Древнегреческая философия, ее истоки, проблемы и содержание
Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философской культуры человечества. Ее зарождение стало возможным благодаря наличию полисной (городской) демократии и интеллектуальной свободе, отделению труда умственного от физического, быстрому развитию научного знания, появлению личности свободного гражданина в обществе, т.е. при созревании ряда цивилизационных предпосылок. В древнегреческой философии отчетливо сформировались два основных типа философского мышления и мировоззрения (идеализм и материализм), было осознано предметное поле философии, выявились важнейшие области философского знания.
Греческая философия начала формироваться в VI —V века до н.э. В ее развитии принято выделять несколько важнейших периодов. Первый — это становление, или рождение, древнегреческой философии. На первом плане в это время находилась природа, поэтому данный период называют иногда натурфилософским*, созерцательным (Натурфилософия — это наивное умозрительное восприятие и истолкование природы как единого и живого целого). Это была ранняя (досократовская) философия, где человек еще не выделялся в качестве отдельного объекта исследования. Второй период — расцвет древнегреческой философии (V — IV века до н.э.). В это время начался поворот философии от темы природы к теме человека и общества, что во многом было обусловлено развитием городской демократии и политической жизни. То была классическая философия, в рамках которой сложились оригинальные образцы древней философской культуры. Третий период (III в. до н.э. — IV в. н.э.) — это закат и даже упадок древнегреческой философии, ее кризис, который был вызван завоеванием Греции Древним Римом (эллинистический или греко-римский период). На первый план здесь выдвинулась гносеологическая и этическая, а со временем и религиозная проблематика в форме раннего христианства.
Период становления. Первые элементы философского мышления проявились уже в произведениях древнегреческих историков — Гомера, Геродота, Гесиода и Фукидида. Ими ставились и подвергались осмыслению вопросы о происхождении мира и его развитии (космогония), о человеке и его судьбе, развитии общества во времени. Русский исследователь древней философии А.Ф.Лосев отмечал, что «...три основные мифологические идеи — общее происхождение, непрерывное движение и борьба противоположностей — заняли ведущее место в той натурфилософии, которая заменила антропологическую мифологию».
Самой первой философской школой Древней Греции принято считать Милетскую (Милет — город на востоке Эгейского моря), в которой творили «семь мудрецов». В их числе чаще всего звучало имя мудреца Фалеса, который обычно признается первым древнегреческим философом. В Милетской школе на первом месте стоял вопрос о сущности и природе мира, о первоначале всего сущего («Из чего все?»), поиск гармонии в этом мире. Это была натурфилософия, или философия природы. На важнейшие мировоззренческие вопросы в ней давался, как правило, ответ с позиций стихийно-наивного материализма.
Фалес исходил из предположения о том, что все существующее в мире возникло из воды как влажного первовещества. «Все из воды, и все в воду», — так звучал основной тезис философа. Океан является родителем всех вещей в мире. Вся планета Земля буквально плавает на воде. Вода пребывает во всех вещах, и даже Солнце и небесные тела питаются испарениями воды. Ставя вопрос о воде как единственной основе мира и начале всего сущего, Фалес тем самым решал и вопрос о сущности (сути) мира («Что это такое?»), его едином основании (субстанции), из которого выводится все. Вода в философской концепции Фалеса является как бы основополагающим принципом, ядром его взглядов на окружающий мир. Вода — это то, что в последующем многие философы стали называть материей, «матерью» всех вещей и явлений окружающего мира. «Бесконечная» вода является истоком всех вещей, которые возникают путем сгущения или же разрежения воды.
Фалес был известен также и как географ, астроном и математик. Источники приписывают ему предсказание солнечного затмения, объяснение природы землетрясений и других природных явлений с позиций научного знания того времени.
В число милетских философов входил также Анаксимандр, ученик и последователь Фалеса, автор философской прозы (сочинение «О природе»). Как и его учитель, Анаксимандр ставил и решал вопрос о первоначале (основе) мира. Таковым у него явился апейрон как нечто беспредельное и вечное. Апейрон вещественен и бесконечен. Он не знает старости, бессмертен и неуничтожим, всегда активен и пребывает в движении. Будучи началом Космоса, апейрон выделяет из себя противоположности — влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее). В Космосе существует свой порядок, не созданный богами, как об этом гласит мифология.
Анаксимандру принадлежит также и версия о происхождении жизни. Он полагал, что она зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа вначале жили в море, а затем переселились на сушу. От животных со временем произошел и человек, родившись и развившись до взрослого состояния из какой-то большой рыбы.
Учеником и последователем Анаксимандра был третий известный представитель Милетской школы — Анаксимен, философ, астроном и метеоролог. Началом всего сущего он считал воздух как нечто беспредельное («апейрос»). Все якобы возникает из воздуха путем его сгущения или же разрежения. При разрежении воздух становится сначала огнем и затем эфиром, а сгущаясь, — ветром, облаками и водой, землей и камнем. Солнце — это земля, которая раскалилась из-за своего быстрого движения. Земля и все небесные тела парят в воздухе. По мнению Анаксимена, душа человека тоже состоит из воздуха.
В рамках ранней греческой натурфилософии заметную роль играла школа, связанная с именем Гераклита из Эфеса. Этот мыслитель («плачущий философ») связывал все сущее с огнем, который древними греками рассматривался как нечто вещественное и наиболее изменчивое из всех стихий («корней») мира — воды, земли и других. По убеждению Гераклита, этот мир не создан никем из богов и людей. Он был, есть и всегда будет представлять из себя живой огонь. Для греческого философа огонь в данном случае не только исток, но и символ динамичности и незавершенности всего сущего, постепенности и неотвратимости изменений в мире: «свершается это согласно судьбе». Огонь не только живая физическая, но и разумная нравственная сила: «огонь все обоймет и все рассудит».
