13. Наука и религия. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
Обыденно-практические знания формируются в процессе повседневной практической деятельности, при этом существует определенная общность между научными и обыденными знаниями – они ориентируют человека в мире, являются основой практической деятельности. Большую роль в обыденном сознании играет так называемый «здравый смысл». В его основе лежит достаточно реалистичное представление о мире и позволяет отличать действительное от кажущегося, реальное от иллюзорного.
В науке знания применяются вполне сознательно и могут быть использованы для раскрытия ошибок в рассуждениях, в научной аргументации. В обыденном же сознании они усваиваются и используются стихийно. Существует определенная преемственность между обыденным знанием и научным, то есть между здравым смыслом, на котором основывается обыденное знание, и критическим мышлением, свойственным науке. Указанная преемственность, связь между ними проявляется в том, что научное мышление зачастую возникает на основе предположений здравого смысла. Но в дальнейшем наука исправляет, уточняет эти предположения или же вообще заменяет их новыми.
Здравый смысл также не остается неизменным –постепенно он все больше включает в себя прочно утвердившиеся в науке истины.
Не следует абсолютно противопоставлять научное знание обыденному и отвергать какую бы то ни было связь между ними. Отличия науки от обыденного знания: 1. обыденное знание носит фрагментарный, не систематизированный характер; 2. обыденное суждение – изолированные обобщения результатов; 3. знания ограничено полученные рамками обыденно-практического опыта в принципе не могут использоваться в научно-экспериментальных и теоретических исследованиях; 4. для обыденного знания нет надежных способов их проверки и обоснования.
Таким образом, обыденное знание является одной из форм вненаучного знания.
Философия – форма духовной культуры направленная на постановку, анализ и решение коренных вопросов мировоззрения, первоначальное знание, содержащее в себе все научное знание древнего времени. Оно было направлено на создание общего представления о мире и человеке, которое оформлялось в виде различных философских систем, выполнявших мировоззренческую функцию. Позднее происходит специализация знаний, формирование все новых конкретных наук, их отделение от философии. Одновременно шло развитие философии как особой области знания, ее размежевание с конкретными науками. Этот процесс длился многие века, но наиболее интенсивно происходил в XVII-XVIII веках. В XIX веке происходит окончательное формирование и отделение от философии конкретных научных дисциплин. Это время, когда многие теоретические задачи, до сих пор решавшиеся лишь в умозрительной философской форме, наука уверенно взяла на себя.
Философия представляет собой особый вид духовной деятельности. Как и наука, она имеет теоретическую форму, но, строго говоря, философия не является наукой, по крайней мере в том смысле, в каком считают наукой физику, химию, биологию, механику, геологию, историю и т.д. Каждая наука исследует конкретный объект, определенный фрагмент мира, определенную его сторону, пользуется специальными методами, недоступными никому, кроме ученых-специалистов, опирается на эксперимент и точные наблюдения, пользуется приборами и т.д. Ничего подобного нет в сфере философии и философского познания, но это нисколько не умаляет достоинства философии.
Философия имеет дело не с объектом, а с субъектом, человеком. Предметом философии является отношение «человек – мир». Философия – осмысление человеком условий своего существования, построение общей картины мира, создание общего представления о мире и человеке, о месте человека в мире.
Любая философская система выражает определенное отношение человека к миру, его самочувствие в мире, создавая тот или иной образ мира. Ф. задает и определенное отношение к нему, определенный настрой, определенное переживание бытия, определяя направление развития культуры, общества в целом. Наука не в состоянии дать ответы на все интересующие человека вопросы, не в состоянии уберечь человечество от опасности войны, экологической катастрофы, от духовной и физической деградации. Мировоззренческий дефицит, порожденный, как это ни парадоксально, наукой, точнее сциентизмом – верой в науку как в единственно спасительную силу, восполнить могут только философия, религия, мораль, искусство.
Философия для науки – это проекты теоретических проблем, идеи, методы, правила и операции мышления. В отличие от научных правильность решения философских проблем невозможно подвергнуть прямому испытанию практикой. Философские проблемы и идеи в определенном смысле вечны, а поэтому и философские направления множественны. На определенном этапе развития науки те или иные философские идеи становятся востребованными, отдельные учения – актуальными. В рамках философии человеческий дух освобождается от научных рамок, интуиция позволяет найти пока недоказуемые наукой идеи, обладающие потенциальной силой.
История науки показывает, что развитие научных идей происходит в рамках фундаментальных принципов, принадлежащих философии. В этом смысле наука и философия неотделимы друг от друга.
