logo
Учебник философия -июнь 2011

1. Философское религиоведение

Основным объектом философского изучения религии, темой многообраз­ных философско-исследовательских подходов к религии являются религиозные верования. Их изучение может быть, во-первых, нацелено на философское оправдание верований. В этом случае фило­софское религиоведение по суще­ству сливается с философской теологией. Во-вторых, прояснение и оценка ре­лигиозных верований могут приводить к выводу о противоречивости и фило­софской несостоятельности этих верований, иными словами, в известной степени совпадать с системой теоретического атеизма.

Вследствие целого ряда исторических факторов вопрос о соответствии религии утвердившимся критериям рациональности всегда был особенно острым для европейской культуры. Поэтому современное западное религиоведение концентрируется вокруг философско-эпистемологической проблематики. В рамках вопроса об обоснованности и рациональности религиозных ве­рований возможны две основные позиции:

Обе эти позиции противостоят фидеизму (утверждению безусловной правомерности содержания религиозных веро­ваний).

Первая позиция в новейшей философии религии представлена весьма слабо. Немногочисленные критические концепции не выходят за пределы традицион­ных воззрений. Как отмечает Ю.А. Кимелев, после «неопозитивистской атаки» не было предложено какого-либо новаторского критического подхода210.

Вторая позиция утверждает, что религиозные верования и рассужде­ния соответствуют тем же познавательным стандартам, что и другие виды знания и познавательной деятельности. Чаще всего такой подход при­нимает форму уподобления религии науке и преследует главным образом апологетические (оправдательные по отношению к религии) цели, хотя в полной мере сохраняет исследователь­ский характер.

Разновидностью этой позиции является утверждение о том, что несоответствие религиозных верований принятым критериям рациональности знания не означает необоснованности или иррациональности этих ве­рований. Наоборот, религиозные верования имеют собственные критерии правомерности и оправдания. Подобные воззрения в последние годы в англоязычной литературе обозна­чаются как «фундаментизм»211.

Что касается современного отечественного религиоведения, следует отметить два момента. Во-первых, как самостоятельное научное направление, оно продолжает формироваться, наследуя при этом проблематику из традиционного для советской философии «научного атеизма». Во-вторых, круг проблем, рассматриваемый в его рамках, весьма широк. При этом традиционная для западного религиоведения эпистемологическая тематика является лишь одной из многих актуальных проблем. Так, большое внимание уделяется осмыслению (и переосмыслению) сущности, структуры, социальных функций религии, ее месту в культуре и социальном прогрессе. В предлагаемой читателю главе рассматривается, прежде всего, традиционная для отечественного религиоведения проблематика.212

Концепции сущности религии. Сторонники религии в объяснении ее сущности чаще всего ис­ходят из теологической или близкой к ней объективно-идеалистической концеп­ции, суть которой состоит в утверждении о сверхъестествен­ном источнике религии: Боге, «абсолюте», «мировом духе». Утверждается, что сверхъестественное начало мира существует объективно, а человек наделен непреодолимым стремлением к «встрече со святым», к «слиянию с абсолютом». В то же время у теологов сверхъестественный источник религии – Бог, а у объективных идеалистов – некое объективное духовное начало, к примеру, Абсолютный дух у Гегеля. Для Гегеля религия выступает как самосознание Абсолютного духа.

Начало субъективно-идеалистической концепции трактовки сущности ре­лигии связывается с немецким богословом Фридрихом Шлейермахером (1767-1834). Он рас­сматривает религию как индивидуально-психологический феномен, как опреде­ленное состояние сознания отдельного человека, как внутреннее переживание, как чувство «зависимости» от бесконечного.

Основоположник прагматизма Уильям Джеймс (1842-1910) рассматривал религию как спонтанно возникающие субъективные переживания. При таком подходе каждый верующий имеет свою религию как самопорождение познания, спонтанно продуцирующего религиозные идеи. Все богатство форм опыта нуждается в осмыслении, а религиозный опыт — особенно, поскольку мистическое расширяет, по Джеймсу, область воспринимаемого, открывает новые измерения и возможности, обеспечивает контакт с невидимым. Будучи не менее реальным, чем научный, религиозный опыт и не менее полезен, а значит — истинен. Принцип воли к вере позволяет человеку совершать свой эмоциональный выбор в тех случаях, когда рациональные основания отсутствуют. Вера в существование высших сил, занятых спасением мира в смысле наших собственных идеалов, дает надежду на лучшее.

