logo search
Философия - Шпоры / зима 2004-5 / зима 2004-5

14.Марксизм и его исторические судьбы.

Маркса (1818 - 1883) принято считать отцом диалектического матреиализма, что есть синтез идеалистической диалектики Гегеля и механического метафизического материализма. Маркс распространяет принципы диалектики на объяснение всех явлений и процессов бытия, при этом подчеркивает, что первичной является обьективная диалектика, т.е. диалектика вещей. Что касается субьективной диалектики, т.е. диалектики понятий, то она вторична по отношению к диалектики вещей (природы, социальных процессов).

Вот с этих позиций Маркс стремится объяснить, ответить на традиционные проблемы философии. Вместе с тем, у Маркса есть главный основной объект. В наиболее концентрированном виде мысли Маркса представлены в “Капитале”.

Главная новость, которую принес Маркс в философию – это создание им материалистического понимания истории. Суть в следующем: история есть естественный исторический процесс, т.е. который имеет свою внутреннюю логику и подчинен законам логики и законам развития. Логика заключается в последовательном движении общества от одной общественно – экономической формации к другой, более высокой и развитой. Законы же его развития определяются борьбой противоположностей. Важнейшие из них, по мнению Маркса, лежат в сфере экономики.

По терминологии самого Маркса изменения в сфере экономики или в существующем способе производства определяется борьбой между производственными силами и производственными отношениями.

Итогом этой борьбы является возникновение новых производственных отношений, новой экономической структуры общества – новой формации. Важным фактором в процессе этой борьбы и смене формаций Маркс отводил социальной революциям.

Социальную перспективу, в которой должны исчезнуть общественные онтогонизмы и, прежде всего, главный из них – противоречие между трудом и капиталом Маркс связывает с коммунизмом.

Из этой теории последователем Маркса были сделаны разные выводы на Западе и на Востоке. На Западе марксизм развивался и развивается и сейчас в поле неомарксизма. В том можно выделить:

Гуманистическое течение акцентирует внимание на ранних работах Маркса, где он говорил о проблемах человека, гуманизма, при этом современные последователи Маркса воззрениями других, немарксистских философов. В частности, психоанализом, экзистенциализмом.

Приверженцы сциентистской версии стремятся сделать его более строгим, научным, для этого они используют при анализе социальной проблематики современные методы познания (из социальной психологии, психологии и т.д.).

Восточное направление марксизма связано с деятельностью Ленина и большевистской партии. Логика обработки ими учения Маркса такая:

Ленин марксизм догматизировал (объявил единым верным учением). Сталин его вульгаризировал (примитизировал). В итоге в СССР марксизм превратился в карикатуру на самого себя. А потому и не жизнеспособен.

Главная беда – философия Маркса была превращена в государственную идеологию, элемент тотального контроля за сознанием и поведением людей, в бесконечное цитирование, в мертвую букву. Его судьба в СССР является еще одним подтверждением Истины: «Философия может нормально жить и развиваться лишь в ситуации дискуссии, критики, обогащения разными философскими направлениями друг друга».