Наука, философия, искусство в определенном смысле – удел избранных. Религия доступна каждому, она ставит общечеловеческие проблемы, указывает пути их решения, объясняет смысл самой жизни на языке непреходящих ценностей, среди которых любовь, справедливость, надежда, спасение, терпение. Взаимоотношения науки и религии сложны и многогранны. Религия – сложное социальное явление. Сложнее понять религию, понять, почему человек наряду с реальным миром признает существование мира «иного».
Отличия веры от науки: фактологически – факт установлен (приборно) и это просто знание, верить или не верить можно в то, что не является твердо установленным; большая часть представлений вероятностны, т. е. основаны на той или иной степени нашей уверенности.
Если рассматривать знание и веру в контексте человеческой деятельности, то можно сказать, что существуют виды деятельности, которые основываются на точном знании о том, чего мы хотим достичь и как это сделать. Это, прежде всего, деятельность в сфере производства, основанная на естественнонаучном и техническом знании.
Продолжение к 13. Наука и религия. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
Важнейшая характеристика деятельности человека – свобода. Человек выбирает себя и свое будущее, выбирает цели, которые стремится реализовать. Определение цели – сложный процесс, который предполагает не только знание о том, что есть, но и «знание» о том, что должно быть. Это возможное состояние, которое должно быть реализовано деятельностью самого человека, желаемое будущее. В целеполагании участвуют две стороны – знание и желание, разум и чувства. Но будущее всегда неопределенно.
Религия авторитарна, она требует подчинения. Человек должен уверовать в слово Божие, которое содержится в Библии. Поэтому религия всегда была враждебна разуму. Когда наука Нового времени позволила себе усомниться в истинности некоторых утверждений Святого Писания, она вступила в тяжелый конфликт с церковью.
Отношения науки и религии, конечно, не сводятся к мнимому конфликту. Эти отношения глубже и сложнее. Многие ученые были верующими людьми, что не мешаим делать выдающиеся открытия.
Искусство – это мышление в образах. Художественное познание требует специальных видов искусства – музыки, живописи, поэзии, литературы, архитектуры, кино, балета... и специальных искусствоведческих наук. Необходимы особые мастера своего дела – художники, искусствоведы и особого рода художественная, практически-духовная деятельность. Нужны особые средства постижения. Невозможно обойтись без особых средств реализации постигнутого. С одной стороны, выразительных и изобразительных средств (актеры, ритмы, цвета, пластические формы); с другой стороны, сугубо «прозаических» средств (холст, краски, бронза).
Художественное познание требует особой – художественной – формы воплощения постигнутого в виде конкретно-чувственного художественного образа; эстетичности; неповторимости – создания уникальных произведений искусства. Науку и искусство объединяет то, что они формируют мировоззрение, при этом язык искусства в ряде случаев оказывается более выразительным. Что касается естественных наук, то история знает немало попыток перевести язык гармонии в искусстве на язык математики и физики. В основе музыкальной гармонии лежат открытые пифагорейцами правильные числовые отношения, определяющие музыкальные интервалы. Древнекитайские математики изучали числовые отношения музыкальных тонов. На становление математики существенно повлияли архитектура и скульптура, откуда пришли понятия о пропорциях и симметрии «принцип золотого сечения».
Подлинно великие произведения науки и искусства освящены вдохновением авторов. В науке вдохновение играет не меньшую роль, чем в искусстве. Научные произведения, открытия, теории, гипотезы рано или поздно уйдут в историю и будут иметь, так сказать, второстепенное значение лишь как исторический факт, методический опыт. Совершенное произведение искусства всегда остается вершиной, неповторимым событием.
Особенно значима роль науки в образовании. В основании современного образовательного процесса лежат научная картина мира и научно обоснованные подходы. Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Научные принципы выступают основными единицами образовательной матрицы, они включают личность обучаемого в реальный процесс жизнедеятельности. Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит подготовка человека к жизнедеятельности в данном обществе, формирование зрелой личности, встреча индивида с наукой.
Наука оказывает направленное воздействие на образовательный процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Научно-мировоззренческие принципы присутствуют в самих воспитательных и образовательных доктринах, в составе мыслительной деятельности педагога, пронизывают все содержание учебно-образовательного процесса. Они опираются на достижения многообразных наук о человеке: антропологии, педагогики, психологии, физиологии, дидактики и пр.
Целостный процесс образования должен служить интересам общества и личности. Формирование современного типа личности предстает не просто как передача тех или иных знаний, но и как целостный процесс окультуривания, «возделывания» личности учащегося. Образование – это интегративный процесс. В нем присутствует компонента обучения, компонента передачи и сохранения традиций, творческая компонента, предполагающая развитие эвристической и поисковой деятельности. Образование – процесс непрерывный, который проходит через свои институциональные формы, т.е. совершается как в рамках официальные учебных заведений, имея систематический характер, так и вне их в процессе всей жизнедеятельности людей.
Изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений образовательной системы, опирающейся на достижения науки. Без повышения качества и уровня образования невозможно эффективное применение современной техники, ее развитие и внедрение новых научных достижений.
Современная наука обеспокоена созданием таких моделей образовательного процесса, в которых была бы значима его гуманитарная составляющая, ориентация на толерантность, сбалансировано научное и духовное содержание. В настоящее время говорят о поликультурном образовательном пространстве, весьма актуальном для многонациональной России.
Влияние науки на процесс образования ведет к выделению следующих уровней: операционального – освоение логики учебного предмета, межоперационального – совокупность дисциплин данного учебного курса, тактического – формирование содержания на основании пройденных дисциплин, стратегического – ставит задачи интегрирования содержательного потенциала знания во внутреннюю смысловую структуру личности, глобального – свидетельствует о сущностном ядре личности, предстающей как результат интегрального и направленного образовательного процесса.
- 1. Основные концепции взаимоотношения философии и науки (редукционизм, антиинтеракционизм, диалектическая концепция) и их эволюция.
- 5. Классическая немецкая философия: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Смена первой научной картины мира.
- 4. Философия в системе культуры. Основные направления философии: материалализм и идеализм, их исторические разновидности. Субъективный идеализм Беркли и скептицизм (агностицизм) Юма.
- 2. Проблема статуса науки как особой сферы культуры. Три аспекта бытия науки: как системы знания, познавательной деятельности и социального института.
- 8. Практика как целеполагающая деятельность человека. Опредмечивание и распредмечивание. Отражение и творчество, открытие и изобретение. Сенсуализм, эмпиризм и рационализм о познавательном процессе.
- 9. Общие закономерности процесса научного познания в изменяющемся социокультурном контексте. Проблема классификации наук. Философия как наука о всеобщем.
- 10. Истина как проблема гносеологии и эпистемологии. Корреспондентская и когерентная теории истины. Критерии истинности знания. Познание и вера.
- 11. Социологический и культурологический подходы в философии науки. Наука в системе современной цивилизации. Проблема интернализма и экстернализма.
- 12. Традиционный и техногенный этапы цивилизационного развития и ценность науки.
- 13. Наука и религия. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- 14. Место и роль человека в мире. Понятие мироотношения. Основные типы мироотношения: созерцательный, активистский и коэволюционный.
- 16. Коэволюционное мироотношение как условие решения глобальных проблем современности.
- 17. Проблема возникновения науки и основные этапы ее развития. Преднаука как обобщение практического опыта и наука как конструирование теоретических моделей: две стратегии порождения знания.
- 18. Становление первых форм теоретического знания в античности. Античная логика и математика. Средневековые университеты. Алхимия, астрономия и астрология.
- 19. Начало новоевропейской культуры и становление опытной науки. Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы (г. Галилей).
- 20. Господство человека в мире как центральная идея в философском мировоззрении начала Нового времени и разработка методологии научного исследования ф. Бэконом и р. Декартом.
- 22. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни; формы и методы эмпирического и теоретического знания, их языковая специфика.
- 23. Структура эмпирического уровня знания. Эксперимент и наблюдение. Применение приборов. Процедуры формирования факта как формы знания. Проблема теоретической «нагруженности» факта.
- 24. Структура теоретического уровня знания. Гипотетико-дедуктивная модель построения научного знания, ее философские основания и современное значение.
- 26. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования как схемы методов деятельности. Мировоззренческие основания науки.
- 27. Научная картина мира, ее исторические формы и функции как онтологии, формы систематизации знания, исследовательской программы.
- 28. Логика и методология науки. Методы научного познания, их классификация.
- 29. Рост научного знания и историческая изменчивость механизмов его порождения. Логика открытия и логика обоснования, их взаимосвязь.
- 30. Проблемная ситуация в науке: перерастание частных задач в проблемы и развитие оснований под влиянием новых теорий.
- 33. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение мировоззренческих представлений.
- 38. Историческая смена типов научной рациональности и основные типы мироотношения. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Сциентизм и антисцнентизм. Наука и паранаука.
- 35. Особенности современного этапа развития науки и перспективы научно-тех-ническгого развития. Проблема прогресса/регресса человека.
- 33. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение мировоззренческих представлений.
- 32. Традиция и возникновение нового знания: их взаимодействие, Научная революция и перестройка основания наук.
- 31. Механизмы развития научных понятий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
- 27. Научная картина мира, ее исторические формы и функции как онтологии, формы систематизации знания, исследовательской программы.
- 23. Структура эмпирического уровня знания. Эксперимент и наблюдение. Применение приборов. Процедуры формирования факта как формы знания. Проблема теоретической «нагруженности факта».