1. Философское религиоведение
Основным объектом философского изучения религии, темой многообразных философско-исследовательских подходов к религии являются религиозные верования. Их изучение может быть, во-первых, нацелено на философское оправдание верований. В этом случае философское религиоведение по существу сливается с философской теологией. Во-вторых, прояснение и оценка религиозных верований могут приводить к выводу о противоречивости и философской несостоятельности этих верований, иными словами, в известной степени совпадать с системой теоретического атеизма.
Вследствие целого ряда исторических факторов вопрос о соответствии религии утвердившимся критериям рациональности всегда был особенно острым для европейской культуры. Поэтому современное западное религиоведение концентрируется вокруг философско-эпистемологической проблематики. В рамках вопроса об обоснованности и рациональности религиозных верований возможны две основные позиции:
философски аргументированное сомнение в правомерности этих верований с точки зрения разума;
философское подтверждение соответствия религиозных верований принятым критериям рациональности, теоретической разумности.
Обе эти позиции противостоят фидеизму (утверждению безусловной правомерности содержания религиозных верований).
Первая позиция в новейшей философии религии представлена весьма слабо. Немногочисленные критические концепции не выходят за пределы традиционных воззрений. Как отмечает Ю.А. Кимелев, после «неопозитивистской атаки» не было предложено какого-либо новаторского критического подхода210.
Вторая позиция утверждает, что религиозные верования и рассуждения соответствуют тем же познавательным стандартам, что и другие виды знания и познавательной деятельности. Чаще всего такой подход принимает форму уподобления религии науке и преследует главным образом апологетические (оправдательные по отношению к религии) цели, хотя в полной мере сохраняет исследовательский характер.
Разновидностью этой позиции является утверждение о том, что несоответствие религиозных верований принятым критериям рациональности знания не означает необоснованности или иррациональности этих верований. Наоборот, религиозные верования имеют собственные критерии правомерности и оправдания. Подобные воззрения в последние годы в англоязычной литературе обозначаются как «фундаментизм»211.
Что касается современного отечественного религиоведения, следует отметить два момента. Во-первых, как самостоятельное научное направление, оно продолжает формироваться, наследуя при этом проблематику из традиционного для советской философии «научного атеизма». Во-вторых, круг проблем, рассматриваемый в его рамках, весьма широк. При этом традиционная для западного религиоведения эпистемологическая тематика является лишь одной из многих актуальных проблем. Так, большое внимание уделяется осмыслению (и переосмыслению) сущности, структуры, социальных функций религии, ее месту в культуре и социальном прогрессе. В предлагаемой читателю главе рассматривается, прежде всего, традиционная для отечественного религиоведения проблематика.212
Концепции сущности религии. Сторонники религии в объяснении ее сущности чаще всего исходят из теологической или близкой к ней объективно-идеалистической концепции, суть которой состоит в утверждении о сверхъестественном источнике религии: Боге, «абсолюте», «мировом духе». Утверждается, что сверхъестественное начало мира существует объективно, а человек наделен непреодолимым стремлением к «встрече со святым», к «слиянию с абсолютом». В то же время у теологов сверхъестественный источник религии – Бог, а у объективных идеалистов – некое объективное духовное начало, к примеру, Абсолютный дух у Гегеля. Для Гегеля религия выступает как самосознание Абсолютного духа.
Начало субъективно-идеалистической концепции трактовки сущности религии связывается с немецким богословом Фридрихом Шлейермахером (1767-1834). Он рассматривает религию как индивидуально-психологический феномен, как определенное состояние сознания отдельного человека, как внутреннее переживание, как чувство «зависимости» от бесконечного.
Основоположник прагматизма Уильям Джеймс (1842-1910) рассматривал религию как спонтанно возникающие субъективные переживания. При таком подходе каждый верующий имеет свою религию как самопорождение познания, спонтанно продуцирующего религиозные идеи. Все богатство форм опыта нуждается в осмыслении, а религиозный опыт — особенно, поскольку мистическое расширяет, по Джеймсу, область воспринимаемого, открывает новые измерения и возможности, обеспечивает контакт с невидимым. Будучи не менее реальным, чем научный, религиозный опыт и не менее полезен, а значит — истинен. Принцип воли к вере позволяет человеку совершать свой эмоциональный выбор в тех случаях, когда рациональные основания отсутствуют. Вера в существование высших сил, занятых спасением мира в смысле наших собственных идеалов, дает надежду на лучшее.
В биологизаторских концепциях религия трактуется как особая форма реакции человека на окружающий мир. Так, 3. Фрейд (1856-1939) переносил на все общество невроз, как состояние человеческого организма, и использовал его для объяснения религии. Он считал религию общечеловеческим, навязчивым универсальным неврозом, который коренится в комплексе Эдипа. Подобный подход сохраняется в современных разновидностях неофрейдизма.