В биологизаторских концепциях религия трактуется как особая форма реакции человека на окружающий мир. Так, 3. Фрейд (1856-1939) переносил на все общество невроз, как со­стояние человеческого организма, и использовал его для объяснения религии. Он считал религию общечеловеческим, навязчивым универсальным неврозом, который коренится в комплексе Эдипа. Подобный подход сохраняется в современных разновидностях неофрейдизма.

Антропологическая концепция религии считает, что религию можно объяс­нить, исходя из «человеческой природы». Л. Фейербах (1804-1872) рассматри­вал всякую религию как отражение человеческого бытия: не Бог создал человека, а человек создал Бога «по своему образу и подо­бию». Он считал, что в сфере религии человек отделяет от себя соб­ственные качества и переносит их в гипертрофированном виде на воображаемое существо - Бога.

Сущность марксистского подхода к религии выражена в классическом определении Ф. Эн­гельса: «...всякая религия является не чем иным, как фанта­стическим отражением в головах людей тех внешних сил, ко­торые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отра­жением, в котором земные силы принимают форму незем­ных»213. При таком подходе принимается, что источник религии находится отнюдь не на небе. В качестве такого источника выступает общественное бытие, реальные социально-экономические отношения. Религия, как и любая форма общественного сознания, по-своему отражает объективные условия жизни людей. Но это отражение носит специфический характер.

Религиоз­ная вера. Материалист может назвать религиозное сознание, как это и сделано Ф. Энгельсом, фантастическим отражением действительно­сти. Но даже для материалиста этого недостаточно.

Фантазия присут­ствует в любой творческой деятельности человека, без нее невозможны были бы великие научные открытия, произведе­ния искусства. Однако и творец, и «потребитель» такой фантазии четко отграничивают ее от реальности, отождествляя реальность лишь с миром естественного. Так, все мы можем описать фантастического Змея Горыныча, но вряд ли кто верит в его реальное существование.

Главным признаком религии являет­ся именно вера в реальность существования сверхъестественных сил, которая обладает следующими особенно­стями:

1. Она предполагает не только наличие в сознании пред­ставлений о сверхъестественном (такие представления могут быть и в сказках, в произведениях искусства), но и веру в его реальное существование.

2. Она включает в себя убеждение в существовании осо­бых двухсторонних отношений между человеком и сверхъ­естественным при помощи особых приемов (например, молитвы), закрепленных в религиозном культе. Таким образом, вера в сверхъестественное представляет наиболее существенный признак религиозного сознания.

Исходя из этого, религию можно определить как особое мировоззрение и мироощущение, связанное с верой в существование сверхъестественных сил, и вытекающее из них поведение людей.

Структура религии. Религия представляет собой сложное социальное образо­вание, включающее в свою структуру религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации, религиозные отношения и деятельность.

Религиозное сознание имеет два относительно самостоятельных, но взаимосвязанных уровня: религиоз­ную психологию и религиозную идеологию. Религиозная психология – это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, раз­деляемых всеми верующими. Религиозная идеология – это более или менее стройная система идей о Боге и созданном им мире. Центральной частью рели­гиозной идеологии является теология (греч. theos – Бог, logos – учение), представляющая собой систему богослов­ских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения. Как правило, рядовые верующие име­ют отрывочное представление о теологии. Носителя­ми теологии, или богословия, являются профессиональные церковнослужители - священники, богословы, теологи, изучающие и развивающие ее в духовных учебных заведениях: академиях, семинариях, медресе и т. д.

