logo search
Учебник философия -июнь 2011

2. Философская теология. Религиозная и мифологическая картина мира

Философия религии в ее философско-теологической форме представляет собой слияние воедино философии и религии. Философская теология — это фи­лософия религии, выполняющая, прежде всего, оправдательные функции в отношении к религии.

Создание философского учения о Боге — это важнейшая функция философ­ской теологии. Она предполагает решение следующих трех взаимосвязанных задач: во-первых, продемонстрировать или подтвердить существование Бога; во-вторых, определить, по возможности, природу Бога; в-третьих, охарактеризовать отно­шения между Богом и миром, Богом и человеком.

Не будет преувеличением сказать, что философская теология есть развернутое философское мировоззрение, важнейшее средство реализации мировоззренческой функции религии, она выступает как развернутое обоснование религиозной картины мира. Вместе с тем такая картина не формируется на пустом месте: она закономерно вызревала на основе мифологических представлений.

Особенности мифологической картины мира. Мифологическая картина мира складывается на том этапе развития человеческого общества, когда оно уже имеет достаточно развитую структуру производительных сил, а в человеческом сознании сформировалась устойчивая способность к абстрагированию, к логическому мышлению. Мифы представляют собой результат попыток первобытного человека осмыслить явления окружающей действительности, выявить движущие силы природного и социального мира, привести разрозненные знания о нем в определенную систему.

В это время человеку более всего были понятны общинно-родовые отношения, которые и переносились на всю окружающую действительность. Поэтому характерная черта мифологического мировоззрения - антропоморфизм (человекоподобие). Природа и мир в целом наделялись чисто человеческими свойствами. В частности, и сами боги в мифах подобно людям связаны семейно-родовыми отношениями. Мифология в первобытном обществе выступает как основной способ понимания и отражения действительности. В мифах нашли отражение наиболее волнующие человека вопросы: происхождение мира, Вселенной, человека, тайны рождения и смерти, вопросы социального устройства, отношения между людьми и др. Духовная связь поколений обеспечивалась передачей посредством мифов духовных ценностей, зачатков знаний, секретов различных видов ремесел и искусств.

В древних мифах часто выделялись две идеи: идея сотворения (мир создан неким сверхъестественным существом) и идея развития (мир постепенно формируется из некоторого бесформенного состояния). Так, миф о происхождении Японии в священной книге «Кодзики» повествует о богах Идзанаги и Идзанами, которые опустились по радуге с небес, чтобы отделить земную твердь от хляби. Идзанаги ударил по хляби копьем, и с копья скатилась вереница капель, которая, застыв, образовала вереницу островов.

Древнеиндийские Веды, обширный набор текстов, которые составлялись в течение 9 столетий (1500-600 г. до н.э.), утверждают, что вначале было «нечто одно», бесформенное и аморфное, обладавшее лишь одним свойством - дыханием. Жертвоприношение положило начало творению: космический великан Пуруша был расчленен на части и стал источником жизни для всех живых существ.

Согласно Ведам, мир трехступенчат. Первые ступени занимает мир богов. Социальная структура мира людей отражает космическую иерархию. Выше всех стоят брахманы - мудрецы, наделенные правом толковать Веды. Затем идут кшатрии - воины, правители. На третьей ступени - вайшья - земледельцы и скотоводы. На низшей ступени - судры, слуги. За миром людей располагается мир демонов, духов, обитателей различных адов. Таким образом, человеку отводится среднее положение, с которого он может подняться до божественных высот, но может и опуститься до адской жизни благодаря закону Кармы - вечному круговороту жизни и воздаяния за дела. Если действия человека были греховны, то в будущей жизни ему может быть уготовлена судьба придорожного камня, принимающего удары тысячи ног за грехи в прошлой жизни.

Древний человек черпал из мифа и необходимые ему практические знания. К примеру, ремесленник той поры относился к своим орудиям как к одухотворенным, наделенным волей и активностью помощникам. Поэтому были особые ритуалы действия и заклинания, а каждая неосторожная операция могла, по мнению древнего человека, вызвать необратимый космический процесс, жертвой которого стали бы и люди, и боги, и даже вся Вселенная.

