Развитие истории философии в советский период
В советское время (1917 — 1991 гг.) философия развивалась под непосредственным влиянием политических институтов общества — коммунистической партии и государства. При отсутствии необходимых элементов демократии (свободы слова, политического выбора, многопартийности) философская мысль не имела достаточных возможностей для самостоятельного существования и со временем превратилась фактически в служанку политики Ее важнейшей функцией стало идеологическое обоснование необходимости и закономерности существования советского строя и раскрытие его якобы бесспорных преимуществ перед буржуазным образом жизни на Западе.
Крайне негативное воздействие на развитие духовной культуры советского общества оказала высылка в 1922 году за рубеж большой группы философов (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, Г.П.Федоров, И.А.Ильин, Н.О.Лосский и др.), не стоявших на коммунистических позициях. Между тем, многие из высланных философов создали за рубежом оригинальные учения и обрели там весьма широкую известность и авторитет. Уровень же философии в советском обществе значительно снизился, что отрицательно сказалось и на развитии иных форм духовной культуры.
Со временем в Советском Союзе единственным философским течением стал марксизм, получивший статус официального учения и монопольное право на существование. В первые годы советской власти основную роль в его развитии играл В.И.Ленин. В стране издавались и широко распространялись работы основателей марксистского учения К.Маркса и Ф. Энгельса, был образован Институт философии. Однако уже в 20-е — 30-е годы произошло активное подчинение философии политике. Из сферы философских поисков вытеснялись яркие, неординарные личности (Н.И.Бухарин, А.В.Луначарский), а на смену им приходили люди, достоинство которых сводилось только к тому, что они стояли на позициях «революционного сознания» и «классового подхода». Многообразие мнений и позиций постепенно подменялись единообразием и даже прямым администрированием. Издававшийся в 20-е годы группой А.М.Деборина (ученик Плеханова) философский журнал «Под знаменем марксизма» был закрыт, а некоторые философы подверглись гонениям и даже репрессиям. Борьба с философским идеализмом была возведена, по сути дела, в ранг государственной политики, а одним из приемов борьбы с инакомыслящими на «философском фронте» стало навешивание политических ярлыков («меньшевиствующий идеализм», «агентура троцкизма» и т.п.). В философии все больше утверждали свои позиции сторонники И.В.Сталина (М.Б.Митин, П.Ф.Юдин и др.).
В 1938 году вышел в свет «Краткий очерк истории ВКП(б)» с большой статьей Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Несмотря на свою излишнюю упрощенность и схематизм, она тем не менее была объявлена пропагандой «вершиной» творческого марксизма и положена в основу научной методологии и преподавания философии в учебных заведениях. На практике же это на многие годы затормозило разномыслие в философии и иных общественных науках, отрицательно сказалось на становлении новых отраслей научного знания (генетики, кибернетики и др.). В предвоенные годы философия в СССР в основе своей была сведена к упомянутой выше статье Сталина, а философы, стоявшие на иных мировоззренческих позициях (П.А.Флоренский, Н.А.Карев, Г.Г.Шпет, А.Ф.Лосев и др.), были репрессированы, некоторые погибли в лагерях.
После смерти Сталина в 1953 году и официального осуждения его культа (1956 г., XX съезд КПСС) в обществе наступила краткая «оттепель», и это положительно сказалось на развитии отечественной философии. Кроме журнала «Вопросы философии», стали выходить и «Философские науки». Была издана «Философская энциклопедия» в пяти томах, открылись философские факультеты в ряде вузов страны, расширилась тематика исследований. Советские философы стали принимать участие в международных философских конгрессах. Следует заметить, что в советской философии заметное развитие получило историко-философское знание. Большой вклад в это внесли Г.Ф.Александров, Т.И.Ойзерман. И.С.Нарский, В.Ф.Асмус и другие ученые. Проводились исследования в области логики (А.Ф.Лосев, М.М.Розенталь), философских проблем естествознания (Б.М.Кедров), исторического материализма (В.Ж.Келле, М.Я.Ко-вальзон), теории познания (П.В.Копнин) и теории человека (А.Н.Ле-онтьев, Л.С.Выготский, И.Т.Фролов), этики и эстетики (М.М.Бахтин, Л.М.Архангельский), культурологии (Э.С-Маркарян). Курс философии стал изучаться во всех вузах СССР.
В 50-е — 60-е годы на волне «оттепели» появились яркие и оригинальные философы: Э.В.Ильенков, М.К.Мамардашвили, М.А.Ли-фшиц, В.С.Библер. В целом же в философии по-прежнему преобладал дух апологетики (защиты и оправдания) существовавшего в стране общественно-политического строя, осмысления практики «коммунистического строительства» и совершенствования «развитого социализма». Дух социальной критики в философии советского времени попросту не мог существовать.
В 70-е — 80-е годы наступил завершающий период в развитии советской философии. За редким исключением она носила официальный и крайне идеологизированный характер. В ней существовал культ основоположников марксизма и цитирование официальных материалов КПСС, речей руководителей страны. Сохранялся жесткий идеологический контроль за всей системой подготовки и деятельностью философских кадров в стране. По сути дела, философия существовала в единственном варианте — в виде канонического (нетворческого, застывшего) марксизма, превращенного фактически в разновидность религии.
Советский период в истории отечественной философии в целом можно назвать трагическим, ведь здесь философская мысль была лишена самого важного условия для своего творческого существования — интеллектуальной свободы. Идеологизация и политизация философии негативно сказались на ее развитии. В философии образовался значительный вакуум, который предстоит заполнять мыслителям нашего времени.
- Терехов с.В.
- Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
- 1. Мировоззрение, его сущность, структура и функции.
- 2. Философия в системе духовной культуры человека и общества.
- История философии
- Философия древнего мира(становление, круг проблем, значение)
- Древний вавилон и египет: во власти мифа и религии
- Китай и индия. Поиск единого закона мира и пути жизни
- Древнегреческая философия, ее истоки, проблемы и содержание
- Философская мысль в древнем риме
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Средневековая философия: истоки особенности, содержание общая характеристика
- Патристика, ее идеи и познавательное значение
- Схоластика средних веков. Реализм и номинализм
- Философия арабского мира
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия эпохи возрождения общая характеристика
- Натурфилософия и наука, их предпосылки, идейное содержание и мировоззренческое значение
- Гуманистический антропоцентризм в философии и культуре эпохи возрождения. Социально-философские учения
- Вопросы для контроля.
- Литература по теме
- Философия раннего нового времени (XVII век) общая характеристика
- Наук а и философия. Проблемы теории познания мира
- Философские учения об общественной жизни
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия в эпоху просвещения (XVIII век) общая характеристика
- Сущность просветительства. Французские просветители о материи, человеке и обществе
- Развитие просветительской философии в странах европы и в сша
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Классическая немецкая философия общая характеристика
- Классическая немецкая философия возникновение немецкой классики. Творчество и.Канта
- Учения и. Фихте и ф.Шеллинга
- Система философского идеализма г.Гегеля
- Антропологический материализм л.Фейербаха
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Зарубежная философия новейшего времени (XX век) общая характеристика
- Философский иррационализм, его истоки и проявления
- Экзистенциальная философия об отчуждении свободе человека
- Рационализм в современной философии
- Глобальные проблемы человечества и философия
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- История русской философии общая характеристика
- Зарождение русской философии, ее корни особенности
- Философская мысль русского просвещения
- Важнейшие течения в философии XIX века (период классики)
- Русская религиозная философия XIX — XX вв.
- Развитие истории философии в советский период
- Вопросы для контроля
- Литература по теме