logo
Философия_1 / filosofia2 / Вступит в аспир по философии

Основные методы эмпирического познания

1. Наблюдение – это целенаправленное и систематическое восприятие предметов и событий внешнего мира с целью решения определенной научной задачи – проверить гипотезу, идею, теоретическое высказывание. Для научного наблюдения характерны планомерность, организованность, систематичность. Наблюдения осуществляются либо непосредственно с помощью органов чувств, либо с помощью приборов. Важную роль в ходе наблюдения играют измерения, осуществляемые с помощью приборов, позволяющих оценить количественные стороны изучаемого объекта. В ходе наблюдения человек фиксирует то, что реально существует. Он не вмешивается в происходящие процессы и не вносит в них никаких изменений. Более высокой формой эмпирического познания является эксперимент.

2. Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это метод эмпирического исследования, осуществляющийся, как правило, с помощью приборов и специальных инструментов для изучения объекта, изолируемого от влияния побочных явлений, с целью его изучения в чистом виде. Эксперименты проводятся для решения конкретных задач – проверить истинность гипотезы, теории, идеи. Они могут проводиться без исследуемого оригинала, который заменяется похожей на него моделью (модельные эксперименты). Важнейшим моментом всякого эксперимента являются измерения, позволяющие получать количественные характеристики предмета. В рамках эксперимента создается представление о научном факте.

3. Сравнение – это выявление сходства или различия, которые устанавливаются в наблюдении или эксперименте между изучаемыми явлениями. Сравнение должно соответствовать следующим требованиям: во–первых, сравниваемые предметы должны быть сопоставимы (нет смысла сравнивать между собой метры и килограммы); во–вторых, оно должно осуществляться по существенным признакам; в–третьих, в ходе сопоставления объектов желательно установить глубину взаимосвязи выявленных признаков, что гарантирует большую вероятность истинности сделанного вывода; в–четвертых, следует иметь в виду, что вероятность истинности вывода снижается, если у сравниваемых объектов обнаруживается признак, несовместимый с выявленными свойствами.

4. Описание — познавательная операция, состоящая в фиксиро­вании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в на­уке (схемы, графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т. п.).

5. Измерение — совокупность действий, выполняемых при по­ мощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах изме­рения.

Структура теоретического знания.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преоб­ладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и дру­гих форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерца­ние, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчи­ненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Тео­ретическое познание отражает явления и процессы со стороны их уни­версальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с по­мощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.

Важ­нейшая задача теоретического знания — достижение объективной ис­тины во всей ее конкретности и полноте содержания.

Теория строится таким образом, что она описывает не окружающую действительность, а идеализированные объекты. Идеа­лизация является основной логической операцией теоретического мыш­ления. Ее целью и результатом является создание, конструирование особого типа предметов — идеализированных объектов, работа с ко­торыми — существенная характеристика теоретического познания.

Характерной чертой теоретического познания является его направ­ленность на себя, внутринаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппа­рата и т.д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, предвидение будущего.

На теоретической стадии науки преобладающим) является рациональное познание, которое наи­более полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление — осу­ществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий рас­крытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Челове­ческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой систе­ме, которая может быть естественной или искусственной (язык мате­матики, формальной логики, химические формулы и т.п.).