7. Философия Средневековья: основные особенности и этапы развития.
Средневековая европейская философия - это чрезвычайно важный содержательный и продолжительный этап в истории философии. Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века.
Характеристика этого периода:
1. Становление и расцвет эпохи феодализма.
2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона».
3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания.
Большинство учёных было представителями духовенства, а монастыри являлись очагами культуры и науки.
Это определило характер философии Средневековья:
-движение философской мысли было пронизано проблемами религии;
-церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления;
-философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным аппаратом;
-любая философская концепция, как правило, приводилась в соответствие с учением церкви;
-философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия - служанка богословия».
Две тенденции в Средневековой философии:
1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением;
2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая направленность философии на обоснование правил поведения христианина в мире.
Черты Средневековой философии.
1.Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог.
Главные принципы миропонимания:
а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из ничего. Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего сущего и недоступен для познания. Бог - это высшее благо. Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку, поскольку сотворён Богом.
б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познания смертным людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение, которое зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным инструментом познания выступала вера как особая способность души человека. Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем самым приблизиться к познанию высшей реальности.
2.Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое, ибо максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия).
3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением других было показателем истинности его взглядов.
4.Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего ученика. Качества учителя: -виртуозное знание Священного Писания -знание правил формальной логики Аристотеля.
Этапы Средневековой философии.
1-й этап - Патристика (от слова «патер» - отец, имеется в виду «отец церкви») в истории философии определяется с 2-8 века. Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г.г.), идеи которого определили развитие европейской философии. Характеристика этапа: - интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии; -философские элементы платонизма играют определяющую роль.
Христианство стало утверждаться в качестве мировоззрения всех народов, населявших Римскую империю. Ф. школы Греции стали достоянием Римской культуры и долго сущ-ли наряду с христианством.
Римский стоицизм, Марк Аврелий и Луций Аней Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.): основной этический принцип – жизнь в согласии с природой.
Неоплатонизм, Аммоний Саккас, Плотин 9205 – 270), основа всего существующего –Единое, сверхъестественный божественный принцип, от которого зависят все формы бытия: ум, душа, природа.
Главные проблемы патристики:
1. Проблема сущности Бога (теологическая идея) и его тройственности (тринитарная проблема). 2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян). 3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и определение этой цели - «Град божий». 4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души. 5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог.
2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схола-школа) - форма философии, широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с 12 века). Вершина развития средневековой Ф.
Апогелоты: христианское вероучение в его непростых отношениях с языческой мудростью: проблема веры и знания. Квинт Тертуллиан: между Ф. и религией лежит пропасть. Верую, ибо это абсурдно.
Гностики: - противоположность, (Валентин, Василид). Ф. как инструмент познания Бога.
Ориген: Бог отец – неиссякаемая творческая сила. Основатель христианского рационализма – синтеза библии и Ф.
Аврелий Августин: Вера (знания, приобретенные от других) и знание (свое). Первенство веры перед разумом.
Характеристика этапа:
1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский провозглашён Папским престолом святым, а его система становится официальной философской доктриной римско-католической церкви).
2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации христианской философии.
Главные проблемы схоластики:
1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души. Античная философия уже не является враждебным конкурентом религии. Отсюда: -больше внимания к ней, к переосмыслению её положений; -а главное - восприятие развитого категориального аппарата с точки зрения религиозных проблем.
2. Соотношение разума и веры. Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе, ещё и наукой - философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины. А истина одна - это Христос и его учение. К такой истине можно идти двумя путями:
-путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь;
-путём разума, науки - это длинный путь со многими доказательствами.
3. Проблемы соотношения общего и единого. Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности).
Фома Аквинский по своему решил этот спор:
-общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей Платона;
-общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде;
-моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны к бытию;
-то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее целое;
-другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е. опять же через Бога) нет.
