5. Особенности социально-научного познания.
Говоря о понятии «социальное познание», следует иметь в виду два его основных аспекта: а) любое познание социально, поскольку оно возникает и функционирует в обществе и детерминировано социально-культурными причинами. В этом широком смысле всякое познание гуманитарно, т. е. связано с человеком; б) одна из форм познавательной деятельности — изучение социальных процессов и явлений (общества, культуры, человека), — в отличие от двух других форм: познания природы (естествознание) и самого познания, мышления (гносеология, эпистемология, когнитология, логика, философия).
В зависимости от основания (критерия) внутри научного социального познания различают познание социально-философское, экономическое, историческое, социологическое, психологическое, культурологическое и т. д. Иногда социальное познание отличают от гуманитарного, понимая последнее как отражение мотивационно-смысловых, ценностных факторов и целевых зависимостей.
Каковы же основные особенности социального познания в целом, каковы его наиболее важные специфические характеристики?
1. В самом широком смысле предмет социального познания —сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах.
2. Социальное познание ориентировано прежде всего на процессы, т. е. на развитие общественных явлений, на выявление законов, причин и источников этого развития. Здесь особую значимость приобретает принцип историзма — рассмотрение явлений как процессов, в их возникновении, развитии и преобразовании.
3. Акцент познания на единичное, индивидуальное, уникальное на основе общего, закономерного. Это и есть то, что Вебер называл культурно-значимой индивидуальной действительностью.
4. В предмет социального познания постоянно включен субъект, человек. Поэтому это не столько субъект-субъектные отношения (общение, коммуникации и т. п.). Главная задача этой формы познания — понять чужое «Я» не в качестве некоего объекта, а как другого субъекта, как субъективно-деятельное начало.
5. Социальное познание — это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. Категории «смысл» и «ценности» являются ключевыми для понимания специфики социального познания. Человеческая жизнь — это всегда осмысленное бытие.
6. Неразрывная и постоянная связь социального познания с ценностями, с мировоззренческими компонентами. Если в естественных науках эти компоненты остаются как бы внешними по отношению к содержанию знания, то в гуманитарных они входят в само содержание знания. Ценности — специфические социальные характеристики объектов, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, истина, справедливое и несправедливое, прекрасное и безобразное и т. п.), заключенное в явлениях общественной жизни.
7. Важное значение в социально-гуманитарном познании имеет процедура понимания — важнейшая характеристика данной формы познания.
8. Вследствие текстовой природы социального познания особое место в гуманитарных науках занимает семиотическая проблематика. Семиотика (от греч. — знак, признак) — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем, общая теория знаковых систем.
Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения и переработки сообщений (информации, знания). В качестве знаковых систем можно рассматривать «языки» изобразительного искусства, архитектуры, театра, кино, музыки и т. п.
9. Особо важное значение для познания имеет философия и такой ее метод, как диалектика. Особая роль имеет не только онтологическое (динамичность и целостность его предмета), но мировоззренческое («вооружает» определенной системой ценностей), логико-гносеологическое (вооружает системой норм, принципов познания и форм мышления) значения.
10. Социальное познание ориентировано преимущественно на качественную сторону изучаемой им действительности.
11. Своеобразное сочетание эмпирического и теоретического компонентов в социальном познании. Возможности эмпирических методов в социальном познании хотя и ограничены, но они здесь применяются в возрастающем масштабе и в своеобразном преломлении.
Типы социального знания:
1 – социологическое, 2- историческое, 3- гуманитарное.
Этапы развития СЗ: классический (исходил из возможности объективного описания реальности) и неклассический (исходил из того, что субъект не устраним из картины реальности и трактуется как в-вие общества и личности).
Особенности современного социального познания.
Из основных причин, вызывающих необходимость разработки новой методологии социального познания, можно назвать следующие:
1. Изменение предмета исследования (в самом широком смысле), т. е. современной социальной действительности, усиление ее динамизма, целостности, противоречивости, открытости, взаимозависимости отдельных ее сторон, связей и отношений. Сегодня широким распространением пользуется концепция информационного общества, которая главным фактором общественного развития считает производство и использование научной, технической и иной информации. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе.
