6. Особенности античной философии.
Многообразием школ и направлений характеризуется древнегреческая ф-ия (VI в. до н.э. - VI в. н.э.). В ее многообразных формах в зародыше имелись почти все позднейшие типы ф-кого мировоззрения. Мощный всплеск ф-кой мысли был обусловлен демократическим устройством общества, отсутствием восточной тирании, удобным географическим положением.
Древнегреческая ф-ия получает свое первоначальное развитие в греческих колониях на малоазиатском побережье Средиземноморья -Ионии (гг. Милет, Эфес и др.).
Первые греческие ф-фы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и другие были и первыми естествоиспытателями. В своих ф-ких учениях они еще не проводили существенных различий между материальным и идеальным, природу и общество объясняли стихийно-материалистически. Основу всего многообразия вещей и явлений они пытались найти в некой первоматерии, отождествляя ее с чувственно-воспринимаемыми видами и состояниями материи: Фалес - с водой, Анаксимеп - с вoздухом, Гераклит - с огнем и т.д. Только Анаксимандр первоматерией считал нечто, лишенное чувственной определенности, беспредельное апейрон. Он выдвигал идею о бесконечности мироздания, о бесконечности миров во Вселенной, которые закономерно возникают и гибнут. Саму жизнь и дух первые греческие философы рассматривали как особые сочетания материальных первоначал.
Опираясь на строго рациональный метод анализа действительности, Анаксимандр, так же как и Фалес, и своих натурфилософских системах закладывал зачатки современной астрономии, физики и, разумеется, философии.
Диалектика первых греческих философов получила яркое выражение у Гераклита (520 460 гг. до н.э.), который полагал, что вечное движение первоматерии ("все течет, все изменяется"), ее различные превращения в многообразие вещей осуществляются через закономерную борьбу противоположностей. В одну и ту же реку нельзя войти дважды, заявлял он, ибо вода в ней меняется. Кратил абсолютизировал эту изменяемость, утверждая, что и один раз войти в одну и ту же реку невозможно.
Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) отождествлял субстанцию мира с числом как устойчивым и бесконечным субстратом Вселенной. Числа, еще не отделяемые пифагорейцами от вещей, выражали определенный порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений ("где нет числа и меры, там хаос и химеры"). Число как и субстанция стоит между чувственно воспринимаемой материей и идеей, а сам Пифагор в эволюции греческой ф-ии оказывается между ионийскими натурф-фами и Платоном: в его ф-ии уже намечаются предпосылки идеализма.
В VI - начале V в. до н.э. в другой греческой колонии - г. Элее, сформировалась ф-кая школа Ксенофана, Парменида и Зенона, как реакция на материализм и диалектику ионийцев. Зенон выдвинул ряд апорий (неразрешимых противоречий), которыми пытался обосновать отсутствие движения в действительном мире ("Ахиллес и черепаха", "Летящая стрела" и др.). В противоположность Кратилу, который игнорировал момент устойчивости в изменяющемся мире, он абсолютизирован эту устойчивость.
Ученик Сократа Платон создал одну из первых и самых развернутых систем объективного идеализма, а платонизм в целом явился важнейшим источником возникновения христианства. У Платона идеи составляют основу изменчивых реальных вещей и предшествуют им в виде особого мира идеальных форм, сущностей. В своих диалогах Платон пытается вскрыть диалектику понятий.
Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - самый энциклопедический ум древности. Он подверг критике платоновскую теорию, хотя и не был здесь до конца последовательным. Как исследователь-натуралист Аристотель не может не признать эмпирическую основу познания, необходимость движения мысли к выводу от ощущения, от факта, от вещи.
Подчеркивая роль души в человеке ("человек и есть в первую очередь ум"), Аристотель не мыслит его вне общества, государства: человек как существо политическое, общественное вне государства уподобляется, по его мнению, либо животному, либо божеству.
