logo
Учебник философия -июнь 2011

2) В обществе производится, функционирует и до­ступна любому индивиду, группе или организации со­временная информационная технология, обеспечиваю­щая выполнимость предыдущего пункта;

3) имеются развитые инфраструктуры, обеспечи­вающие создание национальных информационных ре­сурсов в объеме, необходимом для поддержания по­стоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;

4) в обществе происходит процесс ускоренной ав­томатизации и роботизации всех сфер и отраслей про­изводства и управления;

5) происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расшире­ние сферы информационной деятельности и услуг. В этой сфере трудится большинство работающего насе­ления, по крайней мере, не менее 50 % общего числа занятых.

Современное информационное общество, далее, характеризуется понятиями информатизации, медиатизации (лат. mediatus – вы­ступающий посредником), компьютеризации и элект­ронизации общества.

Электронизация представля­ет собой инженерно-технический про­цесс, состоящий в производстве, конструировании и широком внедрении электронных технологий. Электрониза­ция обусловливает более или ме­нее существенные изменения в сфере промышленного производства и экономики.

Компьютеризация как бы надстраивается над электронизацией, создающей различ­ные элементы и компоненты современных компьютеров. Однако ни наличие, ни использование компьютеров само по себе не делает общество информационным. Так, использование ком­пью­теров для подсчета голосов депутатов в парламенте еще не повы­шает уровня информи­рованности, осведомленности и компетентности са­мих этих депутатов.

Информатизация общества представляет собой процесс прогрес­сивно нарастающе­го использования информационной техники, новейших информационных технологий для произ­водства, переработки, хранения и распространения информации и осо­бенно знаний. Таким образом, информатизация имеет двуединую сущность:

- технико-технологическую, которая воплощается в компьютеризации как основе технологии информационно-обменных процессов современного общества,

- содержательно-информационную, которая воплощается в интенсификации и расширении масштабов (и эффективности) функционирования информации в различных системах общественных отношений.

Информатизация общества приводит к радикальным преобразованиям в сфере социальных и экономических отношении, в культуре, духовной жизни и быту. К примеру, компьютер­ный перевод позволяет уже сейчас преодолевать многие языковые барьеры.

Медиатизация представляет собой составную часть процесса ин­форматизации, назначение которого состоит в создании и распространении новейших систем коллективной и личной связи, как раз и обеспечивающей, в конечном счете, доступ любого индивида ко всем источ­никам информации, ко всем уровням личностного, межличностного и группового общения. К примеру, если всего 20 – 25 лет назад высшим достижением японского, американского, европейского телевидения было телевещание с использованием 25 - 30 каналов, передававших различную образователь­ную, развлекательную, учебную, коммерческую, кон­сультативную, справочную, торговую, рекламную информацию, то ныне в странах запад­ноевропейского сообщества одновременно рабо­тают до 120 телевизионных каналов, включая кабельные.

Создание не то компьютеров, не то те­левизоров нового поколения, которые будут подключены к Интернет, соединены системой спутниковых те­лекоммуникаций, подключены к интегрированным системам связи, мощным терминалам, принтерам, ги­гантским базам знаний и данных и телевизионным комбайнам с высокой разрешающей способностью, позволят получить в течение относительно небольшого времени визуальную и звуко­вую информацию в громадных объемах. Подобные объемы информации всего полвека назад усваивались в течение жизни целого поколения.

Заслуживает внимания подход к анализу информационного общества, предложенный Н.И. Мартишиной231. Она предлагает методологически плодотворный способ определения информационного общества - через наиболее проявленный специфический признак. Тогда правомерным представляется следующее определение: информационным можно назвать общество, в котором нормативной становится оптимизация локальных актов деятельности через обращение к глобальным информационным процессам. Иными словами, в информационном обществе организованное специальным образом предоставление информационных услуг и их использование не составляют самостоятельной, относительно выделенной сферы общественной жизни, а являются необходимой составляющей любой сферы деятельности.

Авторы доклада, подготовленного по заказу Европейского союза в 1994 г., выделяют десять сфер применения информационных технологий, в том числе работа посредством сети, обучение по сети, научные коммуникации, обычные услуги по сети, управление транспортными потоками, быстрое медицинское обслуживание232. В поле преобразования, таким образом, оказываются производство, наука, образование, здравоохранение - все стороны общественной жизни. Активными пользователями - субъектами информационного рынка становятся не только организации самых различных уровней, но и отдельные индивиды, те, кого нередко имеют «простые обыватели».

Главная перспектива развития современного информационно-технического общества - в создании гармонии между развитием знаний и технологий с одной стороны, и возможностями приспособления человека к собственным результатам деятельности, - с другой. В связи с этим с особой остротой встает вопрос о сущности и особенностях человека в информационно-техническом обществе.