Антропологическая концепция религии считает, что религию можно объяснить, исходя из «человеческой природы». Л. Фейербах (1804-1872) рассматривал всякую религию как отражение человеческого бытия: не Бог создал человека, а человек создал Бога «по своему образу и подобию». Он считал, что в сфере религии человек отделяет от себя собственные качества и переносит их в гипертрофированном виде на воображаемое существо - Бога.
Сущность марксистского подхода к религии выражена в классическом определении Ф. Энгельса: «...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных»213. При таком подходе принимается, что источник религии находится отнюдь не на небе. В качестве такого источника выступает общественное бытие, реальные социально-экономические отношения. Религия, как и любая форма общественного сознания, по-своему отражает объективные условия жизни людей. Но это отражение носит специфический характер.
Религиозная вера. Материалист может назвать религиозное сознание, как это и сделано Ф. Энгельсом, фантастическим отражением действительности. Но даже для материалиста этого недостаточно.
Фантазия присутствует в любой творческой деятельности человека, без нее невозможны были бы великие научные открытия, произведения искусства. Однако и творец, и «потребитель» такой фантазии четко отграничивают ее от реальности, отождествляя реальность лишь с миром естественного. Так, все мы можем описать фантастического Змея Горыныча, но вряд ли кто верит в его реальное существование.
Главным признаком религии является именно вера в реальность существования сверхъестественных сил, которая обладает следующими особенностями:
1. Она предполагает не только наличие в сознании представлений о сверхъестественном (такие представления могут быть и в сказках, в произведениях искусства), но и веру в его реальное существование.
2. Она включает в себя убеждение в существовании особых двухсторонних отношений между человеком и сверхъестественным при помощи особых приемов (например, молитвы), закрепленных в религиозном культе. Таким образом, вера в сверхъестественное представляет наиболее существенный признак религиозного сознания.
Исходя из этого, религию можно определить как особое мировоззрение и мироощущение, связанное с верой в существование сверхъестественных сил, и вытекающее из них поведение людей.
Структура религии. Религия представляет собой сложное социальное образование, включающее в свою структуру религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации, религиозные отношения и деятельность.
Религиозное сознание имеет два относительно самостоятельных, но взаимосвязанных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию. Религиозная психология – это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, разделяемых всеми верующими. Религиозная идеология – это более или менее стройная система идей о Боге и созданном им мире. Центральной частью религиозной идеологии является теология (греч. theos – Бог, logos – учение), представляющая собой систему богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения. Как правило, рядовые верующие имеют отрывочное представление о теологии. Носителями теологии, или богословия, являются профессиональные церковнослужители - священники, богословы, теологи, изучающие и развивающие ее в духовных учебных заведениях: академиях, семинариях, медресе и т. д.
Культ (лат. cultus — уход, почитание), обрядовая сторона религии — совокупность символических действий, с помощью которых верующий пытается вступить в контакт с Богом или иными сверхъестественными силами. К элементарным культовым актам относятся поклоны, коленопреклонение, крестное знамение и т. д. Более сложными являются обряды, богослужения, праздники. Культ реализуется с помощью специальных средств: храмов (молитвенных домов), религиозного искусства, креста, церковной утвари, священнического облачения и т. д.
Отметим, что культовая деятельность (богослужения, молитвы, обряды, таинства, посты, религиозные праздники) составляет важную часть религиозной деятельности. Религиозная деятельность направлена, прежде всего, на удовлетворение религиозных потребностей верующих. Кроме того, она включает пропаганду религиозной веры среди неверующих, религиозное воспитание детей, религиозное просвещение и т.д. Религиозная деятельность протекает в рамках религиозных отношений, которые охватывают собой отношения между верующими людьми, отношение верующих к окружающей их природе и обществу, отношение верующих людей к Богу и потустороннему миру. По содержанию эти отношения могут моделировать отношения господства и подчинения (Бог – господин, верующий – «раб Божий»), отношения судопроизводства (Бог – судья, грешники – судимые), семейные отношения (Бог – Отец, верующие – братья и сестры).
Важным элементом в структуре религии являются религиозные организации, возникающие на основе общности верований и обрядов и призванные удовлетворять религиозные потребности, регулировать культовую деятельность. Первичные объединения верующих – это религиозные общины, в которых выделяют клир – священнослужителей, а также мирян – рядовых верующих. С появлением мировых религий возникает церковь как автономный, централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Особо выделилась и сформировалась церковь в христианстве, став неотъемлемой частью государства.