Мифология существовала вплоть до конца существования античного мира. В эпоху античности миф широко использовался в художественной культуре, постепенно переходя из «истинного слова» в предание, легенду, аллегорию. В этой форме мифология оставила огромный след в истории человечества. Ее персонажи до сих пор выступают героями художественной литературы. К примеру, образ Прометея воспели Эсхил, Гете, современный писатель Лайош Мештерхази (1916-79, философский роман «Загадка Прометея» опубликован в 1973). Многие крылатые слова и выражения перешли из мифов в разговорный язык.

На определенном историческом этапе на смену мифологической картине мира приходит ее новый тип - религиозная картина мира, составляющая ядро религиозного мировоззрения.

Различия мифологического и религиозного мировоззрения. У мифологии и религии много общего: они в фантастической форме отражают действительность, наделяют вещи и явления сверхъестественными свойствами, одухотворяют материальное и опредмечивают идеальное, во многом имеют одну и ту же питательную среду. Таким образом, можно сказать, что мифология в определенном смысле - предтеча религии.

Мифология и религия близки друг другу, но в то же время существенно различаются. Мифология - весьма своеобразная система взглядов, которая неспособна провести четкое различие между фантазией и реальностью. Мифы не объясняют явлений, вещей и мира в целом, а повествуют об их происхождении; мифы равнодушны к противоречиям, они не отвечают на вопрос «почему?», их задача - рассказывать - «как?». Религия стремится выявить причинную связь явлений, поставив во главу основную причину мира – Бога-творца.

Миф, далее, не противопоставляет идеальное и реальное, не проводит различия между естественным и сверхъестественным. Для мифа все это существует одновременно и в «одном мире». Религия постепенно разделяет мир на два: «посюсторонний» - тот мир, где мы живем, и «потусторонний» - мир, где пребывают сверхъестественные существа (боги, ангелы, черти и т.д.), откуда исходит и куда устремляется душа после смерти.

Во многих религиях представления, сложившиеся в культуре глубокой древности (повествования о сотворении мира и человека, о «тверди небесной» и т.д.) возводятся в абсолют, представляются как божественные, раз и навсегда данные истины. Так, еврейскими богословами сосчитано даже количество букв в Талмуде, с тем, чтобы никто даже на букву не смог изменить написанного там.

Основные принципы религиозного мировоззрения. В развитом религиозном мировоззрении с течением времени складываются основные принципы религиозного теоретизирования. Рассмотрим некоторые из них на примере христианского мировоззрения. Именно с проявлениями такого мировоззрения предстоит чаще всего сталкиваться в практической деятельности будущему социальному работнику (впрочем, следует отметить, что представители диаспоры носителей ислама все чаще становятся объектом социальной работы на территории самых различных субъектов Российской Федерации).

Главенствующей идеей религиозного мировоззрения является идея Бога. С точки зрения этой идеи все сущее в мире определяется не природой, не Космосом, а сверхъестественным началом - Богом. Идея реальности Бога порождает ряд специфических принципов религиозного мировоззрения.

Рассмотренные принципы в той или иной мере являются общими не только для различных разновидностей христианства, но и для других религиозных мировоззрений - исламского, иудейского.

Проблемы философской теологии. Нетрудно видеть, что из числа рассмотренных принципов религиозного мировоззрения философская теология главное внимание уделяет обоснованию бытия Бога.

Теология (русская калька – бо­гословие) системная теоретическая интерпретация сущности и бытия Божьего. Обычно различают

фундаментальную (теорети­ческую) теологию, включаю­щую в себя догматику (предлагающую системную интерпретацию догматов вероучения), апологетику (обоснова­ние вероучения с помощью рацио­нальных средств), сравнительную теологию (основанную на компаративном – сравнительном – ана­лизе базового вероучения с основопо­ложениями других религий), экзеге­тику (методологию истолкования сакральных – священных – текстов), социальную теологию (представляющую собой концепцию истории в духе вероучения), экклесиологию (кон­цепцию церкви и ее роли в истории человека и человечества) и др.;

историческую теологию, включающую в себя церковную археологию (исто­рия церкви, история Библии и ее ис­толкований, и др.);

нравственную (практическую) теологию, т. е. концепцию личного спасения (сотериология), предполагающую разработку соот­ветствующей моральным ценностям вероучения поведенческой парадиг­мы;

пастырскую теологию, т. е. систему раскрытия прикладных аспектов культовой деятельности, включаю­щую в себя литургику (теорию бо­гослужения), гомилетику (теорию проповедческой деятельности) и др219.

