Рационализм в современной философии
Рационализм («философия разума») имеет длительную и богатую традицию в истории философской мысли. Его главным принципом является культ разума и совокупного человеческого знания, восприятие человека как существа мыслящего. Рационализм сформировался как выражение прогресса знания, науки и техники, их огромных успехов в Новое время. Это философское течение «подпитывалось» общей логикой быстрого становления и победы капиталистического строя в ведущих странах Европы, и неудивительно, что рационализму всегда был присущ дух исторического оптимизма. В XX столетии рациональная философия развивалась под непосредственным воздействием научно-технической революции и перехода ряда стран в стадию постиндустриальной («научно-технологической») цивилизации. Для современного рационализма характерен сциентизм, т.е. преувеличение роли науки в общественной жизни. Наука рассматривается как универсальное средство для разрешения социально-экономических и иных проблем. Она нередко противопоставляется религии, философии и морали как якобы не имеющим практической ценности формам человеческого духа. В целом же современный рационализм на деле представляет собой культ научно-технического разума, его апологетику (защиту) и оправдание. Рационалистические концепции в наше время разнообразны, однако все они пронизаны единым духом: прочной верой в знание и технику, в великую силу и возможности научно-технического прогресса.
Большое влияние на развитие современного рационализма оказал немецкий ученый Макс Вебер (1864 — 1920 гг.). Он занимался проблемами экономики, социологии и истории, развивая в рамках «понимающей социологии» идею функциональной рациональности. Под рациональностью ученый понимал некое свойство человека, универсальный показатель его разумности и практического поведения. Вебер подчеркивал, что дух рациональности свое наиболее полное воплощение нашел в протестантской религии, которая освящает принцип частной собственности и свободной экономической инициативы (работа «Протестантская этика и дух капитализма»). На Западе этот дух представлен в развитых системах права как важнейшего регулятора общественных отношений, в принципах эффективного управления экономической жизнью общества. Рациональность присутствует и в иных сферах общественной жизни. Ее образцом Вебер считал современный ему капитализм как систему отношений между людьми. В этой системе особую роль играет бюрократия — социальный слой, предельно полно воплощающий в себе знания и опыт, навыки и ответственность. Основу западного типа рациональности составляет наука, а не иные формы духовного опыта. Она являет собой «расколдовывание» мира, необходимое ус вне «вторжения» человека в природу и подчинение ее своим потребностям. По Веберу, дух рациональности призван найти свое выражение в системе власти и социальных отношениях, в сфере нравственности, в быту. Немецкий ученый был убежден, что рациональность — это судьба современной научно-технической цивилизации.
Философский рационализм XX века имеет и другие формы про явления. Он заявил о себе в виде тех течений и школ которые занимаются исследованием структуры и динамики научного познания социокультурной роли науки в обществе. Сюда следует отнести неопозитивизм, неорационализм, структурализм, критический рационализм, концепции Франкфуртской школы в Германии. Все это в совокупности своего рода «философия науки», которая зародилась XIX веке и со временем обрела статус как бы самосознания науки. 20-е тоды нашего столетия неопозитивизм (Л.Витгенштейн, Р.Карнап, Б.Рассел и др.) попытался растворить философию в науке, полагая, что у философии нет собственного предмета исследования, а ее положения недоказуемы. Лишь строгое научное знание обладает статусом истинности, поскольку оно может быть подвергну! то верификации (проверка на достоверность). Истина — это совпадение высказываний с непосредственным опытом действительности! Однако многие научные знания (например, факты прошлого) неверифицируемы и поэтому наука не может опираться лишь на непосредственный (эмпирический) опыт.
Слабости неопозитивизма попытался преодолеть критический рационализм (К.Поппер, Т.Кун и др.), настаивавший на том, чтобы философия все же органично входила в «тело» науки, а само развитие научного познания осуществлялось при сочетании различных методов — исторического, логического, культурологического. С точки зрения Поппера, к науке требуется применять принцип фальсификации, т.е. опровержения неистинности, отделения научного знания от ненаучного. Развитие науки носит скачкообразный характер, в ходе чего происходит постоянное накопление («кумуляция») материала и его переработка, критическое переосмысление методов научного познания и смена «парадигм» (образцов мышления). Развитие науки — это процесс создания особого мира идеальных конструкций («теоретического мира») со своими законами и логикой функционирования.
В 50-е — 60-е годы нашего столетия на волне бурного развития научно-технической революции произошел всплеск рационализма. Появились многочисленные концепции, которые связывали будущее человечества в первую очередь с широким применением науки и техники, передовых технологий. Сформировалась «философия техники», подчеркивавшая особую роль научно-технического разума в дальнейшем прогрессе человечества. Все многочисленные учения в ее рамках пронизывает технологический оптимизм, т.е. уверенность в безграничных возможностях науки и техники. Для этих учений характерно также выделение особой роли в обществе технократии — социального слоя, занятого применением новой техники и технологий (роботы, компьютеры, лазеры и др.). Сторонники философии техники считают, что научно-технический разум придает весьма сильный импульс общественному развитию. С помощью науки и техники возможно едва ли не автоматически решать наиболее острые человеческие проблемы, принести людям желаемое счастье и блаженство, социальную справедливость и уверенность в своем будущем. Следует, однако, заметить, что «философия техники» несколько односторонне отражает объективную логику и содержание современного научно-технического прогресса, делая акцент лишь на позитивных его сторонах и проявлениях. Не случайно, что в последние годы технологический детерминизм (упование на возможности техники) как методологический принцип и установка является предметом критики. Его своеобразным проявлением можно считать технофобию, т.е. боязнь превращения человека в некий придаток машины. Тем не менее, назовем и охарактеризуем наиболее известные концепции в «философии техники».
Американский ученый Дэниел Белл был одним из создателей теории «индустриального», а затем (в 1965 г.) и «постиндустриального» общества. В этих концепциях он попытался сделать прогноз трансформации современного ему капитализма под воздействием научно-технической революции в новую социальную систему, якобы свободную от социально-экономических антагонизмов и классовой борьбы. По убеждению ученого, это будет общество «всеобщего благоденствия», т.к. технократия сможет обеспечивать рациональное и эффективное его управление. Здесь на место экономических монополий придут научно-исследовательские организации, а население будет отличаться высоким уровнем образования.
Однако в 70-е — 80-е годы стало очевидным то, что капитализм не смог освободиться от многих острых социальных противоречий, а научно-техническая революция (НТР) не только не помогает решать проблемы, но и постоянно порождает все новые и новые. Тем не менее, концепция «постиндустриального» общества верно «уловила» важную тенденцию в развитии современного человечества: переход ряда стран на стадию «научно-технологического» способа производства, освоение ими принципиально новых технологий и сфер деятельности. Возможности современной НТР практически неисчерпаемы, но ведь и перспективы человечества тоже неопределенны. Проблематичен и основной вопрос современной цивилизации: быть или не быть человеку в дальнейшем?
Другой американский ученый, Уильям Ростоу, выдвинул в 1960 году концепцию «стадий экономического роста». С точки зрения ученого, в истории человечества можно выделить пять стадий. Первая — это «традиционное» общество (все социальные организмы вплоть до капитализма), основанное на сельском хо зяйстве и низкой производительности труда. Вторая — «переходное» общество, или «ранний» капитализм. Третья стадия — это «период сдвига», совпадающий с формированием индустриальной (промышленной) цивилизации. Четвертая представляет собой «период зрелости», когда возникли высокоразвитые промышленные страны мира. И, наконец, пятая стадия — это, по определению Ростоу, «эра высокого уровня массового потребления», достигнутая в США. Ростоу подчеркнул, что прогресс общества в прошлом, настоящем и будущем определялся и будет определяться логикой развития знания, производительных сил и техники. По убеждению ученого, весь мир неуклонно движется к состоянию «единого индустриального общества», образцом чего являются США.
