11. Ценности: природа и сущность.
Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительной или отрицательное значение для человека. Ценностью явл. д/чел-ка все, ч им для него определен значимость, личностный или обществ смысл. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализ-ся в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или наоборот ненависти. Та или иная вещь обладает в наших глазах определенной ценностью благодаря не только свои объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших вкусов. Ценность – это субъективно-объективная реальность.
Каждая вещь входит в оборот общественной жизни и выполняет исторически закрепленную за ней человеческую функцию и поэтому имеет общественную ценность. Ценности бывают не только материальными, но и духовные: произведения искусства, достижение науки, нормы нравственности. Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер.
Аксиология (ценность, достоинство) – учение о ценностях, о духовных образованиях, имеющих безусловную значимость для человека, направляющих и вдохновляющих его, определяющих его поведение на протяжении всей жизни.
Аксиология сформировалась в 19-20 вв. хотя присутствовала как часть с самого начала. Ценности отождествлялись с бытием. Они и являлись критерием истинного бытия, в основе ид гос-ва Платона лежала идея справедливости. Парменид - высшие ценности носят абс характер, софисты - все ценности относительны, а человек есть мерило всех вещей. Аристотель - есть неск самоценностей (человек, счастье, справедливость) и есть относит ценности (брак, любовь, и др) Возрожд - ценности гуманизма. То Система ценностей эволюционирует в обществе и в каждом индивидууме.
Считалась, что проблема ценностей есть вненаучное исследование, своеобразный способ видения мира. Аксиология стала фил. понятием, когда удалось развести понятия бытия и блага. Это произошло в ф Канта, кот противопоставил сферу нравств-ти сфере природы, а практический разум – теоретич-му разуму. Выделение феномена значимости бытия для чел и привело к ф ценностей с ее основ вопросом "А что, собственно, есть ценность, в чем скрыты ее истоки?" Одни ф-фы видели источник ценности в субъекте, в воле, в чувстве, в особен трансцендентального субъекта. Неокантианцы обнаружили источник ценностей в разумной воле, обеспечивающей акты выбора. Ф-фы материал-ого направ видели источник ценностей в не зависящих от субъекта реалиях, в материал-х благах. Часто проблему ценностей понимают в самом общем плане, тогда в качес ценностей выступают истина, добро и красота. При большей детализации выделяют экономич, политич, эстетич, нравствен, религиоз ценности. В мире ценностных ориентации чел непреходящее значение имеет вера, субъективный акт принятия чего-либо как истинного. Идеал — это не просто конкретный образ конечного будущего, а совокупность направленных в будущее различных теоретических и других представлений, кот могут быть пересмотрены.
Теперь теории 3 видов. Объективно-идеалистические (неокант, интуитивизм) - ценность есть потустороння сущность вне времени и пространства. Субъективно-идеалистическая (лог позитивизм, лингв анализ, аффекто-волевая теория ценностей) - ценность есть явление сознания, проявление психологического настроя, субъектиного отношения ч-ка к рассматрив предмету. Натуралистические теории ценности (теория интереса, космический телеологизм)- ценность как выражение естественных потребностей чел или законов природы в целом.
Каждый ч-к имеет свою систему ценностей и их иерархию.
Существуют ценности нравственные, религиозные, эстетические – благо, справедливость, добро, Бог, красота.
Есть важнейшие, абсолютные ценности или ценности-цели. Абсолютная ценность - человек и его жизнь. Ценности-цели оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. При этом их нереализация приводит к душевным патологиям, потере смысла жизни, самоубийствам. Это бытийные ценности, закон, смысл жизни, справедливость, свобода, красота, истина.
Ценности-средства есть промежуточные ц, но без них нельзя достичь АБЦен. Они более подвержены влиянию конкретных обстоятельств, их выбор широк. Специфические ценности принадлежат отдельным социокультурным типам общества, типа восток или запад, связанные со спецификой существования. Есть также рыночные ценности, к чему мы благополучно переходим. Любая переориентация ценностей есть процесс болезненный и проблемный, отсюда поле деятельности для акс. Она неразрывно связана с в первую очередь гносеологией и другими частями фил
Ценность - понятие, с помощью которого характеризуетсяся социально-историческое значение определенных явлений действительности для общества индивидов. Ценность (жизн смысл) - основание выбора субъектом целей, средств, результатов. Процедура выбора на основании ценностей называется оценкой. Ценностная ориентация - направленность субъекта в его деятельности на определённую ценность.