Душа человека тоже огненна, и чем больше в ней огня, тем она лучше. В отличие от влажных, сухая (огненная) душа — мудрейшая и наилучшая. Рассуждая о мире и его началах, Гераклит выдвинул также идею Логоса («слова»). В понимании Гераклита, логос — это некий объективный и неуничтожимый закон мироздания, царящая в мире всеобщая закономерность. Быть мудрым для человека — означает жить по Логосу.
Основное значение творчества Гераклита состоит в том, что он в простейшей форме изложил основы диалектики как философского учения о взаимосвязи и развитии всего сущего. Гераклит полагал, во-первых, что все в этом мире взаимосвязано, переплетено, и это делает мир единым и гармоничным (соразмерным). Во-вторых, все в мироздании противоречиво, состоит из противоположных начал: горячее и холодное, свет и тьма, жизнь и смерть. Столкновение и борьба этих начал является главным законом мироздания: «борьба — отец всего и царь над всем»; «все рождается благодаря борьбе и по необходимости». В-третьих, все изменчиво, все течет («панта реи») и все изменяется. Даже Солнце — и то каждый день светит по-новому, учил философ. Окружающий человека мир — это неукротимый поток, река, в которую невозможно войти дважды, поскольку она постоянно меняет свои состояния. Познание такого мира и обретение мудрости, подчеркивал Гераклит, доступно не каждому человеку. Логос открывает свои тайны лишь тем, кто умеет размышлять о нем.
Пифагор (его считают автором термина «философия») основал собственную философскую школу (Пифагорейский союз). Он впервые поставил вопрос о числовой структуре мироздания («все есть число»). Космос рассматривался пифагорейцами как упорядоченное, гармоничное целое, выраженное в числах. Пифагор учил, что основой мира является число: «Число владеет вещами». Оно придает им соразмерность и тайну. И мир, и душа человека имеют, в конечном счете, количественное измерение. Началом всего числового ряда является единица. Из нее исходят другие числа, точки, линии и фигуры, а из фигур рождаются чувственно воспринимаемые тела. Особую роль пифагорейцы отводили единице, двойке, тройке и четверке, из которых якобы выводятся соответственно точка, прямая, квадрат и куб. Сумма этих чисел дает число «десять», которое философы считали идеальным.
Со временем математический подход к познанию мира нашел широкое применение в точных науках. Этот метод используется и в философии, позволяя фиксировать количественную определенность мира и его вещей. Неудивительно, что К.Маркс охарактеризовал Пифагора «статистиком мироздания», который сумел прибегнуть к весьма рациональному для своего времени осмыслению бытия. Вообще, переплетение философии и научного знания было характерным явлением для древнегреческого общества.
В школе элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон) было обращено внимание на основной вопрос философии, на проблему бытия и его движения. Так, Парменид утверждал, что бытие «подобно массе хорошо закругленного шара», оно «неподвижно лежит в пределах оков величайших». У этого шара нет ни прошлого, ни будущего. Для Парменида бытие не есть поток, как у Гераклита, а представляет собой как бы застывший лед, нечто завершенное. Элеаты учили, что имеет место только бытие; небытия нет, а значит, и нет его перехода в бытие, т.е. движения. Такие взгляды представляют собой антидиалектику, т.е. отрицание развития мира. Бытие мыслимо, да и человеческая мысль тоже ведь всегда предметна. Небытия нет, поскольку оно немыслимо и невыразимо в понятиях. Подлинное знание о бытии всегда является результатом рационального постижения мира, а мнение опирается лишь на чувственное восприятие действительности. Обозначая вопрос о соотношении бытия и сознания (мира и человека в нем), Парменид тем самым формулировал и основной вопрос философии как вопрос о соотношении материального и духовного, вопрос о познаваемости мира человеком.
Идею неподвижности мира высказывал также и Ксенофан. По его мнению, в окружающем человека Космосе пребывает Бог, похожий на шар. Богокосмос един, вечен и неизменен.
Зенон из Элей отстаивал тезис о единстве и неизменности всего сущего. В своих апориях (логические рассуждения) он старался обосновать отсутствие движения вопреки его очевидности и наглядности. Эти апории («Стрела», «Ахиллес и черепаха», «Пшеничное зерно» — всего около 40 задач) способствовали рациональному осмыслению противоречивой природы движения и выражению его с помощью логических понятий, развитию аргументации в философии.
Ранняя греческая философия была представлена также творчеством Эмпедокла и Анаксагора. Первый из них выдвинул положение о четырех стихиях («корнях») всего сущего. К числу таковых Эмпе-докл относил огонь, воздух, землю и воду. Движущими силами мира он считал Любовь и Вражду, которые соединяют или же разъединяют эти стихии, делая из многого одно или же из одного многое. Мир несотворим и неуничтожим, в нем нет пустоты, а все вещи постоянно меняются местами. В ходе развития мира нежизненное умирает, а жизнестойкое сохраняется. Анаксагор основой всего сущего считал некие гомеомерии («семена вещей»), которые обусловливают единство и разнообразие мира. Соединение семян означает рождение вещей, а разъединение — их упадок и гибель. Миром движет некий нус — разум как источник гармонии и единства всего со всем.
