10. Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.
В науке 17 века противоречие чувственно-опытного познания с одной стороны и логически-рационального с другой стороны играло существенную роль. Именно к этому противоречию и было привлечено основное внимание. Различие в методах познания остро вставал вопрос о средствах познания, приемах, способах, операциях. Эта противоречивость осознавалась как проблема методов: какие методы дают истинное знание? Разработка проблемы метода привела к появлению двух познавательных концепций:
1. Эмпиризма – философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником знаний.
2. Рационализма – философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.
Условно философию Нового времени можно разделить на три периода:
1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века.
2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века.
3-й период: Немецкая классическая философия.
Каждый период имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием общества на тот исторический этап.
А) Эмпиризм и рационализм 17 века: Исторические условия:
1) Замена феодального общества буржуазным (революция в Нидерландах, Англии).
2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма).
3) Соединение науки с практикой материального производства.
-Торричелли - ртутный барометр, воздушный насос;
-Ньютон - сформулировал основные законы механики;
-Бойль - применил механику в химии.
Исторические условия привели к изменению общественного сознания:
1. Западная Европа из двух путей исторического развития цивилизации (духовный или научно-технический прогресс) выбирает путь НТП.
2. Выработано новое понимание задач науки и философии - не «наука для науки», а наука для увеличения власти человека над природой.
3. Активизированы поиски новых методов познания для:
-систематизации огромного количества фактов;
-создания целостной картины мира;
-установление причинно-следственных связей между явлениями природы.
Поэтому, Главным в Ф. этого периода становятся проблемы теории познания (гносеологии): -что значит знать? -что пролагает дорогу к истине: ощущение или разум;
интуиция или логика. -аналитическим или синтетическим должно быть познание.
Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов» разума, который проникает в сущность явлений.
Философы активно ищут истинный, главный метод познания, который приведёт к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми.
Основу нового метода ищут:
1) в чувственном опыте, выдвигая идею сверх значимости эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк).
2) в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое знание, не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Наиболее значительными были философские системы эмпириков: Ф. Бекона, Т. Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.
1.Эмпирики (Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк) считали что:
*единственный источник знания - это опыт, опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями, представлениями; содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится к опыту.
*в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений или идей.
душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».
*поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств.
*знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках.
А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт. Труд: «Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного познания. Родоначальник научного мышления Нового времени.
Идеи:
1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила» - его изречение. Знание м.б. истинным только тогда, когда опирается на опыт, который есть и источник знания, и критерий истины, и единственной содержание науки.
2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов и процессов». Индуктивный – единственно приемлемый метод для научного познания природы.
3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен соответственно организован и подчинён определённой цели. Также – эксперимент.
4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться: -паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из «чистого сознания» как такового);
-муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов);
Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядочевают (т.е. это подъём от эмпирии к теории).
5. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов», т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки:
-«идолы рода» - т.е. ориентации, свойственные человеческому роду (в частности - ожидание большего порядка, чем существующий в вещах);
-«идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю;
-«идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум;
-«идолы театра» - те, что связанны с общепринятыми системами мышления (научные, философские, религиозные).
Классификацию наук строил на основе познавательных способностей человека: память, воображение и рассудок.
Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) Материя по Гоббсу, вечная, а отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял механизму не только все тела природы, но и человека и общество. В отличие от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как средство «обуздания масс».
В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об ощущениях (сенсуализм) как источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Душа при рождении - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры – опыт, являющийся единственным источником знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис Локка. Наметив диалектику врождённого и социального, Локк во многом определил развитие педагогики и психологии.
2.Рационалисты - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц считали что:
-опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Почему?
А. Восприятия и ощущения иллюзорны;
Б. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.
-зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые идеи.
-главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная) идея такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт).
-затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы, других людей.
-каков вывод:
а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений).
б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о мире (хотя сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому и опыт и эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме).
в) мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает независимо и до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям.
г) истинный метод всех наук и философии чем-то похож на математические методы, они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих, предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей идут к частным выводам и в математике нет эксперимента.
а) Рене Декарт(1596-1650) – родоначальник рационализма, французский философ, ученый, математик. Определил предмет и цели новой Ф., сформулировал ее метод и оказал огромное влияние на последующее развитие европейской Ф. «Я мыслю – следовательно, существую». Применил метод дедукции.