В различные эпохи и у различных субъектов деятельности в зависимости от социальных условий можно выделить 3 основных типа ценностных ориентаций: 1) на потусторонний мир; 2) на самого мебя; 3) на общество. 1-й тип - возникает в условиях, когда человек чувствует себя, с одной стороны слабым и беззащитным перед таинственными силами мироздания, не удовлетворенный своей реальностью, с другой - испытывает благоговение перед величием открывающейся ему вечности и бесконечности (от первобыт об-ва до эпохи Возрождения). 2 тип - сопутствует эпохам упадка, когда какое-нибудь очередное мероприятие мирового масштаба не оправдало надежд (в наст время). 3 тип - возникает в тех случаях, когда вера в авторитет мирового духа слабеет, а безудержный гедонизм (смысл жизни сводится к наслаждениям) демонстрирует все прелести разложения. В античную эпоху - это стоицизм. Новое время - категорич императив, т. е. требование относится к человеку как к цели, а не как к средству, всегда ставить долг выше личных желаний.
Вопрос о природе ценностей и их роли в общ жизни непоср связан с решением многих проблем: взаимоотношения человека и общества, культуры и цивилизации, природы и общества и др. Ценность характеризует объективные явления, либо их свойства, признаки, значимые для людей. В ценности выражается позитивная значимость. Сама чел. деятельность, в особенности труд, может выступать как ценность.
Ценности меняются в процессе развития общества: то, что было ценностью вчера, может перестать быть ей сегодня, а в будущем возможен поворот к ценностям прошлого, на ряду с возникновением новых ценностей.
Классификация ценностей: а) по предмету: материальные, духовные б) по субъекту: индивидуальные, групповые(классовые, национальные), общечеловеческие.
Среди прир ценностей обособл-ся ценности эколог-е. К материальным ценностям относятся и ценности эконом-го хар-ра. А так как субъект занимает различ. положения в системе общ-х отношений, то и ценность существующих экон. отношений и деятельность для них различна. Для класса, господствующего в экономике, сложившиеся экон. отношения представляют ценность, для подчиненного класса нет.
Социальные ценности: жизнь чел., его гражданское и нравственное достоинство, его свобода, достижения нац. культуры. Духовные ценности - этические(объективируются в традициях, обычаях, нормах, идеалах) и эстетические.
Групповые ценности не сводятся к сумме ценостей индивидов входящих в группу. Социально значимыми для нее выст. те ценности, которые способствуют удовлетворению этого интереса. И если ценности индивида препят. этому процессу, то они приносятся в жертву интересам группы. Общечеловеческие ценности вырастают из индивидуальных и групповых, которые способствуют развитию всего общества.
Важно выделить разные виды ценностных ориентаций в зависимости от способа деятельности: потребительская и творческая, созидательная и разрушительная. В истории общественной мысли предпочтение тех или иных ценностей отражено в различных теориях. Особенно ярко это проявляется в противопоставлении разных вариантов гедонизма (наслаждение и отсутствие страданий как высшую ценность) и аскетизма.
Философские направления XX в выдвигают проблему ценностей на первый план. Феноменологи, герменевты, аналитики, постмодернисты спорят между собой о ценностях. Ценность-это интерпретация, в котором субъект выражает свои предпочтения.
В 20 в. сложилось два подхода к пониманию природы ценностей. Для одних мыслителей ценности объективно реальны. Она сущ-ют в действительности независимо от оценивающего их субъекта. Такая трактовка онтологизирует ценности, они противопоставляются субъективным представлениям, ощущениям, которые отражаются в оценках, эмоциях.
Другой подход - трактовка Ц. как отражения эмоционального переживания, которое находит выражение в оценке. Оценка при этом основывается на субъективных представлениях об объекте, но вопрос о том, оценка отражает действительные свойства оцениваемой реальности, остается открытым. Оценки могут отражать св-ва и сущность самих объектов, а могут и не отражать их.
Ценности многомерны. Они включают в себя не только оценки, но и элементы истины и формируются под влиянием мировоззренческих убеждений, этнопсихологических установок, традиций, воспитания и образования. На каждом значительном изломе культуры ценности приходят в движение, отражая динамику представлений об истине, смысле истории, целях развития общества и культуры.
Важно различать ценности фундаментальные, абсолютные, смыслообразующие и ценности относительные, преходящие, частные, обыденные. Между этими видами ценностей нет жесткой грани. Различение абсолютных и относительных ценностей позволяет понять, как влияют ценности на поведение личности, когда уместно отстаивание истинных ценностей всеми возможными средствами, а когда можно отказаться от тех или иных преходящих ценностей. Особенно важны для личности моральные ценности. Ценности морали не могут быть навязаны человеку и определенному социуму извне, они обусловлены историей общества, традициями и, что принципиально важно, личным отношением индивида к этим принципам.
Выработка ценностей: Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций, в которые он попал в результате рождения. Сознания позволяет человеку вырабатывать новые ценности. Интерпретация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.
Выводы: Ценность-это то, что значимо для человека. Ценность-это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения.
Типы ценностей:
ГЕДОНИЗМ (от греч. — наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в нём от природы и предопределяющее все его действия, что делает Гедонизм разновидностью антропологического натурализма. Как нормативный принцип Гедонизм противоположен аскетизму.