Значительное место в ранней греческой философии заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит). Суть атомизма состоит в признании основой мира атомов как мельчайших неделимых частиц, движущихся в пространстве. Левкипп учил, что атомы переме-щаютсяв пустом пространстве, имеют определенную величину и форму.
Демокрит («смеющийся философ») развил идею атома в целое философское учение. По его убеждению, невидимые атомы имеют бесконечное число форм (выпуклые, вогнутые, шарообразные и др.). Отсюда и вытекает факт разнообразия материальных вещей и явлений мира. Атомы отделяет друг от друга пустота, иначе бы они слились. Их основным свойством является движение, присущее им по природе своей и существующее в разных формах — хаос, вихрь и испарение. Сталкиваясь, атомы образуют сочетания разных вещей. Следовательно, причиной вещей является процесс их взаимодействия. Вводя в оборот понятие причины, Демокрит рассматривал ее в качестве «виновницы» всех вещей, их «рождающей» силы. Он полагал, что все происходит по необходимости, а случайности нет места.
Демокрит считал, что атомы вечны и неуничтожимы, а единичные вещи тленны и распадаются. Греческие атомисты предполагали существование и других миров, наряду с земным. Им представлялось, что мир развивается в силу естественных причин, без присутствия Бога. Душа человека — это тоже сочетание (огневидных) атомов. Сам же человек, как утверждал Демокрит, произошел естественным путем (из теплой грязи), без участия Творца. Человек — это «малый мир», «микрокосм», в котором есть огонь и тепло. Он может познавать окружающий мир посредством чувств и мыслей. Обретение истины представляет собой долгий и очень трудный процесс, поскольку она «скрыта в глубине (лежит на дне морском)». Само же познание есть единство чувственной и рациональной сторон познавательной деятельности.
Демокрит был, по оценке К.Маркса, «первым энциклопедическим умом среди греков». Он оставил большое и интересное наследие в целом ряде областей философского знания: в гносеологии, этике и социальной философии, психологии и педагогике, физике, физиологии и медицине. Его не без оснований принято считать родоначальником материализма («линия Демокрита») в истории философии, автором зрелой для того времени теории познания. Наследие Демокрита дало сильный толчок многим философским течениям, школам и идеям. Творчество этого мыслителя свидетельствовало об окончательном оформлении философии как теоретического способа осмысления мировоззренческих вопросов, касающихся сущности мира и бытия человека в нем. Философия все более и более обретала признаки системы рационального знания, дополненного мудростью как осмыслением жизненного опыта людей.
Период расцвета древнегреческой философии был связан с ее поворотом от мира природы (Космоса) к теме человека («микрокосма») и общества. Эта переориентация могла произойти лишь в условиях полисной демократии, где свободные граждане осознавали себя в качестве суверенной личности. Такой человек воспринимал себя как меру всех вещей, способным самостоятельно принимать законы и установления, создавать порядок в окружающем мире. Переход от натурфилософии к антропологии («антропологический поворот») и социальной философии стал возможным благодаря глубоким социально-экономическим и духовным предпосылкам в греческом обществе. Этот переход связывается обычно со школой софистов, первых древнегреческих просветителей и учителей мудрости (Протагор, Горгий, Антифонт и др.). Они внесли большой вклад в развитие риторики, эристики и логики, а в области философии на первый план выдвинули проблему человека и его знаний о мире. Протагор был преподавателем риторики и эристики (искусство речи и спора). Он учил, что материя — это вещественная основа мира, пребывающая в изменчивом состоянии. Изменяется и сам человек как познающее существо. Однако верный тезис о текучести всего Протагор довел до крайности, полагая, что нет ничего устойчивого, в том числе и в человеческих знаниях и представлениях (Учения о субъективности, условности познания называются в философии релятивизмом.). Следовательно, о всякой вещи возможны два противоположных мнения, оба претендующих на истинность. Исходя из этого, философ полагал, что в познании все истинно. «Разве не бывает так, что дует один и тот же ветер, а кто-то мерзнет при этом, кто-то нет? И кто-то не слишком, а кто-то сильно?» — размышлял он. В ситуации, когда якобы все истинно, человек должен выбрать одно из двух мнений, чтобы ориентироваться в мироздании. Человек свободен, и исходя из этого, Протагор сформулировал свой известный тезис: «Человек есть мера всех вещей». С его помощью философ проводил мысль о субъективности восприятия человеком мира, о наличии у него всегда своего «Я». Однако такой подход и уязвим, поскольку при познании мира он неизбежно ведет к произволу в суждениях и оценках.
Протагор был известен также и своими атеистическими взглядами. В своем сочинении «О богах» философ утверждал: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать (это): и неясность (вопроса), и краткость человеческой жизни». За эти суждения Протагор был обвинен в безбожии и бежал из Афин.
В отличие от Протагора, Горгий полагал, что в познании все ложно. Он учил, что ничего не существует, а если и существует, то непостижимо. Если и постижимо, то не высказываемо и необъяснимо для другого человека. По убеждению этого философа, нельзя доказать, что бытие и небытие существуют одновременно. Небытие не должно существовать, поскольку оно мыслится несуществующим. Вместе с тем оно и существует, поскольку мы размышляем о нем. Рассуждая так, Горгий затрагивал сложные логические проблемы, связанные с познанием мира человеком. Он разделял предмет мысли и саму мысль человека. Оттого, считал он, что человек летит, вовсе не следует, что он и в самом деле летит, ведь может мыслиться и то, что на самом деле не существует. Горгий считал текучими нравственные и правовые нормы общества, видя в них искусственные построения людей. Вообще, софисты рассматривали мышление и речь как весьма совершенные орудия людей. По убеждению Горгия, речь в состоянии отогнать страх и отвести скорбь, вызвать положительные психические состояния людей.