Бог как лич­ность сообщает человеку знание о себе через слово: западнохристианская и протестантская theologia, православное "богословие", калам (арабск. "слово", "речь") в мусуль­манстве. Эта абсолютная и непреложная ис­тина «слова Божьего» и выступает исходной основой теологии – доктрины о сущности и бытии Бога.

В стремлении каждой религии укреплять глубину веры в Бога своих последователей можно выделить две тенденции: иррационалистическую и рационалистическую. Сторонники иррационалистической тенденции утверждают, что существование Бога не может быть обнаружено с помощью разума. Во главу доказательства существования Бога иррационалисты ставят чистую веру, как нечто исходящее от Бога, дарованное человеком Богу через откровение. Строго говоря, этот подход лежит за рамками философской теологии, поскольку философское обоснование существования Бога заключается в поиске рациональных аргументов в пользу бытия Бога. При этом средством обоснования выступает рационально-философское рас­суждение, опирающееся на человеческий опыт.

Таким образом, из трех главных источников верования в существование Бога: откровения, разума и опытафилософско-теологические попытки удосто­верить существование Бога основываются на опыте и разуме.

Философская теология базируется, прежде всего, на трех традиционных теистических доказательствах: онтологическом, космологиче­ском и телеологическом. Эти доказательства демонстрируют удивительную ис­торическую устойчивость, не в последнюю очередь обусловленную строгостью и четкостью их аргументации.

Онтологическое доказательство обосновывает существование Бога, исходя из понятия Бога как реальности, совершеннее которой нельзя помыслить ниче­го. Представить такое существо не имеющим реального бы­тия — означало бы впасть в противоречие, поскольку величайшее и всесовершенное существо лишилось бы совершенства существования. Иными словами, Бог есть существо, которому присущи все совершенства, включая совершенство существования.

Контраргументация приняла наиболее известный вид у Канта, она содержится в заключительной части изложения трансцендентальной диалектики («Критика чистого разума»). Кантовская критика заключается в тезисе о том, что вывод о существовании Бога не может вытекать из каких бы то ни было понятий самих по себе, а целиком принадлежит единству опыта и нуждается в чувственно-эмпирическом базисе.

В последние десятилетия онтологическое доказательство вновь стало активно обсуждаться в философской и теологической литературе. Был сделан упор на то, что понятие Бога — это понятие существа, которое или необходимо существует, или необходимо не существует. Понятие существа, совершеннее которого нельзя представить что-либо, — это понятие существа, которое необходимо обладает существованием. Его несуществование просто невозможно представить.

Возражение по поводу этой версии онтологического доказательства происте­кает из того, что в данной версии доказательства смешиваются, по суще­ству, фактуальная (вытекающая из объективной связи фактов) и логическая необходимость. Логическая необходимость не включает сама по себе фактуальную необходимость, она является свойством определенных высказываний. Фактуальное высказывание указывает на то, что есть какой-то конкретный случай реализации понятия. Однако требуется еще демон­страция того, что логическая необходимость соответствует объективной связи фактов.

Космологическое доказательство в своей сути — это постановка вопроса о Боге, к которой побуждает осмысление мира. Речь идет о знамени­том вопросе, наиболее удачно сформулированном Лейбницем, «почему существу­ет нечто, а не ничто». Важнейшим общим моментом доказательства является то обстоятельство, что оно исходит из «действительности мира», точнее — из определенных сущностных характеристик этой действительно­сти.

Исторически космологиче­ские доказательства свелись к обсуждению тезиса о том, что наличие мира требует наличия и причины всех явлений, происходящих в мире. Конечной же причиной всех событий является Бог.