В Др. Греции одним из первых представителей Гедонизма в этике был основоположник киренской школы Аристипп (нач. 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувств, удовольствия. В ином плане идеи Гедонизма получили развитие у Эпикура и его последователей, где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия). Гедонистические мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этических теориях просветителей. Гоббс, Локк, Гассенди, французике материалисты 18 в. в борьбе против религии понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип Гедонизма получил в этической теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С. Милль).
ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. — счастье, блаженство), античный принцип жизнепонимания, позднее и этике — принцип истолкования и обоснования морали, счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни. Предпосылкой античного Эвдемонизма является сократовская идея внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и ее независимости от внешнего мира. Хотя Эвдемонизм возник одновременно и в тесной связи с гедонизмом, они в известном смысле противостояли друг другу: счастье есть не просто длительное и гармоничное удовольствие (Аристотель), а результат преодоления стремления к чувств наслаждениям путём самоограничения, упражнения, аскезы, отрешение от привязанностей к внешнему миру и его благам и достигаемая при этом свобода от внешней необходимости и превратностей судьбы; это разумность, тождественная подлинной добродетели. Киники выставляют в качестве жизненного принципа борьбу со страстями, порабощающими человека. Киренаики в сущности развивают те же мотивы: счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от выработки правильного отношения к ним. Стоицизм характеризует внутреннюю свободу человека как радостную покорность судьбе, ибо значение для него имеет только то, что зависит от его отношения к внешним обстоятельствам, а не от превратностей судьбы.
В новое время этот идеал внутренней свободы развивали многие философы, в особенности Спиноза, который с исключит, остротой поставил антитезу разумного познания и чувств, страстей и выдвинул чисто интеллектуальное понимание блаженства («интеллектуальная любовь к богу»).
АСКЕТИЗМ (от греч. — упражняющийся в чём-либо, а также отшельник, монах), ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической. боли, одиночества и т. п., присущие практике некоторых философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью Аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, обретение «сверхъестественных способностей» йога), в христианстве — соучастие в «страданиях» Христа и т. д. Нередкий мотив Аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного, неравенства (толстовство и др.). Аскетизм представляет собой одну из характерных черт ранних крестьянских движений.
УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas — польза, выгода):
1 -принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой либо цели.
2 -Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.
Получило широкое распространение в Великобритании в 19 в., отразив умонастроения некоторых слоев английской либеральной буржуазии. Бентам, основоположник Утилитаризма, считал основой морали полезность, которую он отождествлял с наслаждением. Исходя из натуралистического и неисторического понимания природы человека, Бентам видел конечное назначение морали в том, чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий. В содействии «наибольшему счастью» (удовольствию) для «наибольшего числа людей» и состоит, согласно Бентаму, смысл этических норм и принципов. Общее благоденствие он рассматривал как сумму благ всех отд. лиц
- 1. Философия, ее предмет и функции.
- 2. Место и роль философии в обществе.
- 3. Основные философские направления.
- 4. Структура философского знания.
- 5. Особенности социально-научного познания.
- 6. Античная философия: происхождение и основные особенности.
- 1. Натурфилософские идеи досократиков и Демокрита:
- 7. Философия Средневековья: основные особенности и этапы развития.
- 8. Научное знание: специфика и структура.
- Основные методы эмпирического познания
- Основные методы теоретического познания
- 9. Особенности исторического пути развития отечественной философии.
- 10. Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 11. Ценности: природа и сущность.
- 12. Философия эпохи Просвещения.
- 13. Философские концепции истины.
- 14. Немецкая классическая философия.
- 15. Глобализация: истоки, сущность, противоречия.
- 16. Философские проблемы морали.
- 17. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность и перспективы решения.
- 18. Информатизация общества и ее социальные последствия.
- Специфика «информационного общества»
- 19. Сознание как философская проблема.
- 20. Философская мысль XX и начала XXI вв.: основные школы и течения.
- 1) Феноменология
- 2) Философия жизни
- 3) Философская антропология
- 4) Экзистенциализм
- 5) Психоанализ (Фрейдизм и неофрейдизм)
- 6) Прагматизм
- 7) Религиозная философия 20 в.
- 8) Философская герменевтика
- 9) Аналитическая философия
- 10) Структурализм
- 11) Постмодерн
- 21. Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 22. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 23. Понятия материального и идеального.
- 24. Общество как система.
- 25. Материя, пространство, время, движение.
- Основные атрибуты материи
- Философское понятие движения.
- Философское понятие пространства и времени.
- 26. Общество и природа. Сущность экологической проблемы.
- 27. Религия и свобода совести: философский аспект.
- 28. Детерминизм и индетерминизм: философское понимание
- 29. Взаимодействие цивилизаций в историческом процессе.
- 30. Научная, религиозная и философская картины мира: общее и особенное.
- 31. Философское понимание человека.
- Сущность и существование человека.
- Индивид и личность. Смысл и цель жизни.
- 32. Гражданское общество: природа и сущность.
- 33. Концепции постиндустриального и информационного общества
- 34. Вера и знание: проблема взаимоотношений.