Молодая буржуазия предпринимала попытки освободиться от влияния церкви, что особенно ярко проявилось в лютеранстве и кальвинизме, но вскоре осознала, что ей не обойтись без религиозных организаций. Религия как особый социальный институт включает не только церкви, монастыри, монашеские ордена, братства, но и многочисленные «мирские» объединения: профсоюзные, молодежные, женские, спортивные, не говоря уже о религиозных политических партиях.
Источники религии и ее исторические корни. Французский философ П. Гольбах (1723-89), считал, что религия возникла в глубокой древности как результат невежества народа, а затем и обмана жрецов и стала передаваться по традиции: «Вера в бога — не что иное, как укоренившаяся с детских лет привычка»214. Однако причины религии нельзя свести к «встрече дурака с мошенником» и рассматривать их только в невежестве одних и сознательном обмане других. Корни религии — это сложная, взаимосвязанная совокупность причин и условий, порождающих и поддерживающих ее.
Социальные корни религии — это совокупность таких явлений общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования.
К ним относятся:
Специфическое отношение людей к природе, определяемое уровнем их материального производства. Будучи не в состоянии реальными средствами достичь желаемого результата, первобытные люди прибегали к иллюзорным средствам, обожествляли грозные силы природы, пытались умилостивить их с помощью религиозного культа. В конечном итоге это приводило к созданию конкретных богов — бога грозы, бога неба, бога охоты и т. д.
Стихийность общественного развития. Люди зачастую не могут предвидеть социальные последствия собственных действий. Закономерности развития общества выступают для них как слепые, стихийные силы. В сознании людей они мистифицировались и приобретали форму сверхъестественных сил. Еще древнегреческий поэт Публий Папиний Стаций (ок. 40 – ок. 96) пришел к выводу: «Страх создал богов». Для современного россиянина – это страх перед завтрашним днем, перед непредсказуемыми последствиями социальных реформ, неожиданным террористическим актом, возможностью очередной инфляции. Социальные силы, господствующие над людьми, принимают в религиозном сознании образ дьявольских происков, нередко сводятся к идее первородного греха.
Заинтересованность конкретных социальных сил в сохранении и распространении религии. Еще французский просветитель Жан Мелье (1664-1729) указывал на две из этих сил: «Священники призывают свою паству под страхом проклятия и вечных мук повиноваться начальству, князьям и государям, как власти, поставленной от Бога. В свою очередь государи заботятся о престиже священников, наделяют их жирными бенефициями и богатыми доходами...»215. В условиях современной России православная религия в известной мере играет роль «заменителя» государственной идеологии, и поэтому пользуется поддержкой государства.
Социальный гнет, который дополняется гнетом духовным. Трудящиеся, задавленные нуждой, одиночеством, не находя выхода на земле, ищут его на небе. Французский исследователь Ш. Эншлен заметил: «Христос победил потому, что потерпел поражение Спартак»216. Иначе говоря, поражение в борьбе с рабовладельцами вынуждало угнетенные массы Римской империи облекать социальный протест в форму религии.
Гносеологические корни религии — это предпосылки формирования религиозных верований, возникающие в процессе познавательной деятельности людей. Первобытные люди, не умея выделить себя из природы, одушевляли по аналогии с собой и все природные явления. Так возникали первые формы религии.
В дальнейшем способность к обобщению, абстрагированию дала возможность глубже познать мир, но она же позволяла рассматривать общие понятия как самостоятельные сущности, независимые от материального мира. Так, христианский Бог наделен свойствами, отделенными как от вселенной (вечный, вездесущий), так и от человека (всеблагий, всеведущий, всемогущий, всеправедный).
Психологические корни религии — это эмоциональные состояния людей, их настроения, чувства, переживания, которые создают возможность для обращения человека к религии. Это, прежде всего, чувство страха перед силами природы либо негативными социальными силами. Чувства горя, одиночества, скорби при невозможности устранить их источник нередко вынуждает человека обращаться за утешением к Богу, поскольку люди не могут слишком долго находиться под воздействием тяжелых, неприятных переживаний.
Исторические этапы развития религии. В процессе развития религии для ее отношений с обществом характерны два взаимосвязанных процесса: сакрализация и секуляризация. Сакрализация (лат. sakralis – священный) – процесс отнесения явлений, предметов, процессов, людей к сфере божественного, религиозного в отличие от светского, мирского, профанного. В ходе истории процессу освящения, сакрализации противостоит десакрализация, или секуляризация. Секуляризация выступает как процесс освобождения различных сфер общества, социальных отношений и институтов от влияния религии.