Кант космологическое доказательство Бога сводит к трем основным тезисам:

    1. если нечто существует, то должна существовать и безусловно необходимая сущность,

    2. так как эмпирическими фактами является существование меня и воспринимаемого мною мира, то необходимая сущность существует,

    3. она может быть определена только понятием всереальнейшей сущности, а значит, высшая сущность существует необходимо.

Кант показывает далее, что космологическое доказательство фактически сводится к онтологическому.

Телеологическое доказательство существования Бога зиждется на идее о том, что порядок в природе не может носить случайный характер, а является результатом замысла и действия разумного всемогущего устроителя. По Канту, телеологическое доказательство, основанное на представлении о целесообразности мира, можно представить следующим образом:

1) в мире господствует порядок, установленный в соответствии с определенной целью и величайшей мудростью,

2) порядок этот принадлежит вещам лишь случайным образом, и природа вещей не могла бы сама по себе естественным образом согласовываться с определенными конечными целями,

3) значит, существует высшая причина мира – мыслящее существо.

В первой половине нашего столетия было предложено рас­смотреть через призму телеологического доказательства следующие обстоятельства:

Суть аргументации за­ключается в утверждении того, что мир вполне представим и без всех этих явле­ний, и есть основания считать их наличие свидетельством в пользу существова­ния могучего и благоволящего разума.

Следует отметить, что в настоящее время преимущественное внимание уделяется условиям появления жиз­ни, прежде всего человеческой жизни. Отмечается, что эти условия образуют слишком сложную связь, чтобы их можно было объяснить простым случайным стечением обстоятельств или неорганической и органической эволюцией. Такая связь мо­жет быть осуществлена только мудрой Божественной мощью, реализующей оп­ределенный замысел. В качестве дополнительного аргумента в пользу этого тезиса философская теология со второй половины ХХ века приводит антропный принцип.

Его суть заключается в том, что существование нашей Вселенной зависит от численных значений фундаментальных физических констант – постоянной Планка, постоянной гравитации, констант взаимодействия и т.д. Если эти значения отличались от существующих показателей хотя бы на ничтожно малую величину, то не только жизнь была бы невозможна, но и сама Вселенная как сложная упорядоченная структура, оказалась бы невозможной. Отсюда делается вывод, что физическая структура Вселенной запрограммирована и направлена к появлению жизни, а конечная цель космической эволюции – появление человека во Вселенной в соответствии с замыслами Творца.

Философско-антропологические обоснования существования Бога осуществля­ются в основном через осмысление образа человека.

Христианская традиция утверждает, прежде всего, богоподобие человека. Все христианские антропологические представления и учения являются, по сути, по­пытками осмысления этого основополагающего утверждения, призванного охарак­теризовать сущность человека. Считается, что если удастся показать необъяс­нимость определенных фундаментальных компонентов образа человека, то эта необъяснимость может считаться свидетельством сверхъестественного происхождения таких свойств человека.

Такие факты должны выступить в качестве указания на существование иной, а именно - Божественной реальности, через призму которой они якобы только и могут получить объяснение. Нетрудно видеть, что здесь происходит процесс взаимного обоснования: определенная философско-антропологическая концепция указывает на существование Бога, а сущест­вование Бога оправды­вает и подтверждает содержание соответствующей философско-антропологиче­ской концепции.

Общим для христианских теологов является стремление отождествить ду­ховность с «открытостью человека миру», а последнюю истолковать в смысле его открытости Богу и соответственно представить как нечто богоданное. От­крытость миру предстает как соответствующий божественный проект относи­тельно человека, как основа его богоподобия.

Философско-теистические представления о сущности Бога. С точки зрения философского теизма Бог является первоосновой мира. В нем коренится всё, поскольку всё исходит из него как первопричины, и влечется к нему как последней цели. Сама первооснова как таковая коренится не в чем-то ином, но только в самой себе. Первая и последняя причина всего должна быть причиной самой себя. Бог как такая причина существует в силу абсолютной необходимости своей собст­венной сущности. Это из самого себя бытие. Физическая сущность Бога охватывает все его совершенства, которые называют свойствами или атрибутами Бога. В самом Боге они не об­разуют множество, а выступают как простая и вместе с тем бесконечная полнота.

