Русская религиозная философия XIX — XX вв.
Русская религиозная философия занимала особое место практически во всей истории отечественной общественной мысли, начиная еще с эпохи Киевской Руси. Расцвет же этой философии пришелся на конец XIX и первое двадцатилетие XX веков. В этот период она развивалась в качестве своеобразной альтернативы по отношению к философии Запада с ее культом разума и техники, духом антропоцентризма и прагматизма. Русская религиозная философия представляет собой специфическое мировоззрение, в рамках которого были осмыслены традиционные вопросы, касающиеся мира и бытия человека в нем, общественной жизни и исторического процесса. Ее духовным источником было православие, а в центре внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. По сути дела, это был философский идеализм, нередко религиозно-мистического толка.
Свои классические формы русская религиозная философия обрела в XIX веке. В 30-е — 40-е годы ее важнейшие идеи и принципы (например, идея соборности как религиозного коллективизма) формировались в рамках славянофильства. В последней четверти века большой вклад в развитие этой философии внесли писатели Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой, а философом В.С.Соловьевым была создана целая система религиозно-философского мировоззрения. В начале и первой четверти XX века творили многие крупные мыслители религиозного направления: Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Н.О. Лосский и другие. Этот период получил название Русского Ренессанса, или. «серебряного века» отечественной философии. После1 1917 года большинство религиозных философов было вынуждено эмигрировать из Советского Союза и продолжить свое творчество за рубежом (период «русского зарубежья»).
Русская религиозная философия являет собой синтез православия как веры с философской мыслью. Своей главной задачей религиозные мыслители считали раскрытие и обновление подлинного содержания православно-христианского мировоззрения, отказ от его омертвевших идей и формул, соединение православия с духовной жизнью всех социальных групп и сословий. Русская религиозная философия имеет, по сути дела, всеохватный характер. В ней были глубоко осмыслены такие темы, как Бог, свобода и творчество человека, соборность, гуманизм и его кризис, смысл жизни и призвание человека. Она рассматривала узловые проблемы человеческой истории, взаимоотношения между государством и обществом, Россией и Западом, тему социализма и коммунизма. В русской религиозной философии присутствует тема Апокалипсиса, т.е. завершения земной истории и перехода ее в новое состояние — в царство Божье, в вечный мир. Это будет иное, четвертое состояние человеческой истории — состояние царства Духа.
Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является сын известного русского историка, философ, поэт и публицист В.С.Соловьев (1853 — 1900 гг.). В своих произведениях («Оправдание добра», «Смысл любви», «Духовные основы жизни») он развивал так называемую «философию всеединства». Идейными истоками творчества Соловьева были философская мысль Древнего Востока и учение Платона о душе, воззрения немецких философов И.Канта, Г.Гегеля и Ф.Шеллинга. Творчество Соловьева называют еще иногда «философией любви», где любовь рассматривается как некий животворящий принцип всего мироздания и его существования. Языком поэзии Соловьев писал об этом так: «Смерть и время царят на земле, — Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезает во мгле; Неподвижно лишь солнце любви».
В своем учении Соловьев проводил мысль о том, что обновленное христианство должно стать основой всей духовной и социальной жизни в обществе. Его творчество опирается на данные естественных и гуманитарных наук своего времени и представляет собой соединение религиозной веры с научным знанием. Исходной и основной во всей философии мыслителя является идея всеединства (единство и целостность всего сущего) и мировой гармонии. Эта идея имеет космологическое звучание, поскольку она охватывает собой все сферы и проявления бытия. В представлении Соловьева, мир иерархичен, в нем низшее и высшее органически взаимосвязаны. Мир пронизан высшим божественным началом и предстает на деле как творение Божье, единство Истины, Добра и Красоты. Бог — это некий космический разум, организующая сила мира. Однако будучи создан своим Творцом, мир, тем не менее, не завершен, не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало, или мировую душу. Эта душа представляет собой особого рода творящую энергию, она является носителем идеи и принципа всеединства. Мировая душа познается двумя основными способами — научным знанием и религиозной верой.
