Специфика «информационного общества»
Компьютеризация обусловила процесс становления «информационного общества» (И. Масуда, Япония; О. Тоффлер, США; и др.), как этапа развития социума постиндустриального типа. В его рамках именно динамика информационного (а не материального) потоков определяет эффективность общества нового типа.
Для «информационного общества» характерны некоторые особенности. Выделим некоторые из них.
Во–первых, в экономике (информационная экономика) доминирующее использование информационных технологий, обеспечивающих повышенную эффективность производственно–хозяйственной деятельности.
Во–вторых, в социальной сфере информация выступает в качестве важнейшего фактора, определяющего статус человека в обществе.
В–третьих, определяющее развитие получают науки и технологии информационной направленности.
В–четвертых, средства массовой информации являются одним из существенных факторов, формирующих общественное сознание.
В–пятых, реализуется тенденция к созданию единого мирового информационного пространства, находящегося во взаимосвязи с национальными (и региональными) информационными потоками.
Процесс информатизации национальных социумов происходит с различной степенью интенсивности. В одних странах (развитых) – с большей, в других (развивающихся) – информатизация происходит с меньшей степенью интенсивности. Это обусловлено уровнем экономического развития, масштабами технического прогресса, ментальностью населения и др. И, тем не менее, несмотря на специфику информатизации в различных социкультурных условиях, движение социума к информационному обществу выступает в качестве общей (интегративной) тенденции, характерной для социумов различного уровня социально–экономического и социо–культурного развития. Следовательно, информатизация – процесс планетарного масштаба.
В условиях информационного общества повышается статус человека как субъекта и объекта развития цивилизации. С одной стороны, именно человек с помощью современных технологических систем формирует национальный и мировой информационный поток. С другой стороны, этот поток, создаваемый человеком, оказывает на него определяющее воздействие, формируя его идеологию, политические стерео типы, экономические потребности, культурные ориентиры. Тем самым формируется «информационный человек», являющийся продуктом социума информационного типа.
В системе «информационного общества» выделяется «компьютерная элита», т. е. группа научно–технической интеллигенции, имеющая технико–технологическую возможность манипулирования властью и общественным мнением. В этой связи возникло представление о «компьютерной демократии», обеспечивающей принятие адекватных решений на основе эффективной обработки значительного массива социально значимого здания (результаты опроса населения, интенсивное использование альтернативных источников и т. п.).
В условиях «информационного общества», когда особое значение приобретает информационный ресурс, увеличивается компьютерная зависимость человека. Все большая часть производственно–хозяйственной и социокультурной деятельности индивидуума связывается с использованием компьютера.
Особенные масштабы приобретает феномен Интернет–зависимости. Его суть заключается в том, что человек как потребитель интернетовской информации, оказывается от нее в жесткой зависимости. Это выражается в постоянном поиске новых информационных материалов, в пристрастии к компьютерным играм и др.
Человек, находящийся в состоянии интернетовской зависимости, большую часть времени стремится проводить в сети. Более того, в интернетовском виртуальном мире индивидуум чувствует себя подчас комфортнее и защищенное, чем в реальном мире. Именно поэтому «интернетовский человек» неуклонно стремится вернуться в виртуальный мир, или в «виртуальную реальность», т. е. в бытие, существующее лишь на экране дисплея.
В рамках «информационного общества» активизируется процесс формирования «интернетовской культуры». С одной стороны, ее основа базируется на культуре традиционного типа. С другой стороны, виртуальная реальность требует собственной – «интернетовской культуры», т. е. специальных графических средств, специализированных изданий и т. п. Культура «виртуальной реальности» оказывает все большее воздействие на реальные социокультурные процессы, характерные для «информационного общества».
- 1. Философия, ее предмет и функции.
- 2. Место и роль философии в обществе.
- 3. Основные философские направления.
- 4. Структура философского знания.
- 5. Особенности социально-научного познания.
- 6. Античная философия: происхождение и основные особенности.
- 1. Натурфилософские идеи досократиков и Демокрита:
- 7. Философия Средневековья: основные особенности и этапы развития.
- 8. Научное знание: специфика и структура.
- Основные методы эмпирического познания
- Основные методы теоретического познания
- 9. Особенности исторического пути развития отечественной философии.
- 10. Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 11. Ценности: природа и сущность.
- 12. Философия эпохи Просвещения.
- 13. Философские концепции истины.
- 14. Немецкая классическая философия.
- 15. Глобализация: истоки, сущность, противоречия.
- 16. Философские проблемы морали.
- 17. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность и перспективы решения.
- 18. Информатизация общества и ее социальные последствия.
- Специфика «информационного общества»
- 19. Сознание как философская проблема.
- 20. Философская мысль XX и начала XXI вв.: основные школы и течения.
- 1) Феноменология
- 2) Философия жизни
- 3) Философская антропология
- 4) Экзистенциализм
- 5) Психоанализ (Фрейдизм и неофрейдизм)
- 6) Прагматизм
- 7) Религиозная философия 20 в.
- 8) Философская герменевтика
- 9) Аналитическая философия
- 10) Структурализм
- 11) Постмодерн
- 21. Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 22. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 23. Понятия материального и идеального.
- 24. Общество как система.
- 25. Материя, пространство, время, движение.
- Основные атрибуты материи
- Философское понятие движения.
- Философское понятие пространства и времени.
- 26. Общество и природа. Сущность экологической проблемы.
- 27. Религия и свобода совести: философский аспект.
- 28. Детерминизм и индетерминизм: философское понимание
- 29. Взаимодействие цивилизаций в историческом процессе.
- 30. Научная, религиозная и философская картины мира: общее и особенное.
- 31. Философское понимание человека.
- Сущность и существование человека.
- Индивид и личность. Смысл и цель жизни.
- 32. Гражданское общество: природа и сущность.
- 33. Концепции постиндустриального и информационного общества
- 34. Вера и знание: проблема взаимоотношений.