1. Натурфилософские идеи досократиков и Демокрита:
Милетская (Ионийская школа): Вопрос о качественном составе бытия. Основатель – Фалес 640-562 до н.э. (все произошло из воды), Анаксимандр (первоначало – апейрон – не осязаемое в природе), Анаксимен (первооснова мира – воздух).
Пифагорейская школа: Стремление к постижению количественной стороны мира. Пифагор 570-497 до н.э., исп. математич. метод для объяснения мироустройства и отношений между существующими вещами. Теорема Пифагора. Выражение пространственных отношений и самой сути бытия в числах и их отношениях хар-ет выход мышления на абстрактный уровень, что явл.важнейшей особ-ю этой школы.
Гераклит: первооснова мира - огонь. Его тезис- все течет (т.е. вечное движение). Логос – важнейшее понятие его Ф. – общий закон, правящий миром, управляющий огнем. Логос вечен, как и мир. Это пример объективной диалектики (диалектики вечно сущ-го мира).
Элейская школа (элеаты) – Ксенофан, Парменид, Зенон конец 6-нач.5 в. до н.э.. Бытие есть, а небытия нет. Бытие вечно, однородно, целостно. То, что воспринимается чувствами, не есть подлинное бытие, истинное бытие познается мышлением. Поставили вопрос о соответствии бытия и мышления, который стал одним из принцип-х в развитии европейской философии.
Демокрит: Бытие не едино, а состоит из бесчисленного множества неделимых тел – атомов, каждый из которых обладает присущими бытию атрибутами – неделимостью, неизменяемостью, непроницаемостью. Но есть и пустота, которая и есть небытие. Благодаря пустоте атомы движутся (механистически).
2. Эпоха «высокой классики» (вторая пол.5 – до конца 4 в.до н.э.): наивысший расцвет древнегреч. Ф. Возникли софисты («учителя мудрсти») - идея относительности всякого знания. Доказали, что в мире нет ничего определенного и безусловного. Протагор: «Человек – мера всех вещей, существующих, что они существует, несуществующих же, что они не существуют». Отрицали существование истины.
Сократ (469-399 до н.э.): Вера в безусловное, абсолютное начало. Наоборот, он отстаивал объективный хар-р познания. Истинное знание заключается в правильно образованных понятиях. Подчеркивал превосходство разума над неразумной волей.
Платон, его ученик: Он представляет систему объективного идеализма, осн.разделы: учение о бытии, о познании, о человеке и государстве. Мир не может считаться подлинным бытием, значит, оно существует вне его, в мире идей. Идеи – вечные и неизменные сущности, на вершине их пирамиды – высшая идея – благо. Онтологическая картина мира: верхний этаж – бытие (идеи), нижний – небытие (материя), промежуточный – неподлинное бытие (чувственно воспринимаемый мир). Из этого исходит теория познания. Учение о душе, которое он положил в основу теории гос-ва. В завис-ти от обеспечения принципа справедливости гос-во м.б. правильным (аристократия и монархия) и неправильным (тимократия, олигархия, демократия, тирания).
Аристотель: создатель системы античного знания. Идеи не сущ-ют самостоятельно, вне отдельных предметов, реальные вещи первые сущности, идеи - вторые. Предпосылка бытия – первая материя (4 стихии), из кот-х форм-ся все остальные вещи. Именно благодаря форме первая материя и ее 4 стихии переходят в реальное бытие, из возможности в действительность. Далее – вопрос о причинах всего сущего. Далее – теория познания: ступени процесса познания – ощущение, представление, опыт, искусство, наука. Учение о гос-ве: правильные формы (монархия, аристократия и республика), искаженные (тирания, олигархия, демократия).
3. Эпоха эллинизма: эллинистический период.
Эпикур (эпикуэризм), 341-270 до н.э., Проблемы этики. Прямолинейное движение атомов сочетается со спонтанным. Наличие свободы у человека.
Зенон (стоицизм): Жизненное призвание человека – жить согласно природе. Зло – человеческие пороки. Этический идеал – достижение добродетели, покоя.
Пиррон 360-270 до н.э. (скептицизм): ставили под сомнение найти критерий истины в любом познании. Отрицалась практическая ценность знания. Высшая степень блаженства – в счастливом неведении.
