5) Психоанализ (Фрейдизм и неофрейдизм)
Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – австрийский врач и психолог, основоположник психоанализа. Психоанализ – метод Фрейда для лечения психических заболеваний а также теория, объясняющая роль бессознательного в жизни человека и об-ва. Фрейд считал себя ответственным за третью психологическую революцию, которая релятивизировала образ человека и лишила его автономии.
Когда сознательное “я” блокирует импульсы, не давая им выхода вовне, они вытесняются в сферу подсознательного – таков механизм истерии. Исходя из анализа сновидений, различного рода ошибочных действий (ошибка речи, памяти) Фрейд приходит к понятию бессознательного – сфера влечений, инстинктов, неосознанных представлений. Фрейдовская теория это “метапсихология”, которая занимает промежуточное звено между философией и медициной, ибо свойства бессознательного и логически, и хронологически специфичны: они не подвержены времени, не чувственны к противоречию. Бессознательное обусловливает большинство психических действий чел-ка (в культуре, искусстве, политике, науке и пр) и состоит из:
сексуальных инстинктов – либидо (Фрейд)
инстинкта превосходства над другими людьми, которое позволяет компенсировать чувство неполноценности (Адлер)
“архетипов” коллективного бессознательного, т.е. безличных образов, схожих у всех людей снов, образов и т.д. (Юнг)
“первичных позывов” жизни и смерти, агрессивных комплексов, комплексов одиночества итд (Фромм)
Строение психики: бессознательное, предсознательное, сознание. До Фрейда бессознательное толковалась как то, что не сознательно. Фрейд же доказал, что бессознательное наделено своими собственными свойствами. В нем сосредоточены наследственные психические образования, а также все то, что внесено в течении жизни индивида. Предсознательное является посредником меду сознанием и бессознательным. Это не сознание (например: воспоминания), но и не бессознательное, т.к. оно не отделено от последней цезурой, барьером вытеснения. Сообразуясь с реальностью внешнего мира, предсознательное сопротивляется ассоциативным, сексуальным, эгоистическим желаниям и инстинктам, стремящимся проникнуть в сознание, и вытесняет их обратно в бессознательное. После Фрейд классифицировал: “Я”, “Сверх-Я” и “Оно”. Сознательное “Я” (Эго) является как бы полем борьбы двух сил: “Оно” – исходящего из биологической сферы влечений и “Сверх-Я” (Супер Эго) – установок общества. Оно – относится к врожденным, а “Сверх-Я” зависимость от социума. Отсюда “Я” переживает от прошлого и от заданных обществом. Чтобы понять трудности во внутренней жизни индивида, надо вернуться к ранним этапам детства. Иначе говоря: смысл сегодняшних событий заключен в далеком прошлом. Либидо, в первых работах сексуальная энергия человека, явл движущей силой психики. Процесс развития сознания связан в первую очередь с фазами сексуального развития ребенка. Но свободное выражение сексуальности подавляется обществом и воспитанием, накладывается ряд табу, тогда вступают в действие вытеснение и сублимация. Стыдные поступки, запретные желания вытесняются в область бессознательного, но продолжают жить в психике человека и оказывают влияние на его действия. Но энергия либидо не может накапливаться, не находя выхода. Поэтому срабатывает механизм защиты, и энергия сублимируется в разрешенных действиях - спорт, искусство, работа, творчество. В заключении Фрейд сводит свое учение к вечной борьбе двух мировых сил – Эроса и Танатоса, т.е. влечение к жизни и к смерти.
Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общ-ые явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е.истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное-психическое (и прежде всего непознаваемое "Оно" - бессознательное) становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т.п. По мнению Ф, люди были бы счастливее, если бы отказались от цивилизации. неудовлетворенности.
Альфред Адлер полностью отказывается от понятия “сексуального бессознательного” и “вытеснения”. Свою систему он назвал “индивидуальной психологией”. Динамика развития ребенка, свидетельствует о его метаниях между “комплексом неполноценности” и стремлении к самоутверждению.