Антифонт в своем познании человека пошел дальше других софистов. Он считал, что законы мира побуждают людей поступать даже вопреки собственной природе и интересам. Человек должен заботиться прежде всего о самом себе, хотя и не забывая о необходимости соблюдения законов внешнего мира и общества. «...Предписания законов произвольны, веления же природы необходимы», — подчеркивал философ. Антифонт полагал, что рабство является противоречащим природе общественным установлением. «...По природе мы во всех отношениях равны...»; «...у всех людей нужды от природы одинаковы» — рассуждал он. Рассказывают, что Антифонт отпустил своих рабов на волю, а сам вступил со своей бывшей рабыней в брак, за что был объявлен сумасшедшим и лишен гражданских прав.
Софисты занимались логикой и математикой, астрономией, музыкой и поэзией. Они способствовали развитию тогдашнего языкознания и росту интереса к рациональному знанию. Однако их критиковали (Сократ, Аристотель и др.) за релятивизм и словесные ухищрения, за подмену истины практической выгодой.
Иначе, нежели софисты, рассматривал проблему человека греческий учитель нравственности Сократ. Основной задачей своей философии он считал оказание помощи человеку в его познании самого себя. Тема же окружающего мира была для него как бы излишней, второстепенной. Человек рассматривался Сократом как существо нравственное и общественное, находящееся в различных отношениях с другими людьми. Метод исследования человека Сократом можно назвать субъективной диалектикой, поскольку в его основе лежит активное самосозерцание и размышление человека о самом себе. Греческий философ был убежденным сторонником и мастером диалога как искусства столкновения и сочетания различных суждений. Логическое искусство пригодилось ему в его жизни, ведь за независимые и атеистические взгляды он был обвинен в растлении молодежи и предстал перед судом, где ему и понадобилось красноречие для собственной защиты. Он применял также и метод иронии (сомнение), с помощью которого освобождал собеседника от излишней самоуверенности в себе, выявлял слабые места и противоречия в его рассуждениях. Будучи противником софистики как искусства произвольных суждений, Сократ считал, что при всем разнообразии мнений истина все же единственна и она постигается с помощью размышлений. В целом свое искусство общения с собеседниками философ называл майевтикой (повивальное искусство).
С точки зрения Сократа, знать — это иметь понятие о чем-либо. Если нет понятия, то нет и знания. По убеждению философа, знание является высшей добродетелью. Быть подлинно нравственным означает обладать знанием о том, что есть благо, прекрасно и полезно для человека, помогает ему достичь блаженства и счастья в жизни. Познание самого себя является основным законом и требованием разума, ведь без этого невозможно самоопределение человека в этом мире. С помощью знаний можно обрести и такие добродетели, как сдержанность (укрощение страстей), мужество (преодоление опасностей), справедливость (умение соблюдать божественные и общественные законы). Без наличия этих добродетелей невозможно выполнение человеком своих общественных и государственных функций, что требуется в условиях демократии. Основной же гарантией достижения истинного знания (а значит, и нравственности) Сократ считал наличие у человека совести («даймонион») как некоего «внутреннего голоса», собственного контролера поступков.
Наличие знания Сократ считал важнейшей нравственной характеристикой человека. Добро можно творить, лишь отчетливо представляя себе, в чем оно заключается. Добро начинается вместе с представлением и знанием о нем. Лишь тот человек справедлив, который отчетливо знает, что это такое. Только знание сути мужества делает человека мужественным. И т.д. и т.п. Отчетливо зная, что хорошо и что плохо, уже никто не сможет поступать плохо. Зло всегда является результатом незнания добра. По убеждению Сократа, нравственность — это плод знаний. Таким образом, нравственное учение (этика) Сократа глубоко рационалистично по своему духу. Однако оно недооценивает большое значение воспитания, а также роль человеческих привычек. Последние ведь нередко формируются у людей помимо их знаний о чем-то и часто зависят не от знаний, а от конкретных жизненных ситуаций и обстоятельств.
Сократ также пытался исследовать и общество как сложный социальный организм. Он высоко оценивал роль земледельческого груда в истории человечества, который, по его мнению, не губит людей и не разрушает общинный строй жизни. Философ пытался классифицировать различные формы государства. Он выделял среди них такие, как монархия, аристократия и демократия, плутократия («власть богатых»).
Значение творчества Сократа («этический рационализм») состоит прежде всего в том, что он активно способствовал переводу внимания философии с темы природы (Космоса) на тему человека (микрокосм). В самом же человеке основное внимание философ обратил на его душу и знания, взаимоотношения с другими людьми и обществом. Сократа по праву относят к «великой тройке» древне-феческих философов, наряду с Платоном и Аристотелем. Русский философ XX века Н.А.Бердяев замечал, что греческая философия пыталась поставить человека в зависимость от разума, а не от судъ бы. Это ее деяние положило начало европейскому гуманизму, что имело поистине историческое значение.