Труды: « Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для
руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».
Идеи:
1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные.
Духовная – неделимая субстанция
Материальная – делимая до бесконечности
Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие чего Декарт считается родоначальником дуализма).
2) Развил гносеологию:
-начало процесса познания – сомнение
-разработал дедуктивный метод.
б) Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы(1632-1677).
Он, отдавал дань взглядам того времени, считал, что бог существует, но он лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа, обладающая протяжением и мышлением. Вся природа может мыслить, человеческое мышление-это частный случай мышления вообще.
Положил идею о единой субстанции, атрибутами которой являются мышление и протяженность, бог и природа сливаются в одно понятие. Такая позиция наз-ся пантеизм. Субстанция есть универсальная причина мира, однако доступны нам мышление и протяженность (атрибуты). Атрибуты, как и субстанция, бесконечны, представлены в виде модусов. Модусы есть состояние субстанции, т.е. конкретные единичные вещи. Конечные модусы – душа и тело, бесконечные – движение, покой и разум.
Большое внимание Спиноза уделял также проблеме необходимости и свободы. Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная необходимость».
в) Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) концепция онтологического плюрализма. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов - монад. Монады - это духовные элементы бытия (в отличие от атомов), они обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Монада неделима, является причиной самой себя. Бог регулирует единство и согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находится неорганический и растительный
мир); у животных представления достигают ступени ощущения, а у человека - ясного понимания, разума. Человек – совокупность монад-духов.
3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских философов Дж. Беркли и Д. Юма.
А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является общим и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую, утверждал Беркли, а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет и т.д., восприятие которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас вещи существуют в качестве идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни.
Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но несколько иную, чем Беркли. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод: объективное знание невозможно. Отсюда берет свое начало такое философское направление, как агностицизм.
Выводы:
1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым, вооружив человека знаниями по использованию ее сил.
2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в. Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические точно описываемые составные элементы.
3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей математической и диалектической логики.
4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи – о естественных правах человека, общественном договоре, формах государственного устройства, месте человека в окружающем мире.
- 1. Философия, ее предмет и функции.
- 2. Место и роль философии в обществе.
- 3. Основные философские направления.
- 4. Структура философского знания.
- 5. Особенности социально-научного познания.
- 6. Античная философия: происхождение и основные особенности.
- 1. Натурфилософские идеи досократиков и Демокрита:
- 7. Философия Средневековья: основные особенности и этапы развития.
- 8. Научное знание: специфика и структура.
- Основные методы эмпирического познания
- Основные методы теоретического познания
- 9. Особенности исторического пути развития отечественной философии.
- 10. Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 11. Ценности: природа и сущность.
- 12. Философия эпохи Просвещения.
- 13. Философские концепции истины.
- 14. Немецкая классическая философия.
- 15. Глобализация: истоки, сущность, противоречия.
- 16. Философские проблемы морали.
- 17. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность и перспективы решения.
- 18. Информатизация общества и ее социальные последствия.
- Специфика «информационного общества»
- 19. Сознание как философская проблема.
- 20. Философская мысль XX и начала XXI вв.: основные школы и течения.
- 1) Феноменология
- 2) Философия жизни
- 3) Философская антропология
- 4) Экзистенциализм
- 5) Психоанализ (Фрейдизм и неофрейдизм)
- 6) Прагматизм
- 7) Религиозная философия 20 в.
- 8) Философская герменевтика
- 9) Аналитическая философия
- 10) Структурализм
- 11) Постмодерн
- 21. Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 22. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 23. Понятия материального и идеального.
- 24. Общество как система.
- 25. Материя, пространство, время, движение.
- Основные атрибуты материи
- Философское понятие движения.
- Философское понятие пространства и времени.
- 26. Общество и природа. Сущность экологической проблемы.
- 27. Религия и свобода совести: философский аспект.
- 28. Детерминизм и индетерминизм: философское понимание
- 29. Взаимодействие цивилизаций в историческом процессе.
- 30. Научная, религиозная и философская картины мира: общее и особенное.
- 31. Философское понимание человека.
- Сущность и существование человека.
- Индивид и личность. Смысл и цель жизни.
- 32. Гражданское общество: природа и сущность.
- 33. Концепции постиндустриального и информационного общества
- 34. Вера и знание: проблема взаимоотношений.