1. Философия, ее предмет и функции.
Философия – древнегреческое слово – «любовь к мудрости», «любомудрие».Это слово впервые встречается у Пифагора. Существует 2,5 тысячи лет. Понимание того, что изучает Ф., у разных философов различно:
Аристотель: задача Ф. – исследовать первые начала и причины всего существующего: природы, общества, государства, человека, его души и мышления.
Кант: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?
Гуссерль: Ф. должна заниматься изучением мира сознания. Ф. как строгая наука – это доказательная наука.
Рикёр: Ф. – это не наука, наука – это не Ф.
Поппер: все люди – философы, даже если они не осознают собственных ф-х проблем, они имеют философские предрассудки.
Рассел: Ф. является чем-то промежуточным между теологией и наукой (т.н. Ничейная Земля – это и есть Ф.).
Ф. содержит наиболее общее представление о человеке, о мире в целом и отдельных его частях. Ф. сосредотачивается на фундаментальных, универсальных и общезначимых проблемах.
Гоббс: Ф. есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия или явления из известных нам причин, или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания – из известных нам действий.
Ф. пытается решить проблемы, стоящие перед человеком, с помощью понятий, суждений, опирающихся на разум.
Предмет Ф. – всеобщие связи и закономерности системы «человек и мир». Человек здесь – и индивид, и народ, и общество, и человечество в целом. Мир – природа, космос, общество, т.е. среда проживания человека.
Понятие объекта всегда связано с объективной реальностью, которая существует независимо от воли и желания человека, т.е. объектом человеческой мысли может быть любой предмет, вещь, процесс объективной реальности, которая включается в человеческую деятельность и начинает осваиваться субъектом, т.е. объект – это форма человеческой деятельности в процессе человеческой деятельности, которая выработана в процессе человеческого бытия (и язык, и знание, наука, предметы научного познания)
Предмет философии – это вещи, явления или отдельная часть чего-то, обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими вещами или явлениями.
Таким образом, объекты и предметы философского знания могут быть:
материальными – вещи, явления,
идеальными – понятия, мысли, идеи, дух, субстанция.
Объекты философии столь же разнообразны как разнообразна сама человеческая жизнь. Поэтому они могут быть объективными и субъективными, рациональными и иррациональными, отражающими мир в целом или космос, науку или религию, самого человека и отношение его с природной средой.
Предмет философии науки.
По лекции - предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.
Под предметом понимают то, что изучает та или иная наука. В отношении Ф. науки выделяют два подхода:
философия науки как направление философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки;
философия науки как дисциплина возникла в ответ на социальную потребность осмыслить социокультурные функции науки.
Как дисциплина философия науки испытывает на себе влияние со стороны:
общего социокультурного фона эпохи;
гносеологических, методологических исследований (гносеология – теория познания; методология – методы познания);
моделей и концепций разработанных в рамках философии науки как направления философии.
Сама наука оказывает существенное влияние на общество, мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития: и в мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей. Вся наука устремлена в будущее. И хотя утверждается, что наука многоаспектна и многогранна, она прежде всего представляет собой производство знаний. Без знания наука не существует, именно производство знаний делает науку наукой. Поэтому философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга, и как взаимодействуют?
Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека. При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.
Функции науки: (Три важнейших социальных функций Ф. – мировоззренческая, познавательная, методологическая):
1) исследовательская – наука, изучая конкретную реальность, открывает её новые стороны и качества, выявляет все более эффективные методы познания. Цель научного исследования – анализ закономерностей объективной реальности.
2) обучающая (познавательная, гносеологическая) – в ее рамках осущ-ся воспроизводство научного знания – передача научных представлений от одной исследовательской системы к другой. Это осущ-ся в процессе подготовки научных кадров, что формирует новые научные традиции.
3) коммуникативная – процесс обмена информацией между членами научного сообщества,
4) социокультурная – наука – один из базовых элементов культуры, составляющих основу цивилизации. Развитие науки – критерий позитивного динамизма цивилизации.
5) мировоззренческая - способствует созданию научной картины мира на основе обобщения знаний естественных и общественных наук. Рациональное отношение чел-ка (субъекта) к природе (объекту). Ф. выступает как специфический способ познания и осмысления мира. Мировоззрение участвует в познании человеком мира, т.е. оно всегда имеет субъекта (индивид, народ и т.д.) Ф. и мировоззрение – разные понятия, но тесно связанные друг с другом. Ф. участвует в формировании мировоззрения не обыденного, а того, которое складывается на базе широкого круга научных, теоретических знаний о природе, обществе и человеке. Это научное мировоззрение. М. – это определенный образ мышления, который подчиняется стандартам логически последовательного мышления, которое приводит к познанию истины и без Ф. сформировано быть не может.
6) методологическая – система принципов и общих способов построения познавательной, а также практической деят-сти. Именно Ф. может формулировать принципы и общие способы познания действительности, которые составляют то, что наз-ся Ф. методологией. Т.е. Ф. участвует в формировании мышления, способного создать приближенные к истине представления о реальности.
Функции философии в научном познании
1.Интегративная (синтетическая) - системное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры — всего опыта человечества в целом. Философское обобщение — это не простое механическое, эклектическое объединение частных проявлений этого опыта, а качественно новое, всеобщее и универсальное знание.