После Сократа в Древней Греции существовала школа киников (Антисфен, Диоген). Ее представители и сторонники призывали вести предельно простой («собачий») способ существования, считая основой человеческого счастья отказ от чувственных удовольствий, богатства и славы, а целью жизни — достижение независимости и внутренней свободы. Самой заметной фигурой среди греческих киников был Диоген Синопский. Он находил наслаждение в самом презрении к этому наслаждению. Более того, Диоген своим личным примером (по преданию, он жил в бочке и ходил в лохмотьях) демонстрировал аскетический образ жизни. Он бросал тем самым вызов и власть имущим, и существовавшим в обществе того времени нравам. Для него собственный образ жизни и был философией в действии, которая несла в себе протест против лжи и лицемерия, богатства и роскоши рабовладельческого общества.
Особое место в древнегреческой философии занимает личность Платона, основателя Академии (школа философов). Этот мыслитель считается родоначальником объективного идеализма —- направления в философской мысли, сторонники которого считают реальным существование некоего духовного начала, которое породило из себя этот материальный мир. Идеализм Платона носит сознательный рациональный характер и представляет собой как бы реакцию на наивный древний материализм и атеизм того времени (Левкипп, Демокрит и др.).
Исходным в учении Платона был тезис о том, что истинным бытием обладают некие умопостигаемые и бестелесные идеи. «Первоначало есть душа, а не огонь и не воздух... душа первична», — полагал мыслитель. Материальный мир, в котором существуют люди, является, по Платону, всего лишь бледной «тенью» от некоего «мира идей». Все вещи и явления материального мира текучи и рано или поздно исчезают. Они образуют неподлинный мир, «мир тленного» (преходящего). Здесь все возникает на время, а исчезает навечно. Лишь мир идей являет собой нечто неизменное, неподвижное. Это — подлинный мир, «мир вечного». Что же он представляет собой?
Мир идей — это некая «занебесная область», которую занимает бесцветная, бесформенная и неосязаемая сущность. Этот мир существует вне времени и пространства, он вечен. Идея («эйдос») Платона представляет собой нечто, якобы существующее само по себе. Она есть вечное и бессмертное, не знающее ни рождения, ни гибели, роста или же оскудения. Идея — это как бы прообраз материальных вещей и их исток, а вещи — всего лишь отпечаток идей. Идей огромное множество, как и соответствующих им вещей, состояний и процессов мира. Каждой идее соответствует реальная вещь. Например, идее дома соответствует действительный дом, идее человека — реальное живое существо. Все эти предметы представляют собой соединение идеи с пассивной «материей» как неким «строительным материалом». В этом смысле идея есть демиург (творец) материальных вещей. Образно она может быть сравнена с ремесленником или зодчим, которые изготавливают конкретные вещи и сооружения в соответствии с идеальным (мысленным) замыслом, превращая хаос в порядок и гармонию.
Как и в природе, в мире идей тоже существует своя иерархия, некая пирамида. Верховной среди всех является идея блага, в отличие от идеи зла. Благо является источником истины, соразмерности и красоты, оно — высочайшая добродетель наподобие Солнца. Но и материя в учении Платона играет все же не последнюю роль в мироздании. Мир не может обойтись без нее, хотя материя безжизненна и косна, и лишь идея способна вдохнуть в нее жизнь. Развивая свой исходный тезис, Платон пришел к выводу о существовании некоей мировой души как динамической и творческой силы, источника всей жизни. Порядок и последовательность в мироздании сотворены Богом как демиургом всего сущего. Сам же Космос — это как бы живое существо, наделенное душой и умом, гармоничным порядком.
В своей теории познания Платон подчеркивал, что органы чувств дают нам сведения лишь о неподлинном («кажущемся») мире. Истинным и надежным является познание разумное. По своей сути оно есть не что иное, как воспоминание человеческой души о тех идеях, с которыми она когда-то встречалась до вселения в тело человека. Высшей частью души (а человек, по Платону, — это единство тела и души) является разум, который ориентирует человека на высокое и благородное, на любовь и красоту, поэзию и мудрость. В целом же души (а они тоже бывают очень разные) бессмертны, и тело человека является всего лишь их временным пристанищем. Разным душам соответствуют и разные типы личностей — труженики, лодыри, тираны.
В истории философии Платон хорошо известен также и своим социально-политическим учением. Так, он высказывался о природном неравенстве людей. По его убеждению, в государстве должны быть представлены три социальные группы. Первая — это мудрые правители-философы, у которых преобладает разумная часть души. Вторую образуют мужественные воины (стражи) со страстной и яростной душой. И третье социальное сословие — это земледельцы и ремесленники с вожделеющей и низменной частью души. По убеждению Платона, такое государство наверняка будет прочным, поскольку каждый в нем станет заниматься своим делом, не мешая другим. Существующее социальное неравенство было создано когда-то богами, которые якобы одним людям добавили больше золота, вторым — серебра, а третьим достались медь и железо. В идеальном государстве должно быть хорошо поставлено и воспитание людей. Оно призвано включать в себя гимнастику, искусство и поэзию, математику. Претенденты же на государственную службу должны уже с детства изучать философию и таким образом приобщаться к мудрости.
Исследуя формы государства, Платон отрицательно относился к демократии. Он полагал, что она являет собой «безумие большинства», власть «густой толпы» и свободу в «неразбавленном» виде. В силу этих причин демократия всегда перерождается в тиранию и новое рабство. По убеждению мыслителя, идеальным типом государства может быть, скорее всего, аристократическая республика. Там будут править лучшие, наиболее способные к этому.
Платон оставил после себя весьма обширное и разноплановое творческое наследие. Он явился родоначальником философского идеализма как исходного принципа философствования и определенного мировоззрения. Известный русский исследователь истории философии В.Ф.Асмус подчеркивал, что в творчестве Платона древнегреческий идеализм предстает уже как мировоззрение, на почве которого в последующем образуется «единый поток идеализма». «Линия Платона» проходит сквозь всю историю мировой философской мысли (Фома Аквинский, Г.Гегель и др.), предполагая первичность духовного по отношению к материальному.
Вершиной в развитии древнегреческой философии стало творчество Аристотеля, ученика и критика Платона. Этот весьма одаренный мыслитель проявил себя во многих областях познания — в логике и эстетике, в политической теории и естествознании. По характеристике Ф.Энгельса, Аристотель — «самая универсальная голова среди всех древних греков», ученый-энциклопедист.
Аристотель подчеркивал, что философия, в отличие от частных наук, представляет собой учение о высших (общих) началах и причинах всего сущего. Ее предметом должны быть некие неподвижные и вечные, чувственно невоспринимаемые сущности как первопричины всего. «Бытие существует, а небытия нет» — так гласит основной закон бытия в трактовке греческого мыслителя. Основой всякого бытия он считал так называемую первую материю как потенциальную предпосылку («строительный материал») существования всего сущего. Промежуточной ступенью между материей и конкретными вещами являются четыре элемента: огонь, воздух, вода и земля. Все вещи представляют собой разнообразные комбинации этих элементов. Вещи возникают под воздействием формы как некоей активной причины, внутреннего двигателя. По Аристотелю, реальный мир являет собой единство материи и формы («сущности»). Формой всех форм выступает Бог как некий «перводвигатель». Бог — это то, что движет, сам же оставаясь неподвижным. Сообщив миру первотолчок, он придал всем телам также и цель («телос») их дальнейшего движения и развития. Аристотель критиковал своего учителя Платона за то, что тот искусственно разделил все сущее на две реальности — мир идей и мир вещей, фактически обособив их друг от друга. Тем самым предметы были лишены их внутреннего источника движения и развития, оказавшись безжизненными. По убеждению Аристотеля, учение Платона оказалось не в состоянии объяснить факт движения и умирания вещей, поскольку оторвало вещи от их внутренней сущности.
Критикуя Платона, Аристотель старался соединить вещественное (материя) и духовное (идеи). Так, медный шар являет собой единство вещества (меди) и формы (шаровидности). Последняя как бы придана меди, но ведь в реально существующем шаре она составляет единое целое с веществом. Материя (в данном случае — медь) есть как бы возможность, а шар — это уже действительность, т.е. существующая реально вещь. Предполагая такое, Аристотель тем самым, в отличие от Платона, как бы восстанавливал в правах вещи (материю). Для последнего вещи есть всего лишь бледные тени таинственного мира идей. По Аристотелю же, развитие мира являет собой бесконечную цепь превращений возможности (материя) в действительность (отдельные вещи) под воздействием формы (внутренней активной причины).
Познание мира Аристотель рассматривал как постижение чувственно воспринимаемых вещей. Греческий философ разработал уч ние о категориях как специальных научных понятиях, «клеточках) процесса человеческого мышления. Он выделил такие категории как «сущность», «количество» и «качество», «время», «место» и другие. Мышление человека есть не что иное, как оперирование поня тиями, в том числе и философскими. Аристотеля принято считать основателем логики — науки о способах, формах и законах правиль ного мышления. Логика учит тому, как происходит выведение нового знания, как протекает обобщение уже известных сведений осуществляется доказательство и освобождение от противоречий ] познании. Логика является орудием («органон») поиска и систематизации знаний о мире.
Аристотель внес существенный вклад в философское осмысление общественной жизни. Так, он пытался исследовать экономические отношения в обществе того времени. В отличие от Платона, он был сторонником частной собственности, считая ее справедливой и эффективной, побуждающей добросовестно трудиться. Греческий философ определял человека как существо общественное и политическое («зоон политикой»). От животных оно отличается прежде всего тем, что обладает разумом, способностью думать и познавать. Это позволяет человеку создавать представления о добре и зле, о справедливом и несправедливом. Наряду с этим, человек имеет речь науку и волю, что делает его способным знать, общаться и делать собственный выбор в жизни. Общество — это естественный и необходимый способ сосуществования людей, их общение и взаимодействие в целях лучшего устройства своей жизни. Будучи мыслителем своей эпохи, Аристотель отстаивал тезис о естественности рабства как системы отношений, вытекающей из неодинаковой природы людей. В его представлении рабы — это варвары, отличающиеся от господ приспособленностью к грубому физическому труду. Раб является «одушевленным инструментом», «говорящим орудием».
Исследуя формы государственного устройства, Аристотель разделил их на «неправильные» (тирания, олигархия и демократия) и «правильные» (монархия, аристократия и полития, т.е. республика опорой на «средний класс» общества). Важным условием существования государства он считал наличие гражданина как полноправного и ответственного участника всех государственных дел. Исследуя эти и подобные им вопросы, Аристотель положил тем самым начало политической науке об общественной жизни.
Аристотель известен также и как основатель биологии (труд «О частях животных»). Ему принадлежит определение жизни: «...всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основания в нем самом». В «Истории животных» он раскрыл сложную иерархию мира жизни на нашей планете, отметив наличие переходных форм между растениями и животными («лестница существ»). Планету Земля Аристотель считал центром мироздания, а конечным и вечным источником всех форм жизни и движения на ней — Бога.
В своем этическом учении Аристотель подчеркивал, что человек делает себя сам посредством своих усилий. Нравственность — это приобретенное качество души. Быть добродетельным означает быть разумным и способным избегать крайностей, являться мерой (образцом) для других людей. Нравственный человек всегда гармоничен, он не состоит в разладе с самим собой и другими людьми. Таким образом, мудрость предполагает прежде всего наличие разумной души.
Многогранное творчество Аристотеля завершает собой классический период в древнегреческой философии. Это было время наиболее интенсивного, разностороннего и продуктивного творчества в сфере философского духа. Упадок Древней Греции привел и к кризису ее философию. Наступила эпоха эллинизма (с конца IV века до н.э. до V века н.э.), связанная с завоеванием Греции Римом и постепенным кризисом экономических, социальных и иных оснований рабовладельческого общества того времени.
Период заката и угасания древнегреческой философии (греко-римский период) совпал с упадком свободной политической и духовной жизни в городах Древней Греции. Интерес к философствованию значительно снизился, уступив дорогу скептицизму, мистике и иным умонастроениям. Возникло раннее христианство с его учением о грехопадении, рае и аде, о Страшном суде. Философия обратилась к теме существования человека в условиях кризиса общества, к острым противоречиям между человеком и миром его бытия, к вопросам этики. Важнейшими философскими течениями в то время были эпикурейство, стоицизм и скептицизм.
Эпикур является самой крупной фигурой в философии греко-римского периода. Он был продолжателем учения атомиста Демокрита, но во всем противоречил ему, по замечанию К.Маркса. Если у Демокрита на первом плане стояло объяснение природы, то Эпик решал прежде всего задачу обоснования свободного, ничем и ничем не стесненного поведения человека. Не отвергая существования богов, греческий философ вместе с тем считал недопустимым их вмешательство в жизнь людей.
В своем учении о природе Эпикур полагал, что ничто не возникает из ничего и в ничто не превращается. Мир всегда был в принципе таков, каков он есть сейчас. Вселенная состоит из тел и пустоты, а вещи познаются нами с помощью ощущений. Тела состоят из неделимых и неизменных атомов, сам же мир безграничен и бесконечен.
Главное отличие философии Эпикура от учения Демокрита состоит в том, что первый в своем учении ввел принцип отклонения атомов в ходе их движения в пустоте (пространстве). Движение же атомов у Демокрита изначально жестко задано в рамках конкретной прямолинейной траектории полета и не предполагает ее изменения. Напротив, у Эпикура отклонение атомов, т.е? их свобода является основным законом их существования, вытекающим из природы атомов. В применении к общественной жизни и человеку этот принцип означает свободу индивида, возможность и способность избирать им собственную «траекторию полета», т.е. жизненный путь, судьбу. Таким образом, Эпикур сформулировал идею свободы человека как возможность самостоятельно делать свой собственный выбор. Неудивительно, что этот философ стал одним из самых почитаемых для немецкого мыслителя и революционера К.Маркса, который искренне мечтал освободить все человечество от состояния несвободы.
Большое внимание Эпикур уделил также теме счастья человека. По его убеждению, нельзя, чтобы страх предстоящей смерти заглушал в человеке тягу к благополучию. Счастье — это всегда удовольствие, это отсутствие страданий. Удовольствие является началом и завершением счастливой жизни, с него мы начинаем и к нему возвращаемся. Эпикур был сторонником гедонизма, т.е. установки на наслаждение как основы человеческого счастья, и в связи с этим его творчество может быть определено как «философия счастья». Однако при этом философ был против вульгарности и всегда подчеркивал, что нельзя жить счастливо, не живя разумно, нравственно и справедливо. Удовольствие никоим образом не должно превышать меру, ибо в противном случае оно принесет людям зло и страдание.
Счастье — это всегда состояние мудрости и невозмутимости духа, независимость от влияний внешнего мира и собственных страстей. «Не надо бояться смерти и богов» — учил Эпикур. Пока мы живы, смерти нет, а когда она все же придет, то нас уже не будет. Надо жить свободно и быть счастливым, призывал мыслитель, отстаивая тем самым честь и достоинство человека.
Стоицизм («философия спасения») выразил ощущения ненадежности мира и неопределенности, настроения неуверенности и страха, которые были присущи эпохе распада рабовладельческого общества. Идеалом для стоиков стал человек, который безропотно, но мужественно и с достоинством («стоически») повинуется судьбе и воле богов. Такой человек знает, что сопротивляться всему этому невозможно и бесполезно. Стоицизм — это по сути дела проповедь умонастроений пессимизма и пассивности.
Греческие стоики (Зенон из Кития, Клеанф, Хрисипп) верили в Бога и считали его «творческим огнем», присутствующим в материи. В этом мире все управляется необходимостью (судьбой) и законом (разумом). Все происходящее обязательно имеет под собой причину. Имея начало во времени, мир должен иметь и свой конец. В нем действует закон вечного возвращения: исчерпав все возможности своего существования, мир неизбежно погибнет в мировом пожаре и превратится в огонь как свое исходное состояние. В стоицизме сформировался, таким образом, фатализм как учение о неумолимой судьбе, которая властвует над миром и не оставляет человеку места для свободной и творческой деятельности.
