logo
Философия - Шпоры / зима 2004-5 / зима 2004-5

63. Духовная жизнь общества и общественное сознание

Сознание специфическое свойство высокоорганизованной материи. С этой позиции оно предстает как социальная форма отражения, интегрирующая в себе все его последовательно возникающие в процесс эволюции природы и общества черты: вторичность и изоморфность в отношении отражаемого (физическое отражение), информационность(физиологическое отражение), субъективность (психика), идеальность (сознание человека). Сознание индивида и общественное сознание образуют противоречивое единство. Сознание индивида формируется в многообразных общественных отношениях, в его деятельности, в непосредственных усилиях самой личности. Специфическим качеством и высшим выражением сознания у человека как члена общества является его самосознание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысления своих поступков и отношения к другим людям. Уникален духовный мир и сознание личности. Но каждый человек тысячами различных нитей связан с социальными общностями разного уровня. Тем самым индивидуальное сознание содержит в себе не только сугубо личностное и частное восприятие действительности, но и испытывает общее с другими людьми отношение к ней. Вместе с тем, хотя общественное сознание и не обнаруживается вне сознания отдельных индивидов, оно вовсе не исчерпывается им.

В групповом (общественном) сознании возникает новое качество отражения.

Ныне наряду с категорией «общественное сознание» все более широко используется понятие «духовная жизнь общества». Представляется оправ­данным его применение для обозначения духовного производства и его обусловленности материальным производством, духовных потребностей и их связей с материальными потребностями, духовного общения. Отсюда очевидно, что духовная жизнь общества есть единство идеального и мате­риального. Так, духовное общение — это не только эмоционально-чувст­венное сопереживание, но деятельность по обмену, распространению зна­ний (образование), идеалов (воспитание), информации, по приобщению к духовным ценностям. А средствами духовного общения выступают речь, мимика, межличностные переживания чувств, письменность, средства мас­совой информации. Что касается всех продуктов духовного производства, то их содержание составляют определенные абстрактно-логические, чувст­венно-эмоциональные образы, которые включаются в те или иные духов­ные образования, формы общественного сознания.

Развитие духовной жизни, общественного сознания, как и других сфер жизнедеятельности общества на всех его исторических ступенях, прежде всего подчиняется действию всеобщих, существенных, необходимых, повторяющихся связей и отношений, которые имеют объективный характер т.е. общесоциологическим законам. Это закон обусловленности способа производства материальной жизни социального, политического и духовного процессов жизни, закон взаимодействия общественного бытия и общественного сознания и др. Действуют также социологические закономерности, присущие непосредственно сфере духовной жизни общества, общественному сознанию. Это закон преемственности в развитии духовной жизни, закон относительной самостоятельности общественного сознания и др.

Общественная психология складывается как массовое сознание людей в основном стихийно под непосредственным влиянием условий их бытия. Общественная психология составляет основу, исходный пункт для тео­ретического сознания, представляющего собой упорядоченную и обобщен­ную систему знаний, идей. В отличие от обыденного сознания оно фор­мируется не стихийно, а представляет собой продукт специализированного духовного производства, результат деятельности особых, профессионально специализированных групп людей. Теоретическое сознание целенаправлено в глубь, в суть явлений и процессов социальных отношений, обществен­ного бытия, природной среды. Основные составные теоретического, систематизированного сознания — это наука и идеология.

Идеология представляет собой теоретическую си­стему идей, принципов, ценностных установок, которые выражают интере­сы вполне определенных общностей людей. Отсюда следуют три важные особенности идеологии. Во-первых, в социально дифференцированном об­ществе нет единой идеологии, как правило, есть господствующая идеология и есть оппозиционные идеологии. Во-вторых, всякая идеология возникает и существует с целью сохранить существующий или создать новый обще­ственный строй с его ценностями. В-третьих, каждая идеология пытается выдать свою систему заинтересованного видения действительности и свои ценности за всеобщие в качестве единственно истинных и справедливых.

Противоречивым является соотношение идеологии с наукой.

Современная эпоха с новой силой свидетельствует, что особенно в усло­виях радикального обновления общества возрастает потребность в идеоло­гии, которая, выражая коренные интересы прогрессивных социальных сил, давала бы адекватное отражение исторической действительности и выпол­няла оценочно-регулятивную функцию относительно утверждения при­оритета общечеловеческих ценностей.

Если обыденное сознание человека синкретично отражает в живой це­лостности многогранность его индивидуального и социального бытия, то на теоретическом уровне духовные явления дифференцируются в виде специ­фических форм общественного сознания.

Общественное сознание и его основные формы не есть нечто раз и на­всегда данное, застывшее и неизменное: они отражают общество в его развитии.

Чем же объясняется дифференциация и движение форм общественного сознания? Прежде всего богатством форм и процессов самого общественного бытия, качественным отличием каждой новой ступени исторического раз­вития.

Каждая из основных форм общественного сознания имеет свои отличи­тельные особенности. Можно выделить некоторые общие критерии их раз­личия по объекту, предмету отражения (правосознание и философия и т.д.), по форме отражения (искусство и наука и др), по содержанию (рели­гиозное и философско-научное сознание и т.д.), по своей социальной фун­кции, месту и роли в жизнедеятельности общества.

Возникнув как особый продукт материального и духовного производства, формы общественного сознания, отражая общественное бытие, приоб­ретают относительную самостоятельность, что проявляется в следующем. Прежде всего они находятся в сложных взаимосвязях и взаимопроникнове­ниях между собой. Каждая из форм общественного сознания развивается, опираясь на тот духовный, мыслительный материал, который уже в этой форме сознания был произведен ранее, стал своего рода субъективной ре­альностью, т.е. здесь имеет место диалектическое снятие, включающее преемственность. Об относительно'"' самостоятельности форм сознания сви­детельствует их обратное активное воздействие на все процессы жизни общества и образ жизни людей.

В формах общественного сознания в той или иной степени наличествуют все уровни сознания — обыденного и теоретического, общественной психо­логии и идеологии. Специфическое содержа те.каждой из форм обществен­ного сознания раскрывают конкретные гуманитарные дисциплины — политология, правоведение, этика, эстетика, религиоведение, науковеде-ние и др. В своей совокупности мораль, искусство, философия и другие формы общественного сознания составляют духовную основу человеческой культуры.