Этапы античной философии. Традиционно выделяют: 1) раннюю классику (натуралисты, досократики), главные проблемы – «Физис» и «Космос», его строение; 2) среднюю классику (Сократ и его школы, софисты), главная проблема – сущность человека; 3) высокую классику (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов 4) эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), главная проблема – мораль и свобода человека, познание и т.д. Структура космоса, судьба космоса и человека, отношение Бога и человека (Плотин, Порфинрий, Филон Александрийский)
1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы).
1. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон (Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от варвара.
Отсюда: 1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё сущее.
а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры). * У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух обращается). * У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) - воздух (из-за его бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает всё прочее.» * У Гераклита - огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из противоположных стремлений». Душа - огонь.
б) из чего-то неопределённого * У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) - Апейрон
(беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение которых и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей вечно».
в) суть вещей в числах. * Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) - всё есть число. Число у Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество
верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии.
г) сущность вещей в их бытии * У Парменида - субстанция - бытие как таковое. «Бытие есть, небытие нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать. Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо, тождественно и всегда равно
самому себе. Оно однородно и непрерывно, шарообразно.
2. Обосновываются космогонические теории строения мира. Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира (вселенной).
* Фалес - Земля - плоский диск, плавающий по поверхности воды, - она -центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в Землю.
* Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на основе стихийной диалектики. Мир - упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на основе общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего неподвижного.».
2-ой этап (Классический) характеризуется как антропологический, т.е. центральной проблемой становится проблема человека.
Отсюда:
1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии.
2. Решаются проблемы:
А) Проблема человека, его познания его отношения с другими людьми.
Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку.
В) Проблемы синтеза философского знания, построения метафизических систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей, поиска рационального метода познания этих миров.
* Платон - основоположник идеалистической европейской философии.
1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от решения ими вопроса о природе истинного бытия (на материалистов и идеалистов).
2. Платон открыл сферу сверхчувственного бытия - «мир идей». Первооснова - это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя увидеть, осязать. Идеи можно «созерцать» только умом, через понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью мира идей. Истинное бытие - это мир идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю и временно находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей. Таким образом, познание - это воспоминание душой своего до земного существования.
* Аристотель - ученик Платона, его труды считаются вершиной философской мысли Древней Греции. Основные положения его учения: подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но истина дороже»); создал учение о категориях (сущность и качество); учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её вечной,
несотворимой, неуничтожимой; произвёл разграничение наук на теоретические (метафизика (или собственно философия), физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика).
3-й этап: эллинистический. Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества, распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром Македонским.
Общая характеристика философии этого этапа:
-переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам этики, проповедям скептицизма и стоицизма:
Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность
познания объективной действительности.
Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость и
спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние раздражители.
Главные проблемы:
-мораль и свобода человека, достижение счастья;
-проблемы возможности познания мира;
-структуры космоса, судьбы космоса и человека;
-отношение Бога и Человека.
ВЫВОДЫ:
1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в новоевропейской философии).
2. Античная философия исходит из чувственного космоса, а не из абсолютной личности (что характерно для Средневековья).
3. Космос - это абсолютное божество, а это означает, что античная философия пантеистична, т.е. отождествляет Бога и природу. Греческие боги природны и похожи на людей. Космос одушевлён.
4. Космос обуславливает необходимость. Необходимость применительно к человеку есть судьба. Но поскольку она ему доподлинно неизвестна, он может делать выбор.
5. Античная философия достигла высокого уровня в разработке понятий (категорий), но она почти не знает законов.
6. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и
идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер.
Характерные черты античной философии.
1. АФ возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. Именно на основе непосредственных чувственных данных строилась и аргументация мира. С этим связана и определенная наивность древне - греческого представления о мире.
2. Синкретичность АФ - это изначальная нерасчлененность знаний. Она включала все многообразия элементов зарождающихся знаний (геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это в значительной мере объясняется и тем, что древнегреческие мыслители были разносторонне развиты, занимались различной познавательной деятельностью. В современной Ф проводится обстоятельное расчленение мира, например, на мир человека и мир природы, для каждого из этих двух миров характерны свои черты. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть лишь человек. Античный же философ, как правило, распространял этические категории на весь Космос. Окружающий мир или Природа понималась как упорядоченное единое целое, как гармоничное, закономерно устроенное целое, то есть Космос – духовное начало, мировой разум (Логос). Человек же понимался как подобие Космоса, как гармонично вписанный в Космос элемент. Человек – микрокосм, он обладает духовным фактором – разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (Логоса), возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.
