logo search
Ответы_Аллы

10. Истина как проблема гносеологии и эпистемологии. Корреспондентская и когерентная теории истины. Критерии истинности знания. Познание и вера.

По Аристотелю (материализм) – истина есть совпадение знания с предметом. Кант – истина есть свойство субъекта и не может быть познана. Истина у Гегеля перестает быть собранием готовых догматических положений, а заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней знаний на все более и более высокие, и так до бесконечности.

Диалектический материализм вскрывает свое решение, что истина это:

– верное отражение предмета, совпадение форм сознания с предметом, воспроизведение в формах сознания форм объективной действительности: истина есть единство объективного и субъективного;

– соответствие мысли, знаний человека о мире самому миру, объективной действительности.

В познании необходимо исходить из тождества и различия обыденных и научных истин: обыденная истина появляется без науки, теоретического мышления, на основе повседневного житейского опыта, на основе обыденного сознания; научная истина невозможна без обыденной, она содержит ее в себе в снятом виде. Научная истина имеет глубокое влияние на практическую деятельность человека и сама возможна как результат длительного теоретического исследования.

Абсолютная истина, т. е. полное и исчерпывающее знание о мире в целом, не достигаема, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Относительная истина – знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, и в дальнейшем подвергается уточнению. Развитие познания – это длительный непрекращающийся процесс движения относительных истин.

Истина конкретна. Она всегда обусловлена достигнутым уровнем практики и познания и связана с определенными условиями, в которых находится объект.

Истина никогда не существует без заблуждения. Она всегда в той или иной форме, в той или иной степени окружена заблуждением и содержит его в себе. Эта проблема ставилась одновременно с проблемой истины еще в античной философии. Уже здесь заблуждение рассматривалось не как несовпадение ума, воли, а объяснялась законами универсума. В Средневековье заблуждение рассматривается как искажение божественной истины, вызванной злой волей. Философы нового времени – Бэкон, Декарт, Спиноза заблуждение истолковывают как результат искажающего влияния воли на разум. Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций и другие французские материалисты источник заблуждения видели в инстинкте подчинения личности интересу социальной группы. Гоббс, Локк. Юм источник заблуждения видят в ошибке суждения, а основание всех заблуждений кроется в неправильном понимании словесных выражений.

Гегель считал, что заблуждение является не внешней, а внутренней противоположностью истине. Диалектико-материалистическое понимание заблуждения состоит в том, что процесс познания производит одновременно как истину, так и заблуждение. Заблуждение является не только внутренне необходимым моментом истины, его преодоление также является необходимостью.

Относительность практики как критерия истины заключается в том, что будучи всегда исторически ограниченной, она не в состоянии полностью доказать или опровергнуть все наши знания. Практика способна осуществить его только в процессе своего дальнейшего развития.

Рационалистическая модель познания рассматривает объект познания как нечто независимое и чуждое сознанию исследователя, а мыслительная деятельность познающего субъекта выступает как способ оперирования с объектами, когда важен сам процесс познания, поиск объективной истины. Иррационалистическая модель познания рассматривает познание как всеохватывающее движение, которое объединяет познающего человека-субъекта со всем окружающим миром. В качестве главного познавательного средства выступает не столько мышление, сколько эмоционально-чувственные и эмоционально-волевые факторы любви и веры.

Любовь – наиболее совершенный способ познания, она утверждает ценность того, на кого направлено это чувство. Убеждение – это выражение внутренней уверенности человека в истинности идеи. Предметом убеждения является логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности. Знание и убеждение — однопорядковые явления.

Вера входит необходимым составным компонентом во всякий познавательный акт. Вера предшествует знанию, является движущей причиной и конечной целью познания. Вера предстает как форма принятия решения без достаточного экспериментального и логического обоснования. Вера является отправной точкой всякого познания, помогает преодолеть разрыв между знанием и незнанием, служит средством их интеграции. Вера необходима человеку для мобилизации его духовных и физических сил при недостатке информации или отсутствии достаточных доказательств. Вера играет компенсаторную функцию: в качестве положительной эмоции она позволяет человеку двигаться дальше в сфере неизвестного. Субъективный фактор, особенности личности и мышления исследователя играют важную роль в познании, особенно в случае принятия принципиально новых решений.

Предметом веры могут быть только те идеи, которые еще не получили достаточно логического обоснования и не подтверждены практикой, т. е. не имеют значения объективных истин. Вера имеет в качестве своего предмета гипотетические положения, которые формируются на ос­нове познания и практической деятельности человека.

Для многих людей понятие «веры» просто сливается с понятием «совести», с непостижимым «нравственным законом внутри нас». Этот «закон» может совпадать с тем, что предписывает та или иная рели­гия, но может и не совпадать. Вера, уверенность в невидимом, желаемом, ожидаемом. Вера нужна человеку, как духовная сила, моральная норма.