Глобальные проблемы человечества и философия
Во второй половине нынешнего столетия сформировалось и такое течение, как философия глобальных проблем. Оно ориентировано на осмысление острых противоречий и проблем в развитии современного человечества, их истоки и проявления, тенденции развития, пути и способы их решения. Глобальные проблемы (экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и иные) представляют собой комплекс сложных противоречий, которые охватывают своим воздействием все человечество и ставят на повестку дня вопрос о выживании и дальнейшем существовании! человечества. В рамках этого течения осознается и подчеркивается единство современной цивилизации и общность судеб всех! стран и народов. Волею судьбы оказавшись в одной лодке, они! обречены на то, чтобы сообща искать и находить пути и способы выживания.
Интенсивное развитие философии глобальных проблем началось в 60-е годы. В это время началась активная разработка теоретических моделей будущего человечества. В 1968 г. был образован Римский клуб — неправительственная международная организация, объединившая ученых и специалистов из нескольких! десятков стран. В него вошел ряд известных ученых (Дж.Форрестер, Д.Медоуз, М.Месарович), а первым президентом клуба стал итальянский ученый Аурелио Печчеи (1908 — 1984 гг.). Деятельность этой организации была направлена в первую очередь на всестороннее осмысление глобальных проблем, поиск путей! их практического решения и формирование соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен! ряд крупных исследовательских программ, опубликованных в форме теоретических докладов. К их числу относятся «Пределы роста» (1972 г.), «Человечество у поворотного пункта» (1974 г.),| «Цели для человечества» (1977 г.), «Нет пределов обучению (1979 г.), «Революция босоногих» (1985 г.) и другие. В деятельности Римского клуба неизменно затрагивались вопросы прекращения разрушительной и бессмысленной гонки ядерных вооружений, напряженная экологическая ситуация на планете, социальное расслоение в мире. Стержнем теоретической деятельное клуба стала проблема бытия человека в современном мире, поиск путей гуманизации общественных отношений. Было подчеркнуто, что выживание человечества и его будущее возможны лишь на путях совершенствования и развития человеческих качеств, через «Человеческую Революцию» и формирование так называемого нового гуманизма.
В своей книге «Человеческие качества» А.Печчеи сформулировал основной тезис собственной концепции: выживание и будущее человечества возможны лишь на путях Человеческой Революции, т.е. через совершенствование духовного мира людей. Все интеллектуальное могущество человека должно быть употреблено в первую очередь для его культурной эволюции. Очевидно, что существующие в мире глобальные проблемы в значительной мере являются результатом очень медленного протекания такой эволюции, проявлением несоответствия между научно-техническим и духовно-нравственным прогрессом человечества.
По убеждению Печчеи, основная проблема сейчас — это острая необходимость совершенствования человеческих качеств. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. До сих пор человек вместо того, чтобы изменяться самому, предпочитал преобразовывать внешний мир, став в нем «звездой первой величины» и создав «империю человека». В итоге человек может стать, по мнению Печчеи, пленником собственных страстей, желаний и амбиций и оказаться одиноким странником посреди зыбучих песков пустыни. Человек XX столетия стал утрачивать чувство реальности, перестал трезво оценивать свою роль и место в мире, смысл жизни и призвание. Все это есть, по сути дела, эпохальный кризис, который пронизывает все стороны жизни современной цивилизации.
Выход из этого кризиса Печчеи видел в так называемом «новом гуманизме», который призван обеспечить трансформацию человека, коренное изменение его качеств и восстановить тем самым культурную эволюцию человеческого рода. В возврате к этой эволюции и состоит, по убеждению ученого, суть Человеческой Революции как первейшего условия самосохранения человечества. Новый гуманизм должен включить в себя прежде всего чувство глобальности (единство человечества), любовь к справедливости, неприятие насилия. Только трансформация человека в этом направлении и даст надежду на достойное будущее цивилизации.
Увязывание глобальных проблем современного человечества с кризисом человека имеет место и в творчестве других мыслителей и ученых. Так, немецко-французский ученый Альберт Швейцер (1875 — 1965 гг.) выдвинул концепцию «новой этики». По его убеждению, подлинной этикой в наше время может быть лишь безграничная ответственность за жизнь на планете. Благоговение перед жизнью в Космосе должно стать исходным принципом современного гуманизма. Гуманно лишь то, что способствует сохранению и развитию жизни, включая и человеческую. Если сутью «старого» гуманизма (период Нового времени) было покорение внешнего мира для человека, то сутью «нового» гуманизма должно стать примирение с этим миром, поиск гармоничного единства с ним, ориентация на ненасилие. «Помогать любой жизни» — вот в чем должна состоять основная установка «нового» гуманизма. Критерием развития общества призвана быть степень гуманизма в нем, сохранение всех без исключения форм жизни.
