logo
Учебник философия -июнь 2011

Глава 6. Западная философия XX века

Философия сначала опровергает заблуждения, но, если ее при этом не остановят, она нападает на истины и, когда предоставляется возможность поступать, как ей заблагорассудится, заходит так далеко, что сама уже не знает, где она оказалась, и не может найти себе пристанище.

Пьер Бейль

Глубокие изменения, произошедшие в мире к началу ХХI века, стремление философов России и Запада к плодотворному взаимообогащающему сотрудничеству требуют взвешенного подхода к анализу современных западных философских взглядов, отказа от ряда прежних устаревших представлений.

Классической философия Запада характеризовалась общностью понимания целей и задач фи­лософии. В современной философии на первый план выходят различия. Резко увеличивается количество философских концепций и даже простое их перечисление весьма затруднено, поэтому в отечественной литературе ныне существует большое количество подходов к классификации и изложению современной западной философии. Так, многие авторы выделяют традиционные направления западной философии и новейшие философские концепции, характерные для конца 20 столетия.

В настоящей главе предложен подход, который интересен будущим специалистам в области социальной работы, поскольку в основе их мировоззрения лежит целостное представление о современной науке. Будем исходить из того, что на развитие философии XX в. существенное влияние оказывает резко изменившийся статус науки в обществе и культуре в целом. Наука буквально врывается на все уровни общественного бытия, заставляя каждого человека вырабатывать свое собственное отношение к ней. В результате формируются две ориентации по отношению к науке - сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм как мировоззренческая установка исходит из того, что научное знание есть наивысшая культурная ценность. Идеалом для сциентизма выступают прежде всего наиболее развитые естест­венные и математические науки. По их образцу сциентизм пытается формировать и объяснять не только иные способы и методы получения знания, ха­рактерные, например, для гуманитарных наук, но и вообще любые дос­тижения человеческого духа, претендующие на постижение истины.

Этой позиции противостоит антисциентизм – социокультурная ори­ентация, рассматривающая науку как «джинна, выпущенного из бутылки», а ныне угрожающего самому существова­нию человеческой цивилизации. В качестве альтернативы науке выдвигаются различного рода вненаучные, иррациональные способы постижения бытия.

Фактически сциентизм и антисциентизм являются своеобразными противопо­ложными, но неразрывными сторонами современной культуры, пронизывающими все ее уровни. В частности, во взаимосвязи этих сторон рассматриваются сущность человека, перспективы человечества. Это позволяет нам рассмотреть основные направления современной философии сквозь призму взаимосвязи и противостояния сциентизма и антисциентизма.