logo
История философии

Философия арабского мира

В странах арабского Востока эпохи средних веков также сло­жилась развитая для своего времени философия. Арабский (мусульманский) мир был известен также и своими большими достижениями в области естествознания (алгебра, астрономия, медицина). Что же касается философии, то в своем развитии она соприкасалась как с греческой, так и с западно-европейской философскими традициями, ведь арабы сумели распространить свое влияние и на ряд европейских стран. Для арабской философии авторитетами были прежде всего Платон и Аристотель, а свою основную задачу она видела в защите важнейшей ценности ис­ламской религии — учения Корана о Боге-Аллахе. Наибольшее развитие философия получила в двух духовных центрах Арабско­го халифата: Багдаде и Кордове (нынешняя Испания).

Считается, что начало арабской философии положил Аль-Кинди (IX век), «философ арабов», переводчик и комментатор работ Ари­стотеля. Полагая создание мира Аллахом из «ничего», Кинди вместе с тем развивал и учение о материи, из которой состоят все вещи.

Продолжателем идей Аль-Кинди стал крупный мыслитель X ве­ка Аль-Фараби, автор около 50 сочинений по религии, философии и естественным наукам. Фараби создал классификацию современных ему наук. Он подчеркивал большое познавательное значение прежде всего таких областей знания, как логика и математика, геометрия, астрономия, физика. В своей энциклопедии.наук Фараби выделял и такую область, как метафизика, — некую общую теорию зна­ния. Ее основным предметом он считал Бога (Аллаха). Метафизи­ка («божественная наука») призвана рассматривать сущность Бога, проблему возникновения мира и человека, развитие мироздания. Как и принято в религиозной философии, Фараби рассматривал та­кие вопросы, как душа человека и ее свойства, познание Бога и роль в этом духовных сил человека, призвание самого человека в мире.

Крупнейшим мыслителем арабского Востока был Ибн-Сина (Авиценна) (работы «Книга исцеления», «Книга спасения»). Ави­ценна — это религиозный мыслитель XI века, продолжатель учения Аристотеля и систематизатор естественных наук своего времени («король восточной арабской философии», «князь ученых»). Клас­сифицируя науки, он разделил их на две группы: теоретические (умозрительные) и практические (прикладные). По мнению Авиценны, «высшей наукой» является теология. Она призвана исследовать то, что находится вне природы, т.е. Бога. Арабский мыслитель под­черкивал также большую роль астрономии, физики и математики. Логику он называл «наукой-мерилом» и рассматривал ее как введе­ние в философию.

Авиценна не сомневался в познаваемости мира человеком. Однако всякое знание, если оно не взвешено на весах разума, не является достоверным. Мир представляет собой органичное единство формы и материи. Бог существует с необходимостью, и это доказывается совершенством мироздания, наличием в нем иерархии, причинно-следственных связей и иных проявлений бо­жественного. В духе естествознания своего времени Авиценна обращал особое внимание на роль материи. Он рассматривал ее как возможность всех вещей, без которой Бог не смог бы сотво­рить этот мир. Философ писал, что «...материя всегда предшест­вует существованию самой возможности вещи... Все, что стало существовать, после того, как не существовало во времени, имеет материю, в которой и воплощается его возможность существова­ния». Материя — это не бледная тень «мира идей», как учил Пла­тон. Она так же вечна, как и сам Бог.

Бог рассматривался Авиценной не только как создатель мира, но вместе с тем и как мыслящее существо. От него якобы исходит к че­ловеку интеллектуальное просветление и способность к познанию окружающего мира. Венцом в развитии всех живых существ являет­ся разум. Познание есть не что иное, как обнаружение умом орга­ничного единства мира и причинности в нем.

Значительное место в творчестве Авиценны заняло учение о че­ловеческой душе. Он выделял в ней две главные силы — умозри­тельную и практическую, — обусловливающие способность к по­знанию и намеренным действиям соответственно. Наиболее развита душа у великих пророков, которые познают мир без учителей, бла­годаря своей интуиции.

