73. Реригия и философия.
Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны. Если мат линия фил противопоставляет себя религ мировоззрению, то различные направл идеалист фил неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда даже призается различие между фил и рел как отдельными формами общ сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.
Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя фил.
Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и зародившаяся в то же время новоевроп наука, е сразу вступила в идеолог конкуренцию с рел, между ними как бы были разделены сферы влияния. при сохранении обнако верховного авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от бога, а др от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в события мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне зав-ти от бога.
Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение центрального места религиии. Согласно максизму, религия есть остаточная форма общ сознания, кот будет сохраняться до тех пор, пока вследствии развития соц-эконом структур общества состороны др форм общ сознания и прежде всего со стор самой фил не будет предложеа система ценостей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религ представлений.
Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу рел и фил. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.
Гносеолог причины вязаны с трудностями истолкования фундамент достижений естеств наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму а папа римский неоднократно проповедывал, что достиж современой физики прямопоказывают сущ бога. Соврем теологи подвергают текст библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.
Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опастность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями тказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравств основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззреии.
Идеалист фил 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту, восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы фил жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение П.Тейара де Шардена - фр ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел как цель эвол развития природы. Показателен тот факт, что имено в 20 в. начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер, М.Вебер), т.е. фил направление, специально посвящ обоснованию в составе фил знания духовных абсолютов и норм.
Проблемы гуманизма в философии.
Современный человек, утверждал М. Хайдеггер, чрезмерно материалистичен, как и человек классического гуманизма. По Хайдеггеру, восстановление гибнущего гуманизма возможно лишь с раскрытием истинного бытия человека, а такое возможно лишь в случае понимания его как трансцендентного существа, т.е. соприкасающегося с чем-то Абсолютным и Вечным. Страх человека перед смертью и связанное с этим чувство Ничто, переживаемое индивидом, является условием "подлинности" его человеческого существования (экзистенции).
Своеобразный подход к проблемам человека в рамках экзистенциализма демонстрирует французкий философ Ж.-П.Сартр. Принимая в основном учение Хайдеггера, Сартр, однако, отклоняет его понимание смерти как выражение сущности человека, выдвигая учение о свободе, что и дает ему основание претендовать на новую гуманистическую трактовку человека. Но понимая свободу субъективности, не находя для нее оснований в объективном мире природы и общества, Сартр трактует ее как произвол, коренящийся в самом индивиде. Отсюда его известное положение, "что человек всегда проект, что в своей свободе, не связанной ничем, он определяет свою сущность, что свобода не предзадана, а является свойством его жизнедеятельности".
Э. Фромм исходит из предпосылки, что человек как социальное существо определяется общественными отношениями окружающего его социума, что именно культура и есть человеческий мир. Фромм формулирует понятие социального характера ка системы неинстинктивных побуждений, благодаря которым человек становится в определенные отношения с другими людьми и материальным миром. Характерологические черты, составляющие специфику человека (стремление к любви как эквиваленту разумности, солидарности, единства и творческих способностей индивида), согласно Фромму, есть результат "человеческой ситуации" исторически сложившегося разрыва единства с природой, и, как следствие, "расколотости", "потерянности" человеческого бытия.
К. Лоренц, обнаружив сходство в механизмах инстинктивных реакций человека и животных, считал, что из-за роста населения на Земле и действия инстинкта пространства происходит постоянный прирост агрессии, конфликтов и т.д., при этом ставится под сомнение даже социальная природа человека.
Развивая сою теорию "нового гуманизма", основанного на идеях психоанализа и марксизма, Фромм отвергает позицию Лоренца как антигуманистическую. Он упрекает из за то, что они оба представляют человека как машину.
Гуманистическая философия Э. Фромма приобрела в наше значение важного фактора нового мышления "Я считаю, писал он, что решающим вопросом сегодня для всех народов является вопрос о войне и мире". Характеризую мир как состояние братской гармонии всех людей, Фромм справедливо связывает возможность достижения его с верой в силу и мощь человеческого разума. "Я верю, пишет он, что единственная сила, которая спасет нас от самоуничтожения это разум". Формулируя оптимистическую перспективу гуманного человека на основе идеи "коммунитарного социализма", Э. Фромм связывает ее с развитием у индивида достаточной зрелости разума и способности к любви, солидарности, взаимопомощи.
- 1. Философия как форма общественного сознания
- Компоненты мировоззрения:
- 2. Философия в системе культуры
- 3. Функции философии
- 4. Древнеиндийская философия
- 5. Философия Древнего Китая
- 6. Особенности античной философии.
- 7. Философия раннего христианства
- 8.Философия средневековья
- 9. Философия эпохи Возрождения или Ренессанса
- 10. Особенности просветительской и общественно-политической мысли Беларуси 16–17ст.
- 11.Философия Нового времени.
- 12. Философия французских материалистов 18в.
- 13. Немецкая классическая философия
- 14.Марксизм и его исторические судьбы.
- 15. Позитивизм
- 17. Русская философия 19 – начала 20 века
- 18. Философия и синергетика
- 19. Экзистенциализм
- 20. Философский смысл проблемы бытия
- 21. Материя.
- 22. Единство материи и движения
- 23. Пространство и время.
- 24. Диалектика и метафизика
- 25.Разработка концепции матер-ма и диалектики в фил-ии Маркса.
- 26. Концепции детерминизма.
- 28. Основные законы развития.
- 29. Диалектическая логика и ее альтернативы
- 30. Философские концепции сознания
- 31. Основные этапы генезиса сознания Генезис (происхождение) и социальная сущность сознания.
- 32. Структура сознания
- 33. Сознание и язык
- 34. Общественное и индивидуальное сознание
- 35. Мир духовности
- 36. Структура познавательного действия.
- 37. Формы чувственного и логического познания
- 38. Практика
- 39. Философские концепции истины
- 40. Наука (????????????) §6 Научное познание
- 41. Структура научно-исследовательского действия
- 42. Формы научного знания
- 43. Познавательные действия в современной науке
- 44. Проблема человека в философии
- 46. Проблема человека в философии
- 47. Общество как объект философского анализа
- 48. Социальная философия
- 49. Сущность материалистического понимания истории (по работе Маркса)
- 50. Философия техники
- 51. Философия социальных действий (по работе Вебера)
- 52. Социальное действие ??????????????
- 53. Общественные отношения, соц. Действия и соц. Институты
- 55. Материальные процессы жизни общества
- 56. Соц. Статистика и соц. Динамика. Общественно-экон. Формация.
- 57. Материальные процессы жизни общества
- 58. Соц. Структуры
- 59. Государство
- 60. Гражданское общество и правовое государство.
- 61. Философия прав человека.
- 62. Современные политические процессы в рб
- 63. Духовная жизнь общества и общественное сознание
- 64. Культура. Понятие гуманизма.
- 65. Культура и цивилизация
- 66. Общественный прогресс
- 67. Нтр и перспективы
- 68. Современная информационно-техническая революция.
- 69. Диалектика и вульгарный эволюционизм (по работе Ленина)
- 70. Агностицизм (по работе Энгельса)
- 71. Человек как личность
- 72.Взаимосвязь философии и науки.
- 73. Реригия и философия.