17. Русская философия 19 – начала 20 века
Развитие философии в России началось с принятием христианства, с распространением культурных и научных достижений других стран. В 19 веке русская философия достигла своего развития. В 19 веке на первое место выдвигаются социально-политические проблемы (выбор вектора развития России). Проявляется борьба между западниками и славянофилами. Представители западничества: Радищев, Писарев, Добролюбов, Белинский, Герцен . Представители славянофильства: братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Данилевский, Леонтьев.
Западники считали, что история России - тупиковая линия, т.к. Россия пошла за Византией (т.е по негативному пути развития). Славянофилы считали, что лучшее в России – это итог принятия православия. Славянофилы отвергали западный эгоизм и индивидуализм. Идея соборности: соборность-начало жизни общества, противопостовляемое индивудуализму и эгоизму не ущемляющее личностное начало каждого человека. Славянофилы выдвинули идею реформирования государственного устройства в направлении соблюдения принципов соборности. Россия выработала свой уникальный, самобытный путь своего развития и не должна с этого пути сворачивать. В 20 веке западничество представлено Н.Бердяевым, а славянофильство – Ильином и Солоневичем. В 20 веке был естественнонаучный материализм (Сеченов, Павлов, Бехтерев). Для русской философии характерен гнесеологический реализм и оптимизм (вера в существование внешнего мира). В русской философии обозначились материалистическое и идеалистическое направление. Материалисты: Добролюбов, Герцен. Во второй половине 19 века в Россию проник марксизм, который вскоре стал доминантом. Идеализм также занимал свою нишу (представители – Соловьев, Федоров, Бердяев, Флоренский, Л.Шестов, С.Булгаков). Развивалась также идея камизма (Соловьев): идея всеединства, идея целостного человека, в котором наряду с рациональным началом (техническая мысль) присутствует духовное начало (вера), космос, как творение божье, представляет собой живое единое целое и человек – звено космоса. В рамках русского космизма выдвигается идея ответственности человека за судьбу космоса.
Федоров развивал философию доброго дела: человечество должно объединить свои усилия для решения главной проблемы – победы над смертью, которая должна обеспечить вечное существование и обеспечить воскрешение всех умерших людей. Федоров первым обосновывает неизбежность космической экспансии человека. Все это должно базироваться на этическом отношении к космосу. Нравственность должна распространяться не только на всю природу, в том числе и на неорганическую. Федоров сначала работал учителем в гимназии, затем – библиотекарем. Особенность русской философии – интуитивизм (Флоренский, Лопатин). В русской философии была выдвинута идея транссубъективности чувственных данных
Философия Вл. Соловьева (1853—1900) впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии XIX века и закономерно оказалась ее завершающим синтезом. В славянофильской традиции противостояния западному «рационализму» он начинает с критики «отвлеченных начал», выдвигая идеал «свободной теософии», совмещающей эмпиризм, рационализм и мистику. Социальный идеал Вл. Соловьева — «свободная теократия» или «вселенская церковь», чуждая какого-либо национализма и объединяющая православие, католицизм и протестантизм. Реализация этого идеала предполагает «свободную теургию», созидающую конечную стадию истории — «Богочеловечество». Основной пафос соловьевской «философии всеединства» «оправдание добра», вытекающее из понимания «сущего» как блага.
Последней работой Соловьева стали «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории...», посвященные развернутой критике религиозно философского учения Л. Толстого.
Подобно русской литературе XIX века, русская философия этого периода может считаться своеобразной классикой в национальной философской традиции. Именно в ее рамках сложились и выявили себя магистральные направления, нашедшие свое продолжение уже в XX веке. Русская философская мысль развивалась в тесной связи и взаимодействии с развитием философской мысли других народов нашей страны.
Философия ХХ века. В ХХ веке в философии продолжалась позитивистская линия.
Основные направления философии ХХ века:
Прагматизм – субъектно-идеалистическое учение о мире, как продукте «опыты» человека, а об истине – лишь как инструменте в достижении личного успеха.
а) Неопозитивизм – противопоставление научного эмпиризма философским абстракциям.
б) Экзистенциализм – существование понимается, прежде всего, как представление страдающего индивидуума о действительности.
в) Феноменология
г) Персонализм
Структурализм
а) Неотомизм – философия католицизма
б) Психоанализ
в) Герменевтика – в качестве главной гносеологической проблемы выдвигалась проблема понимания.
г) Постмодернизм – культура понимается как субъективно и произвольно интерпретируемые тексты и мысли.
Научный материализм
а) критический рационализм
Диалектический материализм – это учение о материальном единстве и всеобщих законах его развития.
Неопозитивизм.
