуры и общества. Попытку философского обоснования тех фактов, которые привели к развитию человека от антропоидов, предпринял Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Идеи этих мыслителей лежат в основе современных философских представлений о социальных предпосылках возникновения сознания: труде, общении и языке.

Труд в полном смысле этого слова начинается с изготовления орудий труда у питекантропов и синантропов. Влияние труда на процесс развития сознания осуществлялось в двух направлениях.

Во-первых, труд способствовал развитию анатомии человека, которая приобрела современный вид около 30 – 50 тыс. лет назад: усовершенствовалась рука, усложнение труда привело к увеличению объема и усложнению структуры мозга, прежде всего коры больших полушарий.

Во-вторых, труд заставил перейти к оперированию абстрактными понятиями. С помощью условных рефлексов может быть закреплена в мозгу достаточно короткая цепочка из 5-6 последовательных действий. Её ещё могло бы хватить на изготовление простейших галечных орудий, для обработки которых, как показывают находки двухмиллионнолетней давности в долине р. Омо (Эфиопия), достаточно было 3-10 ударов. Однако уже рубила шелльской культуры требовали для изготовления от 8 до 30 ударов, а для изготовления первых кремниевых ножей эпохи мустье требовалась цепь из 200 производственных актов, сгруппированных в 10-11 операций. Здесь требовалось концентрированное внимание, воля, мышление, стремление к осуществлению поставленной цели. Поэтому без формирования возможности оперирования понятиями труд был бы невозможен.

Благодаря коллективному характеру труда появилась потребность согласования действий в процессе общения и передачи трудового и социального опыта. Формируется речь, появляется понятийное мышление. Таким образом, в процессе скачка от биологической формы отражения к социальной одновременно происходит качественное изменение и материального «субстрата» (возникает новый вид Homo sapiens), формы движения (формируется труд как новый вид деятельности), физиологической основы отражения (развитие мозга, появление второй сигнальной системы, языка) и самого отражения как психического, идеального свойства (появление абстрактного мышления). Все эти факторы взаимодействуют в едином процессе, но ведущая роль принадлежит труду как новому виду деятельности.

Огромную роль в развитии сознания сыграл язык. В самом общем виде язык - это определенная система знаков, обладающая значением. Речь есть процесс использования знаков языка, первоначально – для предметов, имеющих наиболее важное значение для человека в ходе общения и трудовой деятельности, а также наиболее часто повторяющихся операций деятельности.

Речевое общение носит двусторонний характер: развитие языка «подталкивает» мышление, а развитие мышления обогащает словарный запас. Широко распространена формула: «Всё понимаю, но сказать не могу!», особенно на зачётах и экзаменах. Следует усвоить, что «понимать» – это означает уметь выразить мысль в понятиях. Неясная мысль не может быть и чётко выражена; чёткая мысль сравнительно легко находит словесное оформление. Таким образом, выступая материальной оболочкой мысли, язык:

По оценкам филологов, вместе со специальными терминами в русском языке насчитывается до 2 млн. слов. Широко распространённый орфографический словарь русского языка содержит около 104 тыс. слов. В произведениях Данте использовано 5860 слов, в словаре Шекспира – ок. 24 тыс. слов, в словаре А. С. Пушкина – 21 200 слов, из них лишь 720 встречаются свыше 100 раз. По-настоящему культурный человек постоянно стремится к освоению богатств прежде всего родного языка, расширению своего лексикона. Очень хорошо, если будущий социальный работник станет пополнять свою библиотеку разного рода словарями родного языка.

В учебной литературе существует много определений сознания. В качестве исходного можно взять определение А. Г. Спиркина, отечественного философа, много лет изучавшего этот феномен: «Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека»145. Студенту предоставляется возможность самостоятельно выделить свойства и функции сознания, зафиксированные в этом определении.