Платоновско-аристотелевское понимание человеческой сущности как деятельности души приобрело определенную мистификацию и вошло составной частью в христианскую религию и католическую ф-ию. Вместе с тем высказанная Аристотелем идея о природном равенстве людей получит свое развитие (в ф-ии Нового времени) в учении о естественном праве. Как гениальный натуралист и мыслитель древности, Аристотель впервые и наиболее глубоко в античной ф-ии проанализировал формы мышления, заложил основы формальной логики.
Заслугой античных мыслителей является вывод о счастье и шаге как цели человеческой жизни, в чем глубоко отражается гуманистическая направленность древнегреческой ф-ии.
В связи с разложением рабовладельческого строя в греко-римском мире на рубеже новой эры начинается упадок античной ф-ии. Этот процесс проявился в слиянии идей Платона ("неоплатонизм") и теологии. В первые века нашей эры возникает и развивается христианство, очень скоро превратившееся в официальную государственную религию.
- 1. Философия как форма общественного сознания
- Компоненты мировоззрения:
- 2. Философия в системе культуры
- 3. Функции философии
- 4. Древнеиндийская философия
- 5. Философия Древнего Китая
- 6. Особенности античной философии.
- 7. Философия раннего христианства
- 8.Философия средневековья
- 9. Философия эпохи Возрождения или Ренессанса
- 10. Особенности просветительской и общественно-политической мысли Беларуси 16–17ст.
- 11.Философия Нового времени.
- 12. Философия французских материалистов 18в.
- 13. Немецкая классическая философия
- 14.Марксизм и его исторические судьбы.
- 15. Позитивизм
- 17. Русская философия 19 – начала 20 века
- 18. Философия и синергетика
- 19. Экзистенциализм
- 20. Философский смысл проблемы бытия
- 21. Материя.
- 22. Единство материи и движения
- 23. Пространство и время.
- 24. Диалектика и метафизика
- 25.Разработка концепции матер-ма и диалектики в фил-ии Маркса.
- 26. Концепции детерминизма.
- 28. Основные законы развития.
- 29. Диалектическая логика и ее альтернативы
- 30. Философские концепции сознания
- 31. Основные этапы генезиса сознания Генезис (происхождение) и социальная сущность сознания.
- 32. Структура сознания
- 33. Сознание и язык
- 34. Общественное и индивидуальное сознание
- 35. Мир духовности
- 36. Структура познавательного действия.
- 37. Формы чувственного и логического познания
- 38. Практика
- 39. Философские концепции истины
- 40. Наука (????????????) §6 Научное познание
- 41. Структура научно-исследовательского действия
- 42. Формы научного знания
- 43. Познавательные действия в современной науке
- 44. Проблема человека в философии
- 46. Проблема человека в философии
- 47. Общество как объект философского анализа
- 48. Социальная философия
- 49. Сущность материалистического понимания истории (по работе Маркса)
- 50. Философия техники
- 51. Философия социальных действий (по работе Вебера)
- 52. Социальное действие ??????????????
- 53. Общественные отношения, соц. Действия и соц. Институты
- 55. Материальные процессы жизни общества
- 56. Соц. Статистика и соц. Динамика. Общественно-экон. Формация.
- 57. Материальные процессы жизни общества
- 58. Соц. Структуры
- 59. Государство
- 60. Гражданское общество и правовое государство.
- 61. Философия прав человека.
- 62. Современные политические процессы в рб
- 63. Духовная жизнь общества и общественное сознание
- 64. Культура. Понятие гуманизма.
- 65. Культура и цивилизация
- 66. Общественный прогресс
- 67. Нтр и перспективы
- 68. Современная информационно-техническая революция.
- 69. Диалектика и вульгарный эволюционизм (по работе Ленина)
- 70. Агностицизм (по работе Энгельса)
- 71. Человек как личность
- 72.Взаимосвязь философии и науки.
- 73. Реригия и философия.