Культ (лат. cultus — уход, почитание), обрядовая сторона религии — совокупность символических действий, с помощью которых верующий пы­тается вступить в контакт с Богом или иными сверхъестественными силами. К элементарным культовым актам отно­сятся поклоны, коленопреклонение, крестное знамение и т. д. Более сложными являются обряды, богослужения, праздники. Культ реализуется с помощью специальных средств: храмов (молитвенных домов), религиозного искусст­ва, креста, церковной утвари, священнического облачения и т. д.

Отметим, что культовая деятельность (богослужения, молитвы, обряды, таинства, посты, религиозные праздники) составляет важную часть религиозной деятельности. Религиозная деятельность направлена, прежде всего, на удовлетворение религиозных потребностей верующих. Кроме того, она включает пропаганду религиозной веры среди неверующих, религиозное воспитание детей, религиозное просвещение и т.д. Религиозная деятельность протекает в рамках религиозных отношений, которые охватывают собой отношения между верующими людьми, отношение верующих к окружающей их природе и обществу, отношение верующих людей к Богу и потустороннему миру. По содержанию эти отношения могут моделировать отношения господства и подчинения (Бог – господин, верующий – «раб Божий»), отношения судопроизводства (Бог – судья, грешники – судимые), семейные отношения (Бог – Отец, верующие – братья и сестры).

Важным элементом в структуре религии являются религи­озные организации, возникающие на основе общности верований и обрядов и призванные удовлетворять религиозные по­требности, регулировать культовую деятельность. Первичные объединения верующих – это религиозные общины, в которых выделяют клир – священнослужителей, а также мирян – рядовых верующих. С появлением мировых религий возникает церковь как автономный, централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Особо выделилась и сформиро­валась церковь в христианстве, став неотъемлемой частью государства.

Молодая буржуазия предпринимала попытки освободиться от влияния церкви, что особенно ярко прояви­лось в лютеранстве и кальвинизме, но вскоре осознала, что ей не обойтись без религиозных организаций. Религия как особый социальный институт включает не только церкви, монастыри, монашеские ордена, братства, но и многочисленные «мирские» объединения: профсоюзные, молодежные, женские, спортивные, не говоря уже о религиозных политических партиях.

Источники религии и ее исторические корни. Французский философ П. Гольбах (1723-89), считал, что религия воз­никла в глубокой древности как результат невежества наро­да, а затем и обмана жрецов и стала передаваться по тради­ции: «Вера в бога — не что иное, как укоренившаяся с дет­ских лет привычка»214. Однако причины религии нельзя свести к «встрече дурака с мошенником» и рассматривать их только в невежестве од­них и сознательном обмане других. Корни религии — это сложная, взаимосвязанная совокупность причин и условий, порождающих и под­держивающих ее.

Социальные корни религии — это совокупность таких явлений общественной жизни, кото­рые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные ве­рования.

К ним относятся:

Гносеологические корни религии — это предпо­сылки формирования религиозных верований, возникающие в процессе познавательной деятельности людей. Первобытные люди, не умея выделить себя из природы, одушевляли по аналогии с собой и все природные явления. Так возникали первые формы религии.

В дальнейшем способность к обобщению, абстрагированию дала возможность глубже познать мир, но она же позволяла рассматривать общие понятия как самостоятельные сущности, неза­висимые от материального мира. Так, христианский Бог наделен свойствами, отделенными как от вселенной (вечный, вездесущий), так и от человека (всеблагий, всеведущий, все­могущий, всеправедный).

Психологические корни религии — это эмоциональные состояния людей, их настроения, чувства, переживания, которые создают возможность для обращения человека к ре­лигии. Это, прежде всего, чувство страха перед силами приро­ды либо негативными социальными силами. Чувства горя, одино­чества, скорби при не­возможности устранить их источник нередко вынуждает чело­века обращаться за утешением к Богу, поскольку люди не могут слишком долго находиться под воздействием тяжелых, непри­ятных переживаний.

Исторические этапы развития религии. В процессе развития религии для ее отношений с обществом характерны два взаимосвязанных процесса: сакрализация и секуляризация. Сакрализация (лат. sakralis – священный) – процесс отнесения явлений, предметов, процессов, людей к сфере божественного, религиозного в отличие от светского, мирского, профанного. В ходе истории процессу освящения, сакрализации противостоит десакрализация, или секуляризация. Секуляризация выступает как процесс освобождения различных сфер общества, социальных отношений и институтов от влияния религии.

