Философия арабского мира
В странах арабского Востока эпохи средних веков также сложилась развитая для своего времени философия. Арабский (мусульманский) мир был известен также и своими большими достижениями в области естествознания (алгебра, астрономия, медицина). Что же касается философии, то в своем развитии она соприкасалась как с греческой, так и с западно-европейской философскими традициями, ведь арабы сумели распространить свое влияние и на ряд европейских стран. Для арабской философии авторитетами были прежде всего Платон и Аристотель, а свою основную задачу она видела в защите важнейшей ценности исламской религии — учения Корана о Боге-Аллахе. Наибольшее развитие философия получила в двух духовных центрах Арабского халифата: Багдаде и Кордове (нынешняя Испания).
Считается, что начало арабской философии положил Аль-Кинди (IX век), «философ арабов», переводчик и комментатор работ Аристотеля. Полагая создание мира Аллахом из «ничего», Кинди вместе с тем развивал и учение о материи, из которой состоят все вещи.
Продолжателем идей Аль-Кинди стал крупный мыслитель X века Аль-Фараби, автор около 50 сочинений по религии, философии и естественным наукам. Фараби создал классификацию современных ему наук. Он подчеркивал большое познавательное значение прежде всего таких областей знания, как логика и математика, геометрия, астрономия, физика. В своей энциклопедии.наук Фараби выделял и такую область, как метафизика, — некую общую теорию знания. Ее основным предметом он считал Бога (Аллаха). Метафизика («божественная наука») призвана рассматривать сущность Бога, проблему возникновения мира и человека, развитие мироздания. Как и принято в религиозной философии, Фараби рассматривал такие вопросы, как душа человека и ее свойства, познание Бога и роль в этом духовных сил человека, призвание самого человека в мире.
Крупнейшим мыслителем арабского Востока был Ибн-Сина (Авиценна) (работы «Книга исцеления», «Книга спасения»). Авиценна — это религиозный мыслитель XI века, продолжатель учения Аристотеля и систематизатор естественных наук своего времени («король восточной арабской философии», «князь ученых»). Классифицируя науки, он разделил их на две группы: теоретические (умозрительные) и практические (прикладные). По мнению Авиценны, «высшей наукой» является теология. Она призвана исследовать то, что находится вне природы, т.е. Бога. Арабский мыслитель подчеркивал также большую роль астрономии, физики и математики. Логику он называл «наукой-мерилом» и рассматривал ее как введение в философию.
Авиценна не сомневался в познаваемости мира человеком. Однако всякое знание, если оно не взвешено на весах разума, не является достоверным. Мир представляет собой органичное единство формы и материи. Бог существует с необходимостью, и это доказывается совершенством мироздания, наличием в нем иерархии, причинно-следственных связей и иных проявлений божественного. В духе естествознания своего времени Авиценна обращал особое внимание на роль материи. Он рассматривал ее как возможность всех вещей, без которой Бог не смог бы сотворить этот мир. Философ писал, что «...материя всегда предшествует существованию самой возможности вещи... Все, что стало существовать, после того, как не существовало во времени, имеет материю, в которой и воплощается его возможность существования». Материя — это не бледная тень «мира идей», как учил Платон. Она так же вечна, как и сам Бог.
Бог рассматривался Авиценной не только как создатель мира, но вместе с тем и как мыслящее существо. От него якобы исходит к человеку интеллектуальное просветление и способность к познанию окружающего мира. Венцом в развитии всех живых существ является разум. Познание есть не что иное, как обнаружение умом органичного единства мира и причинности в нем.
Значительное место в творчестве Авиценны заняло учение о человеческой душе. Он выделял в ней две главные силы — умозрительную и практическую, — обусловливающие способность к познанию и намеренным действиям соответственно. Наиболее развита душа у великих пророков, которые познают мир без учителей, благодаря своей интуиции.
Видным мыслителем арабского Востока был Аль-Газали (XI в.). Он выступал за то, чтобы не допускать разрушительного воздействия научно-рационального мышления на религиозное мировоззрение. Мыслитель критиковал философию за то, что на ней, по его мнению, в немалой степени лежит клеймо неверия и безбожия. Так, греческие философы Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит не признавали наличие Бога как творца мира. Другие философы также увлекались тем, что объясняли развитие мира исключительно лишь естественными причинами. Газали критиковал также Сократа, Платона и Аристотеля за их склонность к атеизму («безбожие»). Арабский мыслитель активно выступал против идеи вечности и несотворимости мира, независимого от Бога существования материи. Свободная воля человека ограничена в своих проявлениях и обнаруживается лишь в греховных действиях. Человек должен полностью находится во власти своего Творца. Божество познается благодаря божественному озарению, хотя в этом процессе задействованы чувства, рассудок и разум. Учение Газали было стремлением восстановить элементы мистики в философии и вывести ее из-под влияния научного знания.
