9. Общие закономерности процесса научного познания в изменяющемся социокультурном контексте. Проблема классификации наук. Философия как наука о всеобщем.
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности (человек) исследует самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения с помощью материальных носителей информации (книг, рисунков, объектов материальной культуры).
Эпистемология или гносеология (теория познания) – раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности. Если в теории диалектики исходные понятия – бытие, материя, сознание, то в теории познания – деятельность, практика, познание.
Начальной ступенью познания является чувственное наглядное отражение с помощью органов чувств, ощущений и восприятий. Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, а восприятие – это целостный образ отображаемого предмета. Представления формируются на основе памяти (воспоминание того, что человек видел когда-то ранее), но различные представления могут комбинироваться по-разному, благодаря чему могут создаваться образы даже несуществующих в природе объектов (кентавра, например). Ощущения, восприятия, представления сходны с отображаемыми объектами, являются образами объектов, и поэтому объекты познаваемы.
Отражение и деятельность находятся в неразрывной связи: чем интенсивнее деятельность, тем адекватнее отражается объект. Процесс познания имеет общественно-исторический характер. Рациональная ступень познания опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех логических формах: понятия, суждения, умозаключения.
Познающим субъектом является человек и общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
Объектом познания является окружающий мир, та часть его, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное, недостоверное отражение – заблуждение.
Человек в двух видах действий по познанию: 1) познает окружающий мир непосредственно; 2) познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений.
Точки зрения на процесс познания: 1) сторонники гностицизма (материалисты) – мир познаваем, и человек обладает потенциально безграничными возможностями познания; ст. агностицизма (идеалисты) – человек в познании мира ограничен (древнегреч. фил. Кратил, англ. фил. Юм).
Отличие подходов в том, что:
идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;
материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.
Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:
диалектики – необходимость диалектического подхода к проблеме познания;
историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;
практики – признавать главным способом познания деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;
познаваемости – убеждение в возможности познания;
объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания человека;
активности творческого отображения действительности;
конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное (ощущения), рациональное познание (разум), логика, интуиция.
Две ступени познания: чувственное и логическое познание находятся в диалектическом единстве. Большую роль в познании играют эмоции и интуиция. Эмоции выражают ценностное отношение к отображаемой действительности, т. е. отражение идет через призму интересов и потребностей человека. Интуиция помогает найти внезапное решение, постижение истины без предварительного логического доказательства. От чувственной и логической ступени познания необходимо отличать эмпирический и теоретический уровни. Хотя эмпирическое познание не исчерпывается чувственной сферой и предполагает логическую обработку, классификацию и упорядочивание полученной в опыте информации, тем не менее, только теоретическое познание способно выходить далеко за пределы полученных опытным путем данных.
Сенсуализм (Бэкон, Локк, Гоббс) преувеличивает значение чувственного в познании. Рационализм (Декарт, Спиноза) недооценивает роль чувственного в познании. Эмпиризм (опыт) признает чувственный опыт единственным источником знаний (Беркли, Юм, Мах).
Понятие – элементарная форма мысли, в которой предметы отображаются в их общих и существенных свойствах и чертах, они объективны по содержанию и источнику, выделяют конкретные и абстрактные понятия, различающиеся по степени общности. Суждения отражают связи и отношения между вещами и их свойствами, оперируют понятиями. Умозаключение – процесс, в результате которого из нескольких суждений с логической необходимостью получают новое суждение, они дедуктивны, индуктивны.
- 1. Основные концепции взаимоотношения философии и науки (редукционизм, антиинтеракционизм, диалектическая концепция) и их эволюция.
- 5. Классическая немецкая философия: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Смена первой научной картины мира.
- 4. Философия в системе культуры. Основные направления философии: материалализм и идеализм, их исторические разновидности. Субъективный идеализм Беркли и скептицизм (агностицизм) Юма.
- 2. Проблема статуса науки как особой сферы культуры. Три аспекта бытия науки: как системы знания, познавательной деятельности и социального института.
- 8. Практика как целеполагающая деятельность человека. Опредмечивание и распредмечивание. Отражение и творчество, открытие и изобретение. Сенсуализм, эмпиризм и рационализм о познавательном процессе.
- 9. Общие закономерности процесса научного познания в изменяющемся социокультурном контексте. Проблема классификации наук. Философия как наука о всеобщем.
- 10. Истина как проблема гносеологии и эпистемологии. Корреспондентская и когерентная теории истины. Критерии истинности знания. Познание и вера.
- 11. Социологический и культурологический подходы в философии науки. Наука в системе современной цивилизации. Проблема интернализма и экстернализма.
- 12. Традиционный и техногенный этапы цивилизационного развития и ценность науки.
- 13. Наука и религия. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- 14. Место и роль человека в мире. Понятие мироотношения. Основные типы мироотношения: созерцательный, активистский и коэволюционный.
- 16. Коэволюционное мироотношение как условие решения глобальных проблем современности.
- 17. Проблема возникновения науки и основные этапы ее развития. Преднаука как обобщение практического опыта и наука как конструирование теоретических моделей: две стратегии порождения знания.
- 18. Становление первых форм теоретического знания в античности. Античная логика и математика. Средневековые университеты. Алхимия, астрономия и астрология.
- 19. Начало новоевропейской культуры и становление опытной науки. Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы (г. Галилей).
- 20. Господство человека в мире как центральная идея в философском мировоззрении начала Нового времени и разработка методологии научного исследования ф. Бэконом и р. Декартом.
- 22. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни; формы и методы эмпирического и теоретического знания, их языковая специфика.
- 23. Структура эмпирического уровня знания. Эксперимент и наблюдение. Применение приборов. Процедуры формирования факта как формы знания. Проблема теоретической «нагруженности» факта.
- 24. Структура теоретического уровня знания. Гипотетико-дедуктивная модель построения научного знания, ее философские основания и современное значение.
- 26. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования как схемы методов деятельности. Мировоззренческие основания науки.
- 27. Научная картина мира, ее исторические формы и функции как онтологии, формы систематизации знания, исследовательской программы.
- 28. Логика и методология науки. Методы научного познания, их классификация.
- 29. Рост научного знания и историческая изменчивость механизмов его порождения. Логика открытия и логика обоснования, их взаимосвязь.
- 30. Проблемная ситуация в науке: перерастание частных задач в проблемы и развитие оснований под влиянием новых теорий.
- 33. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение мировоззренческих представлений.
- 38. Историческая смена типов научной рациональности и основные типы мироотношения. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Сциентизм и антисцнентизм. Наука и паранаука.
- 35. Особенности современного этапа развития науки и перспективы научно-тех-ническгого развития. Проблема прогресса/регресса человека.
- 33. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение мировоззренческих представлений.
- 32. Традиция и возникновение нового знания: их взаимодействие, Научная революция и перестройка основания наук.
- 31. Механизмы развития научных понятий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
- 27. Научная картина мира, ее исторические формы и функции как онтологии, формы систематизации знания, исследовательской программы.
- 23. Структура эмпирического уровня знания. Эксперимент и наблюдение. Применение приборов. Процедуры формирования факта как формы знания. Проблема теоретической «нагруженности факта».