logo
Философия_1 / filosofia2 / Вступит в аспир по философии

Основные атрибуты материи

Материи присуще бесконечное многообразие свойств в различ. степени общности. Всеобщие, фундаментальные свойства в фил. наз. атрибутами. В диалектич. материализме к атрибутам материи относятся объективность существования, отражение, познаваемость, субстанциональность, движение, пространство, время, несотворимость, неуничтожимость, структурность, системность. Атрибуты материи неразрывно связаны между собой и неотделимы друг от друга.

Объективность существования - с точки зрения диалектики, М. есть объективная реальность – причина, основа, содержание и носитель (субстанция) всего многообразия мира. У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от нашего сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Прежде всего, по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материя. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется ввиду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не можем видеть атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов. Все существующие материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Из этого следует, что ничто не может рассматриваться как первоначало. Поэтому М. существует только в многообразии конкретных объектов, М. как таковой не сущ-ет, М. как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое. Сущ-ет бесконечное многообразие объектов, в которых М. сущ-ет, оно упорядочено. Можно говорить о материи на уровне неживой и живой природы.

Познаваемость. – это означает согласование, совпадение содержания законов объективного мира и законов мышления. Объясняется это следующим: мышление – продукт чел мозга; чел и его мозг – продукт природы, следовательно, в конечном счете, мышление – продукт природы, а потому его законы совпадают с законами объективного мира.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.

Субстанциональность материи означает, что у природы нет др. основы, кроме ее самой. Во всех процессах материя переходит из одних форм в другие. Субстанция (от лат.- substantia – сущность) – фил категория для обозначения внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий и процессов, поредством которых и через которые она существует. Субстанция – нечто, что само себя определяет и способно к самоорганизации и самодвижению. Если фил. концепция исходит из одной субстанции - монистическая ф., если признаются 2 начала - дуализм, много начал - плюрализм. Субстанция может быть материалистической и идеалистической. Декарт сотворенный мир делит на 2 ряда субстанций - духовные (неделимые) и материальные (делимые до бесконечности). Духовное имеет в себе идеи, к-е присущи ей изначально. Матер. субстанция - природа. Спиноза - идея единой субстанции (хотя и разложенной на дух. и мат. ). Лейбниц - множественность субстанций - монад - минераллы, животные, человек, Бог.

Д.-М. - Материю следует рассматривать как единственно существующую субстанцию, благодаря которой строятся все отношения и изменения в мире. Материя как субстанция есть субъект всех своих изменений, те активная причина всех своих формообразований. М. как субстанция не нуждается для своего существоания гни в чем кроме себя. Сама категория материи, как и любое общее понятие, является абстракцией, но научной. Материя не существует помимо вещей, их свойств и отношений, а только в них материя - прежде всего реальность, объективная реальность, существующая вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена только через ощущения. Такое определение материи выражает суть материализма как учения. Материя, будучи объективной реальностью, является первичной по отношению к сознанию. Она не предполагает никакой причины или условия для своего существования, а напротив, сама явялется единственной причиной сознания. Материя дана человеку в ощущениях, что делает ее доступной познанию. Материя как первопричина всего существующего реализует свою сущность через бесконечную совокупность конкретных существований, начиная от элементарных объектов наживой природы и кончая сложнейшими соц. системами. С онтологической точки зрения материя - единственный субъект всякого бытия. Вещи, свойства, взаимодействия свою конечную причину имеют в материи. С гносеологич. точки зрения материя - объект, субъект и средство познания, а ощущения, мышление - его продукт.

Мир явл. материальным и сост. из разл. предметов и процессов, которые превр. друг в друга, возник. и исчез., отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не м. быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет мат. дейст-сть. Диалект. мат-м развивает представление о субстанциональности материи, рассматривая ее как бесконечно развивающееся многообразие единого мат. мира. С этой точки зрения материя сущ. только в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду с ними.

Структурность - строение материи является многоуровневым, т. к. относительно простые системы входят в качестве стуктурных элементов в более сложые. Каждый мат. объект характеризуется наличием элементов и связей между ними. Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется определенное взаимодействие между ядром и электронами, образующими оболочку атома; живые организмы существуют только благодаря определенному взаимодействию составляющих их молекул, клеток и органов; общество существует благодаря обмену деятельностью между людьми, взаимодействию различных подсистем социального организма. Кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями обществ происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Они могут включаться в более сложные системы, становиться их элементами. Например, ядра и электроны, входящие в атом, могут стать составными частями молекул, из молекул могут строиться макротела и т. д. Мат. системы всегда опр. образом структурированы, что обеспечивает их относительную целостность при различ. внутренних и внешних изменениях. Конкретные представления о строении материи склад. в процессе познания и практики. Материя имеет разнообразное, зернистое, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, ионов, планет. С “прерывными” формами материи связаны “непрерывные”, это разные виды полей (электромагнитные и т.п.) связывающие частицы материи, позволяющие им взаимодействовать. Материя не просто зерниста, дискретна – ее дискретные элементы являются неделимыми в определенной области взаимодействия. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. При этом тела образуют структурные уровни, объекты кот взаимодействуют др с др. В неживой и живой природе свои уровни:

Неживая: субатомный = атомный= молекулярный= макротел = планетарный = системы = галактики = метагалактики.