Религия в своем развитии прошла несколько этапов. К первобытным верованиям относится в первую очередь фетишизм (франц. fetiche – амулет, идол), как наиболее ранняя форма религии. Он представлял собой обожествление различных материальных объектов действительности - фетишей, которым приписывались сверхъестественные силы и свойства, способность исцелять, уберегать от врагов, опасностей и т. д.
Тотемизм представляет собой веру в сверхъестественные связи между группой людей и определенным видом животных или растений, становившихся объектом поклонения. Тотем (животное или растение) считался предком рода, его родоначальником.
Магия (греч. mageia - колдовство, чародейство) как совокупность представлений о воздействии на людей, на предметы или явления сверхъестественным путем, включала в себя заклинания, ритуальные пляски, «наведение порчи» на врага, «привораживание» и т. д.
Анимизм (лат. anima - душа) — это одушевление окружающей действительности, вера в то, что все предметы, помимо видимой, имеют невидимую, духовную природу.
В период деления общества на классы и возникновения государств складываются национальные религии: иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство, даосизм, джайнизм, сикхизм. В этих религиях боги все больше наделяются общественными атрибутами вместо олицетворения явлений природы; на смену политеизму (многобожие) приходит монотеизм — единобожие, которое отражает процессы, происходящие в обществе: единому государю на земле соответствует единый Бог на небе.
Важнейшим этапом в развитии религии стало появление мировых религии: буддизма, христианства и ислама.
Наиболее древней мировой религией является буддизм. Учение буддизма проповедовалось ок. 560-480 гг. до н.э. Сиддхартхой Гаутамой Буддой («ясновидящим») в Индии и распространилось затем в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Ныне в Бирме, Камбодже, Таиланде буддизм выступает как государственная религия. Его предшественником был брахманизм, у которого заимствовано учение о переселении душ, о возмездии за грехи, о спасении и др.
В буддизме нет понятия Бога-творца, а есть тысячи будд, святых и т. д., которые «просветляют» верующего и открывают ему путь истинного познания. Буддизм проповедует закон дхармы: ни одно доброе или злое дело не проходит бесследно. Одним из главных догматов буддизма является догмат о страдании, сформулированный в четырех «великих истинах», которые утверждают, что жизнь есть страдание, и объясняют причины, пути и условия избавления от страданий.
Центральную область буддийского учения составляет нравственность, нормы поведения человека. Обязательные для всех заповеди сводятся к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправду, не пить вина. Основное кредо буддизма: «В своих страданиях человек виновен сам, сопротивление злу бесполезно». Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству.
Наиболее крупные разновидности буддизма — хинаяна и махаяна. Разновидностью махаяны, сложившейся в Тибете в VII – XIV вв., стал ламаизм. Все направления буддизма имеют значительное число сект. В России наиболее распространен ламаизм, который имеет свое Центральное духовное управление с Пандит-хамбо-ламой во главе (Иволгинский дацан в Бурятии). Последователи этой религии среди россиян проживают, прежде всего, в Бурятии, Калмыкии и Туве, а также в регионах компактного проживания бурят Иркутской и Читинской областей.
В форме дзэн-буддизма, возникшем в V веке в Китае, буддизм получил распространение в Западной Европе в 20-х годах ХХ века.
Исторически второй формой мировой религии явилось христианство, возникшее в I в. до н. э. в условиях Римской империи. Ныне христианство насчитывает свыше 1 млрд. последователей в Европе и Америке. Идейными истоками христианства явились мифология и вульгаризированная философия античного мира. Наибольшее влияние на христианство оказал иудаизм, а также некоторые восточные религии. Возникло христианство как религиозная идеология борьбы с угнетением. В конце I – начале II в. христианство окончательно порывает с иудаизмом, постепенно отказывается от своей «революционности» и к началу IV в. безоговорочно включается в систему государства, получая от него большую экономическую помощь.
Нравственные правила христианства изложены в заповедях Моисея: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «почитай мать и отца твоих», «не делай себе кумира», «не произноси имени господа Бога всуе»... Центральными в христианстве являются идея греховности человека как причины всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния.
Основные направления христианства — это православие, католицизм, протестантизм. Внутрицерковная борьба в 1054 г. приводит к расколу между восточной и западной церковью. Западная стала называться римско-католической (Римская всемирная церковь), а восточная — греко-католической, православной, т. е. всемирной, верной принципам ортодоксального (первоначального) христианства.
Православие включает в себя несколько автокефальных (самостоятельных) церквей. Самой большой и влиятельной является Русская православная церковь. Источники вероучения: священное писание - Библия и «священное предание» (постановления церковных соборов, творения «отцов церкви»). Бог выступает в трех лицах: Бог-отец (творец мира), Бог-сын (Иисус Христос) и Бог-дух святой. Триединый Бог единосущен, недоступен разуму. От верующих требуют обязательного посещения храма, ношения нательных крестиков, исполнения таинств, которых, как и в католицизме, семь: крещение, причащение, миропомазание, покаяние, брак, священство, елеосвящение.
