logo
Ответы_Аллы

30. Проблемная ситуация в науке: перерастание частных задач в проблемы и развитие оснований под влиянием новых теорий.

Кант – логика помноженная на волю – следовательно разрешается противоречие (антиномия), переводится на уровень проблемы , а то, что проблематизировано может быть принципиально разрешено. Если мы переходим к проблеме от антиномий, то это проблема разрешена, а поиск решения этой проблемы ищем.

Вопрос приравнивается к проблеме, а антиномии не решается так. Так как она решается логическим путем. Задача философии в умении сформировать вопросы.

Сократовская идея сферхрациональна. Цель задается вопросом, чем задается (достигается).Человек сам должен подойти к истине. Роль

Научная проблема — существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования, его структу­ры, способов познания, практического использования и

преобразования. В качестве необходимого исходного пунк­та научного исследования была впервые предложена и обо­снована британским философом К. Поппером, трактовав­шим научное познание как процесс выдвижения и отбора предполагаемых решений (гипотетических ответов) постав­ленной проблемы. К. Поппер противопоставил свою модель научного познания как множества проблем (загадок) и их возможных решений классическим моделям научной дея­тельности, согласно которым исходным пунктом цикла «на­учная деятельность» является некий внеположенный на­учному знанию «объект науки». Очевидно, что научная • проблема есть выражение субъект-объектных отношений, а ее адекватное осмысление невозможно только в рамках логики и методологии науки, но требует также привлечения языка социальной социологии и психологии науки.

Проблема – это вопрос, ответ на который не содержится в имеющемся знании, «знание о незнании», то есть когда отсутствует знание о какой-то предметной области, каких-то явлениях, но есть осознание его отсутствия. Осознать проблему – значит обнаружить свое незнание, а это уже – своеобразное знание. Р. Декарт в этой связи писал: «Неизвестное должно быть каким-либо способом обозначено, ибо иначе мы не были бы побуждаемы отыскивать именно его скорее, чем что-либо другое».

Научные проблемы выделяются из всех остальных тем, что они ставятся на основе научных предпосылок и исследуются научными методами. Принято подразделять на фундаментальные, доминирующей целью которых является расширение научного знания, и прикладные, ориентированные, главным образом, на технико-технологическое применение результатов исследования. К последним относятся и проблемы, связанные с усовершенствованием, развитием средств познания.

Следует заметить, что четких границ между фундаментальными и прикладными проблемами все же не существует. Одна и та же проблема, исследуемая с практической или чисто познавательной целью, может иметь решение, обладающее как практической, так и познавательной ценностью.

Постановка научной проблемы включает в себя: 1) осознание проблемной ситуации; 2) формирование проблемного замысла с последующей его конкретизацией в серию сменяющих друг друга вопросов; 3) определение конкретных путей, средств, методов научного исследования.

Проблемная ситуация является результатом противоречия между вновь открытыми в науке фактами и существующей теорией. Возникает проблемная ситуация обычно в следующих случаях: а) когда новый эмпирический материал не укладывается в рамки имеющихся теоретических представлений; б) когда развитие теории наталкивается на недостаток опытных данных; в) когда возникает необходимость создания теории, обобщающей некоторый круг явлений, изучаемых наукой.

Проблемная ситуация требует осмысления, формулирования и решения новых проблем. При этом проблема выступает как связующий элемент в поступательном движении человеческого знания от неполного, неточного знания ко все более полному и точному.

Не любая проблема может выполнять роль связующего звена между менее совершенным и более совершенным знанием. Существуют проблемы, которые не представляют научного интереса и, соответственно, не могут классифицироваться как научные. Известны так называемые «мнимые» проблемы (или псевдопроблемы), постановка которых никак не способствует прогрессу научного познания. К ним относятся проблемы, лежащие вне сферы науки (они решаются в сфере магии, богословия, эзотерики и т.д.), а также проблемы, возникающие в самой науке. К ним относятся всякого рода некорректные проблемы (установить некорректность которых иногда довольно сложно). Вопрос о том, могут ли некорректные проблемы играть положительную роль в прогрессе научного знания, остается дискуссионным.

В некоторых случаях исследование может приводить не к решению проблемы, а к ее уточнению. Уточнение и переформулирование проблемы свидетельствуют о новом подходе к ней, то есть о смене ее предпосылок, эмпирического материала, теории и методики исследования. Такого рода изменения в постановке проблемы повышают вероятность ее адекватного решения.

Очевидно, что далеко не все научные проблемы в конце концов решаются. Некоторые проблемы остаются нерешенными в течение продолжительного времени после их постановки (в связи с отсутствием условий для их решения, включая и причины вненаучного плана), другие проблемы оказываются неразрешимыми, а третьи вообще исчезают из поля зрения сменяющихся поколений ученых. В первую очередь устраняются проблемы, которые не соответствуют сегодняшнему уровню развития знаний, принятым в настоящее время научным теориям и поэтому не обещают глубоких результатов при своем рассмотрении.

Существуют некоторые общие требования, выполнение которых необходимо при постановке научных проблем.

  1. Любая научная проблема должна формулироваться относительно конкретных, реальных объектов или предметных областей.

  2. Необходимо ясное понимание научной проблемы.

  3. Научная проблема должна выделять такое направление исследования, в котором отдельные вопросы могут получать осмысление и решение как ее частности.

  4. Научная проблема должна обладать свойством разрешимости.

Умение ученого формулировать и критически анализировать аргументы, используемые для обоснования разрешимости или принятия предлагаемого решения проблемы, является важной предпосылкой прогресса научного познания.