21. Философское учение о бытии. Формы бытия.
Онтология – филос. учение о бытии. Важнейшие Ф. категории: материя и сознание, движение и развитие, пространство и время, необходимость и случайность, причина и следствие, необходимость и свобода – позволяют представить бытие человека и мира в наиболее существенных чертах. Термин появляется в 17 веке и был введен Парменидом, понятие бытия (складывается в европейской античности у Платона и Аристотеля) – и начинается собственно философия. Категория бытия одна из самых содержательных в Ф. Она фиксирует убежденность человека в том, что он сам и окружающий его мир существуют. Говоря о бытие, это является предпосылкой всех дальнейших рассуждений о мире, природе, человеке, обществе. Б. есть ни к чему не сводимая первичная данность.
В 20 веке – Б. все чаще хар-ся как присутствие в мире, как переживание этого мира.
Понятие бытия часто определяют как Ф. понятие о существующем независимо от сознания объективном мире. Философский материализм признает бытие первичным, а сознание вторичным, он понимает сознание не как пассивное отражение, а как активную силу, оказывающую воздействие на бытие.
Решение вопроса о том, что есть бытие, органически связано с вопросом, что значит быть.
Главные свойства и хар-ки Б. В Ф. сущ-ют самые разные определения и трактовки бытия. Б. опред-ся и как вещный субстрат мира, и как духовное измерение мышления, и как качество человеческого существования. В материалистических концепциях Б. – как материя, существование, возникновение и уничтожение, как материальный мир. В идеалистических – обобщенное существование, смысл, субстанция, идея, совокупность идей. Бэкон: Б. – есть вечно подвижная материя.
Хар – ки Б.:
- сущее (эссенциальное) – субъект, индивидуум (Аристотель)
- существование (экзистенциальное) – существовать – быть причиной чего-либо (Аристотель).
В 19 веке Ф. трактовка Б. была дополнена принципом историзма: Б. объекта раскрывается только через полноту его истории. Гегель: понятие Б. приобрело смысл не состояния, а закономерного и вечного движения.
В настоящее время 2 подхода к понятию Б.:
1 – Б. как самое абстрактное, то, что свойственно всему сущему.
2 – раскрываются понятия Б. в его содержательности: соизмеряются понятия «быть» и «являться», быть и казаться, становиться, исчезать и т.д. С точки зрения рационализма необходимо признать приоритет бытия над аспектом сущности.
Б. и человек – это два различных вида сущего, они могут быть представлены через разные способы существования. Основная задача Ф. как онтологии заключается в раскрытии этих форм.
ФОРМЫ: Индивидуальное Б. Б. хар-ся как присутствие в мире, как переживание этого мира. Б. в существовании (экзистенциальное Б.) стало центр-й проблемой современной европейской Ф. Ж.-П. Сартр –фр.экзистенциалист – исслед-ль Б., считал, что Б. есть абс.зло, оно м.б. предметом ненависти и отвращения человека. Экзистенциальный человек не принимает ничего, что ограничивает возможности собственного «я», свобода – прорыв в монолите Б., она- не Б., она – хаос. Для Сартра человеческая природа не существует, человек есть только то, что он из себя делает. Гл.понятие его концепции– свобода как чистая отрицательность.
Бердяев – также говорил о неприятии Б. Все, что носит объективный (не зависящий от личности и индивидуальности) хар-р, представляет угрозу свободе, а значит, и человеку. Отрицание, восстание против мира, вселенская революция.
Социальное (общественное) Б. – это реальный процесс жизни людей как социальных существ. Гл. составляющие – Ф. концепции деятельности, практики; общественного производства и воспроизводства общественных связей и взаимодействий; проблема идеальных факторов в общественной жизни, в истории. Практика понимается как предметная деятельность общественного человека. Онтология общественного Б. – Ф. решение комплекса проблем, связанных с развитием субъектно – объектных отношений в истории, форм и способов воздействия чел-ка на мир. Хар-ки общества в соврем.Ф. знании: социальность, предметность, дифференцированность, историчность, необратимость. Социальные задачи реально разрешимы в том случае, если их решения найдены индивидами.
Основные формы бытия:
1. бытие вещей (тел), процессов (природное бытие);
2. бытие человека;
3. бытие духовного (идеального);
4. бытие социального.
Бытие человека:
а) бытие человека в мире вещей
б) специфическое человеческое бытие
Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования общие для человека и природы. Человек существует как конкретный индивид; предпосылкой его существования является жизнь его тела. Тело человека есть тело его природы . Наличие тела делает его конечным, смертным. В человеческом бытие первична предпосылка существования тела из чего следует его подвластность законам наследственности и природы.
- 1. Философия, ее предмет и функции.
- 2. Место и роль философии в обществе.
- 3. Основные философские направления.
- 4. Структура философского знания.
- 5. Особенности социально-научного познания.
- 6. Античная философия: происхождение и основные особенности.
- 1. Натурфилософские идеи досократиков и Демокрита:
- 7. Философия Средневековья: основные особенности и этапы развития.
- 8. Научное знание: специфика и структура.
- Основные методы эмпирического познания
- Основные методы теоретического познания
- 9. Особенности исторического пути развития отечественной философии.
- 10. Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 11. Ценности: природа и сущность.
- 12. Философия эпохи Просвещения.
- 13. Философские концепции истины.
- 14. Немецкая классическая философия.
- 15. Глобализация: истоки, сущность, противоречия.
- 16. Философские проблемы морали.
- 17. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность и перспективы решения.
- 18. Информатизация общества и ее социальные последствия.
- Специфика «информационного общества»
- 19. Сознание как философская проблема.
- 20. Философская мысль XX и начала XXI вв.: основные школы и течения.
- 1) Феноменология
- 2) Философия жизни
- 3) Философская антропология
- 4) Экзистенциализм
- 5) Психоанализ (Фрейдизм и неофрейдизм)
- 6) Прагматизм
- 7) Религиозная философия 20 в.
- 8) Философская герменевтика
- 9) Аналитическая философия
- 10) Структурализм
- 11) Постмодерн
- 21. Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 22. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 23. Понятия материального и идеального.
- 24. Общество как система.
- 25. Материя, пространство, время, движение.
- Основные атрибуты материи
- Философское понятие движения.
- Философское понятие пространства и времени.
- 26. Общество и природа. Сущность экологической проблемы.
- 27. Религия и свобода совести: философский аспект.
- 28. Детерминизм и индетерминизм: философское понимание
- 29. Взаимодействие цивилизаций в историческом процессе.
- 30. Научная, религиозная и философская картины мира: общее и особенное.
- 31. Философское понимание человека.
- Сущность и существование человека.
- Индивид и личность. Смысл и цель жизни.
- 32. Гражданское общество: природа и сущность.
- 33. Концепции постиндустриального и информационного общества
- 34. Вера и знание: проблема взаимоотношений.