logo
Ответы_Аллы

9. Общие закономерности процесса научного познания в изменяющемся социокультурном контексте. Проблема классификации наук. Философия как наука о всеобщем.

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности (человек) исследует самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения с помощью материальных носителей информации (книг, рисунков, объектов материальной культуры).

Эпистемология или гносеология (теория познания) – раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности. Если в теории диалектики исходные понятия – бытие, материя, сознание, то в теории познания – деятельность, практика, познание.

Начальной ступенью познания является чувственное наглядное отражение с помощью органов чувств, ощущений и восприятий. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, а восприятие – это целостный образ отображаемого предмета. Представления формируются на основе памяти (воспоминание того, что человек видел когда-то ранее), но различные представления могут комбинироваться по-раз­ному, благодаря чему могут создаваться образы даже несуществующих в природе объектов (кентавра, например). Ощущения, восприятия, представления сходны с отображаемыми объектами, являются образами объектов, и поэтому объекты познаваемы.

Отражение и деятельность находятся в неразрывной связи: чем интенсивнее деятельность, тем адекватнее отражается объект. Процесс познания имеет общественно-исторический характер. Рациональная ступень познания опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех логических формах: понятия, суждения, умозаключения.

Познающим субъектом является человек и общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир, та часть его, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное, недостоверное отражение – заблуждение.

Человек в двух видах действий по познанию: 1) познает окружающий мир непосредственно; 2) познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений.

Точки зрения на процесс познания: 1) сторонники гностицизма (материалисты) – мир познаваем, и человек обладает потенциально безграничными возможностями познания; ст. агностицизма (идеалисты) – человек в познании мира ограничен (древнегреч. фил. Кратил, англ. фил. Юм).

Отличие подходов в том, что:

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное (ощущения), рациональное познание (разум), логика, интуиция.

Две ступени познания: чувственное и логическое познание находятся в диалектическом единстве. Большую роль в познании играют эмоции и интуиция. Эмоции выражают ценностное отношение к отображаемой действительности, т. е. отражение идет через призму интересов и потребностей человека. Интуиция помогает найти внезапное решение, постижение истины без предварительного логического доказательства. От чувственной и логи­ческой ступени познания необходимо отличать эмпирический и теоре­тический уровни. Хотя эмпирическое познание не исчерпывается чув­ственной сферой и предполагает логическую обработку, классифика­цию и упорядочивание полученной в опыте информации, тем не менее, только теоретическое познание способно выходить далеко за пределы полученных опытным путем данных.

Сенсуализм (Бэкон, Локк, Гоббс) преувеличивает значение чувственного в познании. Рационализм (Декарт, Спиноза) недооценивает роль чувственного в познании. Эмпиризм (опыт) признает чувственный опыт единственным источником знаний (Беркли, Юм, Мах).

Понятие – элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах, они объективны по содержанию и источнику, выделяют конкретные и абстрактные понятия, различающиеся по степени общности. Суждения отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, оперируют понятиями. Умозаключение – процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение, они дедуктивны, индуктивны.