Ранняя схоластика: отец схоластики – Иоанн Скот Эриугена. Объединил Бога и мир в едином понятии сущего (природы). Споры вокруг универсалий (общие понятия): реалисты и номиналисты (их отрицали). Пьер Абеляр – умеренный номинализм (концептуализм), универсалии сущ-ют не только после вещей, но и в самих вещах. Первенство разума по отношению к вере.
Зрелая схоластика. Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых крупных философов всей послеантичной философии. Предложил доказательства Бога. Доказал возможность сочетания религиозный положений с философскими истинами. Попытка гармонизировать разум и откровение.
Поздняя схоластика. Иоанн Дунс Скот: теология – не наука, а практическая дисциплина, предназначенная для спасения душ. Уильям Оккам: наука должна быть высвобождена из-под опеки теологии.
Выводы:
1. Средневековая философия теоцентрична:
-её мировоззрение основано на религиозной вере;
-в центре философии - Бог;
2. Но она не является бесплодным периодом в области философского мышления. Её идеи послужили базой для развития философских систем эпохи Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии:
а) спор номиналистов и реалистов сформировал новое представление о познании, выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область исследования;
б) интерес номиналистов ко всем деталям эмпирического мира и ориентация их на опыт и эксперимент были продолжены впоследствии материалистами эпохи Возрождения (Н.Коперник, Дж.Бруно) и английскими философами эмпирического направления (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк).
3. Представители реализма заложили основы субъективного толкования человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж.Беркли, Д.Юм).
3. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя действительность. Оформилось философское понятие «Я» (оно стало отправным пунктом в философии рационализма Нового времени - Р.Декарт).
4. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения её высшему духовному началу (это направление продолжил гуманизм эпохи Возрождения - Ф. Петрарка, Э. Роттердамский).
5. Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание к постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный метод интерпретации исторических текстов (в эпоху Возрождения оформляется политическая философия гуманизма).
- 1. Философия, ее предмет и функции.
- 2. Место и роль философии в обществе.
- 3. Основные философские направления.
- 4. Структура философского знания.
- 5. Особенности социально-научного познания.
- 6. Античная философия: происхождение и основные особенности.
- 1. Натурфилософские идеи досократиков и Демокрита:
- 7. Философия Средневековья: основные особенности и этапы развития.
- 8. Научное знание: специфика и структура.
- Основные методы эмпирического познания
- Основные методы теоретического познания
- 9. Особенности исторического пути развития отечественной философии.
- 10. Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 11. Ценности: природа и сущность.
- 12. Философия эпохи Просвещения.
- 13. Философские концепции истины.
- 14. Немецкая классическая философия.
- 15. Глобализация: истоки, сущность, противоречия.
- 16. Философские проблемы морали.
- 17. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность и перспективы решения.
- 18. Информатизация общества и ее социальные последствия.
- Специфика «информационного общества»
- 19. Сознание как философская проблема.
- 20. Философская мысль XX и начала XXI вв.: основные школы и течения.
- 1) Феноменология
- 2) Философия жизни
- 3) Философская антропология
- 4) Экзистенциализм
- 5) Психоанализ (Фрейдизм и неофрейдизм)
- 6) Прагматизм
- 7) Религиозная философия 20 в.
- 8) Философская герменевтика
- 9) Аналитическая философия
- 10) Структурализм
- 11) Постмодерн
- 21. Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 22. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 23. Понятия материального и идеального.
- 24. Общество как система.
- 25. Материя, пространство, время, движение.
- Основные атрибуты материи
- Философское понятие движения.
- Философское понятие пространства и времени.
- 26. Общество и природа. Сущность экологической проблемы.
- 27. Религия и свобода совести: философский аспект.
- 28. Детерминизм и индетерминизм: философское понимание
- 29. Взаимодействие цивилизаций в историческом процессе.
- 30. Научная, религиозная и философская картины мира: общее и особенное.
- 31. Философское понимание человека.
- Сущность и существование человека.
- Индивид и личность. Смысл и цель жизни.
- 32. Гражданское общество: природа и сущность.
- 33. Концепции постиндустриального и информационного общества
- 34. Вера и знание: проблема взаимоотношений.