Религия в своем развитии прошла несколько этапов. К первобытным верованиям относится в первую очередь фети­шизм (франц. fetiche – амулет, идол), как наиболее ранняя форма религии. Он представлял собой обожествление различных материальных объектов дей­ствительности - фетишей, которым приписывались сверхъестественные силы и свойства, способность исцелять, уберегать от врагов, опасностей и т. д.

Тотемизм представляет собой веру в сверхъестественные связи между группой людей и определенным видом животных или растений, становивших­ся объектом поклонения. Тотем (животное или растение) считался предком рода, его родоначальником.

Магия (греч. mageia - колдовство, чародейство) как совокупность пред­ставлений о воздействии на людей, на предметы или явления сверхъестественным путем, включала в себя заклинания, ри­туальные пляски, «наведение порчи» на врага, «привораживание» и т. д.

Анимизм (лат. anima - душа) — это одушев­ление окружающей действительности, вера в то, что все пред­меты, помимо видимой, имеют невидимую, духовную природу.

В период деления общества на классы и возникновения государств складываются национальные религии: иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство, дао­сизм, джайнизм, сикхизм. В этих религиях боги все больше наделяются общественными атрибутами вместо оли­цетворения явлений природы; на смену поли­теизму (многобожие) приходит монотеизм — единобожие, ко­торое отражает процессы, происходящие в обществе: единому государю на земле соответствует единый Бог на небе.

Важнейшим этапом в развитии религии стало появление мировых религии: буддизма, христианства и ислама.

Наиболее древней мировой религией является буддизм. Учение буддизма проповедовалось ок. 560-480 гг. до н.э. Сиддхартхой Гаутамой Буддой («ясновидящим») в Индии и распространилось затем в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Ныне в Бирме, Камбодже, Таиланде буддизм выступает как государственная религия. Его предшественником был брахманизм, у которого заимствовано учение о переселении душ, о возмездии за грехи, о спасении и др.

В буддизме нет понятия Бога-творца, а есть тысячи будд, святых и т. д., которые «просветляют» верующего и открыва­ют ему путь истинного познания. Буддизм проповедует закон дхармы: ни одно доброе или злое дело не проходит бесследно. Одним из главных догма­тов буддизма является догмат о страдании, сформулированный в четырех «великих истинах», которые утверждают, что жизнь есть страдание, и объясняют причины, пути и условия избав­ления от страданий.

Центральную область буддийского учения составляет нравственность, нормы поведения человека. Обязательные для всех заповеди сводятся к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправду, не пить вина. Основное кредо буддизма: «В своих страданиях человек виновен сам, сопротивление злу беспо­лезно». Через раз­мышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству.

Наиболее крупные разновидности буддизма — хинаяна и махаяна. Разновидностью махаяны, сложившейся в Тибете в VII – XIV вв., стал ламаизм. Все направления буддизма имеют значительное число сект. В России наиболее распространен ламаизм, который имеет свое Центральное духовное управле­ние с Пандит-хамбо-ламой во главе (Иволгинский дацан в Бурятии). Последователи этой религии среди россиян проживают, прежде всего, в Бурятии, Калмыкии и Туве, а также в регионах компактного проживания бурят Иркутской и Читинской областей.

В форме дзэн-буддизма, возникшем в V веке в Китае, буддизм получил распространение в Западной Европе в 20-х годах ХХ века.

Исторически второй формой мировой религии явилось христианство, возникшее в I в. до н. э. в условиях Римской империи. Ныне христианство насчитывает свыше 1 млрд. последователей в Европе и Америке. Идейными истоками хри­стианства явились мифология и вульгаризированная филосо­фия античного мира. Наибольшее влияние на христианство оказал иудаизм, а также некоторые восточные религии. Воз­никло христианство как религиозная идеология борьбы с уг­нетением. В конце I – начале II в. христианство окончательно порывает с иудаизмом, по­степенно отказывается от своей «революционности» и к нача­лу IV в. безоговорочно включается в систему государства, получая от него большую экономическую помощь.

