Философские учения об общественной жизни
Первые европейские буржуазные революции XVII века, проходившие под флагом борьбы с богословием эпохи средних веков и духовной властью церкви, стимулировали развитие социально-философских учений. Именно в этот период происходит формирование юридического мировоззрения, а его стержнем становится учение о «естественных правах» человека. Оно подчеркивало особое положение человека в обществе, его притязание быть свободным в своих стремлениях и действиях, владеть и распоряжаться собственностью и своими способностями. В XVII веке идея естественных прав человека была органично дополнена концепцией «общественного договора» В ней подчеркивалось, что государство было создано людьми добровольно, ради свободного и цивилизованного, безопасного совместного существования. Юридическое мировоззрение стало значительным шагом вперед по пути исследования общественной жизни и ее институтов, постижения логики развития исторического процесса. Оно углубляло философские представления о природе человека и настаивало на приведении общественных отношений в соответствие с этой природой, подчеркивало особую роль государства и права в обществе. Это мировоззрение считало буржуазный строй наиболее приемлемым для существования человека и поэтому не нуждающимся в дальнейшем совершенствовании.
Концепцию естественных прав (благ) человека развивал голландский правовед Гуго Гроций (1583 — 1645 гг.). Он подчеркивал, что право человека настолько незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом. Все права естественны в том смысле, что укоренены в совместной жизни людей в условиях общества и вытекают из нее (например, право на собственность и ее защиту). По природе своей все люди склонны владеть и действовать. В обществе требуются законы, т.е. юридические нормы, регламентирующие совместную жизнь. Назначение же государства состоит в том, чтобы обеспечивать защиту естественных прав людей с помощью силы закона и власти. Само государство представляет собой, по определению Греция, «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Так же, как права человека и законы общества, оно имеет «земное» происхождение, а не установлено Богом.
Тема естественных прав человека раскрывается и в творчестве Б.Спинозы. Он подчеркивал, что от природы люди имеют право на все, чем они могут воспользоваться. Это право проявляется в разнообразных влечениях и страстях людей. Однако влечения порождают соперничество и конфликты в обществе, ущемляют права других людей. Для того чтобы не допустить эгоистический произвол, необходимо объединиться в сообщество и следовать общей воле. Гражданское состояние — это такое устройство общества, когда имеет место разделение труда между людьми, взаимная помощь и поддержка. Государство есть совокупная «мощь народа», формируемая общей волей. Долг индивида состоит в том, чтобы подчиняться этой власти. Само же государство призвано обеспечивать безопасности людей и защиту их собственности, организовывать торговое дело, заниматься' просвещением.
Наиболее развитую социальную философию XVII века создал Т.Гоббс. Основной темой в ней стало государство как важнейший институт общественной жизни. Гоббс раскрыл сущность государства, обратившись в своей работе «Левиафан» к истории его происхождения. Английский философ полагал, что в начале человеческой истории существовало «естественное» (догосударственное) состояние общества. В то время еще не было ни собственности, ни морали, ни права. Здесь царила ничем и никем не ограниченная свобода, т.е. произвол. Поскольку все люди изначально созданы равными в своих физических и умственных способностях, то каждый из них имеет право на все. По природе же своей человек эгоистичен, жаден и честолюбив. Соответственно, как подчеркивал Гоббс, «человек человеку волк». Поэтому «естественное состояние» общества представляло собой безжалостную «войну всех против всех». >
И все же природа человека такова, что она порождает из себя не только эгоизм и алчность, но и стремление к самосохранению. Разум настойчиво подсказывает человеку стремление к миру и желание следовать ему на деле. Он предлагает также ограничить права и притязания людей в интересах общего мира. В этих целях необходимо также строго соблюдать заключенные людьми соглашения. Однако «естественные» законы разума не обязательны, ведь они всего лишь предписывают и никого не в состоянии принудить к действию. Основной «естественный» закон разума гласит: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». «Естественные» законы (а их Гоббс выделял двенадцать) подавляются человеческими страстями и поэтому не имеют реальной власти над людьми. Подлинное принуждение сможет осуществить лишь реальная сила, а таковой является государство как институт власти.
Обладая властью, государство выступает как гарант социального мира и реализации естественных прав человека. Оно принуждает людей выполнять законы разума, издавая «гражданские» законы, которые держат людей в рамках допустимого. Если «естественные» законы носят нравственный и неписаный характер, то «гражданские» опираются на силу государства и обязательны для исполнения всеми. Дело власти — распоряжаться, а граждане обязаны подчиняться. Государство призвано покончить с «войной всех против всех», защитить своих подопечных от произвола и положить конец безвластию. Люди сами договорились учредить государство и передали ему (в лице отдельного человека или же группы лиц) часть своих полномочий. Государство есть воплощение власти, ее носитель — суверен, а все остальные люди — это подданные государства.