На глобальные проявления кризиса современного человека указывал и австрийский ученый Конрад Лоренц (1903 — 1989 гг.). Он подчеркивал, что на человеке XX века лежит много «смертных грехов». К ним относятся такие, как разрушение природной среды, глобальные и локальные военные конфликты, неконтролируемый рост населения, создание и совершенствование оружия массового поражения. В наше время происходит интенсивное разрушение человеческого в человеке, и в XX столетии он, по сути дела, стал Демиургом (творцом) Зла во всемирном масштабе. Если в XIX веке «Бог умер» (Ф.Ницше), то в XX веке «человек умер» (Э.Фромм), и с этим обстоятельством также связаны глубинные истоки и предпосылки глобальных противоречий и проблем в развитии современной цивилизации.
В наше время развитие человеческого рода создает почву для глубоких тревог и опасений, ведь в XX веке человечество создало предпосылки для самоуничтожения. Но укорененность разумных и нравственных начал в культуре общества все же порождает и надежду на лучшее будущее, на выживание человечества. Однако для реализации этой надежды потребуется выполнение ряда условий.
Во-первых, для разрешения глобальных проблем необходимо осознание их истоков, остроты и масштабов, возможных негативных последствий накопления критической массы этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т.е. понимание того, что все страны и народы представляют собой единое человечество с общими проблемами и интересами. Выживание человечества возможно лишь через ненасилие и сотрудничество на основе общечеловеческих ценностей.
Во-вторых, для решения глобальных проблем требуется революция человеческих качеств и утверждение нового гуманизма. Ради собственного будущего современному человеку необходимо отказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психологии насильственного покорения природы и сосредоточиться на ином: на сохранении жизни во всех ее формах. Надо учиться культуре выживания, подчиняя этому весь свой духовный и физический опыт.
В-третьих, острота и масштабность глобальных проблем настоятельно побуждают перейти на так называемый устойчивый контролируемый (направляемый) тип развития. Всесторонняя и широкомасштабная деятельность человеческого рода должна быть поставлена под разумный и жесткий контроль. Прошедшая в 1992 году Конференция ООН по проблемам окружающей среды активно поддержала модель устойчивого развития и рекомендовала ее всем странам и государствам. Было подчеркнуто, что удовлетворение жизненных потребностей нынешних поколений не должно достигаться путем лишения такой возможности для последующих поколений людей. Необходима коэволюция, т.е. согласованное (партнерское) существование Человека и Природы. Будущее человечества возможно, если оно сумеет направить энергию своего Разума не на разрушение, а на созидание, на поиск более цивилизованных форм своего существования в Космосе и новой миссии в нем тираж разошелся всего лишь за одну неделю. Через несколько месяцев Германия признала свое поражение в первой мировой войне и надолго погрузилась в состояние глубокого упадка и кризиса, на почве которых позже вырос немецкий фашизм. «Закат Европы» Шпенглера и зафиксировал процесс угасания гуманистической культуры человечества, крушение ее оснований.
- Терехов с.В.
- Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
- 1. Мировоззрение, его сущность, структура и функции.
- 2. Философия в системе духовной культуры человека и общества.
- История философии
- Философия древнего мира(становление, круг проблем, значение)
- Древний вавилон и египет: во власти мифа и религии
- Китай и индия. Поиск единого закона мира и пути жизни
- Древнегреческая философия, ее истоки, проблемы и содержание
- Философская мысль в древнем риме
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Средневековая философия: истоки особенности, содержание общая характеристика
- Патристика, ее идеи и познавательное значение
- Схоластика средних веков. Реализм и номинализм
- Философия арабского мира
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия эпохи возрождения общая характеристика
- Натурфилософия и наука, их предпосылки, идейное содержание и мировоззренческое значение
- Гуманистический антропоцентризм в философии и культуре эпохи возрождения. Социально-философские учения
- Вопросы для контроля.
- Литература по теме
- Философия раннего нового времени (XVII век) общая характеристика
- Наук а и философия. Проблемы теории познания мира
- Философские учения об общественной жизни
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия в эпоху просвещения (XVIII век) общая характеристика
- Сущность просветительства. Французские просветители о материи, человеке и обществе
- Развитие просветительской философии в странах европы и в сша
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Классическая немецкая философия общая характеристика
- Классическая немецкая философия возникновение немецкой классики. Творчество и.Канта
- Учения и. Фихте и ф.Шеллинга
- Система философского идеализма г.Гегеля
- Антропологический материализм л.Фейербаха
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Зарубежная философия новейшего времени (XX век) общая характеристика
- Философский иррационализм, его истоки и проявления
- Экзистенциальная философия об отчуждении свободе человека
- Рационализм в современной философии
- Глобальные проблемы человечества и философия
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- История русской философии общая характеристика
- Зарождение русской философии, ее корни особенности
- Философская мысль русского просвещения
- Важнейшие течения в философии XIX века (период классики)
- Русская религиозная философия XIX — XX вв.
- Развитие истории философии в советский период
- Вопросы для контроля
- Литература по теме