Самосознание. Под осознанием понимается отражение в сознании объективного окружающего мира. Для человеческих знаний характерна осознанность – понимание того, что из себя представляет тот или иной объект, в каких отношениях находится с окружающим миром, каково его значение для познающего человека. Осознание человеком самого себя, своего места в мире ведёт к самосознанию. Существенно, что, отражая действительность, сознание и само входит в понятие действительности, выступая как двуединое отражение, в котором фиксируется единство субъекта и объекта. Такое свойство сознания раскрывается понятием рефлексия, которое выражает форму теоретической деятельности человека, направленной на осмысление своих собствен­ных действий. Это также деятельность самопознания, раскрываю­щая духовный мир человека. Значение рефлексии состоит в том, что посредством ее достигается освоение культуры, деятельных возмож­ностей человека.

Самосознание состоит в осознании человеком своего «я», самого себя как личности, своих мыслей, морального облика, интересов и идеалов. Развитое самосознание имеет достаточно сложную структуру, определяемую социальной ролью такого элемента сознания. Может быть выделено самосознание – исследование человеком самого себя. Важное место занимает самооценка как предпосылка саморегулирования: определяется совокупность качеств, которые должны быть развиты, и тех качеств, от которых необходимо избавиться. В процессе самовоспитания проявляется саморегулирование, самоконтроль, самопоощрение, самонаказание. Чем более развитой является личность, тем более сложную структуру имеет её самосознание.

Структура сознания. С точки зрения особенностей отражения окружающего мира в структуре сознания могут быть выделены три элемента, специфическим образом отражающие действительность: знания, воля и эмоции.

Несомненно, важнейшим, определяющим элементом сознания являются знания. Действительно, человек может относится к чему-либо сознательно, если он знает об этом «что-либо». Человеческое знание не есть что-то застывшее, это результат и одновременно составная часть процесса познания.

Воля – это сознательная целеустремлённость человека на выполнение тех или иных действий. Важно понять, что воля – это именно сознательная устремлённость человека. Нередко человек со слабой волей оправдывается тем, что у него, дескать, слабый характер, и он ничего не может с собой поделать. Однако характер, имея социальную сторону, всё же в значительной мере определяется биологическими особенностями человека. Воля же не является врождённым качеством: умение и способность принимать правильные решения, доводить начатое дело до конца является результатом опыта, знаний, воспитания. При этом в воспитании воли решающее значение принадлежит самовоспитанию.

Эмоции – осознанные переживания. Они занимают важное место в структуре сознания, выражая непосредственное чувственное отношение человека к самому себе, к окружающему миру, к процессу познания. Особое место в структуре этого элемента сознания занимают высшие чувства: патриотический долг, любовь к Родине, сострадание к людям (выступающее важным элементом профессиональной культуры социального работника) и др. Чувства этого рода выражают отношение человека к идеалам добра, красоты и истины.

Характерной чертой рассмотренных элементов сознания является их чётко выраженный осознанный характер. Вместе с тем такой подход к структуре сознания не исчерпывает всего богатства психической жизни человека.

Сознание не только отражает действительность, но позволяет высказать определенное к ней отношение, то есть наличие сознания придает человеческому поведению ценностный и личнос­тный аспект. Наконец, сознание включает в себя творческое начало, откры­вающее человеку возможность преобразования мира, совершен­ствования природных задатков. Только творческий человек способен быть свободным человеком.

Краткие выводы. Категория бытия является наиболее абстрактной философской категорией и объединяет все составляющие объективной и субъективной реальности по признаку «быть», «существовать».

Современное философское понимание материи представляет собой плодотворное методологическое орудие для развития естествознания и обществоведения, а также комплекса технических наук, является важной составляющей фундаментального образования специалиста в области социальной работы.

Неотъемлемыми атрибутами материи, формами ее бытия являются движение, пространство и время. Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время как особые субстанции, относительно не зависимые от материи, реляционная концепция подчеркивает неразрывность пространства, времени, материи и движения.

Сознание представляет собой продукт длительного развития материи, функцию мозга общественного человека, которая заключается в активно-творческом отражении действительности в форме идеальных образов.