2. Развитие науки в целом и отдельных научных дисциплин, переход научного познания на качественно новый — «постнеклассический» — этап, широкое внедрение науки во все сферы общественной жизни. Особенно бурными темпами развивается синергетика (об этом шла речь выше).
3. Включение в научный оборот новых литературных источников. В последние годы переведено на русский язык большое количество иностранных источников, в том числе по проблемам социального познания и его методологии. Открытый доступ получен к литературе на иностранных языках. Появились ранее запрещенные по политическим соображениям труды советских философов, историков, социологов, экономистов и др.
4. Возрастание потребности в практической отдаче со стороны гуманитарных наук — для внедрения их рекомендаций в различные сферы общества — в экономику и практическую политику, в управление социальными процессами, в сферы культуры, образования и т. п.
Контуры (основные черты) новой формирующейся парадигмы социально-гуманитарного знания и его методологии «вырисовываются» в следующем виде.
1. Сближение естествознания и социально-гуманитарных наук, в том числе их методологическое взаимообогащение.
2. Все более тесное сближение и взаимодействие противоположных концептуально-методологических подходов: рациональных и внерациональных, научных и вненаучных, экзотерических и эзотерических, явного и неявного знания и т. п.
3. Резкое расширение внутринаучной рефлексии в самих гуманитарных науках, т. е. усиление внимания к собственным гносеологическим и методологическим проблемам, стремление связать органически решение последних с решением специфически-содержательных вопросов этих наук. Углубленная разработка и совершенствование методов и приемов собственно социального познания (непосредственно соответствующих своему предмету) и формирование новых — характерная тенденция отечественного обществознания.
4. Широкое внедрение аппарата герменевтики, культурологии,— и чем дальше, тем больше — сближение объяснительного и интерпретационного подходов. Социальные науки сегодня представляют собой арену взаимодействия объяснения и интерпретации.
5. Активное внедрение в социальное познание идей и методов синергетики и возрастание в связи с этим статистически-вероятностных методов и приемов. Повышается внимание к случайным, неопределенным, нелинейным процессам, к нестабильным (бифуркационным) открытым системам. Становится все более острой необходимость в формировании у представителей гуманитарных наук так называемого «нелинейного мышления». Его основные принципы должны отражать в своем содержании: многовариантность, альтернативность эволюции; возможность выбора ее определенных — «удобных человеку» путей; необратимость развития; влияние каждой личности на макросоциальные
процессы; недопустимость навязывания социальным системам путей развития и др.
6. В настоящее время происходит резкое изменение субъект-объектных отношений в сторону субъективного фактора, поворот к конкретному человеку. Все чаще центр тяжести познавательного интереса представителей социально-гуманитарного знания ориентируется на субъекта («свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех» — Маркс), на ценностно-смысловые параметры в их индивидуализирующей форме.
7. Формируются и утверждаются новые регулятивы человеческой деятельности. Если прежде среди регулятивов, определяющих ее, были ориентации на традиции, преемственность, созерцательность в отношении к внешнему миру, то в современном обществе эти регулятивы постепенно заменяются на противоположные. Приоритет традиции сменился признанием безусловной ценности инноваций, новизны, оригинальности, нестандартности. Экстенсивное развитие сменилось на интенсивное. Происходит переход от установок на неограниченный прогресс, беспредельный экономический рост к представлениям о пределах роста, гармонизации экономической экспансии на природу с принципами экономического сдерживания и запрета.
8. Все настоятельнее возникает необходимость в создании целостной концепции жизнедеятельности человека в единстве его социальной и биологической сторон. Сегодня нужны целостная концепция взаимодействия общества и природы, оптимальные принципы этого взаимодействия, необходимо более тесное соединение когнитивных и ценностных начал в человеческой деятельности.
9. Все усиливающееся стремление представителей гуманитарных наук повысить концептуальный, теоретический статус последних на основе новых методологических подходов. Они пытаются «насытить» свой научный арсенал всеми атрибутами зрелого теоретического знания: понятиями, категориями, принципами, «идеальными типами», различного рода абстракциями, методологическими и философскими установками, идеализациями и т. п. Многие современные представители социальных наук все яснее понимают, что рациональное познание и в наше время выступает в качестве необходимой культурной ценности.
10. Возрастание внимания к диалектике как важному методу исследования социальной жизни во всех ее проявлениях. Свои успехи представители социально-гуманитарных наук все чаще (хотя и с трудностями) связывают с этим методом.
