Философия раннего нового времени (XVII век) общая характеристика
XVII век явился временем крупных перемен в истории человеческого сообщества. Для Европы они прежде всего выразились в начале промышленной стадии развития и в осуществлении первых, буржуазных революций. На деле это означало становление нового типа общества, построенного на принципиально иных, по сравнению со средними веками, социально-экономических, политических и идейных основах. В политической сфере наступил расцвет классического абсолютизма и началось формирование конституционной монархии. В духовной сфере происходило становление светского образования и культуры, началась первая научная революция.
Философия XVII века развивалась в тесном взаимодействии с наукой (математикой, механикой, физикой), а ее важнейшим объектом стала природа и источники знания, методы его получения и формы существования. Проблемы гносеологии (теории познания) пронизывали собой большинство философских систем того времени, а само знание рассматривалось прежде всего с точки зрения его практического, прикладного значения — как условие обретения человеком власти над окружающим миром.
В связи с полемикой о природе и источниках достоверного знания в XVII столетии сформировались два крупных философских течения — эмпиризм (Ф.Бэкон и др.) и рационализм (Р.Декарт и др.). В последующем на волне развития промышленности и науки в европейской философии сложилась устойчивая рационалистическая традиция с ее культом научного знания как «силы», важнейшего условия прогресса общества. Сам человек тоже трактовался в духе рационализма как существо разумное, познающее и деятельное.
На философию XVII века огромное влияние оказало естествознание того времени. Быстрое развитие таких точных наук, как математика, механика, физика и лидерство среди них механики привели к формированию механицизма как специфического типа философского мировоззрения. Механицизм полагает, что и мир, и человек — все это как бы сложные машины, устроенные и существующие по законам механики.
Несмотря на сильное влияние точного знания, в философии XVII века по-прежнему присутствовала идея Бога, да и сама наука все еще находилась в плену весьма влиятельной теологии. Более того, в некоторых учениях (И.Ньютона и др.) Бог рассматривался как некий «серводвигатель», источник движения и развития мира. Полагалось, однако, что после сотворения мир в последующем уже развивается по собственным законам. Такая точка зрения в философии есть деизм.
XVII век не без оснований называют «веком гениев» в науке. Это и неудивительно, ведь в то время в Европе был заложен фундамент новых капиталистических отношений. Данное обстоятельство способствовало повороту философии к теме государства и форм его устройства, прав и свобод человека. Сформировалось развитое юридическое мировоззрение, ядром которого стала идея естественных прав человека, якобы данных ему от рождения и неотчуждаемых никем.
- Терехов с.В.
- Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
- 1. Мировоззрение, его сущность, структура и функции.
- 2. Философия в системе духовной культуры человека и общества.
- История философии
- Философия древнего мира(становление, круг проблем, значение)
- Древний вавилон и египет: во власти мифа и религии
- Китай и индия. Поиск единого закона мира и пути жизни
- Древнегреческая философия, ее истоки, проблемы и содержание
- Философская мысль в древнем риме
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Средневековая философия: истоки особенности, содержание общая характеристика
- Патристика, ее идеи и познавательное значение
- Схоластика средних веков. Реализм и номинализм
- Философия арабского мира
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия эпохи возрождения общая характеристика
- Натурфилософия и наука, их предпосылки, идейное содержание и мировоззренческое значение
- Гуманистический антропоцентризм в философии и культуре эпохи возрождения. Социально-философские учения
- Вопросы для контроля.
- Литература по теме
- Философия раннего нового времени (XVII век) общая характеристика
- Наук а и философия. Проблемы теории познания мира
- Философские учения об общественной жизни
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия в эпоху просвещения (XVIII век) общая характеристика
- Сущность просветительства. Французские просветители о материи, человеке и обществе
- Развитие просветительской философии в странах европы и в сша
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Классическая немецкая философия общая характеристика
- Классическая немецкая философия возникновение немецкой классики. Творчество и.Канта
- Учения и. Фихте и ф.Шеллинга
- Система философского идеализма г.Гегеля
- Антропологический материализм л.Фейербаха
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Зарубежная философия новейшего времени (XX век) общая характеристика
- Философский иррационализм, его истоки и проявления
- Экзистенциальная философия об отчуждении свободе человека
- Рационализм в современной философии
- Глобальные проблемы человечества и философия
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- История русской философии общая характеристика
- Зарождение русской философии, ее корни особенности
- Философская мысль русского просвещения
- Важнейшие течения в философии XIX века (период классики)
- Русская религиозная философия XIX — XX вв.
- Развитие истории философии в советский период
- Вопросы для контроля
- Литература по теме