logo
Философия_1 / filosofia2 / Вступит в аспир по философии

1. Философия, ее предмет и функции.

Философия – древнегреческое слово – «любовь к мудрости», «любомудрие».Это слово впервые встречается у Пифагора. Существует 2,5 тысячи лет. Понимание того, что изучает Ф., у разных философов различно:

Аристотель: задача Ф. – исследовать первые начала и причины всего существующего: природы, общества, государства, человека, его души и мышления.

Кант: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?

Гуссерль: Ф. должна заниматься изучением мира сознания. Ф. как строгая наука – это доказательная наука.

Рикёр: Ф. – это не наука, наука – это не Ф.

Поппер: все люди – философы, даже если они не осознают собственных ф-х проблем, они имеют философские предрассудки.

Рассел: Ф. является чем-то промежуточным между теологией и наукой (т.н. Ничейная Земля – это и есть Ф.).

Ф. содержит наиболее общее представление о человеке, о мире в целом и отдельных его частях. Ф. сосредотачивается на фундаментальных, универсальных и общезначимых проблемах.

Гоббс: Ф. есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия или явления из известных нам причин, или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания – из известных нам действий.

Ф. пытается решить проблемы, стоящие перед человеком, с помощью понятий, суждений, опирающихся на разум.

Предмет Ф. – всеобщие связи и закономерности системы «человек и мир». Человек здесь – и индивид, и народ, и общество, и человечество в целом. Мир – природа, космос, общество, т.е. среда проживания человека.

Понятие объекта всегда связано с объективной реальностью, которая существует независимо от воли и желания человека, т.е. объектом человеческой мысли может быть любой предмет, вещь, процесс объективной реальности, которая включается в человеческую деятельность и начинает осваиваться субъектом, т.е. объект – это форма человеческой деятельности в процессе человеческой деятельности, которая выработана в процессе человеческого бытия (и язык, и знание, наука, предметы научного познания)

Предмет философии – это вещи, явления или отдельная часть чего-то, обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими вещами или явлениями.

Таким образом, объекты и предметы философского знания могут быть:

  1. материальными – вещи, явления,

  2. идеальными – понятия, мысли, идеи, дух, субстанция.

Объекты философии столь же разнообразны как разнообразна сама человеческая жизнь. Поэтому они могут быть объективными и субъективными, рациональными и иррациональными, отражающими мир в целом или космос, науку или религию, самого человека и отношение его с природной средой.

Предмет философии науки.

По лекции - предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Под предметом понимают то, что изучает та или иная наука. В отношении Ф. науки выделяют два подхода:

Как дисциплина философия науки испытывает на себе влияние со стороны:

Сама наука оказывает существенное влияние на общество, мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития: и в мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей. Вся наука устремлена в будущее. И хотя утверждается, что наука многоаспектна и многогранна, она прежде всего представляет собой производство знаний. Без знания наука не существует, именно производство знаний делает науку наукой. Поэтому философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга, и как взаимодействуют?

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека. При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Функции науки: (Три важнейших социальных функций Ф. – мировоззренческая, познавательная, методологическая):

1) исследовательская – наука, изучая конкретную реальность, открывает её новые стороны и качества, выявляет все более эффективные методы познания. Цель научного исследования – анализ закономерностей объективной реальности.

2) обучающая (познавательная, гносеологическая) – в ее рамках осущ-ся воспроизводство научного знания – передача научных представлений от одной исследовательской системы к другой. Это осущ-ся в процессе подготовки научных кадров, что формирует новые научные традиции.

3) коммуникативная – процесс обмена информацией между членами научного сообщества,

4) социокультурная – наука – один из базовых элементов культуры, составляющих основу цивилизации. Развитие науки – критерий позитивного динамизма цивилизации.

5) мировоззренческая - способствует созданию научной картины мира на основе обобщения знаний естественных и общественных наук. Рациональное отношение чел-ка (субъекта) к природе (объекту). Ф. выступает как специфический способ познания и осмысления мира. Мировоззрение участвует в познании человеком мира, т.е. оно всегда имеет субъекта (индивид, народ и т.д.) Ф. и мировоззрение – разные понятия, но тесно связанные друг с другом. Ф. участвует в формировании мировоззрения не обыденного, а того, которое складывается на базе широкого круга научных, теоретических знаний о природе, обществе и человеке. Это научное мировоззрение. М. – это определенный образ мышления, который подчиняется стандартам логически последовательного мышления, которое приводит к познанию истины и без Ф. сформировано быть не может.