Католицизм источником вероучения считает Библию — священное писание и священное предание (традицию), главным образом решения пап. В отличие от православия считает, что святой дух исходит и от Бога-отца, и Бога-сына (православие считает – только от Бога-отца), признает догмат о главенстве папы над всем христианским миром, а также догмат о непогрешимости папы. Для католицизма характерно экзальтированное почитание Богоматери – Девы Марии.
Централизованная иерархическая организация католицизма, включающая в себя верховные органы церкви во главе с римским папой, клир, монашеские ордена, различного рода массовые (благотворительные, молодежные, женские, профсоюзные) организации, располагающие большими средствами, стала важным элементом современного западного общества. В нынешних условиях католицизм активно распространяет свое влияние на Россию и европейские страны СНГ, прежде всего Украину и Белоруссию.
Протестантизм представляет собой буржуазную форму христианства, он возник в XVI в. в результате широкого антикатолического движения — Реформации, охватившего ряд стран Европы. Протестанты отвергли учение о церкви как посреднике между Богом и людьми, упростили культ, отказавшись от почитания святых, ангелов, поклонения иконам, мощам и др. Из первоначальных форм протестантизма: лютеранства (последователи Мартина Лютера, 1483-1546), англиканства (независимость от папы Римского провозглашена английским парламентом в 1534 г., церковную иерархию возглавляет британский король), кальвинизма (последователи Жана Кальвина, 1509-1564) - возникли новые: методисты, баптисты, адвентисты, пятидесятники и другие. В протестантизме снимается различие между священником и мирянином, упраздняется церковная иерархия. В 1948 г. по инициативе протестантских церквей создан Всемирный совет церквей.
Третьей формой мировой религии является ислам (араб. – покорность), возникший в Западной Аравии в VII в. в период перехода арабов к феодализму и образования классового арабского государства. Основоположником ислама явился выходец из Мекки Мухаммед. Ислам выражал интересы оппозиционных слоев, осуждая богатство и ростовщичество, и способствовал созданию феодально-теократического государства, получившего название халифат. Приверженцев ислама называют мусульманами (от араб. «муслим» — верный). Наибольшее распространение ислам получил в Северной Африке, Юго-Западной и Южной Азии и насчитывает около 1 млрд. последователей.
Основные догматы ислама изложены в Коране, который мусульмане считают высшим и наиболее полным из священных писаний, а также в Сунне — сборнике преданий (хадисов), в котором изложено нравственное учение ислама. Главные постулаты ислама – учение о едином Боге – Аллахе, создателе неба и земли, предопределяющем все события, как в мире, так и в жизни каждого человека, а также учение о Мухаммеде как посланнике Аллаха. Традиции ислама освящают узы родства, святость гостеприимства, почитание старших и родителей, запрещение азартных игр и употребление вина и др. Мусульманам предписывается обязательная ежедневная пятикратная молитва, обязательная благотворительность (закят), паломничество в Мекку (хадж).
По мнению современных исследователей, по многим своим особенностям (правовое равенство, отсутствие жестких сословных перегородок, общественные ограничения государственной власти, относительная гуманность и рациональность шариата - исламского законодательства - в сравнении с раннесредневековыми европейскими законами, широкая система государственной филантропии) средневековый мусульманский мир ближе к современным нормам, чем современный ему христианский мир. Основными направлениями ислама являются суннизм (признает наряду с Кораном святость Сунны) и шиизм (признают Сунну лишь частично, имеет свое предание - ахбары, сборники которых вместе с Кораном являются источником шариата).
Внутри мировых религий на основе различного толкования религиозных догматов, особого отношения к религиозным обрядам, специфического, отличного от принятого в данной религии ортодоксального понимания отношений верующих и Бога образуются особые общины – секты. Секты существуют в каждой религии, но наибольшим влиянием на территории России пользуются секты христианского направления.
Ряд сект отличается изуверским характером обрядов, тоталитарной организацией, т. е. абсолютным подчинением главе секты: часть пятидесятников (особо изуверского направления), хлысты, скопцы, «белое братство». Наибольшее распространение в России имеют евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, методисты, молокане, пятидесятники. Особую активность на территории России в последние десятилетия стала проявлять секта «свидетелей Иеговы», созданная в США в 70-х годах XIX в. торговцем Чарльзом Русселем.