Вечно женственная, божественная душа мира была названа Соловьевым мудростью, или Софией. Являясь духовным источником мироздания, она связывает воедино Творца и его творения, мир и человечество. В обществе единство всех людей представлено в виде православной церкви («свободная теократия»). Она не только сближает людей («богочеловечество»), но и, преодолевая эгоизм и вражду между ними, активно способствует образованию «царства Божьего» на земле. Подлинной целью и смыслом человеческой истории является соединение человека с Богом и становление богочеловечества Символом этого единства стала личность Иисуса Христа, сына Божьего в образе человека. Процесс приобщения людей к христианскому учению есть не что иное, как одухотворение, освоение высокого нравственного потенциала православной религии и морали, возрастание меры любви и добра.
Наиболее приемлемым идеалом общественного устройства Соловьев считал свободную теократию. Она представляет собой органическое единство «вселенской церкви» и монархического государства. В таком состоянии общества будут сполна реализованы идеалы добра, красоты, справедливости и мира. Философ верил в то, что в будущем сможет произойти слияние западной (католической) и восточной (православной) церквей, соединение власти светской и духовной.
В своем творчестве В.С.Соловьев проводил мысль о свободе и бессмертии человека, его высоком космическом призвании. По его убеждению, человек представляет собой существо, способное соединить в себе и «небо», и «землю», все части мира в единое и гармоничное целое. Он находится как бы на стыке между Богом и природным миром. Человек — это богочеловек (всемогущий человек), а человечество есть богочеловечество, т.е. всемогущее ( в позитивном смысле) человечество. По природе своей человеку свойственно стремиться к полноте существования, выходить за пределы своего несовершенства и преодолевать себя в бесконечности. Мировая гармония возможна, но лишь с помощью любви, т.е. взаимного стремления всех живых существ друг к другу, а людей — к Богу.
Особое призвание человека и состоит в том, чтобы собирать всех живых тварей воедино и созидать единый и стройный мир. Путь к мировой гармонии лежит не через насилие, а через веру, любовь и согласие, милость ко всему живому, как это делал в свое время Иисус Христос. Стремиться к Богу как воплощению высшей нравственности означает и самому быть существом нравственным: проявлять милосердие, уважение к своим предкам, быть ответственным перед своими детьми. Работа человека над самим собой предполагает одновременно и совершенствование окружающего мира. В этом смысле история общества представляет собой одухотворение человека посредством приобщения к высшему божественному началу.
Русский философ отмечал, что деятельность человека всегда многогранна. Она проявляется в его творчестве (техническое, художественное), в научном познании и различных формах практической деятельности. Соловьев подчеркивал, что деятельная природа человека безгранична и бесконечна в своих возможностях, хотя и ничтожна в своей действительности. Особую роль в человеке играют его духовные качества, которые образуют своеобразный центр личности. Это прежде всего такие свойства, как вера, любовь и добро Смерть духовная всегда означает распад личности, ее деградацию. Напротив, любовь создает нового человека, формирует в нем высокий духовный облик. Любовь всегда многогранна (к детям и родителям, к животному миру, к своей Родине). На деле любовь означает творение Добра, т.е. сохранение жизни во всех ее проявлениях. Добро является чистым и всесильным, а его созидание — это основной закон существования в мире. Любовь всегда предполагает альтруизм, бескорыстное служение другим людям и самопожертвование. В ней всегда проявляется солидарность, т.е. взаимное тяготение людей друг к другу, оказание взаимопомощи и поддержки. В любви достигается подлинная соборность, собирание и единение всех православных людей. Творение Добра должно быть общим делом и касаться каждого человека.
В.С.Соловьев придерживался интеллектуальной традиции в русской религиозной философии. Он верил в познавательные возможности человека и не противопоставлял науку и религию. Напротив, антиинтеллектуалисты (Л.И.Шестов и др.) отстаивали тезис о несовместимости веры и разума. «Либо разум, либо вера» — подчеркивали они. Разум слаб по своим способностям, он уводит в сторону от Бога и порождает гордыню и зазнайство человека. Верить же означает полностью положиться на силу и авторитет Бога, довериться ему. Разум не в состоянии охватить весь мир, он дает лишь неполное и даже ущербное знание. Поэтому нужна вера, порыв к Богу и восхищение им.
Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии является творчество Н.А.Бердяева (1874 — 1948 гг.). Находясь вначале на позициях марксизма, он со временем решительно отошел от этого учения. Как и многие другие видные русские философы, Бердяев был в 1922 году выслан за рубеж, где и продолжил свое дальнейшее творчество. Им был написан ряд крупных трудов, которые оставили заметный след в мировой философской мысли: «Философия свободы», «Смысл творчества», «Философия неравенства», «О назначении человека», «Философия свободного духа». Вся философия Бердяева, по его словам, антропологична Она непосредственно обращена к проблемам духовности, свободы и творчества, смысла жизни и призвания человека, его смерти и бессмертия. Философ подчеркивал, что «...темой моей жизни была тема о человеке, о его свободе и его творческом призвании». Бердяев — представитель философии персонализма как одного из идейных источников экзистенциальной философии XX века Современники именовали его «русским Гегелем», а сам Бердяев характеризовал себя как «очень русского философа» и говорил, что он «дитя Достоевского».
Как уже отмечалось, основной в творчестве Н.А.Бердяева является тема человека. Она рассматривается им с позиций христианского модернизма, т.е. обновленного христианского вероучения, подчеркивает первичность личности над материальным бытием. В отличие от средневекового, новое христианство делает упор на активность природы человека, его возможность и способность обретать свое бессмертие посредством преображения самого себя и окружающего мира. Сам человек характеризуется Бердяевым как точка, где пересекаются два мира — земной и божественный, низший и высший. Человек является носителем прежде всего высоких духовных качеств: религиозных, нравственных, эстетических. Он есть «микротеос», или малый бог, соучастник божественного миротворения, иерархический центр мироздания. Его душа — это божественный элемент в человеке.
Одним из важнейших в учении Бердяева является понятие творчества Оно раскрывает фундаментальное свойство человека — призванность к активной деятельности в окружающем мире. Творчество предполагает устремленность человека к более совершенному бытию, созидание новизны в нем. Человек призван осуществить, по словам Бердяева, «восьмой день творения», продолжить созидательную миссию Бога. Способность к творчеству укоренена в человеке, идет от его духовности и является ответом на призыв Бога к человеку. «...Поступай так, — писал философ, — как будто бы ты слышишь Божий зов и призван в свободном и творческом акте соучаствовать в Божьем деле...» Соответственно и свобода человека также проистекает изнутри, от духовности. Подлинная творческая (творящая) свобода, в отличие от негативной свободы, на деле предстает не только как привнесение новизны в мир, но и становление самого человека в качестве деятельного существа. Эта свобода всегда духовна и может носить лишь индивидуальный характер. Бердяев писал в связи с этим: «Человек живит, духотворит природу своей творческой свободой и мертвит, сковывает ее своим рабством и падением в материальную необходимость. Падение высшего иерархического центра природы влечет за собой падение всей природы, всех низших ее ступеней. Вся тварь стенает и плачет и ждет своего освобождения».
Делая акцент на творческой свободе человека, Бердяев тем самым явился одним из предшественников философии экзистенциализма, в которой последовательно проводится тезис о свободе как неотъемлемой характеристике человека. В целом же в антропологии Бердяева человек охарактеризован как существо духовное, творческое. Учение о творческой свободе есть не что иное, как оправдание человека и подчеркивание его особого призвания в мире — быть активным «соучастником» божественного миротворения. В этом и должен состоять подлинный смысл жизни человека, цели и содержание его жизнедеятельности. Творчество человека способно сохранять мир от разрушительной, смертоносной власти времени и делать этот мир еще более совершенным.
Философия Бердяева многогранна по своему идейному содержанию. К числу самых лучших ее сторон относится характеристика русским мыслителем особенностей XX столетия. Бердяев определял это время как античеловеческую эпоху, поскольку в ней широко распространилась «эрозия гуманизма», происходит «истребление человека». В этом веке создается огромный технический мир, и человек становится космиургом, мощной космической силой с колоссальным потенциалом энергии. Но с другой стороны, техника ведь разрушает человека, опустошает его душевный и эмоциональный мир, уничтожает индивидуальность. По словам Бердяева, в XX веке «вещь становится выше человека» и вытесняет высокую культуру. Отмечая эти и иные негативные тенденции в развитии цивилизации, русский философ писал, что вполне может наступить такой момент, когда человека уже не будет, он перестанет существовать в качестве человека.