6) методологическая – система принципов и общих способов построения познавательной, а также практической деят-сти. Именно Ф. может формулировать принципы и общие способы познания действительности, которые составляют то, что наз-ся Ф. методологией. Т.е. Ф. участвует в формировании мышления, способного создать приближенные к истине представления о реальности.

Функции философии в научном познании

1.Интегративная (синтетическая) - сис­темное, целостное обобщение и синтез (объединение) разно­образных форм познания, практики, культуры — всего опыта человечества в целом. Философское обобщение — это не про­стое механическое, эклектическое объединение частных про­явлений этого опыта, а качественно новое, всеобщее и уни­версальное знание.

2. Критическая функция философии, которая в этой своей функ­ции ориентирована на все сферы человеческой деятельности, — не только на познание, но и на практику, на общество, на социальные отношения людей. Критика — способ духовной деятельности, основная задача которого состоит в том, чтобы дать целостную оценку явления, выявить его противоречия, сильные и слабые стороны. Существу­ют две основные формы критики: а) негативная, разрушительная, «тотальное отрицание», отвергающее все и вся; б) конструк­тивная, созидательная, не уничтожающая все «до основания», а сохраняющая все позитивное старого в новом, предлагающая конк­ретные пути решения проблем, реальные методы разрешения про­тиворечий, эффективные способы преодоления заблуждений. В философии встречаются обе формы критики, но наиболее про­дуктивной является критика конструктивная. Крупнейший фило­соф XX в. К. Поппер считал, что принцип «все открыто для кри­тики» является «величайшим методом науки».

3. Философия разрабатывает определенные «модели» реальнос­ти, сквозь «призму» которых ученый смотрит на свой пред­мет исследования (онтологическая функция). Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объектив­ных характеристиках, представляет материальную действи­тельность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов. Эта целостная система представ­лений об общих свойствах и закономерностях реального мира формируется в результате обобщения и синтеза основных ча­стно- и общенаучных понятий и принципов. Такая философская картина мира (в отличие от религиозной, мифологической и т. п.) служит предпосылкой и условием для разработки физической, биологической и других картин мира в качестве универсальной онтологической установки.

4. Философия «вооружает» исследователя знанием общих зако­номерностей самого познавательного процесса, учением об истине, путях и формах ее постижения (гносеологическая фун­кция).

5. Философия дает науке наиболее общие методологические принципы, формулируемые на основе определенных категорий. Эти принципы реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, требований, ко­торые субъект познания должен реализовать в своем иссле­довании (методологическая функция). Изучая наиболее об­щие закономерности бытия и познания, философия выступа­ет в качестве предельного, самого общего метода научного исследования. Этот метод, однако, не может заменить спе­циальных методов частных наук, это не универсальный ключ, открывающий все тайны мироздания, он не определяет апри­ори ни конкретных результатов частных наук, ни их своеобразных методов.

6. От философии ученый получает определенные мировоззренческие, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые — иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) — влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты (аксиологическая функ­ция).

7. В наибольшей степени философия влияет на научное познание при построении теорий (особенно фундаментальных). Эта селективная (отборочная) функция наиболее активно прояв­ляется в периоды «крутой ломки» понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным — в зависимости от того, какой философией — «хорошей» или «плохой» — руководству­ется ученый, и какие именно философские принципы он использует. Если говорить более конкретно, то влияние философии на про­цесс специально-научного исследования и построение теории зак­лючается, в частности, в том, что ее принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследова­нию выполняют своеобразную селективную функцию. Последняя заключается, в частности, в том, что из множества умозритель­ных комбинаций исследователь реализует только те из них, кото­рые согласуются с его мировоззрением. Но не только с ним, а также с философско-методологическими ориентациями ученого. История науки дает тому массу примеров.

8. Существенное влияние на развитие познания философия ока­зывает своей умозрительно-прогнозирующей функцией. Речь идет о том, что в рамках философии (а точнее — в той или иной ее форме) вырабатываются определенные идеи, принципы, представления и т. п., значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. Особенно богатой в этом отношении была натурфилософия, но не только она.

9. Путь реализации методологической функции философии есть не только способ решения фундаментальных проблем развития науки, но и способ развития самой философии, всех ее методологических принципов.