Что касается России, то, к примеру, до 40% верующих христиан Северного Кавказа являются членами именно библейских и других сект, из них до 15% - членами их крайних ответвлений (баптисты-раскольники, адвентисты-реформисты, иеговисты и т. д.), которые не поддерживают отношений с властями и негативно относятся к военной службе217. На религиозно-сектантской основе участились случаи отказа молодых людей от призыва в армию.
Функции религии в современном мире. К функциям религии относятся те главные задачи, которые она выполняет в жизни общества.
Удовлетворение религиозных потребностей верующих людей является главной функцией религии, которую она выполняет, обеспечивая, по мнению верующих, их связь с Богом. Результатом этого общения выступает высокий уровень духовного удовлетворения, который получает верующий человек, находясь в системе религиозных отношений, участвуя в религиозных обрядах. В этом смысле религия содействует процессу утверждения личности, формирования личностного сознания.
Воспитательную функцию религия осуществляет, побуждая жить в соответствии с определенной системой моральных ценностей. Религия выступает одним из наиболее влиятельных институтов, который специально принимает на себя задачу формирования нравственности в конкретном обществе.
В христианстве значительным воспитательным потенциалом обладает, например, обряд исповеди. Во всех религиях мощным воспитательным эффектом обладает концепция «суда божьего», который ждет каждого верующего в загробной жизни.
Проповедь нравственных абсолютных ценностей была характерна для всех религий мира и осталась актуальной в наш полный зла и насилия век. В Коране записано: «Что вы издерживаете из блага, то – родителям, близким, сиротам, бедным путникам. Ведь что бы вы ни делали из добра – поистине Аллах про то знает». Поражает мудрость заповедей в Нагорной проповеди Христа: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду», «Когда творите милостыню, не трубите об этом», «Не судите, да не судимы будете». Эти нравственные правила не только не утратили своего значения, но и приобрели новый глубокий смысл, так как обращены к внутреннему, духовному миру человека. С их помощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни.
Компенсаторную функцию религия выполняет, утверждая наличие в мире всемогущего начала, которое может помочь человеку и обществу в трудной для них ситуации: в борьбе со стихийными бедствиями, со злом, с собственными слабостями, в борьбе с болезнями и т.д. Примерами помощи людям со стороны Бога, после того, как они обращались к нему за помощью, полны Библия, Коран, Тора, священные книги других религий.
Утешительная функция религии проявляется через утверждение в сознании верующих людей тезиса о том, что подлинное утешение человеку может дать только Бог. Служители культа способствуют тому, чтобы человек пришел поразмыслить именно в храм: они находят время для неспешной беседы, умеют слушать, помочь советом и делом. Они часто не без пользы обращаются со словами утешения даже к самым «потерянным» слоям общества — преступникам.
Регулирующая функция. Как и всякая форма общественного сознания, религия создает систему норм и ценностей, которая обеспечивает, прежде всего, сохранение и упрочение веры в сверхъестественное. Религиозные нормы охватывают не только сферу внутрицерковного поведения, но и регулируют социальное поведение человека, его отношения в семье и в быту. Особенно это относится к исламу и иудаизму.
Функцию трансляции культурных ценностей религия выполняет потому, что она сама является одной из форм культуры. Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, прекрасные литературные и религиозно-философские произведения, священные книги и труды отцов церкви, церковные обряды, нравственные заповеди чрезвычайно обогатили культурный фонд человечества. Одна из главных задач церкви — сохранение этих культурных памятников, и она с ней, как правило, хорошо справляется.
Интегрирующая функция. В определенных условиях религия укрепляет существующую социальную систему. Религия делает человека членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной. В условиях отказа от государственной идеологии в России православие реально претендует на роль интегрирующего духовного начала в государстве.
Сплачивая единоверцев, т. е. выполняя интегрирующую функцию в рамках общины, религиозный фанатизм в то же время может «сплачивать» одни народы против других. Так, некоторые последователи ислама выступали против всех инаковерующих, а католики призывали к крестовым походам против мусульман. Террористы XXI века также нередко стремятся «осенить» себя знаменем конкретной религии.
Мировоззренческую функцию религия выполняет, создавая определенную картину строения мира. Центром этой картины является тот или иной Бог - творец видимого и невидимого мира. Можно сказать, что религиозная картина является своеобразной призмой, через которую верующий человек смотрит на окружающий его мир и оценивает все явления, происходящие в нем. Она выступает как своеобразная система координат для жизненной позиции и образа жизни верующих.
