logo
Философия - Шпоры / зима 2004-5 / зима 2004-5

8.Философия средневековья

В средневековье, когда утверждаются феодальные отноше­ния, общественное сознание характеризуется господством религии и церкви. Философия становится служанкой богословия. В основе мироздания - Бог; главный источник знаний - Библия. Основные вопросы: -сотворен ли мир богом или сущ-л от века; -постижимы ли воля и намерения бога; -какого место чел-ка в мире.

Основные идеи религиозной ф-ии:

1. Авторитет в теории познания. Согласно Аквинскому, "высшие истины", которые касаются Бога, не могут быть открыты с помощью человеческого разума. Они имеют в качестве источника "божественное откровение", зафиксированное в Священном писании.

2. Силлогизм как единственный достоверный метод познания.

3. Моральный космос. На вершине иерархии находится Бог как "абсолютно совершенное существо"; затем следуют ангелы как "чистые духи", которые не обременены материей; на ступеньку ниже расположен человек.

4. Телеологическая схема объяснения природы через указание "целей", Ф-ия Но­вого времени подорвала фундамент схоластического догматизма и ф-ию Фомы.

Все это было представлено еще Фомой Аквинским в трудах "Сумма теологии" и "Сумма против язычников". Там содержится пять однотипных "доказательств" бытия Бога.

1. Если брать движение во всей его полноте, а не только как механистическое движение, нельзя не прийти к признанию перводвигателя", т.е. Бога.

2. Если все в мире имеет свою причину, то должна быть "первопричина" - Бог.

3. Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной, т.е. Богом.

4. Для измерения степеней совершенства (красоты, блага, истинности) всего, что есть в мире, должно существовать мерило всех совершенств, т.е. Бог.

5. Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности, а значит, должна существовать изначальная и главная цель - Бог.

1.Принцип авторитета(материал для споров находится в святых писаниях)

2.споры носили характер силлогизма(имели отношения не к предмету а кпонятию)

3.мир – моральный космос

Обоснования бытия бога:

логическое

последовательное(опытное)

онтологическое док-во(Фома Аквинский, епископ Катоберийский) существует высшая степень совершенство среди каждого рода – совершенство среди родов – бог

космологический: космос упорядочен – след. Без бога не обошлось

люди стремятся к морали, след кто-то внедрил эту мораль

вопрос об универсалиях

сущ ли ангелы, демоны

сущ они в вещах или вне вещей

сущ духовно или телесно

В Ветхом и Новом Заветах находились революционные для философии идеи.

Идея монотеизма (учение о едином Боге);

Теоцентризм (Бог – сосредоточение бытия и блага и ее источник);

Мир понимается как результат творения из ничего – креоционизм;

Бог понимается как нечто абсолютное и трансцендентное (т.е. потустороннее миру);

Идея откровения Бога человеку (Бог открывает себя в священном писании);

Идея полувоплощения (Бог существует в трех формах: Отец, Сын, Святой Дух);

Идея первородного греха;

Человек создан по образу и подобию бога и это богоподобие выражается в наличии разума и свободной воли;

Идея спасения;

Цель жизни – уподобление Богу и богопознание. Душа человека имеет начало, но бессмертна;

Телеология – наличие в реальности степени совершенства. Любая вещь (фрагмент реальности) имеет конечную цель – Бог;

Провиденциолизм – представления о божественном провидении (промысле). Все существующие существует благодаря поддержке Бога;

Эсхатология – мир имеет начало и конец, который связан со вторым пришествием Бога на землю. Человеческое общество имеет свою историю, которая есть движение к конечной цели;

Человек – не только тело и душа, но и дух. Дух – причастность человека к Богу;

Человек занимает исключительное место в мире. Две линии понимания богословия:

а) Апофатика – Бог невыразим, непознаваем, Бог – реальность, которая понимается только в мистическом опыте. Бога нельзя выразить в понятиях человеческого языка;

б) Катофатика – всеимянность Бога. Бог – добро, благо, красота, любовь. Любовь – подлинный путь к богопознанию. Познание через веру;