logo
Философия_1 / filosofia2 / Вступит в аспир по философии

Специфика «информационного общества»

Компьютеризация обусловила процесс становления «ин­формационного общества» (И. Масуда, Япония; О. Тоффлер, США; и др.), как этапа развития социума постиндустриаль­ного типа. В его рамках именно динамика информационного (а не материального) потоков определяет эффективность об­щества нового типа.

Для «информационного общества» характерны некоторые особенности. Выделим некоторые из них.

Во–первых, в экономике (информационная экономика) доминирующее использование информационных технологий, обеспечивающих повышенную эффективность производствен­но–хозяйственной деятельности.

Во–вторых, в социальной сфере информация выступает в качестве важнейшего фактора, определяющего статус че­ловека в обществе.

В–третьих, определяющее развитие получают науки и технологии информационной направленности.

В–четвертых, средства массовой информации являются одним из существенных факторов, формирующих обществен­ное сознание.

В–пятых, реализуется тенденция к созданию единого ми­рового информационного пространства, находящегося во взаимосвязи с национальными (и региональными) информа­ционными потоками.

Процесс информатизации национальных социумов проис­ходит с различной степенью интенсивности. В одних странах (развитых) – с большей, в других (развивающихся) – ин­форматизация происходит с меньшей степенью интенсивнос­ти. Это обусловлено уровнем экономического развития, мас­штабами технического прогресса, ментальностью населения и др. И, тем не менее, несмотря на специфику информатиза­ции в различных социкультурных условиях, движение со­циума к информационному обществу выступает в качестве общей (интегративной) тенденции, характерной для социу­мов различного уровня социально–экономического и социо–культурного развития. Следовательно, информатизация – процесс планетарного масштаба.

В условиях информационного общества повышается ста­тус человека как субъекта и объекта развития цивилизации. С одной стороны, именно человек с помощью современных технологических систем формирует национальный и мировой информационный поток. С другой стороны, этот поток, со­здаваемый человеком, оказывает на него определяющее воз­действие, формируя его идеологию, политические стерео типы, экономические потребности, культурные ориентиры. Тем самым формируется «информационный человек», явля­ющийся продуктом социума информационного типа.

В системе «информационного общества» выделяется «компьютерная элита», т. е. группа научно–технической интеллигенции, имеющая технико–технологическую возможность манипулирования властью и общественным мнением. В этой связи возникло представление о «компьютерной демократии», обеспечивающей принятие адекватных решений на основе эффективной обработки значительного массива социально значимого здания (результаты опроса населения, интенсивное использование альтернативных источников и т. п.).

В условиях «информационного общества», когда особое значение приобретает информационный ресурс, увеличивается компьютерная зависимость человека. Все большая часть производственно–хозяйственной и социокультурной деятель­ности индивидуума связывается с использованием компью­тера.

Особенные масштабы приобретает феномен Интернет–за­висимости. Его суть заключается в том, что человек как по­требитель интернетовской информации, оказывается от нее в жесткой зависимости. Это выражается в постоянном поис­ке новых информационных материалов, в пристрастии к ком­пьютерным играм и др.

Человек, находящийся в состоянии интернетовской зави­симости, большую часть времени стремится проводить в сети. Более того, в интернетовском виртуальном мире индивиду­ум чувствует себя подчас комфортнее и защищенное, чем в реальном мире. Именно поэтому «интернетовский человек» неуклонно стремится вернуться в виртуальный мир, или в «виртуальную реальность», т. е. в бытие, существующее лишь на экране дисплея.

В рамках «информационного общества» активизируется процесс формирования «интернетовской культуры». С одной стороны, ее основа базируется на культуре традиционного типа. С другой стороны, виртуальная реальность требует соб­ственной – «интернетовской культуры», т. е. специальных графических средств, специализированных изданий и т. п. Культура «виртуальной реальности» оказывает все большее воздействие на реальные социокультурные процессы, ха­рактерные для «информационного общества».