logo
Ответы_Аллы

1. Основные концепции взаимоотношения философии и науки (редукционизм, антиинтеракционизм, диалектическая концепция) и их эволюция.

Натурфилософская концепция. Первая, до сер. 19 в. «Философия - наука наук», 1. гносеологический приоритет философии как более фундаментального вида знания по сравнению с конкретными науками; (гносеология – философское учение о познании). 2.руководящая роль философии по отношению к частным наукам; 3.самодостаточность философии по отношению к частно-научному знанию и существенная зависимость частных наук от философии, относительность и частность истин конкретных наук. Этапы: античность – значительное развитие философии и неразвитость зарождавшихся частных наук. Философия формулирует наиболее общие законы о мире, человеке и познании, стремиться к достижению объективно-истинного и доказательного характера своих всеобщих утверждений («аксиом» всего рационального знания). Частные науки (геометрия, механика, оптика и др.) изучают не мир в целом, а только отдельные его фрагменты и поэтому их истины не имеют всеобщего характера; истины философии «выше» истин частных наук; средневековье. Охранительная и эвристическая роль философии по отношению к науке, религия -жрец Высшей Истины. Позднее: Фома Аквинский - философия необходимая прослойка («посредствующее звено») между религией и наукой. Философия Аристотеля, от имени религии - Истинная философия. «Новое время». сер 19 в. - стремительное развитие частных наук, экспериментально-математического естествознания, дисциплинарная организация науки, создание новой системы высшего образования, институализация науки. Частные науки начинают играть всё большую роль в развитии производительных сил общества, повышать свою практическую и теоретическую значимость в общей системе культуры, оформляться в её относительно независимую подсистему. Классическая наука. Её символ «механика Ньютона». Наука становилась более самостоятельным и относительно независимым от философии видом рационального познания. Учёные при конфликте «упрямых» фактов и философских оснований, как правило, отдавали решительное предпочтение первым (Галилей, Коперник). Кант и Гегель - наибольший вклад в трансформацию концепции. Кант разграничил предметы философии и науки: вывел за пределы философии сферу онтологии (область объективного рационального знания), оставив её исключительно за наукой, а предметами философии определил сознание, гносеологию и теорию ценностей. Гносеология выше онтологии. Гегель полагал, что в силу всеобщего характера развития, как характеристики бытия любых объектов, только диалектический метод познания способен привести к абсолютно-истинному постижению реальности, в том числе к построению истинной системы природы. Такой системой может быть только диалектическая онтология, диалектико-логическая «философия природы». Частно-научный тип познания - это односторонний, метафизический способ познания. Позитивистская концепция. В 30-х гг. 19 в.. (Конт): «Наука – сама себе философия». Позитивисты утверждают приоритет частно-научного познания по сравнению с традиционной философией. Чтобы исследовать научным способом природу, общество, познание и человека, философия должна использовать для познания этих предметов научный метод (наблюдение, обобщение и математическую формулировку своих законов) Попытки построить научную философию или философию как одну из конкретных наук, отличающуюся от других только ее специфическим предметом (научная система мира - Спенсер, методология науки - Милль, теория развития научного знания - Поппер и др.) Но наука принципиально не свободна от определённых философских допущений «метафизического» характера, что обусловлено целостностью функционирования человеческого сознания и внутренней взаимосвязью всех его структур. Диалектическая концепция - диалектическая природа взаимоотношения, диалектическое противоречия, стороны которого одновременно и предполагают и отрицают друг друга, и необходимым образом дополняют друг друга в рамках некоего целого - человеческого познания. 1. утверждение внутренней, необходимой, существенной взаимосвязи между философией и наукой; 2. диалектически противоречивого единства между ними; 3.взаимодействия на принципах равенства; структурной сложности и развитии механизма взаимодействия частно-научного и философского знания. Предмет философии — чистое всеобщее, постижение внеэмпирическим путем. Предмет частной науки - частное, единичное, конкретный «кусок» мира, эмпирически и теоретически полностью контролируемый, постигаемый практически.