Богу мы можем приписать лишь чистые совершенства, которые по своей сути означают чистое бытие (мудрость, благо, мощь), но не смешанные совершенст­ва, в сущности которых бытие смешано с небытием или с несовершенством. Поскольку телесное бытие содержит небы­тие, то Бог есть чистый дух. Вместе с тем Бог есть личностное существо.

Философская теология не претендует на исчерпываю­щее и полное постижение природы Бога. Всякое человеческое постижение понимается как ограниченное по охвату и глубине. Поэтому философская теология призвана указать лишь некоторые основные атрибуты божества, в принципе доступные «естест­венному» человеческому разуму лишь благодаря самораскрытию Бога, благодаря бо­жественному откровению.

Современная философская теология, особенно англоязычная, занимается анализом божественных атрибутов, их совмести­мости, сочетаемости и т.п. Она рассматривает всемогущество, всеведение, всеблагость, вездесущность, неизменность, нематериальность и т.п. как независимые, уни­кальные свойства, образцово представленные в Боге.

В настоящее время наиболее влиятельной альтернативой традиционному философскому учению о Боге является процесс-теология220. Спор между классическим теизмом и процесс-теизмом образует ядро современной философско-теологической дискуссии. Процесс-теология считает, что в мире действительными яв­ляются процессы, события, а не субстанции мира. Весь космический процесс предполагает Бога как творца и как творческую силу. При этом процесс-теологи придерживаются разных воззрений относительно того, каким образом сам Бог включен в этот процесс.

Еще одной важнейшей задачей философской теологии является определение отношений между Бо­гом и мирской действительностью.

Основные понятия, с помощью которых христианская теология во всех ее разновидностях осмысливает отношения между Богом и миром, – это понятия «теизм», «деизм», «пантеизм» и «панентеизм».

Теизм (от греч. theos – Бог) – религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем. Признание потусторонности Бога отличает теизм от пантеизма, признание непрерывной активности Бога – от деизма. Теизм наиболее характерен для генетически связанных между собой религий – иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые употреблен английским религиозным философом Ралфом Кедвортом (1617-88). Только теизм в полном смысле утверждает творение мира Богом.

Деизм (от лат. deus – Бог) – религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. «промысел божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума. Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв.

Пантеизм (от греч. pan - все и греч. theos — бог), утверждает тож­дество Бога и Вселенной, Бога и Вселенной. В пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа». И.Г. Гердер, И.В. Гете и классический немецкий идеализм опирались на пантеизм в полемике как с ортодоксальным теизмом, так и с механицизмом французских материалистов.

Панентеизм (от pan и греч. en – в, theos – Бог) – религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге; синтез теизма и некоторых идей пантеизма. Термин введен немецким философом Карлом Кристианом Фридрихом Краузе (1781-1832), пытавшимся объединить теизм и пантеизм. Это учение не отождествляет Бога с космосом, но и не разделяет их. Сущее есть часть Бога, но не сам Бог. Все эти виды понимания отношений между Богом и миром имеют множество разновидностей.

Краткие итоги. Мировоззрение как особая часть общественного и индивидуального сознания представляет собой наиболее общие представления о мире, о закономерностях его развития, о человеке и месте человека в мире. Гносеологическую составляющую мировоззрения образует картина мира.

Исторически первой в сознании человека формировалась мифологическая картина мира. С формированием развитой способности сознания к абстрагированию, к обобщению формируется на основе мифологического мировоззрения религиозная картина мира, которая прежде единый мир делит на два: «этот» и «тот», «посюсторонний» и «потусторонний», естественный и сверхъестественный.

Отличительной чертой религиозной картины мира является вера в наличие сверхъестественного существа, в развитых монотеистических религиях им является Бог. Бог выступает творцом и законодателем мира. В стремлении к царству Божию, с точки зрения религиозной картины мира, состоит смысл и цель человеческого существования.

Социальная роль религии в обществе проявляется через ее функции: функцию удовлетворения религиозных потребностей верующих, компенсаторную, утешительную, воспитательную, интегрирующую, мировоззренческую функции, функцию трансляции культурных ценностей.