49. Сущность материалистического понимания истории (по работе Маркса)
К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие
В этом разделе содержится краткое описание основных глав данной работы и К. Маркс дает свои общие выводы к ней. Он пишет: "Я рассматриваю систему буржуазной экономики в следующем порядке: капитал, земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля, мировой рынок".
Далее Маркс коротко останавливается на своих взглядах на представленные выше проблемы. В частности, он пишет: "Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей XVIII века, называет "гражданским обществом", и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка, и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче - от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человека нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созревают материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления. В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысла индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества".
- 1. Философия как форма общественного сознания
- Компоненты мировоззрения:
- 2. Философия в системе культуры
- 3. Функции философии
- 4. Древнеиндийская философия
- 5. Философия Древнего Китая
- 6. Особенности античной философии.
- 7. Философия раннего христианства
- 8.Философия средневековья
- 9. Философия эпохи Возрождения или Ренессанса
- 10. Особенности просветительской и общественно-политической мысли Беларуси 16–17ст.
- 11.Философия Нового времени.
- 12. Философия французских материалистов 18в.
- 13. Немецкая классическая философия
- 14.Марксизм и его исторические судьбы.
- 15. Позитивизм
- 17. Русская философия 19 – начала 20 века
- 18. Философия и синергетика
- 19. Экзистенциализм
- 20. Философский смысл проблемы бытия
- 21. Материя.
- 22. Единство материи и движения
- 23. Пространство и время.
- 24. Диалектика и метафизика
- 25.Разработка концепции матер-ма и диалектики в фил-ии Маркса.
- 26. Концепции детерминизма.
- 28. Основные законы развития.
- 29. Диалектическая логика и ее альтернативы
- 30. Философские концепции сознания
- 31. Основные этапы генезиса сознания Генезис (происхождение) и социальная сущность сознания.
- 32. Структура сознания
- 33. Сознание и язык
- 34. Общественное и индивидуальное сознание
- 35. Мир духовности
- 36. Структура познавательного действия.
- 37. Формы чувственного и логического познания
- 38. Практика
- 39. Философские концепции истины
- 40. Наука (????????????) §6 Научное познание
- 41. Структура научно-исследовательского действия
- 42. Формы научного знания
- 43. Познавательные действия в современной науке
- 44. Проблема человека в философии
- 46. Проблема человека в философии
- 47. Общество как объект философского анализа
- 48. Социальная философия
- 49. Сущность материалистического понимания истории (по работе Маркса)
- 50. Философия техники
- 51. Философия социальных действий (по работе Вебера)
- 52. Социальное действие ??????????????
- 53. Общественные отношения, соц. Действия и соц. Институты
- 55. Материальные процессы жизни общества
- 56. Соц. Статистика и соц. Динамика. Общественно-экон. Формация.
- 57. Материальные процессы жизни общества
- 58. Соц. Структуры
- 59. Государство
- 60. Гражданское общество и правовое государство.
- 61. Философия прав человека.
- 62. Современные политические процессы в рб
- 63. Духовная жизнь общества и общественное сознание
- 64. Культура. Понятие гуманизма.
- 65. Культура и цивилизация
- 66. Общественный прогресс
- 67. Нтр и перспективы
- 68. Современная информационно-техническая революция.
- 69. Диалектика и вульгарный эволюционизм (по работе Ленина)
- 70. Агностицизм (по работе Энгельса)
- 71. Человек как личность
- 72.Взаимосвязь философии и науки.
- 73. Реригия и философия.