Живая: субклеточный = клеточный = органный= организменный = популяционновидовой = биоценотический = биосферный.

Общество: человексемья коллекти соц группа класснация госво система государств  общество.

Все структурные уровни могут рассматриваться как качественные узлы развивающейся материи, этапы глобальной революции. На каждом структурном уровне находятся системные образования, свва кот не сводятся к сумме свойств составляющих элементов. Пр свва вида и популяции не сводятся к свойствам отдельной особи= в структуре внутренние связи более сильные, чем внешние=это способ взаимодеиствия системы.

Неуничтожимость - один из атрибутов материи. Закон сохранения устойчивости. Закон сохранения и превращения энергии (Общее количество массы и энергии остается неизменным). Гибель конкретной вещи означает лишь превращение в другую. Рождение вещи озночает возникновение ее из другой. Невозможность тепловой смерти Вселенной, связано с тем, что непрекращающийся процесс превращения движения в теплоту сопровождается столь же непрекращающимся процессом превращения теплоты в другие формы движения. Во Вселенной происходит не только остывание звезд, но и их возгорание. Вселенная находится в неравновесном состоянии (см. синергетика).

Движение – важнейший атрибут, способ существования материи. Д. Включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде Д. - это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний – любое изменение, как качественное, так и количественное. В мире нет материи без движения, так же как не может быть и Д. без материи. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен, и представляет собой один из моментов движения. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений. Д. определяет свойства, структурную организацию и характер существования материи. Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движений. Движение внутренне присуще материи.

Материя не может существовать вне движения. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь. характеризуются определенным набором типов и форм движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще материи.

В обыденной жизни движение часто отождествляется с перемещением тел в пространстве. А так как одни тела могут перемещаться относительно поверхности 3емли, а другие покоиться, то обыденное сознание противопоставляет эти два состояния- покой и движение, считая их как бы равноправными. Однако всем, кто знаком хотя бы с общими принципами механики, ясно, что говорить о покое можно только по отношению к некоторой системе отсчета. Ваш дом покоится относительно поверхности 3емли, но он вращается вместе с 3емлей вокруг ее оси, перемещается вместе с 3емлей в пространстве относительна солнца. Вместе с 3емлей и Солнцем он вращается вокруг Центра нашей галактики, совершая движение относительно ее ядра со скоростью примерно 250 км. Наконец, вследствие расширения Вселенной вместе с нашей галактикой он может удаляться от других галактик. Таким образом, те предметы, которые мы называем покоящимися, на самом деле находятся в состоянии движения. Таким образом, понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свойство, атрибут материи.

2 основных типа движения материи:

1. Д. когда сохраняется качество предмета (качественные превращения, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации – лучи солнца, магнитное поле земли);

2. изменение качественного состояния предмета (процессы перехода от одного уровня к другому, фиксируемые на уровне наблюдения: гибель предметов, переход из одного состояния в другое – вода в лед-, возникновение новых объектов).

Последние характеризуются как развитие. Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определенную направленность. Эта направленность является равнодействующей от сложения различных внутренних тенденций изменения, вытекающих из законов движения системы и наличных внешних условий. Процесс развития - переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, которые рождаются из предшествующих систем. Две разновидности процессов развития: это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая- процессы перехода от одного уровня к другому.

Формы движения материи

Соответственно иерархии форм материи существуют качественно разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы: 1)формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам. Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи:

Механическое движение материи – пространственное перемещение объектов, причем только перемещение обладающее траекторией.

Физич - разл виды взаимодействия, э/м, сильное, слабое, грав,, тепл процессы, звук колебания, изменение косм систем, геологические. Химич - реакции взаимод, изменения агрегатных состояний (атом).

Химич - реакции взаимод, изменения агрегатных состояний (молекула).

