logo
История философии

Древний вавилон и египет: во власти мифа и религии

Простейшие формы философствования в Древнем Вавилоне и Египте изначально имели мифологическую окраску. В мифах той поры присутствовали фантастические представления о возникно­вении мира, о смысле человеческого существования, смерти и бессмертии. Однако со временем картина мира стала существен­но дополняться элементами научных знаний, полученных в ас­трономии, медицине, математике и других областях древней преднауки. Возникновение социально-классовой структуры и ин­ститутов государства способствовали постепенному развитию теоретического мышления. Сформировался и слой людей, заня­тых сложными видами умственной деятельности: религиозным культом, научным познанием и искусством, политикой. В горо­дах того времени развивались ремесло и торговля, что также по­зитивно влияло на развитие сознания древнего общества.

В Древнем Вавилоне (находился на территории между реками Тигр и Евфрат) отсутствовали развитые системы философского мышления, поскольку там господствовали мифология и религия. В мифологии имели место предания о богах воды и подземного царст­ва, любви, плодородия. Существовали сказания о возникновении мира из состояния хаоса, о сотворении земли и неба, небесных све­тил, а также всех живых существ, включая и самого человека. В не­которых мифах повествовалось о смене времен года и неизбежном наступлении весны как времени любви и расцвета жизни.

Важнейшим литературным памятником Древнего Вавилона бы­ло поэтическое сказание о Гилъгамеше. Тексты написаны на глиня­ных табличках и представляют собой ряд песен на нескольких языках Ближнего Востока. Гильгамеш — это один из царей, претен­дующий на бессмертие человек-богоборец. В предании рассказано о том, как боги пытались поссорить его с природой, как подсылали к нему смерть и как путешествовал Гильгамеш по пустыне в поисках некоей «травы бессмертия». В этом сказании прозвучала важная ми­ровоззренческая тема жизни и смерти человека, смысла его жизни и трагичности существования. «Для чего жить?» — это вопрос о целях существования человека, о его отношениях с другими людьми. Че­ловек смертен на фоне бессмертия богов, а его бессмертие возможно лишь посредством собственного творчества и добрых дел.

Вопросы о границах бытия (рождение — смерть), о смысле жиз­ни человека были обозначены также и в «Беседе господина и раба». Здесь проводилась не только мысль о трагичности жизни человека, но и выражалась надежда на любовь и благородство людей, на посмертное воздаяние им.

В целом зачатки философской мысли Древнего Вавилона («предфилософия») не получили существенного развития. Они нахо­дились под сильным влиянием мифологии и религии, и не сумели выйти за рамки народного эпоса. Уровень развития научных знаний и ряд иных социальных причин еще не позволили философии сфор­мироваться в качестве самостоятельного способа познания мира.

В Древнем Египте также имели место элементы философствова­ния. Этому способствовало научное знание того времени — матема­тика и геометрия, астрономия, медицина. Умственный труд был достоянием особой социальной группы — жрецов. Переплетаясь, элементы мифологических и религиозных представлений, научных знаний составляли картину окружающего мира. Как и в иных стра­нах, в Египте происхождение мира и жизни в нем объяснялось пре­имущественно с позиций мифологии. Олицетворением вечной борь­бы между жизнью и смертью считаются бог Осирис, а главная боги­ня египтян Исида символизировала собой окружающую природу как источник жизни. Философская мысль Египта отводила большую роль таким материальным элементам мироздания, как вода и воз­дух, планеты и другие небесные тела. Гармоничность мироздания выражалась египтянами при помощи чисел, которым придавалось магическое значение. Операции с числами способствовали станов­лению рационального мышления как основы философского позна­ния. Душа человека рассматривалась как некое начало жизни, внут­ренняя энергия. Считалось, что после смерти человека его душа сможет существовать лишь при сохранении тела, и в связи с этим знатных людей Египта хоронили в закрытых помещениях (сар­кофагах). В «Книге мертвых» подробно излагался погребальный культ, содержались представления о загробной жизни.

Элементы философствования имели место не только в мифоло­гии, но и в литературном творчестве. Так, в «Песне арфиста» про­водилась мысль о конечности человеческого существования. В ней подчеркивалось, что еще никто из умерших людей так и не смог воз­вратиться из загробного царства обратно. Звучал призыв к человеку устраивать свою жизнь в «земном царстве», несмотря на все тяготы и несправедливость в этой жизни.

Можно сделать вывод, что в Древнем Вавилоне и Египте суще­ствовали лишь отдельные элементы философского мышления. Здесь философия еще не обрела статус самостоятельного вида умственной деятельности и существовала преимущественно в виде своих духов­ных предпосылок, или «предфилософии», как форме стихийной по­становки и осмысления мировоззренческих проблем, образовавших позднее предметное поле философии. «Предфилософия» стала как бы переходным состоянием между древним мифом и ранними фор­мами философского мышления.