Нравственные правила христианства изложены в заповедях Моисея: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «почитай мать и отца твоих», «не делай себе кумира», «не произноси имени господа Бога всуе»... Центральными в христианстве являются идея греховности чело­века как причины всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния.

Основные направления христианства — это православие, католицизм, протестантизм. Внутрицерковная борьба в 1054 г. приводит к расколу между восточной и западной церковью. Западная стала назы­ваться римско-католической (Римская всемирная церковь), а восточная — греко-католической, православной, т. е. всемир­ной, верной принципам ортодоксального (первоначального) христианства.

Православие включает в себя несколько автокефальных (само­стоятельных) церквей. Самой большой и влиятельной являет­ся Русская православная церковь. Источники вероучения: священное писание - Библия и «священное предание» (постановления церковных соборов, творения «отцов церкви»). Бог выступает в трех лицах: Бог-отец (творец мира), Бог-сын (Иисус Христос) и Бог-дух святой. Триединый Бог единосущен, недоступен разуму. От верующих требуют обязательного посещения храма, ноше­ния нательных крестиков, исполнения таинств, которых, как и в католицизме, семь: крещение, причащение, миропомаза­ние, покаяние, брак, священство, елеосвящение.

Католицизм источником вероучения считает Библию — священное писание и священное предание (традицию), глав­ным образом решения пап. В отличие от православия счи­тает, что святой дух исходит и от Бога-отца, и Бога-сына (православие считает – только от Бога-отца), признает догмат о главенстве папы над всем христианским миром, а также догмат о непогрешимости папы. Для католицизма характерно экзальтированное почитание Богоматери – Девы Марии.

Централизованная иерархическая организация католицизма, включающая в себя верховные органы церкви во главе с римским папой, клир, монашеские ордена, различного рода массовые (благотворительные, молодежные, женские, профсоюзные) организации, располагающие большими средствами, стала важным элементом современного запад­ного общества. В нынешних условиях католицизм активно распростра­няет свое влияние на Россию и европейские страны СНГ, прежде всего Украину и Белоруссию.

Протестантизм представляет собой буржуазную форму христианства, он возник в XVI в. в результате широкого анти­католического движения — Реформации, охватившего ряд стран Европы. Протестанты отвергли учение о церкви как по­среднике между Богом и людьми, упростили культ, отказавшись от почитания святых, ангелов, поклонения иконам, мощам и др. Из пер­воначальных форм протестантизма: лютеранства (последова­тели Мартина Лютера, 1483-1546), англиканства (независимость от папы Римского провозглашена английским парламентом в 1534 г., церковную иерархию возглавляет британский король), кальвинизма (последователи Жана Кальвина, 1509-1564) - возникли новые: методисты, баптисты, адвентисты, пятидесятники и другие. В протестантизме снимается различие между священником и мирянином, упраздняется церковная иерархия. В 1948 г. по инициативе протестантских церквей создан Все­мирный совет церквей.

Третьей формой мировой религии является ислам (араб. – покорность), воз­никший в Западной Аравии в VII в. в период перехода арабов к феодализму и образования классового арабского государ­ства. Основоположником ислама явился выходец из Мекки Мухаммед. Ислам выражал интересы оппозиционных слоев, осуждая богатство и ростовщичество, и способствовал созда­нию феодально-теократического государства, получившего название халифат. Приверженцев ислама называют мусуль­манами (от араб. «муслим» — верный). Наибольшее распространение ислам получил в Северной Африке, Юго-Западной и Южной Азии и насчитывает около 1 млрд. последователей.