Биолог - обмен веществ, отражение, саморегуляция, биоценозы и экология. Общ - политика, экономика, этика и др. (ДНК)

Социальная - политика, экономика, этика и др.(об-во)

Пространство и время – формы бытия материи. Единство многообразных, разнородных материальных объектов составляет пространство, которое есть форма существования движущейся материи. Оно характеризует структурную организацию мат мира, а именно – протяженность объектов, их границы, место, к-ое они занимают среди других объектов. Понятие пространства необходимо для обозначения дискретности (прерывности) материального мира.

Время – форма существования движущейся материи, в которой представлена преемственная последовательность объектов и явлений в их взаимодейставии и изменении, в их возникновении и уничтожении. Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время – это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени. Спомощью понятия “время” характеризуется длительность протекания процессов изменения, их скорость, ритм и темп.

Пространство и время существуют объективно, вне и независимо от нашего сознания. Их свойства и закономерности также объективны, не являются порождением мысли. Пр. и вр. обладают следующими свойствами:

Пространство – протяженность, трехмерность (имеет три измерения: длину, ширину и высоту), симметрично, т.е. нет не обратимых процессов, однородность (каждая точка пространства м.б. взята за начало координат), изотропность, т.е. нет привилегированных направлений (вверх, вниз, влево, вправо).

Время – длительность, одномерность (лишь одно измерение – направление от прошлого через настоящее к будущему), необратимость, однородность. Время может пониматься по-разному: циклическое время (календари); время может толковаться как некоторая симметрия, т.к. ряд процессов не является необратимыми (соединение Н и О2 дает Н2О и обратно, возможно распадение); время может пониматься как стрела, т.е. время необратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Специф прояв прост и врем в живой природе, в соц действит: анализир отдельно биологическ прост, время, психологич прост, время, социальное прост, время и др виды. Конц Бердяева. Если подум о 3х ч ,то вывод,ч нет прошлого, наст, будущего. Есть исторический процесс- единство времени.

В истории философии существовали различные концепции об отношении пространства и времени к материи. Их можно разбить на два больших класса :

  1. Субстанциальная. В ней пр. и вр. трактовались как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и незав. от нее (особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов). Это вело к выводу о независимости свойств пр. и вр. от характера протекающих в них материальных процессов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и в которой развертываются процессы. Подобно тому как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов. Демокрит полагал что есть пустота – время и вместилище – пространство (куда помещена материя). Время мыслилось наподобие потока, все увлекающего за собой и все поглощающего. Ньютон пошел по пути максимального абстрагирования в понятии пространства и времени. Нет абсолютного тела отсчета, при этом выдвинул теорию абс. пр. и абс. времени. Пр. остается всегда одинаковым и неподвижным, оторвал пр. и время от материи. Сюда же представления об эфире, то что мы воспринимаем, есть относит пр. и время. Согласно Ньютону, пространство неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени; они не зависят ни от материи, ни от движения. Из пространства можно убрать все тела, и все же пространство останется и свойства его сохранятся. Он считал, что время течет одинаково во всей Вселенной и это течение не зависит ни от чего, следовательно время абсолютно. Идея абсолютного пространства и времени, соответствовало системе взглядов на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменным объемом и инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно. Открытие электромагнитного поля и выяснение несводимости поля к состоянию механической среды – мирового эфира – вскрыли несостоятельность этой картины мира. Оказалось, что материя не может быть представлена как совокупность отдельных, строго ограниченных друг от друга элементов. В действительности частицы вещества связаны друг с другом в единые системы полем, действие которого передается с конечной скоростью, одинаковой в любой замкнутой системе ( со скоростью света). Лобачевский создатель неевклидовой геометрии: свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными. (Через точку, взятую вне прямой, можно провести не одну, а бесконечное множество прямых, не пересекающихся с данной)

  2. Реляционная. Ее сторонники понимали пр. и вр. не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами (пространство и время-формы существования вещей). Вне этой системы взаимодействий пр. и вр. считались несуществующими. В этой концепции пр. и вр. выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пр. и вр. от характера взаимодействия материальных систем. (еще в античности начали рассматривать проблему. Парменид - движения не существует. Апории Зенона как проблематика непрерывности пр и времени). Одним из наиболее ярких представителей ее был Лейбниц, полемизировавший с Ньютоном по вопросам о сущности пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, что пространство и время-это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Реляционная концепция тоже может быть как материалистической, так и идеалистической. Лейбниц эту концепцию развивал с позиции идеализма. С позиций материалистической реляционной концепции подходит к рассмотрению пространства и времени диалектический материализм. Он считает их объективными, независящими от человека и человечества формами бытия материи, но при этом подчеркивает их неразрывную связь с самой материей и ее движением.

В начале 20 в. Эйнштейном была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пр. и вр. и отказаться от субстанциальной концепции. Гл. вывод теории относительности Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого.