30. Проблемная ситуация в науке: перерастание частных задач в проблемы и развитие оснований под влиянием новых теорий.
Кант – логика помноженная на волю – следовательно разрешается противоречие (антиномия), переводится на уровень проблемы , а то, что проблематизировано может быть принципиально разрешено. Если мы переходим к проблеме от антиномий, то это проблема разрешена, а поиск решения этой проблемы ищем.
Вопрос приравнивается к проблеме, а антиномии не решается так. Так как она решается логическим путем. Задача философии в умении сформировать вопросы.
Сократовская идея сферхрациональна. Цель задается вопросом, чем задается (достигается).Человек сам должен подойти к истине. Роль
Научная проблема — существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования, его структуры, способов познания, практического использования и
преобразования. В качестве необходимого исходного пункта научного исследования была впервые предложена и обоснована британским философом К. Поппером, трактовавшим научное познание как процесс выдвижения и отбора предполагаемых решений (гипотетических ответов) поставленной проблемы. К. Поппер противопоставил свою модель научного познания как множества проблем (загадок) и их возможных решений классическим моделям научной деятельности, согласно которым исходным пунктом цикла «научная деятельность» является некий внеположенный научному знанию «объект науки». Очевидно, что научная • проблема есть выражение субъект-объектных отношений, а ее адекватное осмысление невозможно только в рамках логики и методологии науки, но требует также привлечения языка социальной социологии и психологии науки.
Проблема – это вопрос, ответ на который не содержится в имеющемся знании, «знание о незнании», то есть когда отсутствует знание о какой-то предметной области, каких-то явлениях, но есть осознание его отсутствия. Осознать проблему – значит обнаружить свое незнание, а это уже – своеобразное знание. Р. Декарт в этой связи писал: «Неизвестное должно быть каким-либо способом обозначено, ибо иначе мы не были бы побуждаемы отыскивать именно его скорее, чем что-либо другое».
Научные проблемы выделяются из всех остальных тем, что они ставятся на основе научных предпосылок и исследуются научными методами. Принято подразделять на фундаментальные, доминирующей целью которых является расширение научного знания, и прикладные, ориентированные, главным образом, на технико-технологическое применение результатов исследования. К последним относятся и проблемы, связанные с усовершенствованием, развитием средств познания.
Следует заметить, что четких границ между фундаментальными и прикладными проблемами все же не существует. Одна и та же проблема, исследуемая с практической или чисто познавательной целью, может иметь решение, обладающее как практической, так и познавательной ценностью.
Постановка научной проблемы включает в себя: 1) осознание проблемной ситуации; 2) формирование проблемного замысла с последующей его конкретизацией в серию сменяющих друг друга вопросов; 3) определение конкретных путей, средств, методов научного исследования.
Проблемная ситуация является результатом противоречия между вновь открытыми в науке фактами и существующей теорией. Возникает проблемная ситуация обычно в следующих случаях: а) когда новый эмпирический материал не укладывается в рамки имеющихся теоретических представлений; б) когда развитие теории наталкивается на недостаток опытных данных; в) когда возникает необходимость создания теории, обобщающей некоторый круг явлений, изучаемых наукой.
Проблемная ситуация требует осмысления, формулирования и решения новых проблем. При этом проблема выступает как связующий элемент в поступательном движении человеческого знания от неполного, неточного знания ко все более полному и точному.
Не любая проблема может выполнять роль связующего звена между менее совершенным и более совершенным знанием. Существуют проблемы, которые не представляют научного интереса и, соответственно, не могут классифицироваться как научные. Известны так называемые «мнимые» проблемы (или псевдопроблемы), постановка которых никак не способствует прогрессу научного познания. К ним относятся проблемы, лежащие вне сферы науки (они решаются в сфере магии, богословия, эзотерики и т.д.), а также проблемы, возникающие в самой науке. К ним относятся всякого рода некорректные проблемы (установить некорректность которых иногда довольно сложно). Вопрос о том, могут ли некорректные проблемы играть положительную роль в прогрессе научного знания, остается дискуссионным.
В некоторых случаях исследование может приводить не к решению проблемы, а к ее уточнению. Уточнение и переформулирование проблемы свидетельствуют о новом подходе к ней, то есть о смене ее предпосылок, эмпирического материала, теории и методики исследования. Такого рода изменения в постановке проблемы повышают вероятность ее адекватного решения.
Очевидно, что далеко не все научные проблемы в конце концов решаются. Некоторые проблемы остаются нерешенными в течение продолжительного времени после их постановки (в связи с отсутствием условий для их решения, включая и причины вненаучного плана), другие проблемы оказываются неразрешимыми, а третьи вообще исчезают из поля зрения сменяющихся поколений ученых. В первую очередь устраняются проблемы, которые не соответствуют сегодняшнему уровню развития знаний, принятым в настоящее время научным теориям и поэтому не обещают глубоких результатов при своем рассмотрении.
Существуют некоторые общие требования, выполнение которых необходимо при постановке научных проблем.
Любая научная проблема должна формулироваться относительно конкретных, реальных объектов или предметных областей.
Необходимо ясное понимание научной проблемы.
Научная проблема должна выделять такое направление исследования, в котором отдельные вопросы могут получать осмысление и решение как ее частности.
Научная проблема должна обладать свойством разрешимости.
Умение ученого формулировать и критически анализировать аргументы, используемые для обоснования разрешимости или принятия предлагаемого решения проблемы, является важной предпосылкой прогресса научного познания.
- 1. Основные концепции взаимоотношения философии и науки (редукционизм, антиинтеракционизм, диалектическая концепция) и их эволюция.
- 5. Классическая немецкая философия: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Смена первой научной картины мира.
- 4. Философия в системе культуры. Основные направления философии: материалализм и идеализм, их исторические разновидности. Субъективный идеализм Беркли и скептицизм (агностицизм) Юма.
- 2. Проблема статуса науки как особой сферы культуры. Три аспекта бытия науки: как системы знания, познавательной деятельности и социального института.
- 8. Практика как целеполагающая деятельность человека. Опредмечивание и распредмечивание. Отражение и творчество, открытие и изобретение. Сенсуализм, эмпиризм и рационализм о познавательном процессе.
- 9. Общие закономерности процесса научного познания в изменяющемся социокультурном контексте. Проблема классификации наук. Философия как наука о всеобщем.
- 10. Истина как проблема гносеологии и эпистемологии. Корреспондентская и когерентная теории истины. Критерии истинности знания. Познание и вера.
- 11. Социологический и культурологический подходы в философии науки. Наука в системе современной цивилизации. Проблема интернализма и экстернализма.
- 12. Традиционный и техногенный этапы цивилизационного развития и ценность науки.
- 13. Наука и религия. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- 14. Место и роль человека в мире. Понятие мироотношения. Основные типы мироотношения: созерцательный, активистский и коэволюционный.
- 16. Коэволюционное мироотношение как условие решения глобальных проблем современности.
- 17. Проблема возникновения науки и основные этапы ее развития. Преднаука как обобщение практического опыта и наука как конструирование теоретических моделей: две стратегии порождения знания.
- 18. Становление первых форм теоретического знания в античности. Античная логика и математика. Средневековые университеты. Алхимия, астрономия и астрология.
- 19. Начало новоевропейской культуры и становление опытной науки. Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы (г. Галилей).
- 20. Господство человека в мире как центральная идея в философском мировоззрении начала Нового времени и разработка методологии научного исследования ф. Бэконом и р. Декартом.
- 22. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни; формы и методы эмпирического и теоретического знания, их языковая специфика.
- 23. Структура эмпирического уровня знания. Эксперимент и наблюдение. Применение приборов. Процедуры формирования факта как формы знания. Проблема теоретической «нагруженности» факта.
- 24. Структура теоретического уровня знания. Гипотетико-дедуктивная модель построения научного знания, ее философские основания и современное значение.
- 26. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования как схемы методов деятельности. Мировоззренческие основания науки.
- 27. Научная картина мира, ее исторические формы и функции как онтологии, формы систематизации знания, исследовательской программы.
- 28. Логика и методология науки. Методы научного познания, их классификация.
- 29. Рост научного знания и историческая изменчивость механизмов его порождения. Логика открытия и логика обоснования, их взаимосвязь.
- 30. Проблемная ситуация в науке: перерастание частных задач в проблемы и развитие оснований под влиянием новых теорий.
- 33. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение мировоззренческих представлений.
- 38. Историческая смена типов научной рациональности и основные типы мироотношения. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Сциентизм и антисцнентизм. Наука и паранаука.
- 35. Особенности современного этапа развития науки и перспективы научно-тех-ническгого развития. Проблема прогресса/регресса человека.
- 33. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение мировоззренческих представлений.
- 32. Традиция и возникновение нового знания: их взаимодействие, Научная революция и перестройка основания наук.
- 31. Механизмы развития научных понятий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
- 27. Научная картина мира, ее исторические формы и функции как онтологии, формы систематизации знания, исследовательской программы.
- 23. Структура эмпирического уровня знания. Эксперимент и наблюдение. Применение приборов. Процедуры формирования факта как формы знания. Проблема теоретической «нагруженности факта».