Напротив, Ибн Рушди (Аверроэс) (1126 — 1198 гг.) активно продолжал естественнонаучную струю в философии своего времени. Аристотеля он считал вершиной философской мысли, а в своем творчестве основное внимание обратил на соотношение религии и философии. Аверроэс был сторонником рационалистического мышления, виднейшим мыслителем арабского Запада. Он добивался того, чтобы философия обрела полную независимость от теологии. И религия, и философия вместе размышляют о Боге, но используют в этих целях различные методы. Применяемый в философии метод доказательства более убедителен, поскольку дает полное знание о Боге и его творениях. Напротив, методом религии является словесная риторика и использование образов, путаных и нередко противоречивых догматических положений. Дело философии — вскрывать, глубокий внутренний смысл, содержащийся в Коране, и делать это-могут лишь люди образованные. Именно таким образом и становится возможным сосуществование философии и теологии. Философия призвана обосновывать лишь самые общие положения, в ко-~ торых идет речь о сущности мира и человека в нем.
Аверроэс развивал идеи единства органического мира и наличия в нем постепенной эволюции. Он полагал, что человек не полностью зависит от внешних сил, а обладает некоторой степенью свободы действий. Люди неодинаковы по своим способностям, и поэтому в обществе неизбежна социально-классовая дифференциация. Главное в практике воспитания человека не принуждение (в том числе и духовное), а убеждение и приобщение к светской культуре.
Как и в Западной Европе, философия арабского Востока носила в целом религиозный характер. Основной в ней была тема Бога и его места в мире, соотношение философии и теологии. Однако философия в этих странах имела все же более прочную связь с наукой. В ней был сильнее выражен дух рационального мышления и здравого смысла.
Что касается значения средневековой философии, то здесь важно избегать крайних и тем более высокомерных суждений. Во-первых, будет несправедливым не отметить существенное продвижение философской мысли этого времени в таких областях, как онтология, логика и теория познания, антропология. Философия средних веков усилила интерес к теме человека, обратив особое внимание на его духовный мир, смысл жизни и призвание, правила практического поведения христианина в мире. «Измени не внешний мир, а самого себя, свою душу» — обращалась к человеку философия той эпохи. Для нее характерен психологизм и жанр назидательной исповеди. Эта философия затрагивала такие важные явления человеческого духовного мира, как вера, любовь и надежда, чувства вины и раскаяния. В творчестве ряда мыслителей философия обрела более тесную связь с естественными науками в лице астрономии, физики и математики, медицины. Некоторые естественнонаучные мотивы в философии средних веков способствовали появлению в эпоху Возрождения («позднее средневековье») обширных систем подобного знания. В средневековой философии было обозначено немало идей, получивших в дальнейшем более полное развитие (например, идея социального времени, прогресса в истории, идея противоречивой природы человека и др.).
Однако философия средних веков развивалась все же в жестких рамках официального религиозного вероучения с его духом авторитарности и догматизма. Это сковывало развитие философского знания, порождало иррациональные мотивы в философских учениях, сковывало сам дух свободного рационального мышления. Немецкий философ XIX века Г.Гегель отмечал также некоторую монотонность и назидательность, формализм и безликий характер философских учений той эпохи, а схоластику определял как «варварскую философию рассудка». Но, несмотря на эти и иные недостатки, основное все же состоит в следующем: средние века явились одной из ступеней восходящего развития философского духа, а не перерывом в нем, упадком и деградацией.
- Терехов с.В.
- Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
- 1. Мировоззрение, его сущность, структура и функции.
- 2. Философия в системе духовной культуры человека и общества.
- История философии
- Философия древнего мира(становление, круг проблем, значение)
- Древний вавилон и египет: во власти мифа и религии
- Китай и индия. Поиск единого закона мира и пути жизни
- Древнегреческая философия, ее истоки, проблемы и содержание
- Философская мысль в древнем риме
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Средневековая философия: истоки особенности, содержание общая характеристика
- Патристика, ее идеи и познавательное значение
- Схоластика средних веков. Реализм и номинализм
- Философия арабского мира
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия эпохи возрождения общая характеристика
- Натурфилософия и наука, их предпосылки, идейное содержание и мировоззренческое значение
- Гуманистический антропоцентризм в философии и культуре эпохи возрождения. Социально-философские учения
- Вопросы для контроля.
- Литература по теме
- Философия раннего нового времени (XVII век) общая характеристика
- Наук а и философия. Проблемы теории познания мира
- Философские учения об общественной жизни
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия в эпоху просвещения (XVIII век) общая характеристика
- Сущность просветительства. Французские просветители о материи, человеке и обществе
- Развитие просветительской философии в странах европы и в сша
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Классическая немецкая философия общая характеристика
- Классическая немецкая философия возникновение немецкой классики. Творчество и.Канта
- Учения и. Фихте и ф.Шеллинга
- Система философского идеализма г.Гегеля
- Антропологический материализм л.Фейербаха
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Зарубежная философия новейшего времени (XX век) общая характеристика
- Философский иррационализм, его истоки и проявления
- Экзистенциальная философия об отчуждении свободе человека
- Рационализм в современной философии
- Глобальные проблемы человечества и философия
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- История русской философии общая характеристика
- Зарождение русской философии, ее корни особенности
- Философская мысль русского просвещения
- Важнейшие течения в философии XIX века (период классики)
- Русская религиозная философия XIX — XX вв.
- Развитие истории философии в советский период
- Вопросы для контроля
- Литература по теме