Следует учитывать сложность и противоречивость содержания функций, выполняемых религией, причудливое переплетение реакционных, консервативных и прогрессивных моментов этого содержания. Например, в условиях падения нравственных устоев общества, распространения наркомании, проституции, преступности религиозные моральные принципы являются притягательными и спасительными ориентирами духовного возрождения не только для верующих, но и для людей, ранее достаточно далеких от восприятия догматов религии. Зачастую церковь становится и выступает хранительницей культурного наследия, исторических традиций здорового образа жизни народа, которые разрушаются «культурой толпы», экологическим кризисом, многими последствиями научно-технического прогресса.
Следует учитывать также, что многие общественные явления, не будучи религиозными по происхождению и содержанию, настолько тесно «срослись» с религиозной оболочкой, что «освободить» их от нее чрезвычайно трудно. Поэтому огульная борьба с религией (а не с религиозным мировоззрением) зачастую «бьет» и по этим явлениям. К примеру, религиозное искусство (иконы, настенная роспись храмов, церковная архитектура, духовная музыка) имеет самостоятельную эстетическую ценность, однако зачастую оно если не полностью обессмысливается, то теряет существенную часть своего значения (и эстетического смысла) вне и помимо религиозного культа. Так, подлинный смысл духовных песнопений проявляется лишь в контексте всей церковной службы, во время которой они исполняются.
Религиозные традиции в реальной действительности оказываются зачастую настолько тесно связанными с национальными традициями, что вероисповедание может оказаться ведущим признаком принадлежности к той или иной нации. Так, население Боснии имеет общее происхождение, говорит на одном и том же (сербскохорватском) языке, однако исповедует три разные религии, поэтому считает себя принадлежащим к трем разным народам: сербам, исповедующим православие, хорватам, исповедующим католицизм, и к этническим боснийским Мусульманам (слово пишут с большой буквы, чтобы отличить этническую принадлежность от религиозной). После распада единой Югославии споры между ними вылились в военные действия.
Средствам массовой информации на волне демократизации и открытости удалось добиться серьезных результатов, с одной стороны, в пропаганде религиозных взглядов и преувеличения роли церкви в духовном возрождении России, с другой стороны – в преуменьшении значимости атеистических идей. Мы, к сожалению, так и не научились жить без крайностей, не учитывая того, что и религия, и атеизм – это достижение и достояние человеческой культуры, и возвышать одно за счет другого опасно. И религия, и атеизм имеют право на нормальное функционирование и существование в обществе.
Церковь тесно связана и с другими сферами общественной жизни. В частности, для современного общества характерна тесная связь религии и политики. Примером государства, в котором «делают политику при помощи религии», может служить Израиль, где иудаизм непосредственно интегрирован в структуру власти. Синагога выполняет ряд административно-политических функций. Раввинат активно пропагандирует один из стержневых догматов иудаизма о богоизбранности евреев.
Особое внимание уделяется религиозной службе в израильской армии. Она возглавляется армейским раввином в чине генерала, который руководит деятельностью «религиозных офицеров». В каждой части вооруженных сил Израиля имеется синагога или походная молельня. После принятия присяги молодым солдатам вместе с личным оружием вручается и карманный Талмуд.
Мировые религии подошли к началу XXI в., укрепив свои политические позиции в международном сообществе. Христианские ценности лежат в основе внешнеполитических концепций стран Запада; исламские ценности выступают существенным фактором внутриполитической и международной деятельности государств мусульманского мира, а буддизм нашел выражение в международной жизни народов азиатского континента.
Вместе с тем в международном плане влияние религиозного фактора оказывается весьма противоречивым: нередко он содействует развитию мирного национально-освободительного движения, в других же случаях становится инструментом сепаратизма, национализма и шовинизма в их наиболее острых формах, вплоть до развязывания братоубийственных войн. Об этом свидетельствует роль ислама в вооруженных действиях в Боснии и Герцеговине, в провоцировании войны в Косово в 90-х гг. ХХ в., ожесточается борьба между мусульманами и буддистами в Таиланде, попытка провозглашения исламского государства была предпринята в 1999 году в одном из районов Дагестана.
Что касается взаимосвязи религии и политики в современной России, то на территории бывшего СССР религиозный фактор длительное время не оказывал существенного политического влияния. Обстановка коренным образом изменилась после распада Советского Союза. Возникла ситуация, которую специалисты обозначают как религизацию политики.
В нашем обществе возникло новое явление: выход на политическую арену религиозных деятелей и религиозных партий, использование религии и церкви в политических целях. К сожалению, такой выход осуществляется в условиях острого социально-экономического кризиса, что создает предпосылки для возможных осложнений в сфере национально-религиозных отношений. При этом вирус религиозной конфронтации оказывается весьма устойчивым, а религиозные мотивы в определенных ситуациях действуют на психологию людей сильнее, чем экономические, правовые и другие доводы.