Т.Гоббс был сторонником сильного централизованного государства. По убеждению философа, власть суверена в таком государстве должна быть практически безграничной. Суверен вправе самостоятельно издавать и отменять законы, объявлять войну или же заключать мир, назначать должностных лиц. «...Все, что бы верховный представитель ни сделал по отношению к подданному под каким бы то ни было предлогом, не может считаться несправедливостью или беззаконием в собственном смысле», — подчеркивал Гоббс. «Делить власть государства — значит разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга», — писал он. По сути дела, Гоббс изложил концепцию политического абсолютизма, т.е. безграничной власти государства, неподконтрольной обществу и противостоящей ему.
Государство прежде всего охраняет существующий порядок в обществе. Оно-должно также способствовать развитию земледелия и ремесел, торговли и промышленности. В его задачу входит и просвещение своих подданных. Подданные имеют право делать все, что не запрещено законом: выбирать место проживания и сам образ жизни, иметь свое дело, исповедовать ту или иную религию. Долг суверена — хорошо управлять своим народом, и благо народа должно быть высшим законом для правителя. По мнению Гоббса, государство может существовать в трех формах: монархия, демократия и аристократия. Наиболее приемлемой из них Гоббс считал монархию, которая якобы способна наиболее полно выразить абсолютный (безграничный) характер власти государства. «...В личности короля олицетворено государство», — писал английский философ. Будучи сторонником абсолютизма, он все же считал, что в случае грубых нарушений сувереном «естественных» законов народ вправе восстать против своего правителя.
Теория государства является основой социальной философии Т.Гоббса. Важнейшее в этом учении — это идея земного происхождения государства («смертный бог»), что уже близко к его материалистическому объяснению. Гоббс подчеркивал, что государство, как «великий Левиафан» (чудовище), на деле «...является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан». Интересно и то, что в учении Гоббса уже содержится идея отчуждения государства, т.е. выхода его из-под контроля общества и превращения государственной машины во внешнюю и чуждую для граждан деспотичную силу, а граждан — в ее рабов. Вместе с тем, английский философ подчеркивал, что государство является одним из важнейших институтов человеческой культуры, закономерным порождением логики исторического процесса.
Социальная философия имела место и в творчестве Д.Локка. Как и Гоббсу, ему было свойственно рассматривать общественную жизнь сквозь призму эгоистической природы человека. Локк разделял основные идеи теории «общественного договора». По его мнению, «естественное» состояние общества представляло собой состояние свободных, равных и независимых индивидов. По природе своей людям свойственно желать обладания собственностью и трудиться. Английский философ видел в частной собственности фундамент человеческого общества и первейшее условие свободы индивида. В «естественном» состоянии еще не было «войны всех против всех», но отсутствовали обязательные для всех законы. В целях более надежного обеспечения своих естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди договорились учредить государство.
Назначение государства прежде всего состоит в том, чтобы регулировать и охранять отношения собственности в обществе с помощью законов. В отличие от Гоббса, Локк полагал, что государственная власть не может быть безграничной (абсолютной). Во-первых, государству не дано изымать у людей их естественное право на жизнь, свободу и частную собственность. Во-вторых, власть государства должна быть распределена между тремя институтами: парламентом, правительством и судом. Власть правителя должна носить конституционный характер. Как и Гоббс, Локк признавал право народа на восстание в случае грубого ущемления его естественных прав со стороны государства.
Д.Локка не без оснований называют одним из предвестников буржуазного либерализма, отстаивавшего признание незыблемости прав и свобод индивида, их приоритета перед правами государства. Экономической основой свободы человека может быть лишь частная собственность, а юридической предпосылкой — закон. Локк подчеркивал, что поддержание режима свободы и законности является главной и великой задачей государства и всего общества. «Там, где нет законов, — подчеркивал философ, — там нет и свободы». Закон является важнейшим инструментом для защиты индивида от произвола и деспотизма со стороны других людей, включая и само государство. Если нет правовой организации общества, то в нем неизбежно возникает тирания — «осуществление власти помимо права». Тирания означает состояние насилия и грабежа, когда становятся беззащитными собственность и сам индивид, парализуется вся структура управления общественной жизнью.
