2. Философия в системе духовной культуры человека и общества.
Философия зародилась около 2,5 тысяч лет назад в странах Древнего Востока (Китай, Индия), Греции и Риме Наиболее развитые по тем временам формы она обрела в Древней Греции. Первыми философами были Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор и другие. Сам термин «философия» переводится обычно как «любовь к мудрости. Во все времена философия ассоциировалась го стремлением отвозить на самые сложные вопросы, касающиеся сущности и природы мира, существования в нем человека. Философская мысль изначально пыталась вобрать в себя весь познавательный опыт человечества, и не удивительно, что очень многие философы отличались богатой эрудицией и высокой культурой мышления.
Зарождение философии было связано с тем, что отдельные виды познания (математика, астрономия и др.) по природе своей не в состоянии дать целостную картину мира и человека в нем. Она появилась также и в силу того, что в раннеклассовом обществе возникла потребность в выработке альтернативной по отношению к мифологии и религии рациональной (теоретической) картине мира. На этой основе постепенно и стали формулироваться такие философские вопросы, как «Что есть мир?», «Что является его основой?», «Конечен или же бесконечен этот мир?», «Что есть человек?», «Что такое истина?». Философия возникала также и в связи с появлением в античном обществе немногочисленного слоя свободных граждан, избиравших философию в качестве своего мировоззрения.
Вопрос о том, что есть мир, — это по сути дела основной вопрос философии. Он вытекает из естественного стремления философии постигнуть окружающий человека мир как единое, раскрыть взаимоотношения между человеком и внешним миром. Это есть вопрос о сущности (сути) мира и его важнейших свойствах, о возможности познания этого мира. Основной вопрос как вопрос о взаимоотношениях между человеком и миром был обозначен еще в ходе возникновения и становления философской мысли. Этот вопрос неисчерпаем и потому вечен, хотя и формулируется нередко по-разному в различных философских течениях и школах. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и многих других философских вопросов и проблем. Наличие этого, «коренного», по оценке В.И.Ленина, вопроса, обусловило распад истории философской мысли на два главных направления в ней — философский материализм («линия Демокрита») и философский идеализм («линия Платона»). Они имели многочисленные исторические формы и в итоге составили весьма сложную и многокрасочную картину единого и вместе с тем противоречивого историко-философского процесса.
Можно сказать, что философия начинается там и тогда, где человек пытается постигнуть сущность мира, определить свое место в нем, осмыслить собственные цели жизни и призвание в этом мире. В этом смысле философия и есть общая теория мира и теоретическое осмысление человека в нем.
Философию всегда интересовал не только мир вне человека. В такой же мере она стремилась постигнуть и самого человека. Подлинная философия всегда рассматривает мир, взятый вместе с человеком. Человек рождается и умирает в этом мире, он живет, радуется и страдает, познает и действует в этом мире. Философия — это «очеловеченная» по своему характеру и содержанию отрасль знания. Ни одна из наук не способна исследовать все богатство сложной связки «Мир — Человек». Эти две реальности и образуют два полюса в предмете философии. Они являются основными центрами ее внимания и создают ее предметное поле, т.е. круг важнейших вопросов.
Философия — это учение о мире как целом и о месте человека в нем, о взаимоотношениях между человеком и миром, о путях и способах познания и преобразования человеком мира, о будущем этого мира. Из этого определения видно, что предмет философии резко отличается от предметов познания других наук. Философия есть очень емкая система теоретического знания. Она включает в себя такие области, как онтология, гносеология, теория развития, антропология, социальная философия и др. По мере развития философии от нее отпочковывались отрасли знания, ставшие со временем самостоятельными науками — эстетика и этика, психология, политология.
Специфика предмета философии обусловливает и особенности философского знания. Назовем наиболее значимые из них.
Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах. Это такие, как Истина (наука и идеология), Добро (мораль и религия) и Красота (искусство в различных его формах и видах). Философия всегда находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает тем самым все богатство и многообразие духовной культуры общества. Очевидно, например, огромное влияние на философскую мысль России XIX в. со стороны отечественной художественной литературы того времени в лице А.И.Герцена, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и других писателей. Философия испытывает воздействие и со стороны частных наук. Они дают исходный материал для глубоких философских обобщений, как это случилось, например, с теорией естественного отбора Ч.Дарвина. Философия же для этих наук выступает как всеобщий метод («путь») познания. Поэтому иногда и говорят, что философия есть, по выражению Л.Фейербаха, «мать наук». Г.Гегель называл ее «королевой наук», которая ведет активный диалог с частными науками. Образно говоря, философия — это «крыша» над зданием духовной культуры общества, завершение познавательного опыта человечества.
Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания и к раскрытию предельно общих черт и свойств, законов окружающего мира. Она изучает не мир «в целом», а мир «как целое», что любил подчеркивать Г.Гегель. Философия, по его выражению, - это «эпоха, схваченная мыслью». К.Маркс характеризовал ее как «духовную квинтэссенцию» своего времени. В отличие от мифологии и религии, философия старается опираться на точные научные факты, и поэтому подлинная философия всегда абстрактна, высокотеоретична Она есть как бы «чистая теория», обладающая разветвленным и сложнейшим понятийным аппаратом и богатейшим объемом знания.
Гуманитарная ориентация, т.е. нацеленность на исследование феномена Человека также характеризует философию Начало этой традиции философии положил Сократ, призывавший человека познать самого себя. По убеждению Л.Фейербаха, человек есть высший предмет для философии. Русский философ Н.А.Бердяев определял философию прежде всею как учение о смысле человеческого существования и о человеческой судьбе. В настоящее время гуманитарная ориентация философского знания проявляется в стремлении осмыслить общечеловеческие проблемы и ценности, судьбы современного человечества. «Философия человечна, философское познание - человеческое познание», - так писал о данной черте философии Н.А Бердяев. Обращение философии к теме внутреннею духовного мира человека делает ее не просто наукой, а единством науки и мудрости, размышлением человека о самом себе. Человек неустраним из философии, а подлинная философия всегда антропологична.
Большинство философских вопросов являются вечными в силу своей неисчерпаемости Они вновь и вновь воспроизводятся в новых исторических условиях, но решаются уже по-иному вступающими в самостоятельную жизнь новыми поколениями людей. Невозможно, например, представить себе, чтобы вопрос о смысле жизни человека мог быть решен раз и навсегда. Повышенный интерес к философским вопросам наблюдается обычно в переломные моменты истории. В такие эпохи общество как бы вопрошает самого себя. Кто мы и откуда? Кто виноват? Что делать?
Философское знание всегда несет; на себе печать личности мыслителя. В этом смысле, например, философия Аристотеля, конечно же, отличается от философии Вольтера, а творчество Платона совсем непохоже на творчество К Маркса. Не приходится удивляться, что философия в обществе не может быть единственной, хотя она и едина. Являя собой «дело свободною мышления», как ее характеризовал В. С Соловьев, она несет в себе личностное отношение мыслителя к рассматриваемым проблемам. Эта особенность философского знания является одной из причин огромного разнообразия в философии направлений и течений, школ и конкретных идей Философию образно можно представить в виде букета разных цветов. Она всегда окрашена в эмоции и страсти живых мыслителей, которые выражают через нее свое отношение к миру Философская мысль общества — это всегда огромный и глубокий океан учений и идей.
Философия органично вплетена в ткань человеческого общества и испытывает на себе большое воздействие со стороны последнего. В наибольшей степени на философскую мысль влияют такие институты общества, как политический и общественный строй, государство, религия и др. Не будет ошибкой сказать, что философия есть «дочь» прежде всего демократий, ведь при отсутствии демократии с ее духом свободы человека философия просто не сможет существовать. С другой стороны, сама философия активно влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Известно ведь, что крупнейшие революции в истории человечества (Великая французская и Великая Октябрьская в России) вначале вызревали в головах людей в виде передовых мыслей, а уж затем осуществлялись практически.
Раскрывая социальные функции философского знания, подчеркнем, что философия многофункциональна.
Прежде всего, философия выполняет мировоззренческую функцию. Задача философии состоит прежде всего в том, чтобы, говоря словами Г Гегеля, «постичь то, что есть» и сформировать целостную картину мира и человека в нем. В этом и заключается основная, или «генеральная» функция философского знания в рамках всей его истории. Решая свой основной вопрос, философия вместе с тем вырабатывает важнейшие подходы и ориентации для осмысления иных мировоззренческих вопросов.
Философии свойственна и методологическая, или поисковая функция. Обобщая совокупный познавательный опыт человечества, философия формулирует исходные принципы (правила) познания для всего комплекса частных наук. Это, например, принцип единства и развития мира, принцип творческой свободы человека и другие. Данные принципы реализуются во всех формах познания (в искусстве, в науке) и в ходе практической деятельности людей.
Функция социальной критики означает, что философия есть критика сущего, т е. имеющегося в обществе порядка вещей (политический строй, мораль и т.д.). Этой традиции придерживался и Сократ, погибший в тюрьме от гонений со стороны властей. Говоря о данной функции, уместно напомнить о наличии большого потенциала социальной критики в классической марксистской философии. Размышляя об этой функции, известный советский философ М Мамардашвили подчеркивал, что философия, в отличие от религии, не может останавливаться на состояниях почтения, послушания и уважения.
Конструктивная функция философии означает ее способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем, прийти на смену старому в обществе. Н.А Заболоцкий сказал об этом языком поэзии: «Мир должен быть иным,/ Мир должен быть круглей,/ Величественней, чище, справедливей,/ Мир должен быть разумней и счастливей,/ Чем раньше был и чем он есть сейчас». Философия и есть взгляд в будущее, его прогноз и предвосхищение. Эту функцию («кассандровское начало») выполняет футурология как философское учение о будущем.