3. Мировоззрение, его структура и сущность. Основной вопрос философии как результат эволюции исторических форм мировоззрения от мифологии к религии и, далее, к философии. Философия, её предмет и функции.

Мировоззрение (М) есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения чел. к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, соц.полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М. – это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. – личность, соц. группа и общество в целом. Основа М. – знания. Они составляют информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии (Ф.), так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая Ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. – это теоретическое ядро М.

В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Знания входят в М. в виде убеждений (У). У. – это та призма, через кот. видится действительность. У. – не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека. В структуру М. входят и идеалы (И). И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. – основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающее отражение, как силу, не только отражающую действительность, но и ориентирует на ее изменение. М. складывается под воздействием соц. условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию через Ф. – это система самых общих теор. взглядов на мир, место в нем чел., уяснение разл. форм отношения чел. к миру. Ф. отличается от др. форм М. не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интелект. разработанности проблем и методов подхода к ним.

В основе формир. общечел. ценностей – единые для всех людей идеи гуманизма, нравств. принц., эстетич. и др. критерии. Т.о. можно гов. о историзме мировоззрения (этапы истор. развития). Мифолог. мировоззр.: формир. на ранних стадиях разв-я чел-ва. Первая попытка чел-ка объясн. происх. и устр-во мира, появл. людей, живот., причины стихийн. явл., опр. свое место. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содерж. нравств. нормы и эстетич. предст-я, сочет. реальн. и фантазии, мысли и чувства. В мифах ч-к не выдел. себя из прир. Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил и их главенств. роль в мирозд. и жизни людей. Раздваив. мир на земной/небесн. Вера в сверхъест. - основа. Религ. вера проявл. в поклонении высшим силам, позднее формир. образ единого Бога. Ф. мировоззр. ориент. на рациональн. объясн. мира. Общие предствал. о прир., о-ве, ч-ке станов. предм. теор. рассм. и логич. анализа. Ф. мир-е унаслед. от миф. и рел. совок. вопр. о происх. мира, его строении, месте ч-ка и т.п., но отл. логич. упорядоч. сист. знаний, хар-ся стремл. теор-ски обоснов. положения и принципы. В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы. Сл., ф. мир-е не совсем тожд. ф-ии. Ф. - теор. основа ф. мир-я.Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Ч-к может опир. на жиз. опыт и здрав. смысл, на веру в сверхъест. или на науч. знания. Это зав. от типа мир-я. М. - это система обобщ. взглядов на мир, на место в нем ч-ка и его отн-е к этому миру, а также осн-ные на этих взгл. убеждения, чувства, идеалы, к-рые опред. жизн. позицию ч-ка, принципы повед. и ценностн. ориентации. Взгляды - опред. совок. знаний, выраж-х в представл. и понятиях: они сост. основу мир-я. Эти общ. полож. и принципы превр. в убеждения - особ. сост. знаний, хар-ся тверд. увер-стью. Мир-е полож. и принц. содерж. оценку явл-й дейст-сти, опр. жизн. поз. ч-ка. М. вкл. настроения, чувства, переж., сост. эмоц.-псих. основу. 2 стороны м-я: эмоц.-псих./рац. Идеалы - компонент м-я, духовн. ориентир, придает осмысл. и целеустр. чел-ской деят-сти. Знания, ставшие убежд-ми - основа м-я. Сущ. м. ч-ка/о-ва. Личн. м. - зав. от хар-ра, соц. гр. В о-ве формир. общечел. ценности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравств. принц., эстетич. и др. критерии. Т.О. можно гов. о мировоззр. всего о-ва на опр. этапе истор. р-я. Мифолог. мировоззр.: формир. на ранних стадиях разв-я о-ва. Первая попытка ч-ка объясн. происх. и устр-во мира, появл. людей, жив., причины стихийн. явл., опр. свое место. Мифы связ. с обрядами, обычаями, содерж. нравств. нормы и эстетич. предст-я, сочет. реальн. и фантазии, мысли и чувства. В мифах ч-к не выдел. себя из прир. Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил и их главенств. роль в мирозд. и жизни людей. Раздваив. мир на земной/небесн. Вера в сверхъест. - основа. Религ. вера проявл. в поклонении высшим силам, позднее формир. образ единого Бога. Ф. мировоззр. ориент. на рациональн. объясн. мира. Общие предствал. о прир., о-ве, ч-ке станов. предм. теор. рассм. и логич. анализа. Ф. мир-е унаслед. от миф. и рел. совок. вопр. о происх. мира, его строении, месте ч-ка и т.п., но отл. логич. упорядоч. сист. знаний, хар-ся стремл. теор-ски обоснов. положения и принципы. В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы.