Основные догматы ислама изложены в Коране, который мусульмане считают высшим и наиболее полным из священных писаний, а также в Сунне — сборнике преданий (хадисов), в котором изложено нравственное учение ислама. Главные постулаты ислама – учение о едином Боге – Аллахе, создателе неба и земли, предопределяющем все события, как в мире, так и в жизни каждого человека, а также учение о Мухаммеде как посланнике Аллаха. Традиции ислама освящают узы родства, святость гостеприимства, почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и употребление вина и др. Мусульманам предписывается обязательная ежедневная пятикратная молитва, обязательная благотворительность (закят), паломничество в Мекку (хадж).

По мнению современных исследователей, по многим своим особенностям (правовое равенство, отсут­ствие жестких сословных перегородок, общественные ограничения государственной власти, относительная гуманность и рациональность шариата - исламского законодательства - в сравнении с раннесредневековыми европейскими законами, широкая система государственной филантропии) средневековый мусульманский мир ближе к современным нормам, чем современный ему христианский мир. Основными направлениями ислама являются суннизм (признает наряду с Кораном святость Сунны) и ши­изм (признают Сунну лишь частично, имеет свое предание - ахбары, сборники которых вместе с Кораном являются источником шариата).

Внутри мировых религий на основе различного толкова­ния религиозных догматов, особого отношения к религиозным обрядам, специфического, отличного от принятого в данной религии ортодоксального понимания отношений верующих и Бога образуются особые общины – секты. Секты существу­ют в каждой религии, но наибольшим влиянием на терри­тории России пользуются секты христианского направления.

Ряд сект отличается изуверским характером обрядов, то­талитарной организацией, т. е. абсолютным подчинением гла­ве секты: часть пятидесятников (особо изуверского направления), хлысты, скопцы, «белое братство». Наибольшее распростра­нение в России имеют евангельские христиане-баптисты, ад­вентисты седьмого дня, методисты, молокане, пятидесятники. Особую активность на территории России в последние десятилетия стала проявлять секта «свидетелей Иеговы», созданная в США в 70-х годах XIX в. торговцем Чарльзом Русселем.

Что касается России, то, к примеру, до 40% верующих христиан Северного Кавказа являются членами именно библейских и других сект, из них до 15% - членами их крайних ответвлений (баптисты-раскольники, ад­вентисты-реформисты, иеговисты и т. д.), которые не поддер­живают отношений с властями и негативно относятся к воен­ной службе217. На религиозно-сектантской основе участились случаи отказа молодых людей от призыва в армию.

Функции религии в современном мире. К функциям религии относятся те главные задачи, ко­торые она выполняет в жизни общества.

Удовлетворение религиозных потребностей верующих людей является главной функцией религии, которую она выполняет, обеспечивая, по мнению верующих, их связь с Богом. Результатом этого общения выступает высокий уровень духовного удовлетворения, который получает ве­рующий человек, находясь в системе религиозных отношений, участвуя в религиозных обрядах. В этом смысле религия содействует процессу утверждения личности, формирования личностного сознания.

Воспитательную функцию религия осуществляет, побуждая жить в соответствии с определенной системой моральных ценностей. Религия выступает одним из наиболее влиятельных институтов, который специально принимает на себя задачу формирования нравственности в конкретном обществе.

В христианстве значительным воспитательным потенциалом обладает, например, обряд ис­поведи. Во всех религиях мощным воспитательным эффектом обладает концепция «суда божьего», который ждет каждого верующего в загробной жизни.

Проповедь нравственных абсолютных ценностей была характерна для всех религий мира и осталась актуальной в наш полный зла и насилия век. В Коране записано: «Что вы издерживаете из блага, то – родителям, близким, сиротам, бедным путникам. Ведь что бы вы ни делали из добра – поистине Аллах про то знает». Поражает мудрость заповедей в Нагорной проповеди Христа: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду», «Когда творите милостыню, не трубите об этом», «Не судите, да не судимы будете». Эти нравственные правила не только не утратили своего значения, но и приобрели новый глубокий смысл, так как обращены к внутреннему, духовному миру человека. С их помощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни.

Компенсаторную функцию религия выполняет, утверждая наличие в мире всемогущего начала, которое может помочь человеку и обществу в трудной для них ситуации: в борьбе со стихийными бедствиями, со злом, с собственными слабостями, в борьбе с болезнями и т.д. Примерами помощи людям со стороны Бога, после того, как они обращались к нему за помощью, полны Библия, Коран, Тора, священные книги других религий.