Философии присуща и идеологическая функция, которая означает участие философии в выработке идеологии как системы взглядов, ценностей и идеалов той или иной социальной группы. Идеология отражает потребности и интересы больших социальных групп и служит для этих групп программой их практической деятельности
Функция отражения (обобщения) культуры предполагает, что философия является стержнем («душой») духовной культуры общества. Она улавливает и формулирует наиболее типичные и значимые идеи и идеалы своего времени. Ради этого она и опирается на все иные сферы духовной культуры общества (наука, искусство и др.) и как бы присутствует в них изнутри.
Кроме названных выше, философия выполняет также интеллектуальную функцию. Поскольку философия является синтезом совокупного знания человечества, то ее изучение (особенно это относится к истории философской мысли) есть прямой путь к развитию у человека способности к теоретическому мышлению. Через философию передается познавательный опыт и образцы (способы} мышления от поколения к поколению. Как писал П Л.Лавров, философствовать — это развивать в себе человека как единое стройное существо Р.Декарт подчеркивает, что философия отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют.
При оценке «пользы» от философии в общественной жизни нельзя применять так называемый утилитарный подход. В отличие от предметов домашней утвари и иных вещей, духовная культура общества не содержит в себе непосредственной практической пользы Роль философии разумнее всего сравнивать с ролью серьезного искусства. В самом деле, можно ли вести речь о «пользе» музыки Моцарта, картин Рафаэля, книг Л.Н.Толстого? Очевидно, что здесь нужны иные мерки
Известно, что искусство развивает у человека чувственность и образное (художественное) мышление. Философия же формирует интеллект, развивает способность к теоретическому мышлению Искусство учит находить прекрасное в жизни, а философия научает мыслить свободно и критически. Искусство помогает человеку рождать фантазии, а философия - делать высокие обобщения. Она есть, по словам И Канта, «законодатель человеческого разума»
Кратко говоря, философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения. В этом смысле, как заметил Г.Гегель, «для добывания хлеба насущного нет средства хуже, чем философия». Она есть прежде всего искусство мышления, призванное помочь человеку обрести мудрость, или «добрый разум» как важную интеллектуальную характеристику Подлинная же мудрость состоит в том, чтобы, говоря словами Гераклита, «говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно ней» Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и правильно поступает
Итак, философия — это весьма древнее и многомерное явление духовной культуры человечества Ее специфичность и особая роль в жизни общества и индивида (развитие способности к теоретическому мышлению и формирование мировоззрения) требует серьезного и вдумчивого отношения к ней. Философия есть синтез Истины, Добра и Красоты, ядро духовной культуры человеческого общества.
- Терехов с.В.
- Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
- 1. Мировоззрение, его сущность, структура и функции.
- 2. Философия в системе духовной культуры человека и общества.
- История философии
- Философия древнего мира(становление, круг проблем, значение)
- Древний вавилон и египет: во власти мифа и религии
- Китай и индия. Поиск единого закона мира и пути жизни
- Древнегреческая философия, ее истоки, проблемы и содержание
- Философская мысль в древнем риме
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Средневековая философия: истоки особенности, содержание общая характеристика
- Патристика, ее идеи и познавательное значение
- Схоластика средних веков. Реализм и номинализм
- Философия арабского мира
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия эпохи возрождения общая характеристика
- Натурфилософия и наука, их предпосылки, идейное содержание и мировоззренческое значение
- Гуманистический антропоцентризм в философии и культуре эпохи возрождения. Социально-философские учения
- Вопросы для контроля.
- Литература по теме
- Философия раннего нового времени (XVII век) общая характеристика
- Наук а и философия. Проблемы теории познания мира
- Философские учения об общественной жизни
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия в эпоху просвещения (XVIII век) общая характеристика
- Сущность просветительства. Французские просветители о материи, человеке и обществе
- Развитие просветительской философии в странах европы и в сша
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Классическая немецкая философия общая характеристика
- Классическая немецкая философия возникновение немецкой классики. Творчество и.Канта
- Учения и. Фихте и ф.Шеллинга
- Система философского идеализма г.Гегеля
- Антропологический материализм л.Фейербаха
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Зарубежная философия новейшего времени (XX век) общая характеристика
- Философский иррационализм, его истоки и проявления
- Экзистенциальная философия об отчуждении свободе человека
- Рационализм в современной философии
- Глобальные проблемы человечества и философия
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- История русской философии общая характеристика
- Зарождение русской философии, ее корни особенности
- Философская мысль русского просвещения
- Важнейшие течения в философии XIX века (период классики)
- Русская религиозная философия XIX — XX вв.
- Развитие истории философии в советский период
- Вопросы для контроля
- Литература по теме