logo
Философия - Шпоры / зима 2004-5 / зима 2004-5

36. Структура познавательного действия.

Взаимосвязь субъекта и объекта опосредована практикой. Субъект и объект познания не существуют в готовом виде; они орпеделяются уровнем развития общественной практики. Объект познания не есть постоянная величина. Современная техника проникает в такие тонкие структуры материи, которые не были доступны людям как объект познания еще 10 лет назад. Процесс познания начался с распредмечивания. I Процесс распредмечивания – это выявление свойств предмета в оперделенных позновательных действиях (перцептивные) (ощущения, восприятия и представления). Пареллельно с перцептивными развиваются логические действия – действия, связанные с формированием понятий. Понятия – первичная и главная форма логических операций. Понятия бывают единичные и общие, положительные и отрицательные, пустые и непустые. Понятия формируются на основе определенных действий.

Формулы абстропирования понятий: 1.Идеализация (объект в чистом виде), 2.Изолирующая.

Суждение – это связь 2-х и более понятий. Человеческая мысль существует в форме суждений. Суждений бывают полож. И отрицательными. Умозаключение – это когда из нескольких суждений делаются новые выводы. Суждения могут быть: индуктивными (частноеобщее) и дедуктивными (общеечастное).

II Законы логики (логические действия):

  1. Закон тождества (в ходе рассуждения предмет рассуждения не меняется).

  2. Закон противоречия (запрещает утверждать об одном т том же противоположные вещи в одном и том же отношении).

  3. Закон исключенного третьего (третье не дано).

  4. Закон достаточного основания (любое утверждение должно быть аргументированно).

III Познавательный процесс предполагает такие чувственные интеллектуальные действия, как сомнение, вера и интуиция.

Интуиция – целостное схватывание объекта, она характеризуется очевидностью и бессознательностью. Интуиция бывает чувственная, сознательная, мистическая, эмоциональная, инженерная.

После совершения вышеперечисленных познавательных действий возникает вопрос о том, насколько сформировавшаяся модель предмета соответствует реальному объекту – это процесс опрердмечивания.