11. Ориентация современной гуманитарной методологии не только на познание, но и на социально-историческую практику, т. е. теоретизация и методологизация последней. Проблема регуляции практики на основе определенных принципов и норм и проблема «онаучивания» социального мира становятся все более актуальными.
Особенности научного познания.
Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – всеобщая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Поэтому наука – совокупность знаний, приведенных в систему, где факты и законы связаны между собой определенными отношениями и взаимно обуславливают друг друга. К основным особенностям научного познания можно отнести следующие:
основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности. Отсюда ориентация исследования на существенные свойства предмета и их выражение в системе абстракций. Без этого не может быть науки, ведь она предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений;
отличительная черта научного познания – его нацеленность на изучение не только объектов, преобразуемых сегодня, но и тех, которые могут стать предметом освоения в будущем. Наука осуществляет предвидение будущего для дальнейшего освоения;
объективность — характерная черта научного познания. Объективная истина, постигается рациональными методами, является главной целью и высшей его ценностью;
наука ориентирована на практическую воплощенность. Смысл науки можно выразить формулой: «Знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы практически действовать» - не только в настоящем, но и в будущем;
научное познание – процесс воспроизводства знаний, которые образуют целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов, закрепленных в естественном или искусственном языке (математические символы, химические формулы). Процесс непрерывного самообновления – важный показатель научности;
для науки характерно использование в исследованиях своих объектов и самой себя не только материальных средств (приборы, инструменты и другое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее), но и идеальных (общенаучные приемы и методы такие, как современная логика, математические методы, диалектика);
для науки характерна строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. При этом здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Поэтому важное значение имеет подготовка исследователей, их умение правильно исп-ть з-ны и пр-пы мышления.
Итак, в современной методологии выделяют различные критерии научности. К ним относят, кроме вышеназванных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость. Поэтому НП – совокупность способов, мет-в, приемов получения объективных зн-й о закономерностях мира.
- 1. Философия, ее предмет и функции.
- 2. Место и роль философии в обществе.
- 3. Основные философские направления.
- 4. Структура философского знания.
- 5. Особенности социально-научного познания.
- 6. Античная философия: происхождение и основные особенности.
- 1. Натурфилософские идеи досократиков и Демокрита:
- 7. Философия Средневековья: основные особенности и этапы развития.
- 8. Научное знание: специфика и структура.
- Основные методы эмпирического познания
- Основные методы теоретического познания
- 9. Особенности исторического пути развития отечественной философии.
- 10. Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 11. Ценности: природа и сущность.
- 12. Философия эпохи Просвещения.
- 13. Философские концепции истины.
- 14. Немецкая классическая философия.
- 15. Глобализация: истоки, сущность, противоречия.
- 16. Философские проблемы морали.
- 17. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность и перспективы решения.
- 18. Информатизация общества и ее социальные последствия.
- Специфика «информационного общества»
- 19. Сознание как философская проблема.
- 20. Философская мысль XX и начала XXI вв.: основные школы и течения.
- 1) Феноменология
- 2) Философия жизни
- 3) Философская антропология
- 4) Экзистенциализм
- 5) Психоанализ (Фрейдизм и неофрейдизм)
- 6) Прагматизм
- 7) Религиозная философия 20 в.
- 8) Философская герменевтика
- 9) Аналитическая философия
- 10) Структурализм
- 11) Постмодерн
- 21. Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 22. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 23. Понятия материального и идеального.
- 24. Общество как система.
- 25. Материя, пространство, время, движение.
- Основные атрибуты материи
- Философское понятие движения.
- Философское понятие пространства и времени.
- 26. Общество и природа. Сущность экологической проблемы.
- 27. Религия и свобода совести: философский аспект.
- 28. Детерминизм и индетерминизм: философское понимание
- 29. Взаимодействие цивилизаций в историческом процессе.
- 30. Научная, религиозная и философская картины мира: общее и особенное.
- 31. Философское понимание человека.
- Сущность и существование человека.
- Индивид и личность. Смысл и цель жизни.
- 32. Гражданское общество: природа и сущность.
- 33. Концепции постиндустриального и информационного общества
- 34. Вера и знание: проблема взаимоотношений.