38. Практика
Материалисты в прошлом придерживались тезиса о непосредственной достоверности чувственных образов и постулировали как бы зеркальное отображение внешнего мира в сознании человека. С развитием науки и философии стало очевидным, что это упрощенные представления: субъект не есть нечто пассивное, страдательное, в процессе познания он действует активно и целенаправленно, отчего всякий познавательный результат несет на себе печать этой субъективности.
Знания как один из моментов духовной деятельности генетически связаны с практической деятельностью. Она, многократно повторяясь, позволяла, в частности, устанавливать, что с помощью предметов, различных в каких-то отношениях, можно производить одни и те же действия. Практическая деятельность, таким образом, явилась источником мысленного объединения предметов в классы, обобщения их по существенным признакам.
Следует обратить внимание на то, что в сознании человека предметы внешнего мира отражаются прежде всего теми сторонами и свойствами, которые способствуют ему в практической деятельности, в достижении поставленных целей. Именно эти стороны и свойства кладутся в основу образования понятий и формирования знаний о способах освоения и преобразования внешнего мира.
Практика пронизывает всю познавательную деятельность человека, включая ее самые абстрактные сферы. По словам В.И.Ленина, «практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению различных логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение аксиом» [24. Т.29. С. 172].
Однако это вовсе не означает, что между практическими действиями и сформированными на их основе логическими формами и предписаниями существует полное соответствие. Логические формы — идеальное выражение внешнего бытия. Они фиксируют всеобщее в нем и абстрагируются от единичного, которое характерно для всякого чувственного образа. Но, будучи однажды возникшими, логические формы становятся предпосылкой идеальных планов дальнейшей практически преобразующей, чувственной деятельности. Их приложение к действительности происходит не безболезненно, не без коллизий и алогизмов, что обнаружили и хорошо выразили в своих вопросах уже древние философы. В наиболее отчетливой форме эти вопросы представлены в рассуждениях, известных под наименованием апорий Зенона Элейского.
Наш опыт, в частности, убедительно свидетельствует о том, что тело, имеющее большую скорость, догоняет и перегоняет другое тело, движущееся в том же направлении с меньшей скоростью. Но попытки применить для описания данного обстоятельства привычные нам логические категории наталкиваются на значительные трудности.
Действительность, окружающий мир, наша практическая деятельность несравненно богаче применяемых к ним логических средств. Апории Зенона — своевременный намек самоуверенному научному мышлению о ненадежности однажды выработанных понятий и методов, используемых в новых, неисследованных областях.
Понимание знания, с одной стороны, как продукта практической деятельности, а с другой стороны, как основы ее идеальных планов и программ является исходным принципом диалектико-материалистической теории познания, позволяющим раскрыть сущность единства познания в действительности.
Структура. Эл-ты процесса труда по К.Марксу: человек с его целями, знаниями и навыками, осуществляемые человеком операции целесообр. деят-ти; объекты, включенные в ходе этих операций в определенные взаимодействия.
Объекты расчленяются по своим ф-ям на предмет труда, средства труда и продукты труда. Труд как преобр. человеком в-ва природы предполагает предполагает взаимодействие всех этих эл-тов.
Формы: материальная производственная деятельность, практически-преобразовательная деятельность, социальная практич. Деятельность (социальная, классовая борьба, революции и т.п.), техническая деятельность (наука, НТР, прогресс и т.п.).
- 1. Философия как форма общественного сознания
- Компоненты мировоззрения:
- 2. Философия в системе культуры
- 3. Функции философии
- 4. Древнеиндийская философия
- 5. Философия Древнего Китая
- 6. Особенности античной философии.
- 7. Философия раннего христианства
- 8.Философия средневековья
- 9. Философия эпохи Возрождения или Ренессанса
- 10. Особенности просветительской и общественно-политической мысли Беларуси 16–17ст.
- 11.Философия Нового времени.
- 12. Философия французских материалистов 18в.
- 13. Немецкая классическая философия
- 14.Марксизм и его исторические судьбы.
- 15. Позитивизм
- 17. Русская философия 19 – начала 20 века
- 18. Философия и синергетика
- 19. Экзистенциализм
- 20. Философский смысл проблемы бытия
- 21. Материя.
- 22. Единство материи и движения
- 23. Пространство и время.
- 24. Диалектика и метафизика
- 25.Разработка концепции матер-ма и диалектики в фил-ии Маркса.
- 26. Концепции детерминизма.
- 28. Основные законы развития.
- 29. Диалектическая логика и ее альтернативы
- 30. Философские концепции сознания
- 31. Основные этапы генезиса сознания Генезис (происхождение) и социальная сущность сознания.
- 32. Структура сознания
- 33. Сознание и язык
- 34. Общественное и индивидуальное сознание
- 35. Мир духовности
- 36. Структура познавательного действия.
- 37. Формы чувственного и логического познания
- 38. Практика
- 39. Философские концепции истины
- 40. Наука (????????????) §6 Научное познание
- 41. Структура научно-исследовательского действия
- 42. Формы научного знания
- 43. Познавательные действия в современной науке
- 44. Проблема человека в философии
- 46. Проблема человека в философии
- 47. Общество как объект философского анализа
- 48. Социальная философия
- 49. Сущность материалистического понимания истории (по работе Маркса)
- 50. Философия техники
- 51. Философия социальных действий (по работе Вебера)
- 52. Социальное действие ??????????????
- 53. Общественные отношения, соц. Действия и соц. Институты
- 55. Материальные процессы жизни общества
- 56. Соц. Статистика и соц. Динамика. Общественно-экон. Формация.
- 57. Материальные процессы жизни общества
- 58. Соц. Структуры
- 59. Государство
- 60. Гражданское общество и правовое государство.
- 61. Философия прав человека.
- 62. Современные политические процессы в рб
- 63. Духовная жизнь общества и общественное сознание
- 64. Культура. Понятие гуманизма.
- 65. Культура и цивилизация
- 66. Общественный прогресс
- 67. Нтр и перспективы
- 68. Современная информационно-техническая революция.
- 69. Диалектика и вульгарный эволюционизм (по работе Ленина)
- 70. Агностицизм (по работе Энгельса)
- 71. Человек как личность
- 72.Взаимосвязь философии и науки.
- 73. Реригия и философия.