logo
Философия_1 / filosofia2 / Вступит в аспир по философии

10. Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.

В науке 17 века противоречие чувственно-опытного познания с одной стороны и логически-рационального с другой стороны играло существенную роль. Именно к этому противоречию и было привлечено основное внимание. Различие в методах познания остро вставал вопрос о средствах познания, приемах, способах, операциях. Эта противоречивость осознавалась как проблема методов: какие методы дают истинное знание? Разработка проблемы метода привела к появлению двух познавательных концепций:

1. Эмпиризма – философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником знаний.

2. Рационализма – философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.

Условно философию Нового времени можно разделить на три периода:

1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века.

2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века.

3-й период: Немецкая классическая философия.

Каждый период имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием общества на тот исторический этап.

А) Эмпиризм и рационализм 17 века: Исторические условия:

1) Замена феодального общества буржуазным (революция в Нидерландах, Англии).

2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма).

3) Соединение науки с практикой материального производства.

-Торричелли - ртутный барометр, воздушный насос;

-Ньютон - сформулировал основные законы механики;

-Бойль - применил механику в химии.

Исторические условия привели к изменению общественного сознания:

1. Западная Европа из двух путей исторического развития цивилизации (духовный или научно-технический прогресс) выбирает путь НТП.

2. Выработано новое понимание задач науки и философии - не «наука для науки», а наука для увеличения власти человека над природой.

3. Активизированы поиски новых методов познания для:

-систематизации огромного количества фактов;

-создания целостной картины мира;

-установление причинно-следственных связей между явлениями природы.

Поэтому, Главным в Ф. этого периода становятся проблемы теории познания (гносеологии): -что значит знать? -что пролагает дорогу к истине: ощущение или разум;

интуиция или логика. -аналитическим или синтетическим должно быть познание.

Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов» разума, который проникает в сущность явлений.

Философы активно ищут истинный, главный метод познания, который приведёт к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми.

Основу нового метода ищут:

1) в чувственном опыте, выдвигая идею сверх значимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк).

2) в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Наиболее значительными были философские системы эмпириков: Ф. Бекона, Т. Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.

1.Эмпирики (Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк) считали что:

*единственный источник знания - это опыт, опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями, представлениями; содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится к опыту.

*в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений или идей.

душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».

*поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств.

*знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках.

А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт. Труд: «Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного познания. Родоначальник научного мышления Нового времени.

Идеи:

1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила» - его изречение. Знание м.б. истинным только тогда, когда опирается на опыт, который есть и источник знания, и критерий истины, и единственной содержание науки.

2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов и процессов». Индуктивный – единственно приемлемый метод для научного познания природы.

3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен соответственно организован и подчинён определённой цели. Также – эксперимент.

4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться: -паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из «чистого сознания» как такового);

-муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов);

Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядочевают (т.е. это подъём от эмпирии к теории).

5. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов», т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки:

-«идолы рода» - т.е. ориентации, свойственные человеческому роду (в частности - ожидание большего порядка, чем существующий в вещах);

-«идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю;

-«идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум;

-«идолы театра» - те, что связанны с общепринятыми системами мышления (научные, философские, религиозные).

Классификацию наук строил на основе познавательных способностей человека: память, воображение и рассудок.

Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) Материя по Гоббсу, вечная, а отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял механизму не только все тела природы, но и человека и общество. В отличие от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как средство «обуздания масс».

В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об ощущениях (сенсуализм) как источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Душа при рождении - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры – опыт, являющийся единственным источником знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис Локка. Наметив диалектику врождённого и социального, Локк во многом определил развитие педагогики и психологии.

2.Рационалисты - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц считали что:

-опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Почему?

А. Восприятия и ощущения иллюзорны;

Б. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.

-зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые идеи.

-главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная) идея такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт).

-затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы, других людей.

-каков вывод:

а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений).

б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о мире (хотя сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому и опыт и эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме).

в) мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает независимо и до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям.

г) истинный метод всех наук и философии чем-то похож на математические методы, они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих, предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей идут к частным выводам и в математике нет эксперимента.

а) Рене Декарт(1596-1650) – родоначальник рационализма, французский философ, ученый, математик. Определил предмет и цели новой Ф., сформулировал ее метод и оказал огромное влияние на последующее развитие европейской Ф. «Я мыслю – следовательно, существую». Применил метод дедукции.

Труды: « Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для

руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».

Идеи:

1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные.

Духовная – неделимая субстанция

Материальная – делимая до бесконечности

Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие чего Декарт считается родоначальником дуализма).

2) Развил гносеологию:

-начало процесса познания – сомнение

-разработал дедуктивный метод.

б) Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы(1632-1677).

Он, отдавал дань взглядам того времени, считал, что бог существует, но он лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа, обладающая протяжением и мышлением. Вся природа может мыслить, человеческое мышление-это частный случай мышления вообще.

Положил идею о единой субстанции, атрибутами которой являются мышление и протяженность, бог и природа сливаются в одно понятие. Такая позиция наз-ся пантеизм. Субстанция есть универсальная причина мира, однако доступны нам мышление и протяженность (атрибуты). Атрибуты, как и субстанция, бесконечны, представлены в виде модусов. Модусы есть состояние субстанции, т.е. конкретные единичные вещи. Конечные модусы – душа и тело, бесконечные – движение, покой и разум.

Большое внимание Спиноза уделял также проблеме необходимости и свободы. Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная необходимость».

в) Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) концепция онтологического плюрализма. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов - монад. Монады - это духовные элементы бытия (в отличие от атомов), они обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Монада неделима, является причиной самой себя. Бог регулирует единство и согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находится неорганический и растительный

мир); у животных представления достигают ступени ощущения, а у человека - ясного понимания, разума. Человек – совокупность монад-духов.

3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских философов Дж. Беркли и Д. Юма.

А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является общим и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую, утверждал Беркли, а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет и т.д., восприятие которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас вещи существуют в качестве идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни.

Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но несколько иную, чем Беркли. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод: объективное знание невозможно. Отсюда берет свое начало такое философское направление, как агностицизм.

Выводы:

1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым, вооружив человека знаниями по использованию ее сил.

2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в. Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические точно описываемые составные элементы.

3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей математической и диалектической логики.

4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи – о естественных правах человека, общественном договоре, формах государственного устройства, месте человека в окружающем мире.