Тему общественной жизни развивал также англичанин Джерард Уинстенли (1609 — 1652 гг.), разработавший проект Конституции республики. Уинстенли подчеркивал, что все люди по природе своей равны и имеют естественное право на землю, а их труд должен быть подлинным и единственным источником всех богатств. Выражая дух нарождающегося пролетариата, Уинстенли подчеркивал, что получение нетрудовых доходов является грубейшим нарушением естественных законов, причиной социального неравенства и иных острых проблем в обществе. И общество, и государство должны быть основаны на принципе свободы всех. Это предполагает равные права всех людей, в том числе и по отношению к собственности на землю. Уинстенли был сторонником демократической республики, которая, по его мнению, может быть создана широким движением трудящейся бедноты.
Английский поэт Джон Мильтон (1608 — 1674 гг.) также являлся сторонником республиканской формы правления. По его убеждению, республика сможет наиболее полно обеспечить такие права человека, как свобода совести, мысли и слова, ведь по природе своей люди равны и должны оставаться таковыми в любых общественных условиях. Народ — это единственный источник и носитель суверенитета государства. Правители обязаны выполнять его волю и действовать в рамках принятых гражданских законов.
«Юридическое мировоззрение» на деле означало укрепление идейных позиций буржуазии в общественном сознании. Учение об общественном договоре символизировало собой фактический отказ от теологического объяснения природы государства, истории его возникновения и выполняемых им функций в обществе. Новое мировоззрение полностью соответствовало духу рационализма Нового времени.
XVII век — это «век разума», на «естественный свет» которого мыслители опирались в своем понимании природы общества и самого человека. Сделав человеческое знание предметом культа, это столетие продолжило тем самым гуманистическую традицию эпохи Возрождения. Разум рассматривался в XVII веке как основная характеристика человека, а возможности ума расценивались как неограниченные* . Однако это столетие было отмечено и острыми социально-классовыми противоречиями, ломкой привычной гармонии мирового порядка. Неудивительно, что в это время предупреждающе прозвучал тезис Б.Паскаля о трагичности существования человека в мире, о заброшенности этого хрупкого «мыслящего тростника» в неведомый и чуждый ему мир. Разум — это единственное, что по-настоящему возвышает человека перед лицом необъятной «громады мира». «Человек велик и ничтожен, могуч и слаб одновременно» — эта мысль Б.Паскаля дает ключ к пониманию места человека в.окружающем его мире.
- Терехов с.В.
- Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
- 1. Мировоззрение, его сущность, структура и функции.
- 2. Философия в системе духовной культуры человека и общества.
- История философии
- Философия древнего мира(становление, круг проблем, значение)
- Древний вавилон и египет: во власти мифа и религии
- Китай и индия. Поиск единого закона мира и пути жизни
- Древнегреческая философия, ее истоки, проблемы и содержание
- Философская мысль в древнем риме
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Средневековая философия: истоки особенности, содержание общая характеристика
- Патристика, ее идеи и познавательное значение
- Схоластика средних веков. Реализм и номинализм
- Философия арабского мира
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия эпохи возрождения общая характеристика
- Натурфилософия и наука, их предпосылки, идейное содержание и мировоззренческое значение
- Гуманистический антропоцентризм в философии и культуре эпохи возрождения. Социально-философские учения
- Вопросы для контроля.
- Литература по теме
- Философия раннего нового времени (XVII век) общая характеристика
- Наук а и философия. Проблемы теории познания мира
- Философские учения об общественной жизни
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия в эпоху просвещения (XVIII век) общая характеристика
- Сущность просветительства. Французские просветители о материи, человеке и обществе
- Развитие просветительской философии в странах европы и в сша
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Классическая немецкая философия общая характеристика
- Классическая немецкая философия возникновение немецкой классики. Творчество и.Канта
- Учения и. Фихте и ф.Шеллинга
- Система философского идеализма г.Гегеля
- Антропологический материализм л.Фейербаха
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Зарубежная философия новейшего времени (XX век) общая характеристика
- Философский иррационализм, его истоки и проявления
- Экзистенциальная философия об отчуждении свободе человека
- Рационализм в современной философии
- Глобальные проблемы человечества и философия
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- История русской философии общая характеристика
- Зарождение русской философии, ее корни особенности
- Философская мысль русского просвещения
- Важнейшие течения в философии XIX века (период классики)
- Русская религиозная философия XIX — XX вв.
- Развитие истории философии в советский период
- Вопросы для контроля
- Литература по теме