Бердяев известен также и как глубокий исследователь «русской души», национального самосознания (трактат «Русская идея»). Им отмечалось, что русская душа насквозь противоречива, она словно соткана из крайностей. Во многом именно отсюда проистекает и расколотость общества, его конфликтные состояния (западники и славянофилы, левые радикалы и либералы). По определению Бердяева, Россия — это огромный «Востоко-Запад», где встретились и переплелись два культурно-исторических потока — западный и восточный, индивидуальное и общинное начала. В силу этого Россия является специфической страной, где особо важное значение приобретают высокая духовность и общенациональное согласие. Большое место в творчестве Бердяева занимала тема русской интеллигенции. Он охарактеризовал ее как особый класс вечных искателей Правды, класс жертвенников. В России интеллигенция всегда беззаветно предавалась социальным идеям и служила им фанатично (Радищев, Герцен, Ленин и др.). Революционная часть интеллигенции стремилась придать своему мировоззрению радикально-воинствующий и атеистический характер, что получило свое наиболее полное воплощение в ленинизме. По словам Бердяева, в русской интеллигенции отразились все грехи нашей болезненной истории, ее катастрофичность и конфликтность. В XX веке требуется новая интеллигенция — без духа нигилизма и жажды насилия, с духом веротерпимости и умеренности, с установкой на позитивное творчество.
Глубоки, точны и интересны рассуждения Бердяева о природе русского коммунизма как мировоззрения. Философ вскрыл почву коммунистической идеи в России (общинные и патриархальные традиции, острота социального вопроса в стране), показал естественность и укорененность этой идеи для российского общества с его специфическим социально-экономическим и духовным укладом. Вместе с тем Бердяев подчеркивал, что коммунистическое мировоззрение носит тоталитарный характер. Это означает, что оно ориентировано на насильственное (волевое) вмешательство в естественный ход истории, подчинение индивида тотальной (полной) власти государства, искоренение индивидуальных начал в общественной жизни и подмену их грубым и примитивным коллективизмом. Коммунистическая идея полна соблазнов, но она нацеливает на ложные и явно неосуществимые, утопические цели.
Н.А.Бердяев глубоко исследовал в своем творчестве и ряд других актуальных вопросов. К ним относятся, например, проблемы развития культуры и соотношение в ней классического и модернистского стилей. Его интересовали различные типы общественного сознания (анархизм, коммунизм, либерализм и др.). Бердяев размышлял о природе революции как аномалии в естественном развитии общества, ведущей к падению в бездну хаоса и торжеству темных и злых сил. Русский философ внес большой вклад в изучение смысла, движущих сил и направленности человеческой истории. Личность Н.А.Бердяева является одной из самых ярких и вместе с тем трагических в истории отечественной философской мысли. («Есть только одна страна, в которой меня почти не знают, — это моя родина», — с горечью писал философ в изгнании.) Его творчество сохраняет большое значение и для нашего времени, когда наблюдается глубокий кризис духовных оснований цивилизации.
Заметное место в русской религиозной философии занимает творчество С.Л.Франка (1877 — 1950 гг.). Как и ряд других мыслителей, он прошел путь от увлечения марксизмом к философскому идеализму, а затем и к религиозному мировоззрению. В своих работах («Духовные основы общества», «С нами Бог») он разрабатывал концепцию интуитивизма. Философ проводил тезис о том, что все мы пребываем в бытии и постигаем его через переживание, т.е. непосредственно. Что касается русского мировоззрения, то оно основано исключительно на интуиции. Русский человек постигает окружающий мир всем своим духом, целостно. Систематическое понятийное мышление есть для него нечто второстепенное, уступающее силе интуиции. Франк подчеркивал, что философствование органично присуще русской художественной литературе, и это тоже отвечает специфике национального мышления. Литература в России — это преимущественно религиозно-эмоциональное восприятие и толкование жизни, свободное проникновение в бытие людей. Философ отмечал, что соборность выступает в обществе как объединяющее начало духовного характера. Общество — это единое духовное целое. В революциях же всегда преобладают смута и разрушение и поэтому они не могут быть оправданы как метод усовершенствования общественной жизни. Целью жизни всех людей должно быть осуществление ими той полноты, гармонии и свободы, которые заложены в Боге.
