logo
История философии

Развитие истории философии в советский период

В советское время (1917 — 1991 гг.) философия развивалась под непосредственным влиянием политических институтов общества — коммунистической партии и государства. При отсутствии необхо­димых элементов демократии (свободы слова, политического выбо­ра, многопартийности) философская мысль не имела достаточных возможностей для самостоятельного существования и со временем превратилась фактически в служанку политики Ее важнейшей функцией стало идеологическое обоснование необходимости и за­кономерности существования советского строя и раскрытие его якобы бесспорных преимуществ перед буржуазным образом жизни на Западе.

Крайне негативное воздействие на развитие духовной культу­ры советского общества оказала высылка в 1922 году за рубеж большой группы философов (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, Г.П.Федо­ров, И.А.Ильин, Н.О.Лосский и др.), не стоявших на коммуни­стических позициях. Между тем, многие из высланных филосо­фов создали за рубежом оригинальные учения и обрели там весьма широкую известность и авторитет. Уровень же философии в советском обществе значительно снизился, что отрицательно сказалось и на развитии иных форм духовной культуры.

Со временем в Советском Союзе единственным философским течением стал марксизм, получивший статус официального учения и монопольное право на существование. В первые годы совет­ской власти основную роль в его развитии играл В.И.Ленин. В стране издавались и широко распространялись работы основате­лей марксистского учения К.Маркса и Ф. Энгельса, был образо­ван Институт философии. Однако уже в 20-е — 30-е годы про­изошло активное подчинение философии политике. Из сферы философских поисков вытеснялись яркие, неординарные лично­сти (Н.И.Бухарин, А.В.Луначарский), а на смену им приходили люди, достоинство которых сводилось только к тому, что они стояли на позициях «революционного сознания» и «классового подхода». Многообразие мнений и позиций постепенно подменя­лись единообразием и даже прямым администрированием. Издававшийся в 20-е годы группой А.М.Деборина (ученик Плеханова) философский журнал «Под знаменем марксизма» был закрыт, а некоторые философы подверглись гонениям и даже репрессиям. Борьба с философским идеализмом была возведена, по сути дела, в ранг государственной политики, а одним из приемов борьбы с инакомыслящими на «философском фронте» стало навешивание политических ярлыков («меньшевиствующий идеализм», «агентура троцкизма» и т.п.). В философии все больше утверждали свои позиции сторонники И.В.Сталина (М.Б.Митин, П.Ф.Юдин и др.).

В 1938 году вышел в свет «Краткий очерк истории ВКП(б)» с большой статьей Сталина «О диалектическом и историческом ма­териализме». Несмотря на свою излишнюю упрощенность и схема­тизм, она тем не менее была объявлена пропагандой «вершиной» творческого марксизма и положена в основу научной методологии и преподавания философии в учебных заведениях. На практике же это на многие годы затормозило разномыслие в философии и иных общественных науках, отрицательно сказалось на становлении но­вых отраслей научного знания (генетики, кибернетики и др.). В предвоенные годы философия в СССР в основе своей была сведена к упомянутой выше статье Сталина, а философы, стоявшие на иных мировоззренческих позициях (П.А.Флоренский, Н.А.Карев, Г.Г.Шпет, А.Ф.Лосев и др.), были репрессированы, некоторые по­гибли в лагерях.

После смерти Сталина в 1953 году и официального осуждения его культа (1956 г., XX съезд КПСС) в обществе наступила краткая «оттепель», и это положительно сказалось на развитии отечествен­ной философии. Кроме журнала «Вопросы философии», стали вы­ходить и «Философские науки». Была издана «Философская энцик­лопедия» в пяти томах, открылись философские факультеты в ряде вузов страны, расширилась тематика исследований. Советские фи­лософы стали принимать участие в международных философских конгрессах. Следует заметить, что в советской философии заметное развитие получило историко-философское знание. Большой вклад в это внесли Г.Ф.Александров, Т.И.Ойзерман. И.С.Нарский, В.Ф.Асмус и другие ученые. Проводились исследования в области логики (А.Ф.Лосев, М.М.Розенталь), философских проблем естествознания (Б.М.Кедров), исторического материализма (В.Ж.Келле, М.Я.Ко-вальзон), теории познания (П.В.Копнин) и теории человека (А.Н.Ле-онтьев, Л.С.Выготский, И.Т.Фролов), этики и эстетики (М.М.Бахтин, Л.М.Архангельский), культурологии (Э.С-Маркарян). Курс фи­лософии стал изучаться во всех вузах СССР.

В 50-е — 60-е годы на волне «оттепели» появились яркие и ори­гинальные философы: Э.В.Ильенков, М.К.Мамардашвили, М.А.Ли-фшиц, В.С.Библер. В целом же в философии по-прежнему преобла­дал дух апологетики (защиты и оправдания) существовавшего в стране общественно-политического строя, осмысления практики «коммунистического строительства» и совершенствования «разви­того социализма». Дух социальной критики в философии советского времени попросту не мог существовать.

В 70-е — 80-е годы наступил завершающий период в развитии советской философии. За редким исключением она носила офици­альный и крайне идеологизированный характер. В ней существовал культ основоположников марксизма и цитирование официальных материалов КПСС, речей руководителей страны. Сохранялся жест­кий идеологический контроль за всей системой подготовки и дея­тельностью философских кадров в стране. По сути дела, философия существовала в единственном варианте — в виде канонического (нетворческого, застывшего) марксизма, превращенного фактически в разновидность религии.

Советский период в истории отечественной философии в целом можно назвать трагическим, ведь здесь философская мысль была лишена самого важного условия для своего творческого существо­вания — интеллектуальной свободы. Идеологизация и политизация философии негативно сказались на ее развитии. В философии образовался значительный вакуум, который предстоит заполнять мысли­телям нашего времени.