Русская православная церковь еще в начале постсоветских реформ заявила, что опасается вовлечения религии в политику. В «Обращении Архиерейского собора Русской православной Церкви» подчеркивалось: «Нас беспокоит, что в Церкви подчас хотят видеть лишь политическую попутчицу, проводницу чьих-то планов и идей. Миссия Церкви — это служение Господу, спасение душ человеческих, проповедь Евангелия среди людей... Церковь не связывает себя ни с каким общественным или государственным строем, ни с какой политической силой»218.
- Горбунов в.С., Кузьменко г.Н., Отюцкий г.П., Шахов м.Н. Философия
- Москва - 2011
- Предисловие
- Раздел первый. История философии Глава 1. Предмет философии. Философия и практическая деятельность
- 1. Философия как наука и способ духовного освоения мира
- 2. Содержание и структура философского знания
- 3. Роль философии в практической деятельности специалиста
- Профессионал, руководитель
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 2. Философия древнего мира и эпохи средневековья
- 1. Типология философских систем
- 2. Философия Древнего мира
- 3. Средневековье: философия - служанка богословия
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 3. Философия возрождения и нового времени
- 1. Философия эпохи Возрождения
- 2. Европейская философия Нового времени
- Основные вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 4. Марксистская философия: возникновение и исторические судьбы
- 1. Предпосылки становления марксистской философии
- 2. Общая характеристика марксистской философии
- 3. Исторические судьбы философии марксизма
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 5. Философия россии в контексте мировой философской мысли
- 1. Становление русского философствования
- 2. Философские идеи русского радикализма
- 3. Русский религиозно-идеалистический Ренессанс на рубеже XIX - XX вв.
- 4. Развитие философии в советский период
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 6. Западная философия XX века
- 1. Сциентистские направления в западной философии
- 2. Антисциентизм в современной западной философии
- 3. Коммунологические тенденции в современной западной философии
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Раздел второй. Теория философии Глава 7. Философия бытия
- 1. Концепция бытия - фундамент философской картины мира
- 2. Объективная реальность. Материальное бытие
- 3. Субъективная реальность. Дух и сознание
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 8. Философия природы
- 1. Мир, природа, жизнь: диалектика взаимосвязи
- 2. Генезис живой природы
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 9. Философия развития
- 1. Диалектика и ее альтернативы
- 2. Основные законы диалектики
- 3. Универсальные связи бытия: детерминизм
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика рефератов и научных сообщений
- Литература
- Глава 10. Философия познания
- 1. Основные проблемы и типы гносеологии
- 2. Диалектика познания и многообразие его результатов
- 3. Истина и заблуждение. Знание и вера в человеческой деятельности
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 11. Философия науки
- 1. Генезис и природа научного знания
- 2. Сущность научной рациональности
- 3. Формы и методы научного познания
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 12. Философия истории
- 1. Общество как социальная система
- Орудия труда
- Предметы труда
- 2. Общество как развивающаяся система. Механизм общественного развития
- 3. Социально-философские концепции общественного развития
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 13. Философия культуры
- 1. Культура в системе общественных отношений
- 2. Особенности западной и восточной цивилизаций. Россия в диалоге культур
- Основные вопросы для самоконтроля
- Темы рефератов и контрольных работ
- Литература
- Глава 14. Философия человека
- 1. Развитие представлений о человеке в истории философии
- 2. Происхождение человека и общества
- 3. Смысложизненная проблематика философской антропологии как аксиологическое основание социальной работы
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 15. Философия религии
- 1. Философское религиоведение
- 2. Философская теология. Религиозная и мифологическая картина мира
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 16. Философия техники
- В.В. Розанов
- 1. Техника, технология, человек
- 2. Технологические аспекты информационной цивилизации
- 2) В обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость предыдущего пункта;
- 3. Человек в информационно-компьютерном обществе
- 4. Феномен «компьютерного поколения»
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 17. Философия социальной работы
- 1. Проблемное поле философии социальной работы
- 2. Онтологические проблемы социальной работы
- 3. Аксиологические аспекты социальной работы
- Основные вопросы для самоконтроля
- Темы докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 18. Философия войны
- Л.Н. Толстой
- 1. Философия насилия
- 2. Проблема войны в социальной философии
- 3. Философская концепция армии
- Основные вопросы для самоконтроля
- Темы докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Глава 19. Философия терроризма
- 1. Терроризм как антиобщественное явление
- 2. Содержание и классификация терроризма
- Глава 20. Философия глобальных проблем
- Демосфен
- 1. Сущность глобальных проблем современности и пути их решения
- 2. Философские проблемы футурологии
- Основные вопросы для самоконтроля
- Тематика докладов, рефератов, научных сообщений
- Литература
- Заключение
- Оглавление