Карл Юнг (1875-1961) создатель “аналитической психологии”. Предположил, что бессознательное вновь и вновь продуцирует некоторые схемы, формирующие представления человека. Пытаясь классифицировать схемы, Юнг называет эти символические сцепления “архетипы бессознательного”. Архетипы являются выражением всеобщих человеческих нужд, инстинктов, потенций. “Архетип, - пуст и абсолютно формален, он есть не что иное, как способность репрезентации, данная априория. Наследуются не сами репрезентации, а лишь формы. Архетипы являются априорными формами мифологической фантазии. Как бы Архетип – сверхсознание предков или фрагменты определенных миров, “Коллективное бессознательно”. Юнг пытается идти к объяснению глубинных связей, существующих между индивидом и обществом – “коллективного бессознательного”. Он разделяет две душевные инстанции: Первая – дневная маска (“Сверх-Я”), которую человек одевает при встречах с другими. Вторая – “самость”, часть души, объединяющая сознательное и бессознательной.
Совр.сторонники Ф. - неофрейдисты (Хорни, Фромм и др.), сохраняют нетронутой осн. линию З.Фрейда, отказываясь лишь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку. Психологизм в подходе к общественным явлениям и приверженность идее бессознательной мотивации поведения. Социологизация учения Ф с позиции “культурного” подхода.
Фромм - психокультурный фрейдизм. Переход от биологической части к социопсихологизму. Пытается понять механизм взаимодействия психологич и социальн факторов общественного развития. Говорит о превращении человека в вещь, отчуждении, говорит, что капитализм больное иррациональное общество, пытается соединить марксизм с фрейдизмом.
Фрейдо-марксизм - Райх, Маркузе. Отличие: при избытке энергии индивид вступает в противоречие с обществом, отчуждается. Все отношения и прогресс есть результат влияния секс энергии. Господство одних людей над другими обусловлен но склонностью людей к садизму и мазохизму. Репрессивная деятельность свойственна не только культуре, но и социально-политическим, государственны структурам. Преодоление отчуждения может быть найдено на пути превращения секс энергии в творческую силу. Райх - концепция сексэкономии- значит свободно удовлетворять свои влечения, избегая соц табу. Маркузе - третий путь общества, создание нерепрессивной цивилизации, которое управляется жизненной энергией любви. Появится новая контркультура, основанная на принципах гуманизма и свободы, в том числе сексуальной.
- 1. Философия, ее предмет и функции.
- 2. Место и роль философии в обществе.
- 3. Основные философские направления.
- 4. Структура философского знания.
- 5. Особенности социально-научного познания.
- 6. Античная философия: происхождение и основные особенности.
- 1. Натурфилософские идеи досократиков и Демокрита:
- 7. Философия Средневековья: основные особенности и этапы развития.
- 8. Научное знание: специфика и структура.
- Основные методы эмпирического познания
- Основные методы теоретического познания
- 9. Особенности исторического пути развития отечественной философии.
- 10. Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 11. Ценности: природа и сущность.
- 12. Философия эпохи Просвещения.
- 13. Философские концепции истины.
- 14. Немецкая классическая философия.
- 15. Глобализация: истоки, сущность, противоречия.
- 16. Философские проблемы морали.
- 17. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность и перспективы решения.
- 18. Информатизация общества и ее социальные последствия.
- Специфика «информационного общества»
- 19. Сознание как философская проблема.
- 20. Философская мысль XX и начала XXI вв.: основные школы и течения.
- 1) Феноменология
- 2) Философия жизни
- 3) Философская антропология
- 4) Экзистенциализм
- 5) Психоанализ (Фрейдизм и неофрейдизм)
- 6) Прагматизм
- 7) Религиозная философия 20 в.
- 8) Философская герменевтика
- 9) Аналитическая философия
- 10) Структурализм
- 11) Постмодерн
- 21. Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 22. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 23. Понятия материального и идеального.
- 24. Общество как система.
- 25. Материя, пространство, время, движение.
- Основные атрибуты материи
- Философское понятие движения.
- Философское понятие пространства и времени.
- 26. Общество и природа. Сущность экологической проблемы.
- 27. Религия и свобода совести: философский аспект.
- 28. Детерминизм и индетерминизм: философское понимание
- 29. Взаимодействие цивилизаций в историческом процессе.
- 30. Научная, религиозная и философская картины мира: общее и особенное.
- 31. Философское понимание человека.
- Сущность и существование человека.
- Индивид и личность. Смысл и цель жизни.
- 32. Гражданское общество: природа и сущность.
- 33. Концепции постиндустриального и информационного общества
- 34. Вера и знание: проблема взаимоотношений.