Видным мыслителем арабского Востока был Аль-Газали (XI в.). Он выступал за то, чтобы не допускать разрушительного воздей­ствия научно-рационального мышления на религиозное мировоз­зрение. Мыслитель критиковал философию за то, что на ней, по его мнению, в немалой степени лежит клеймо неверия и безбо­жия. Так, греческие философы Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит не признавали наличие Бога как творца мира. Другие философы также увлекались тем, что объясняли развитие мира исключи­тельно лишь естественными причинами. Газали критиковал так­же Сократа, Платона и Аристотеля за их склонность к атеизму («безбожие»). Арабский мыслитель активно выступал против идеи вечности и несотворимости мира, независимого от Бога су­ществования материи. Свободная воля человека ограничена в своих проявлениях и обнаруживается лишь в греховных действи­ях. Человек должен полностью находится во власти своего Твор­ца. Божество познается благодаря божественному озарению, хотя в этом процессе задействованы чувства, рассудок и разум. Учение Газали было стремлением восстановить элементы мистики в фи­лософии и вывести ее из-под влияния научного знания.

Напротив, Ибн Рушди (Аверроэс) (1126 — 1198 гг.) активно про­должал естественнонаучную струю в философии своего времени. Аристотеля он считал вершиной философской мысли, а в своем творчестве основное внимание обратил на соотношение религии и философии. Аверроэс был сторонником рационалистического мышления, виднейшим мыслителем арабского Запада. Он добивался того, чтобы философия обрела полную независимость от теологии. И религия, и философия вместе размышляют о Боге, но используют в этих целях различные методы. Применяемый в философии метод доказательства более убедителен, поскольку дает полное знание о Боге и его творениях. Напротив, методом религии является словес­ная риторика и использование образов, путаных и нередко противо­речивых догматических положений. Дело философии — вскрывать, глубокий внутренний смысл, содержащийся в Коране, и делать это-могут лишь люди образованные. Именно таким образом и становится возможным сосуществование философии и теологии. Философия призвана обосновывать лишь самые общие положения, в ко-~ торых идет речь о сущности мира и человека в нем.

Аверроэс развивал идеи единства органического мира и наличия в нем постепенной эволюции. Он полагал, что человек не полностью зависит от внешних сил, а обладает некоторой степенью свободы действий. Люди неодинаковы по своим способностям, и поэтому в обществе неизбежна социально-классовая дифференциация. Главное в практике воспитания человека не принуждение (в том числе и ду­ховное), а убеждение и приобщение к светской культуре.

Как и в Западной Европе, философия арабского Востока носила в целом религиозный характер. Основной в ней была тема Бога и его места в мире, соотношение философии и теологии. Однако филосо­фия в этих странах имела все же более прочную связь с наукой. В ней был сильнее выражен дух рационального мышления и здравого смысла.

Что касается значения средневековой философии, то здесь важно избегать крайних и тем более высокомерных суждений. Во-первых, будет несправедливым не отметить существенное продвижение фи­лософской мысли этого времени в таких областях, как онтология, логика и теория познания, антропология. Философия средних веков усилила интерес к теме человека, обратив особое внимание на его духовный мир, смысл жизни и призвание, правила практического по­ведения христианина в мире. «Измени не внешний мир, а самого се­бя, свою душу» — обращалась к человеку философия той эпохи. Для нее характерен психологизм и жанр назидательной исповеди. Эта фи­лософия затрагивала такие важные явления человеческого духовно­го мира, как вера, любовь и надежда, чувства вины и раскаяния. В творчестве ряда мыслителей философия обрела более тесную связь с естественными науками в лице астрономии, физики и математики, медицины. Некоторые естественнонаучные мотивы в философии средних веков способствовали появлению в эпоху Возрождения («позднее средневековье») обширных систем подобного знания. В средневековой философии было обозначено немало идей, получив­ших в дальнейшем более полное развитие (например, идея социаль­ного времени, прогресса в истории, идея противоречивой природы человека и др.).

Однако философия средних веков развивалась все же в жестких рамках официального религиозного вероучения с его духом автори­тарности и догматизма. Это сковывало развитие философского зна­ния, порождало иррациональные мотивы в философских учениях, сковывало сам дух свободного рационального мышления. Немецкий философ XIX века Г.Гегель отмечал также некоторую монотонность и назидательность, формализм и безликий характер философских учений той эпохи, а схоластику определял как «варварскую филосо­фию рассудка». Но, несмотря на эти и иные недостатки, основное все же состоит в следующем: средние века явились одной из ступе­ней восходящего развития философского духа, а не перерывом в нем, упадком и деградацией.