Исходя из установок фатализма, стоики полагали, что человек в такой ситуации должен смириться со своей судьбой (космическим порядком) и ничего не пытаться изменить в этом мире. Главным в поведении человека должен стать покой, невозмутимость («атараксия») и терпение («анатея»). В представлении стоиков, мудрец — это тот, кто не желает счастья и не проявляет никакой деятельной энергии. Очевидно, что стоицизм прямо противоположен эпикурейству. Если для последнего характерна установка на оптимизм и активизм, то стоики — это сторонники пессимизма, пассивности и апатии как мироощущения и образа жизни человека. Мудрым является тот, кто сумел постигнуть незыблемость мирового порядка и спокойно готовит себя к неизбежной смерти. Свобода состоит лишь в том, чтобы согласиться с голосом и волей собственной судьбы и мужественно переносить ее удары. В таких суждениях стоическая философия отразила кризис греческих городов, кризис и упадок рабовладельческого общества в целом.
Скептицизм (Пиррон и др.) как течение эпохи эллинизма отвергал возможность получения человеком достоверных знаний об окружающем мире. Его сторонники призывали к воздержанию от суждений в теории, к невозмутимости и безмятежности духа в повседневной жизни. Античный скептицизм был критикой всего и вся, стремлением к достоверному знанию — и вместе с тем он нес в себе сомнение в достижении такого знания. Так, Пиррон утверждал, что получение истинного знания невозможно. Поэтому не следует называть вещи ни прекрасными, ни безобразными, оценивать поступки людей как справедливые или же несправедливые. По его убеждению, вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни умом. Поэтому лучше всего воздержаться от суждений о вещах. Воздержание от всего и невозмутимость — вот в чем должна состоять подлинная мудрость. В повседневной жизни надо следовать обычаю и здравому смыслу. «Не знаю, и потому живу, как живется: воздерживаясь от суждений и следуя обычаю или здравому смыслу, благоразумию или жизненному опыту» — так формулировались жизненно-практические принципы скептицизма. Основной его тезис («воздерживаться от суждения») обосновывался ссылками на уязвимость человеческой природы и недостоверность получаемых сведений о мире. Вполне естественное сомнение в возможности получения достоверного знания (скепсис) было, однако, доведено в скептицизме до агностицизма, т.е. до утверждения о невозможности получения истинного знания вообще.
К I веку до н.э. упадок классической греческой философии стал очевиден. В ней проявился эклектицизм — механическое сочетание разнородных учений и идей, опиравшихся на различные системы классической и эллинистической философии (платонизм, аристотелизм, эпикурейство, стоицизм и др.). В философии зазвучали мифологические, религиозные и мистические мотивы, отразившие великую социальную катастрофу — распад гигантской рабовладельческой формации с ее тысячелетней историей и богатейшей культурой.
Древнегреческая философия стала одной из самых ярких страниц в истории мировой философской мысли по своему идейному содержанию, разнообразию течений и школ, типов мышления и идей.
Здесь философия по-настоящему стала сама собой: осознала свой предмет и место в духовной культуре общества, сформировала собственный понятийный аппарат и исходные принципы исследования, преодолела мифологическую картину мира. По сути дела, греческая философия явилась мировоззрением освобождающейся личности, которая выделяла себя из Космоса и осознавала свою самостоятельность и ценность. Важно и то, что в философии Древней Греции зародились, по словам Ф.Энгельса, «зародыши всех позднейших типов мировоззрений», которые стали источниками последующего развития европейской и мировой философской мысли. Русский исследователь культуры А.Ф.Лосев отмечал, что античная философия — это «цельный лик, ...единораздельная, живая и целостная историческая структура».
- Терехов с.В.
- Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
- 1. Мировоззрение, его сущность, структура и функции.
- 2. Философия в системе духовной культуры человека и общества.
- История философии
- Философия древнего мира(становление, круг проблем, значение)
- Древний вавилон и египет: во власти мифа и религии
- Китай и индия. Поиск единого закона мира и пути жизни
- Древнегреческая философия, ее истоки, проблемы и содержание
- Философская мысль в древнем риме
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Средневековая философия: истоки особенности, содержание общая характеристика
- Патристика, ее идеи и познавательное значение
- Схоластика средних веков. Реализм и номинализм
- Философия арабского мира
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия эпохи возрождения общая характеристика
- Натурфилософия и наука, их предпосылки, идейное содержание и мировоззренческое значение
- Гуманистический антропоцентризм в философии и культуре эпохи возрождения. Социально-философские учения
- Вопросы для контроля.
- Литература по теме
- Философия раннего нового времени (XVII век) общая характеристика
- Наук а и философия. Проблемы теории познания мира
- Философские учения об общественной жизни
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия в эпоху просвещения (XVIII век) общая характеристика
- Сущность просветительства. Французские просветители о материи, человеке и обществе
- Развитие просветительской философии в странах европы и в сша
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Классическая немецкая философия общая характеристика
- Классическая немецкая философия возникновение немецкой классики. Творчество и.Канта
- Учения и. Фихте и ф.Шеллинга
- Система философского идеализма г.Гегеля
- Антропологический материализм л.Фейербаха
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Зарубежная философия новейшего времени (XX век) общая характеристика
- Философский иррационализм, его истоки и проявления
- Экзистенциальная философия об отчуждении свободе человека
- Рационализм в современной философии
- Глобальные проблемы человечества и философия
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- История русской философии общая характеристика
- Зарождение русской философии, ее корни особенности
- Философская мысль русского просвещения
- Важнейшие течения в философии XIX века (период классики)
- Русская религиозная философия XIX — XX вв.
- Развитие истории философии в советский период
- Вопросы для контроля
- Литература по теме