6. Диалектический материализм и позитивизм (эмпириокритицизм, логический позитивизм, фальсификационизм К. Поппера, концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса, теория парадигм Т. Куна, методологический анархизм П. Фейерабенда, эволюционная эпистемология, постмодернизм – по выбору).

Родоначальниками диалектического и исторического материализма (марксизм – М) всеобще признаны Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Идейные источники – диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной революц. деятельности; 4) отсюда центр филос. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что матер-м впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному – мышление не как продукт развития природы, а как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики. Осн. принцип: антагонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эконом. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие (ОБ) и общ. сознание (ОС). ОБ - материальное отношение людей к окруж. миру, к природе, в процессе приобретения прав на мат. благ и отношений, в к-рые вступают люди между собой при реализации прав. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ и окруж. действительности. Бытие определяет Сознание. Проблема человека и понятие отчуждения рассматривается М. в 4 аспектах.

1.Рабочий (р) использует материалы, взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукты производства ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше рабочий работает, тем больше мир предметов не принадлежит ему. Природа делается для раб только средством труда, а предметы, кот. им создаются в производстве - средством жизни, физ. существования. Раб полностью от них зависит.

2. Процесс труда для р. принудителен. Но такой труд – это не удовлетворяет потребности в труде, а только средство для удовлетворения др. потребностей. Только вне труда р. распоряжается собой – т.е. свободен. Т.о, он свободен только осущ. жизненные функции, общие у чел с животными. А труд – форма деят, специф для чел, для раб. представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у чел его “родовую” жизнь. Род челов. живет в природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь – деятельный контакт с прир., в кот главное – труд, производство. Но для раб. труд – лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к прир и производству не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и значит, что у раб. отобраны и родовая жизнь и чел сущность.

4.Подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Раб. чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.

Не только рабочие, но и все люди являются отчужденными. Отнош. между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отч. М указывает на существующих первичных и вторичных уровней отчуждения.

М создает грандиозную картину человека, живущего в единстве с природой, преобразующего природу в соответствии с ее законами. Гармония с внешней прир. осуществляется в деятельности, в кот. человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир. чел также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный результат всей истории чел. общества.

Проблема соотношения бытия и мышления, решаемая в немецкой классической философии в основном в пользу приоритета мышления, осваивалась и с иных позиций. Не случайно ряд мыслителей обратил свое внимание на материалистические элементы кантовской «вещи в себе». Для решения проблем мироздания они предлагали воспользоваться не философским (умозрительным) подходом, а методами естественных наук и данными конкретных опытов. Именно эти сведения они называли положительными, позитивными.

Во второй пол. 19в позитивизм (П) становится наиболее влиятельным течением зап фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую науку. Под метаф. они понималм умозрительную ф. бытия (онтологию, гносеологию).

3 этапа в эволюции позитивизма: 1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер, 2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус., 3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) – Шлик, Карнап ,Нейроз , Витгенштейн, Б.Рассел.

Основатель позитивизма – О.Конт (1798-1857). Его работа: “Курс позитивной филос.” Основные идеи этой работы: попытка классиф. Наук; иерархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот. логическое производит историческое; пытался определить науку по ее предмету, исходя из кантовского идеализма и предполагая, что науки имеют дело с метафизика с вещью; пытается выявить закон 3 стадий