Утешительная функция религии проявляется через утверждение в сознании ве­рующих людей тезиса о том, что подлинное утешение человеку может дать только Бог. Служители культа способствуют тому, чтобы человек пришел поразмыслить именно в храм: они находят время для неспешной беседы, умеют слушать, помочь советом и делом. Они часто не без пользы обращаются со словами утешения даже к самым «потерянным» слоям общества — преступ­никам.

Регулирующая функция. Как и всякая форма обществен­ного сознания, религия создает систему норм и ценностей, которая обеспечивает, прежде всего, сохранение и уп­рочение веры в сверхъестественное. Религиозные нормы охватывают не только сферу внутрицерковного поведения, но и ре­гулируют социальное поведение человека, его отношения в семье и в быту. Особенно это относится к исламу и иудаизму.

Функцию трансляции культурных ценностей религия выполняет потому, что она сама является одной из форм культуры. Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, прекрасные литератур­ные и религиозно-философские произведения, священные книги и труды отцов церкви, церковные обряды, нравственные заповеди чрезвычайно обогатили культурный фонд человечества. Одна из главных задач церкви — сохранение этих культурных памятников, и она с ней, как правило, хорошо справляется.

Интегрирующая функция. В определенных условиях рели­гия укрепляет существующую социальную систему. Религия делает человека членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной. В услови­ях отказа от государственной идеоло­гии в России православие реально претендует на роль инте­грирующего духовного начала в государстве.

Сплачивая единоверцев, т. е. выполняя интегрирующую функцию в рамках общины, религиозный фанатизм в то же время может «сплачивать» одни народы против других. Так, некоторые последователи ислама выступали против всех инаковерующих, а католики призывали к крестовым походам против му­сульман. Террористы XXI века также нередко стремятся «осенить» себя знаменем конкретной религии.

Мировоззренческую функцию религия выполняет, создавая определенную картину строения мира. Центром этой картины является тот или иной Бог - тво­рец видимого и невидимого мира. Можно сказать, что религиозная картина является своеобразной приз­мой, через которую верующий человек смотрит на окружающий его мир и оце­нивает все явления, происходящие в нем. Она выступает как своеобразная система координат для жизненной позиции и образа жизни верующих.

Следует учитывать сложность и противоречивость содер­жания функций, выполняемых религией, причудливое пере­плетение реакцион­ных, консервативных и прогрессивных моментов этого содержания. На­при­мер, в условиях падения нравственных устоев общества, рас­простране­ния наркомании, проституции, преступности рели­гиозные моральные прин­ципы являются притягательными и спасительными ориентирами духовного возрождения не толь­ко для верующих, но и для людей, ранее достаточно далеких от восприятия догматов религии. Зачастую церковь становит­ся и выступает хранительницей культурного наследия, исто­рических традиций здорового образа жизни народа, которые разрушаются «культу­рой толпы», экологическим кризисом, многими последствиями научно-технического прогресса.

Следует учитывать также, что многие общественные яв­ления, не будучи религиозными по происхождению и содер­жанию, настолько тесно «срослись» с религиозной оболочкой, что «освободить» их от нее чрезвычайно трудно. Поэтому огульная борьба с религией (а не с религиозным мировоззре­нием) зачастую «бьет» и по этим явлениям. К примеру, ре­лигиозное искусство (иконы, настенная роспись храмов, церковная архи­тектура, духовная музыка) имеет самостоятельную эстетическую ценность, однако зачастую оно если не полностью обессмысливается, то теряет существенную часть своего значения (и эстетического смысла) вне и помимо религиозного культа. Так, под­линный смысл духовных песнопений проявляется лишь в кон­тексте всей церковной службы, во время которой они испол­няются.