К числу авторов концепций «постиндустриального» общества относится также американский социолог и публицист Алвин Тоффлер. Он утверждал, что техника оказывает на общество определяющее воздействие, а ее развитие носит волнообразный характер. Какова техника — таков тип общества и его культуры, полагал ученый. Первая (аграрная) волна в истории техники породила индустриальный (машинный) тип общества и культуры (вторая волна). Третья волна вызвала к жизни неисчерпаемое творчество деятельного человека, появление принципиально новых технологий и социальных групп (технократия, или «белые воротнички»). Современная НТР привнесла с собой повсеместное распространение компьютеров, авиации, лазеров и иных технологий. Наше время породило также новый образ жизни в политике, в быту, городе и деревне. «Третья волна» несет с собой интеллектуализацию производства, изменение характера труда и новый стиль взаимоотношений на производстве, изобилие и разнообразие товаров и услуг, интеллектуальную свободу человека.
Логика развития НТР вызвала к жизни и концепцию конвергенции («сближение», «схождение») стран с различными экономическими и социальными системами (Дж.Гэлбрейт, Р.Арон и др.). Ее авторы считали, что объективная логика развития производительных сил и интернационализация всей жизни будут неумолимо вести к появлению общих признаков и черт между капиталистическими и тогда еще «социалистическими» странами. В итоге в обеих группах стран утвердится смешанная социально-экономическая система, основанная на «научно-технологическом» способе производства и позволяющая создать «общество изобилия».
Культ научно-технического разума господствует и в концепции «информационного» общества японского ученого Е.Масуды. В ней в качестве основного фактора общественного прогресса выдвигается широкое применение научной, технической и иной информации. Ее производство, использование и хранение должно стать особым сектором экономики, наряду с сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг. Сама же информация и научное знание станут стратегическими ресурсами общества. Если основой индустриального общества были капитал и труд, то в новом обществе таковыми станут информация и знания. В «информационном» обществе резко изменится социальная структура, характер и формы жизнедеятельности людей, возникнет «глобальная электронная цивилизация» на базе синтеза телевидения, компьютерных и электронных сетей («телекомпьютерэнергетика»). По сути дела, произойдет «микроэлектронная революция», которая окажет колоссальное воздействие на политику и деятельность правительств, на функционирование общественного мнения, на условия быта людей. Реалии конца XX века (например, создание глобальной компьютерной сети «Интернет») подтверждают обоснованность многих из этих прогнозов.
Во второй половине XX столетия сформировались и иные учения в рамках «философии техники», а реакцией на культ «возгордившегося» научно-технического разума стали их альтернативы: антитехницизм (технопессимизм) и технофобия («страх перед техникой»). Эти настроения, в частности, широко представлены в художественной литературе XX века жанром антиутопий (Г.Уэллс, Рэй Брэдбери, Е.И.Замятин, Дж.Оруэлл). В произведениях этих авторов были созданы образы грядущего «машинного» будущего с тоталитарным (антидемократичным) государством, где наука и техника доведены до совершенства, но свобода и индивидуальность человека подавлены, а сам он является объектом манипулирования. Более того, в этом обществе человек потеряет свои подлинные качества, став «техногенным», «роботообразным» существом.
На весьма опасную тенденцию отрыва научно-технического прогресса от духовности человека и общества обратил внимание русский писатель Е.И.Замятин (1884 — 1936 гг.) в своем романе «Мы». Он предсказывал, что бытием человека будущего станет некий! «машинный рай», где вместо земли будет всего лишь асфальт, а вместо зверей — полчища автомобилей. Здесь уже не останется никаких! природных запахов, поскольку они будут полностью вытеснены бензином. Иначе говоря, человеческое будет заменено техническим, сам человек превратится в придаток всеобщей Машины.
Американский писатель-фантаст Рэй Брэдбери в романе «451° по Фаренгейту» изобразил общество, где каждый человек окажется под жестким контролем со стороны государства и технических средств! Здесь будут сжигаться книги как символ свободы человеческого духа. В этом мире природное будет подменено техническим — жужжанием электрической осы, шумом электронного океана, искусственным дождем и даже искусственной кровью. Здесь холодная и безжалостная техника разрушает человеческий мир, а духовная жизнь не представляет никакой ценности, поскольку техника и дух ней совместимы. В таком обществе люди становятся одинаковыми и похожими друг на друга как две капли воды. Здесь нет гениев, т. к. человеческий разум полностью подменен техническими устройствами.