Представители: Бертран Рассел, Шесип, Витгенштейн, Карнан и др. Неопозитивизм прошёл в своём развитии определённую эволюцию:
Фаза логического неопозитивизма (философия логического анализа). Задача философии сводится к логическому анализу научного языка. Идеал – построение универсального научного языка по образу формальной логической системы. Перед неопозитивизмом встала идея отделения науки от не науки. Принцип пересикации: сведение сложных высказываний к более простым. Куте сформулировал и доказал теорему о невозможности полной нормализации. Задача философии может сводиться к анализу научного языка и анализу живого языка.
Лингвистическая фаза. Витгенштейн считал, что каждому термину должно соответствовать строго одно название. Постепенно в неопозитивизме сложилась
антиметафизическая установка.
Пост позитивизм. Данное течение исследует науку как социальный феномен, рассматривает вопрос о научных теориях, их природе и условиях истинности. Представители: Корн, Попер, Фейерабнт. Они разработали концепцию элистилиллогического анархизма. Согласно этой концепции, наука – такой же элемент культуры, как и все остальные её виды.
Антистенетистские концепции.
1. Психоанализ.
Он возник в результате деятельности З.Фрейда (Юнга, Эльфома). Психика человека имеет определенную самостоятельную динамику, во внутреннем мире человека огромную роль играют подсознательные процессы, которые не артикулируют сознанием, а, наоборот, могут руководить деятельностью человека.сверх я – социальная структура, навязанная обществом. & я (эго) & оно
Инстинкт либидо-сознательное начало. Фрейд не ограничился разработкой методики лечения внутреннего мира человека, он читал, что все результаты человеческой деятельности являются результатами сублимации (трансформации человеческой сексуальной энергии в продуктивную деятельность).
Эрих Фром пытался соединить психоанализ с марксизмом. Юнг пересмотрел природу бессознательного, оно представляет сферу архитипов, колективную бессознательность.
- 1. Философия как форма общественного сознания
- Компоненты мировоззрения:
- 2. Философия в системе культуры
- 3. Функции философии
- 4. Древнеиндийская философия
- 5. Философия Древнего Китая
- 6. Особенности античной философии.
- 7. Философия раннего христианства
- 8.Философия средневековья
- 9. Философия эпохи Возрождения или Ренессанса
- 10. Особенности просветительской и общественно-политической мысли Беларуси 16–17ст.
- 11.Философия Нового времени.
- 12. Философия французских материалистов 18в.
- 13. Немецкая классическая философия
- 14.Марксизм и его исторические судьбы.
- 15. Позитивизм
- 17. Русская философия 19 – начала 20 века
- 18. Философия и синергетика
- 19. Экзистенциализм
- 20. Философский смысл проблемы бытия
- 21. Материя.
- 22. Единство материи и движения
- 23. Пространство и время.
- 24. Диалектика и метафизика
- 25.Разработка концепции матер-ма и диалектики в фил-ии Маркса.
- 26. Концепции детерминизма.
- 28. Основные законы развития.
- 29. Диалектическая логика и ее альтернативы
- 30. Философские концепции сознания
- 31. Основные этапы генезиса сознания Генезис (происхождение) и социальная сущность сознания.
- 32. Структура сознания
- 33. Сознание и язык
- 34. Общественное и индивидуальное сознание
- 35. Мир духовности
- 36. Структура познавательного действия.
- 37. Формы чувственного и логического познания
- 38. Практика
- 39. Философские концепции истины
- 40. Наука (????????????) §6 Научное познание
- 41. Структура научно-исследовательского действия
- 42. Формы научного знания
- 43. Познавательные действия в современной науке
- 44. Проблема человека в философии
- 46. Проблема человека в философии
- 47. Общество как объект философского анализа
- 48. Социальная философия
- 49. Сущность материалистического понимания истории (по работе Маркса)
- 50. Философия техники
- 51. Философия социальных действий (по работе Вебера)
- 52. Социальное действие ??????????????
- 53. Общественные отношения, соц. Действия и соц. Институты
- 55. Материальные процессы жизни общества
- 56. Соц. Статистика и соц. Динамика. Общественно-экон. Формация.
- 57. Материальные процессы жизни общества
- 58. Соц. Структуры
- 59. Государство
- 60. Гражданское общество и правовое государство.
- 61. Философия прав человека.
- 62. Современные политические процессы в рб
- 63. Духовная жизнь общества и общественное сознание
- 64. Культура. Понятие гуманизма.
- 65. Культура и цивилизация
- 66. Общественный прогресс
- 67. Нтр и перспективы
- 68. Современная информационно-техническая революция.
- 69. Диалектика и вульгарный эволюционизм (по работе Ленина)
- 70. Агностицизм (по работе Энгельса)
- 71. Человек как личность
- 72.Взаимосвязь философии и науки.
- 73. Реригия и философия.