8) Философская герменевтика
Г. – это и наука о понимании, истолковывании текстов, и искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (грам значения слов и их истор обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. В 19 в начинается развитие так назыв свободной Г., не ограниченной предметом, границами смысла текста. Метод истолкования должен быть объективным, направленным на объект, и в то же время свободным от субъективного произвола. Герменевтичесикй метод входит в философию через работы Фридриха Шлейермаха (1768-1834), Г., в его представлении, является искусством понимания не предметно-содержательного значения текста, а мыслящих индивидуальностей (речь идет о психологической интерпритации). Его метод герменевтического круга становится основным методом в последующих герменевтических концепциях.
У Дильтея (1833-1911) Д. выдвинул метод "понимания" как непосредственного постижения некоторой духовной целостности – в смысле целостного переживания. Понимание собственного внутреннего мира достигается путем самонаблюдения, рефлексии. Понимание же"чужого мира" осущ. путем "вживания", "сопереживания", "вчувствования". Г. превращается в специфический метод общ наук, призванный обеспечить понимание общ событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. Дильтей - Г. - это связующее звено между фил и истор науками. Основная проблема гер. состоит, по Дильтею, в раскрытии того, как индивидуальность может стать предметом общезначимого объективного познания в чувственно данном проявлении чужой уникальной жизни. При этом понимание противопоставлено объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего, закона. Психол. основой герменевтики для него служат жизненные проявления, зафиксированные в тексте (метод психологической реконструкции). Интерпретатор и интерпретируемый должны быть соединены через нечто третье. Этим третьим может стать культурно-историческая реальность, в которую включены и интерпретатор и интерпретируемый. Задача Дильтея состояла в том, чтобы быть посредником между историческим сознанием и требованиями истины науки. Он делает попытку создать учение о типах мировоззрения, которые бы отражали многозначность жизни.
По Хайдеггеру понимание возможно только в языке, к-й является сущностным свойством человеческого бытия. То язык приобретате онтологическое качество, соотв. И понимание трактуется онтологически.
В 20 в Г. постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур фил, сначала в рамках экзистенциализма, затем собственно в фил Г. Гадамер. Все знания чел-ва рассматривал как текст. Создал теорию понимания. Так у Гадамера Г. приобретает функции онтологии, поскольку “бытие, кот может быть понято, есть язык”, социальной философии, поскольку понимание есть форма сущ общ жизни и “критики идеологии”. Многое заимствуя у Дильтея и Хайдеггера, Гадамер придал герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии. Предметом философского знания с точки зрения герменевтики является мир человека, трактуемый как область человеческого общения. Именно в этой области протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности. Введение диалога в Г. подход.
- 1. Философия, ее предмет и функции.
- 2. Место и роль философии в обществе.
- 3. Основные философские направления.
- 4. Структура философского знания.
- 5. Особенности социально-научного познания.
- 6. Античная философия: происхождение и основные особенности.
- 1. Натурфилософские идеи досократиков и Демокрита:
- 7. Философия Средневековья: основные особенности и этапы развития.
- 8. Научное знание: специфика и структура.
- Основные методы эмпирического познания
- Основные методы теоретического познания
- 9. Особенности исторического пути развития отечественной философии.
- 10. Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 11. Ценности: природа и сущность.
- 12. Философия эпохи Просвещения.
- 13. Философские концепции истины.
- 14. Немецкая классическая философия.
- 15. Глобализация: истоки, сущность, противоречия.
- 16. Философские проблемы морали.
- 17. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность и перспективы решения.
- 18. Информатизация общества и ее социальные последствия.
- Специфика «информационного общества»
- 19. Сознание как философская проблема.
- 20. Философская мысль XX и начала XXI вв.: основные школы и течения.
- 1) Феноменология
- 2) Философия жизни
- 3) Философская антропология
- 4) Экзистенциализм
- 5) Психоанализ (Фрейдизм и неофрейдизм)
- 6) Прагматизм
- 7) Религиозная философия 20 в.
- 8) Философская герменевтика
- 9) Аналитическая философия
- 10) Структурализм
- 11) Постмодерн
- 21. Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 22. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 23. Понятия материального и идеального.
- 24. Общество как система.
- 25. Материя, пространство, время, движение.
- Основные атрибуты материи
- Философское понятие движения.
- Философское понятие пространства и времени.
- 26. Общество и природа. Сущность экологической проблемы.
- 27. Религия и свобода совести: философский аспект.
- 28. Детерминизм и индетерминизм: философское понимание
- 29. Взаимодействие цивилизаций в историческом процессе.
- 30. Научная, религиозная и философская картины мира: общее и особенное.
- 31. Философское понимание человека.
- Сущность и существование человека.
- Индивид и личность. Смысл и цель жизни.
- 32. Гражданское общество: природа и сущность.
- 33. Концепции постиндустриального и информационного общества
- 34. Вера и знание: проблема взаимоотношений.