Религиозные традиции в реальной действительности ока­зываются зачастую настолько тесно связанными с националь­ными традициями, что вероисповедание может оказаться ве­дущим признаком принадлежности к той или иной нации. Так, население Боснии имеет общее происхождение, говорит на од­ном и том же (сербскохорватском) языке, однако испове­дует три разные религии, поэтому считает себя принадлежа­щим к трем разным народам: сербам, исповедующим право­славие, хорватам, исповедующим католицизм, и к этниче­ским боснийским Мусульманам (слово пишут с большой буквы, чтобы отличить этническую принадлежность от ре­лигиозной). После распада единой Югославии споры меж­ду ними вылились в военные действия.

Средствам массовой информации на волне демократиза­ции и открытости удалось добиться серьезных результатов, с одной стороны, в пропаганде религиозных взглядов и пре­увеличения роли церкви в духовном возрождении России, с другой стороны – в преуменьшении значимости атеистиче­ских идей. Мы, к сожалению, так и не научились жить без крайностей, не учитывая того, что и религия, и атеизм – это достижение и достояние человеческой культуры, и возвышать одно за счет другого опасно. И религия, и атеизм имеют пра­во на нормальное функционирование и существование в об­ществе.

Церковь тесно связана и с другими сферами общественной жизни. В частности, для современного общества характерна тесная связь религии и политики. Примером государства, в котором «делают политику при помощи религии», может служить Израиль, где иудаизм непо­средственно интегрирован в структуру власти. Синагога вы­полняет ряд административно-политических функций. Равви­нат активно пропагандирует один из стержневых догматов иудаизма о богоизбранности евреев.

Особое внимание уделяется религиозной службе в изра­ильской армии. Она возглавляется армейским раввином в чине генерала, который руководит деятельностью «религиоз­ных офицеров». В каждой части вооруженных сил Израиля имеется синагога или походная молельня. После принятия присяги молодым солдатам вместе с личным оружием вру­чается и карманный Талмуд.

Мировые религии подошли к началу XXI в., укре­пив свои политические позиции в международном сообществе. Христианские ценности лежат в основе внешнеполитических концепций стран Запада; исламские ценности выступают существенным фактором внутриполитической и международной деятельности государств мусульманского мира, а буддизм нашел выражение в международной жизни народов азиатского кон­тинента.

Вместе с тем в международном плане влияние религиозного фактора оказывается весьма противоречивым: нередко он содействует развитию мирного национально-освободительного движения, в других же случаях становится инструментом сепаратизма, национализма и шовинизма в их наиболее острых формах, вплоть до развязывания братоубийственных войн. Об этом свидетельствует роль ислама в вооруженных действиях в Боснии и Герцеговине, в провоцировании войны в Косово в 90-х гг. ХХ в., ожесточается борьба между мусульманами и буддистами в Таиланде, попытка провозглашения исламского государства была предпринята в 1999 году в одном из районов Дагестана.

Что касается взаимосвязи религии и политики в современной России, то на территории бывшего СССР религиозный фактор дли­тельное время не оказывал существенного политического влияния. Обстановка коренным образом изменилась после распада Советского Союза. Возникла ситуация, которую спе­циалисты обозначают как религизацию политики.

В нашем обществе возникло новое явление: выход на по­литическую арену религиозных деятелей и религиозных пар­тий, использование религии и церкви в политических целях. К сожалению, такой выход осуществляется в условиях ост­рого социально-экономического кризиса, что создает предпо­сылки для возможных осложнений в сфере национально-рели­гиозных отношений. При этом вирус религиозной конфронтации оказывается весьма устойчивым, а религиозные мотивы в оп­ределенных ситуациях действуют на психологию людей силь­нее, чем экономические, правовые и другие доводы.

Рус­ская православная церковь еще в начале постсоветских реформ заявила, что опасается вовлечения религии в политику. В «Обращении Архиерейского собора Русской пра­вославной Церкви» подчеркивалось: «Нас бес­покоит, что в Церкви подчас хотят видеть лишь политиче­скую попутчицу, проводницу чьих-то планов и идей. Мис­сия Церкви — это служение Господу, спасение душ челове­ческих, проповедь Евангелия среди людей... Церковь не свя­зывает себя ни с каким общественным или государственным строем, ни с какой политической силой»218.