АФ возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века до н. э. (Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.
3. В АФ формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка) – космоцентризм. Его суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимание космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира. Это означает, что именно АФ выработали самые универсальные категории. Современный же философ, как правило, занимается разработкой «узких» проблем, например проблемы времени, избегая рассуждений о Космосе в целом. Аристотель понимал Душу, как движущее начало, но утверждал, что сама Душа не может двигаться. Душа есть причина как, то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел. Душа есть суть бытия и форма естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя.
4. АФ многого достигла на понятийном уровне - концепция идей Платона, понятие формы (Эйдоса) Аристотеля, понятие смысла слова у стоиков. Однако она почти не знает законов. Логика античности - это преимущественно логика общих имен, понятий.
5. Обращает на себя внимание поразительное умение античных философов находить ответы на кардинальные вопросы бытия. АФ по-настоящему функциональна, она призвана помочь людям в их жизни.
Важный вклад в развитие философии внесла именно АФ, т.к в этот период была поднята вся проблематика философии и на дальнейших этапах развития философии философы уже отвечали на вопросы, которые ставили перед собой античные философы. Например, теория припоминания Платона была впоследствии использована при развитии гуманистических взглядов философов эпохи возрождения. {Платон полагал, что душа человека бестелесна и потому неделима и проста бессмертна и вечна. Она чувственно не воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после физической смерти. Душа пребывает в мире идей своеобразное понимание познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей душа обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако, если человек занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Именно поэтому человек непосредственно благодаря способности души к пониманию вещей…. Т.о., чувственное понимание вещей здесь – лишь импульс, толчок к реальному пониманию сущности. Такая концепция познания получила название концепции припоминания.}
- 1. Философия, ее предмет и функции.
- 2. Место и роль философии в обществе.
- 3. Основные философские направления.
- 4. Структура философского знания.
- 5. Особенности социально-научного познания.
- 6. Античная философия: происхождение и основные особенности.
- 1. Натурфилософские идеи досократиков и Демокрита:
- 7. Философия Средневековья: основные особенности и этапы развития.
- 8. Научное знание: специфика и структура.
- Основные методы эмпирического познания
- Основные методы теоретического познания
- 9. Особенности исторического пути развития отечественной философии.
- 10. Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 11. Ценности: природа и сущность.
- 12. Философия эпохи Просвещения.
- 13. Философские концепции истины.
- 14. Немецкая классическая философия.
- 15. Глобализация: истоки, сущность, противоречия.
- 16. Философские проблемы морали.
- 17. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность и перспективы решения.
- 18. Информатизация общества и ее социальные последствия.
- Специфика «информационного общества»
- 19. Сознание как философская проблема.
- 20. Философская мысль XX и начала XXI вв.: основные школы и течения.
- 1) Феноменология
- 2) Философия жизни
- 3) Философская антропология
- 4) Экзистенциализм
- 5) Психоанализ (Фрейдизм и неофрейдизм)
- 6) Прагматизм
- 7) Религиозная философия 20 в.
- 8) Философская герменевтика
- 9) Аналитическая философия
- 10) Структурализм
- 11) Постмодерн
- 21. Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 22. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 23. Понятия материального и идеального.
- 24. Общество как система.
- 25. Материя, пространство, время, движение.
- Основные атрибуты материи
- Философское понятие движения.
- Философское понятие пространства и времени.
- 26. Общество и природа. Сущность экологической проблемы.
- 27. Религия и свобода совести: философский аспект.
- 28. Детерминизм и индетерминизм: философское понимание
- 29. Взаимодействие цивилизаций в историческом процессе.
- 30. Научная, религиозная и философская картины мира: общее и особенное.
- 31. Философское понимание человека.
- Сущность и существование человека.
- Индивид и личность. Смысл и цель жизни.
- 32. Гражданское общество: природа и сущность.
- 33. Концепции постиндустриального и информационного общества
- 34. Вера и знание: проблема взаимоотношений.