Древний вавилон и египет: во власти мифа и религии
Простейшие формы философствования в Древнем Вавилоне и Египте изначально имели мифологическую окраску. В мифах той поры присутствовали фантастические представления о возникновении мира, о смысле человеческого существования, смерти и бессмертии. Однако со временем картина мира стала существенно дополняться элементами научных знаний, полученных в астрономии, медицине, математике и других областях древней преднауки. Возникновение социально-классовой структуры и институтов государства способствовали постепенному развитию теоретического мышления. Сформировался и слой людей, занятых сложными видами умственной деятельности: религиозным культом, научным познанием и искусством, политикой. В городах того времени развивались ремесло и торговля, что также позитивно влияло на развитие сознания древнего общества.
В Древнем Вавилоне (находился на территории между реками Тигр и Евфрат) отсутствовали развитые системы философского мышления, поскольку там господствовали мифология и религия. В мифологии имели место предания о богах воды и подземного царства, любви, плодородия. Существовали сказания о возникновении мира из состояния хаоса, о сотворении земли и неба, небесных светил, а также всех живых существ, включая и самого человека. В некоторых мифах повествовалось о смене времен года и неизбежном наступлении весны как времени любви и расцвета жизни.
Важнейшим литературным памятником Древнего Вавилона было поэтическое сказание о Гилъгамеше. Тексты написаны на глиняных табличках и представляют собой ряд песен на нескольких языках Ближнего Востока. Гильгамеш — это один из царей, претендующий на бессмертие человек-богоборец. В предании рассказано о том, как боги пытались поссорить его с природой, как подсылали к нему смерть и как путешествовал Гильгамеш по пустыне в поисках некоей «травы бессмертия». В этом сказании прозвучала важная мировоззренческая тема жизни и смерти человека, смысла его жизни и трагичности существования. «Для чего жить?» — это вопрос о целях существования человека, о его отношениях с другими людьми. Человек смертен на фоне бессмертия богов, а его бессмертие возможно лишь посредством собственного творчества и добрых дел.
Вопросы о границах бытия (рождение — смерть), о смысле жизни человека были обозначены также и в «Беседе господина и раба». Здесь проводилась не только мысль о трагичности жизни человека, но и выражалась надежда на любовь и благородство людей, на посмертное воздаяние им.
В целом зачатки философской мысли Древнего Вавилона («предфилософия») не получили существенного развития. Они находились под сильным влиянием мифологии и религии, и не сумели выйти за рамки народного эпоса. Уровень развития научных знаний и ряд иных социальных причин еще не позволили философии сформироваться в качестве самостоятельного способа познания мира.
В Древнем Египте также имели место элементы философствования. Этому способствовало научное знание того времени — математика и геометрия, астрономия, медицина. Умственный труд был достоянием особой социальной группы — жрецов. Переплетаясь, элементы мифологических и религиозных представлений, научных знаний составляли картину окружающего мира. Как и в иных странах, в Египте происхождение мира и жизни в нем объяснялось преимущественно с позиций мифологии. Олицетворением вечной борьбы между жизнью и смертью считаются бог Осирис, а главная богиня египтян Исида символизировала собой окружающую природу как источник жизни. Философская мысль Египта отводила большую роль таким материальным элементам мироздания, как вода и воздух, планеты и другие небесные тела. Гармоничность мироздания выражалась египтянами при помощи чисел, которым придавалось магическое значение. Операции с числами способствовали становлению рационального мышления как основы философского познания. Душа человека рассматривалась как некое начало жизни, внутренняя энергия. Считалось, что после смерти человека его душа сможет существовать лишь при сохранении тела, и в связи с этим знатных людей Египта хоронили в закрытых помещениях (саркофагах). В «Книге мертвых» подробно излагался погребальный культ, содержались представления о загробной жизни.
Элементы философствования имели место не только в мифологии, но и в литературном творчестве. Так, в «Песне арфиста» проводилась мысль о конечности человеческого существования. В ней подчеркивалось, что еще никто из умерших людей так и не смог возвратиться из загробного царства обратно. Звучал призыв к человеку устраивать свою жизнь в «земном царстве», несмотря на все тяготы и несправедливость в этой жизни.
Можно сделать вывод, что в Древнем Вавилоне и Египте существовали лишь отдельные элементы философского мышления. Здесь философия еще не обрела статус самостоятельного вида умственной деятельности и существовала преимущественно в виде своих духовных предпосылок, или «предфилософии», как форме стихийной постановки и осмысления мировоззренческих проблем, образовавших позднее предметное поле философии. «Предфилософия» стала как бы переходным состоянием между древним мифом и ранними формами философского мышления.
- Терехов с.В.
- Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
- 1. Мировоззрение, его сущность, структура и функции.
- 2. Философия в системе духовной культуры человека и общества.
- История философии
- Философия древнего мира(становление, круг проблем, значение)
- Древний вавилон и египет: во власти мифа и религии
- Китай и индия. Поиск единого закона мира и пути жизни
- Древнегреческая философия, ее истоки, проблемы и содержание
- Философская мысль в древнем риме
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Средневековая философия: истоки особенности, содержание общая характеристика
- Патристика, ее идеи и познавательное значение
- Схоластика средних веков. Реализм и номинализм
- Философия арабского мира
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия эпохи возрождения общая характеристика
- Натурфилософия и наука, их предпосылки, идейное содержание и мировоззренческое значение
- Гуманистический антропоцентризм в философии и культуре эпохи возрождения. Социально-философские учения
- Вопросы для контроля.
- Литература по теме
- Философия раннего нового времени (XVII век) общая характеристика
- Наук а и философия. Проблемы теории познания мира
- Философские учения об общественной жизни
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия в эпоху просвещения (XVIII век) общая характеристика
- Сущность просветительства. Французские просветители о материи, человеке и обществе
- Развитие просветительской философии в странах европы и в сша
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Классическая немецкая философия общая характеристика
- Классическая немецкая философия возникновение немецкой классики. Творчество и.Канта
- Учения и. Фихте и ф.Шеллинга
- Система философского идеализма г.Гегеля
- Антропологический материализм л.Фейербаха
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Зарубежная философия новейшего времени (XX век) общая характеристика
- Философский иррационализм, его истоки и проявления
- Экзистенциальная философия об отчуждении свободе человека
- Рационализм в современной философии
- Глобальные проблемы человечества и философия
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- История русской философии общая характеристика
- Зарождение русской философии, ее корни особенности
- Философская мысль русского просвещения
- Важнейшие течения в философии XIX века (период классики)
- Русская религиозная философия XIX — XX вв.
- Развитие истории философии в советский период
- Вопросы для контроля
- Литература по теме