На опасные для свободы человека последствия научно-технического прогресса обратил внимание и английский писатель Джордж Оруэлл. В своем романе «1984» он проводил мысль о том, что в недемократическом обществе техника наверняка станет использоваться правящим классом и государством в качестве инструмента изощренного воздействия на человека и его духовный мир. «Когда изобрели печатный станок, — писал Оруэлл, — он облегчил управление общественным мнением, кино и радио позволили шагнуть в этом направлении еще дальше. А с развитием телевизионной техники, с изобретением монитора, который смог и передавать, и принимать звуки и изображение, личной жизни пришел конец. За каждым гражданином, во всяком случае, за каждым, кто заслуживает наблюдения, можно следить отныне двадцать четыре часа в сутки и весь день, лишив его доступа к другим каналам связи, кормить официальной пропагандой. Так впервые появилась возможность не только полностью подчинить человека воле государства, но и навязать единство мнений по всем вопросам».
Техницизм и антитехницизм — это, конечно же, крайние позиции в современной философской и художественной литературе. Однако, несомненно, в любом случае стремительный научно-технический прогресс ставит весьма острые проблемы социального, духовного и нравственного характера. Основной среди них видится проблема сохранения духовности человека, его способности в любой ситуации оставаться существом разумным, культурным и нравственным. Без этого научно-технический разум и в самом деле может превратиться в источник вселенского Зла, в разрушителя Жизни.
Философский рационализм XX века имеет под собой глубокие объективные предпосылки и основания. В наше время в рамках этого течения и умонастроения происходит интенсивное осмысление общей логики противоречивого движения научно-технического разума человечества и тенденций этого процесса. Современный рационализм являет собой уверенность в способности знания быть социальной силой и пружиной дальнейшего восходящего развития цивилизации.
- Терехов с.В.
- Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
- 1. Мировоззрение, его сущность, структура и функции.
- 2. Философия в системе духовной культуры человека и общества.
- История философии
- Философия древнего мира(становление, круг проблем, значение)
- Древний вавилон и египет: во власти мифа и религии
- Китай и индия. Поиск единого закона мира и пути жизни
- Древнегреческая философия, ее истоки, проблемы и содержание
- Философская мысль в древнем риме
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Средневековая философия: истоки особенности, содержание общая характеристика
- Патристика, ее идеи и познавательное значение
- Схоластика средних веков. Реализм и номинализм
- Философия арабского мира
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия эпохи возрождения общая характеристика
- Натурфилософия и наука, их предпосылки, идейное содержание и мировоззренческое значение
- Гуманистический антропоцентризм в философии и культуре эпохи возрождения. Социально-философские учения
- Вопросы для контроля.
- Литература по теме
- Философия раннего нового времени (XVII век) общая характеристика
- Наук а и философия. Проблемы теории познания мира
- Философские учения об общественной жизни
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия в эпоху просвещения (XVIII век) общая характеристика
- Сущность просветительства. Французские просветители о материи, человеке и обществе
- Развитие просветительской философии в странах европы и в сша
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Классическая немецкая философия общая характеристика
- Классическая немецкая философия возникновение немецкой классики. Творчество и.Канта
- Учения и. Фихте и ф.Шеллинга
- Система философского идеализма г.Гегеля
- Антропологический материализм л.Фейербаха
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Зарубежная философия новейшего времени (XX век) общая характеристика
- Философский иррационализм, его истоки и проявления
- Экзистенциальная философия об отчуждении свободе человека
- Рационализм в современной философии
- Глобальные проблемы человечества и философия
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- История русской философии общая характеристика
- Зарождение русской философии, ее корни особенности
- Философская мысль русского просвещения
- Важнейшие течения в философии XIX века (период классики)
- Русская религиозная философия XIX — XX вв.
- Развитие истории философии в советский период
- Вопросы для контроля
- Литература по теме