Как уже отмечалось, русская религиозная философия была представлена многими крупными и яркими мыслителями. Ее расцвет пришелся на конец XIX и начало XX веков. Это время было отмечено активными религиозно-философскими увлечениями значительной части русской интеллигенции, проникновением религиозных и даже мистических мотивов в литературное и художественное творчество, в политическую жизнь общества. В начале века в России возникло богоискательство — религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции (Н.А.Бердяев, В.В.Розанов, С.Н.Булгаков и др.). Основным в нем было стремление найти некое «новое религиозное сознание» и на его основе утвердить «новую культуру» и «новую социальность», полагая, что русский человек не может жить без Бога.
В религиозной философии шло интенсивное осмысление не только острых социальных проблем российского общества, но и наступившего в конце прошлого столетия разрушительного кризиса мировой цивилизации и культуры. Обращаться к этому было тем более необходимо в условиях вызревавших мировых войн и зарождавшихся тоталитарных политических режимов. Грозящий апокалипсис (конец, завершение) мировой истории непосредственно отразился на дальнейшем развитии русской религиозной философии, которая была ориентирована на поиск высокой духовности и гуманизма, на «восстановление» человека.
К сожалению, в советский период истории религиозная философия как самостоятельное течение перестала существовать и получила свое дальнейшее развитие лишь в условиях эмиграции. Что касается ее значения, то можно сказать, что она до сих пор современна, поскольку обращена к вечным философским вопросам: к проблеме Истины, Добра и Красоты, к теме Человека и его духовного мира. Без сомнения, русская религиозная философия несет в себе огромный потенциал духовности, столь необходимый для современного общества.
- Терехов с.В.
- Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
- 1. Мировоззрение, его сущность, структура и функции.
- 2. Философия в системе духовной культуры человека и общества.
- История философии
- Философия древнего мира(становление, круг проблем, значение)
- Древний вавилон и египет: во власти мифа и религии
- Китай и индия. Поиск единого закона мира и пути жизни
- Древнегреческая философия, ее истоки, проблемы и содержание
- Философская мысль в древнем риме
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Средневековая философия: истоки особенности, содержание общая характеристика
- Патристика, ее идеи и познавательное значение
- Схоластика средних веков. Реализм и номинализм
- Философия арабского мира
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия эпохи возрождения общая характеристика
- Натурфилософия и наука, их предпосылки, идейное содержание и мировоззренческое значение
- Гуманистический антропоцентризм в философии и культуре эпохи возрождения. Социально-философские учения
- Вопросы для контроля.
- Литература по теме
- Философия раннего нового времени (XVII век) общая характеристика
- Наук а и философия. Проблемы теории познания мира
- Философские учения об общественной жизни
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия в эпоху просвещения (XVIII век) общая характеристика
- Сущность просветительства. Французские просветители о материи, человеке и обществе
- Развитие просветительской философии в странах европы и в сша
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Классическая немецкая философия общая характеристика
- Классическая немецкая философия возникновение немецкой классики. Творчество и.Канта
- Учения и. Фихте и ф.Шеллинга
- Система философского идеализма г.Гегеля
- Антропологический материализм л.Фейербаха
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Зарубежная философия новейшего времени (XX век) общая характеристика
- Философский иррационализм, его истоки и проявления
- Экзистенциальная философия об отчуждении свободе человека
- Рационализм в современной философии
- Глобальные проблемы человечества и философия
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- История русской философии общая характеристика
- Зарождение русской философии, ее корни особенности
- Философская мысль русского просвещения
- Важнейшие течения в философии XIX века (период классики)
- Русская религиозная философия XIX — XX вв.
- Развитие истории философии в советский период
- Вопросы для контроля
- Литература по теме