2. Критическая функция философии, которая в этой своей функции ориентирована на все сферы человеческой деятельности, — не только на познание, но и на практику, на общество, на социальные отношения людей. Критика — способ духовной деятельности, основная задача которого состоит в том, чтобы дать целостную оценку явления, выявить его противоречия, сильные и слабые стороны. Существуют две основные формы критики: а) негативная, разрушительная, «тотальное отрицание», отвергающее все и вся; б) конструктивная, созидательная, не уничтожающая все «до основания», а сохраняющая все позитивное старого в новом, предлагающая конкретные пути решения проблем, реальные методы разрешения противоречий, эффективные способы преодоления заблуждений. В философии встречаются обе формы критики, но наиболее продуктивной является критика конструктивная. Крупнейший философ XX в. К. Поппер считал, что принцип «все открыто для критики» является «величайшим методом науки».
3. Философия разрабатывает определенные «модели» реальности, сквозь «призму» которых ученый смотрит на свой предмет исследования (онтологическая функция). Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов. Эта целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях реального мира формируется в результате обобщения и синтеза основных частно- и общенаучных понятий и принципов. Такая философская картина мира (в отличие от религиозной, мифологической и т. п.) служит предпосылкой и условием для разработки физической, биологической и других картин мира в качестве универсальной онтологической установки.
4. Философия «вооружает» исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса, учением об истине, путях и формах ее постижения (гносеологическая функция).
5. Философия дает науке наиболее общие методологические принципы, формулируемые на основе определенных категорий. Эти принципы реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, требований, которые субъект познания должен реализовать в своем исследовании (методологическая функция). Изучая наиболее общие закономерности бытия и познания, философия выступает в качестве предельного, самого общего метода научного исследования. Этот метод, однако, не может заменить специальных методов частных наук, это не универсальный ключ, открывающий все тайны мироздания, он не определяет априори ни конкретных результатов частных наук, ни их своеобразных методов.
6. От философии ученый получает определенные мировоззренческие, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые — иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) — влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты (аксиологическая функция).
7. В наибольшей степени философия влияет на научное познание при построении теорий (особенно фундаментальных). Эта селективная (отборочная) функция наиболее активно проявляется в периоды «крутой ломки» понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным — в зависимости от того, какой философией — «хорошей» или «плохой» — руководствуется ученый, и какие именно философские принципы он использует. Если говорить более конкретно, то влияние философии на процесс специально-научного исследования и построение теории заключается, в частности, в том, что ее принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную функцию. Последняя заключается, в частности, в том, что из множества умозрительных комбинаций исследователь реализует только те из них, которые согласуются с его мировоззрением. Но не только с ним, а также с философско-методологическими ориентациями ученого. История науки дает тому массу примеров.
8. Существенное влияние на развитие познания философия оказывает своей умозрительно-прогнозирующей функцией. Речь идет о том, что в рамках философии (а точнее — в той или иной ее форме) вырабатываются определенные идеи, принципы, представления и т. п., значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. Особенно богатой в этом отношении была натурфилософия, но не только она.
9. Путь реализации методологической функции философии есть не только способ решения фундаментальных проблем развития науки, но и способ развития самой философии, всех ее методологических принципов.
- 1. Философия, ее предмет и функции.
- 2. Место и роль философии в обществе.
- 3. Основные философские направления.
- 4. Структура философского знания.
- 5. Особенности социально-научного познания.
- 6. Античная философия: происхождение и основные особенности.
- 1. Натурфилософские идеи досократиков и Демокрита:
- 7. Философия Средневековья: основные особенности и этапы развития.
- 8. Научное знание: специфика и структура.
- Основные методы эмпирического познания
- Основные методы теоретического познания
- 9. Особенности исторического пути развития отечественной философии.
- 10. Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 11. Ценности: природа и сущность.
- 12. Философия эпохи Просвещения.
- 13. Философские концепции истины.
- 14. Немецкая классическая философия.
- 15. Глобализация: истоки, сущность, противоречия.
- 16. Философские проблемы морали.
- 17. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность и перспективы решения.
- 18. Информатизация общества и ее социальные последствия.
- Специфика «информационного общества»
- 19. Сознание как философская проблема.
- 20. Философская мысль XX и начала XXI вв.: основные школы и течения.
- 1) Феноменология
- 2) Философия жизни
- 3) Философская антропология
- 4) Экзистенциализм
- 5) Психоанализ (Фрейдизм и неофрейдизм)
- 6) Прагматизм
- 7) Религиозная философия 20 в.
- 8) Философская герменевтика
- 9) Аналитическая философия
- 10) Структурализм
- 11) Постмодерн
- 21. Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 22. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 23. Понятия материального и идеального.
- 24. Общество как система.
- 25. Материя, пространство, время, движение.
- Основные атрибуты материи
- Философское понятие движения.
- Философское понятие пространства и времени.
- 26. Общество и природа. Сущность экологической проблемы.
- 27. Религия и свобода совести: философский аспект.
- 28. Детерминизм и индетерминизм: философское понимание
- 29. Взаимодействие цивилизаций в историческом процессе.
- 30. Научная, религиозная и философская картины мира: общее и особенное.
- 31. Философское понимание человека.
- Сущность и существование человека.
- Индивид и личность. Смысл и цель жизни.
- 32. Гражданское общество: природа и сущность.
- 33. Концепции постиндустриального и информационного общества
- 34. Вера и знание: проблема взаимоотношений.