23. Структура эмпирического уровня знания. Эксперимент и наблюдение. Применение приборов. Процедуры формирования факта как формы знания. Проблема теоретической «нагруженности факта».
Э.П. - это опытное исследование, направленное непосредственно на объект без промежуточных звеньев. Преобладание созерцания (чувственного познания), рациональный момент (суждения, понятия) присутствует, но имеет подчиненное значение.
Характерные признаки: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и др. фактофиксирующая деятельность.
Уровни э. знания: 1. Единичное э. высказывание (фиксирование наблюдения); 2. Факты (индуктивное обобщение протоколов, выраженное в графиках, таблицах, диаграммах); 3. Эмпирические законы (функциональные, структурные, причинные, динамические, статистические); 4. Феноменологические теории (логически организованное множество соответствующих э. законов и фактов).
Методы:
Наблюдение - предполагает наличие замысла, цели и средств для перехода от объекта наблюдаемого предмета к отчету. Опирается не только на органы чувств, но и на выработанные наукой методы и средства толкования.
Требования: четкая постановка цели, выбор методики и разработка плана, систематичность, контроль за корректностью и надежностью результатов, обработка, осмысление и истолкование обработанного данных.
Сравнение - производится по какому-либо точно выделенному признаку предметов, свойству или отношению. Имеет смысл лишь в рамках какого-либо качества, в отношении которого предметы выступают как однородные.
Измерение – фиксирует не только качественные характеристики объектов и явление но и их количественные аспекты. Это процедура установления одной величины с помощью другой, принятой за эталон, т.е сравнение двух величин.
Эксперимент – производится при условии изучения некоторого состояния предмета наблюдения в специально подобранных условиях, которое в естественных условиях не всегда ему присуще или доступно субъекту.
Абстрагирование – отвлечение частного, выделение общего (принадлежит идея Аристотелю). В
Индукция – метод движения мысли от менее общего знания к более общему.
Фальсификация – доказательство ложности научных гипотез с помощью эмпирического опыта. (Поппер: фальсифицируемость знания является признаком его научности)
Экстраполяция – экстенсивное приращение знаний путем распространения следствий к-либо гипотезы или теории из одной сферы человеческого знания на другие.
При всех различиях э. и т. уровни научного познания связаны. Э. исследование выявляя новые данные с помощью экспериментов и наблюдений, стимулирует Т. познание (которое их обобщает и объясняет, ставит перед ними новые, более сложные задачи). С другой стороны, т. познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые более широкие горизонты для э. познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств.
Наблюдение – в отличие от созерцания предполагает наличие замысла, цели и средств для перехода от объекта наблюдаемого предмета к отчету. Опирается не только на органы чувств, но и на выработанные наукой методы и средства толкования.
Требования: четкая постановка цели, выбор методики и разработка плана, систематичность, контроль за корректностью и надежностью результатов, обработка, осмысление и истолкование обработанного данных.
Зафиксированные результаты наблюдения представляют эмпирические высказывания.
Эксперимент – производится при условии изучения некоторого состояния предмета наблюдения в специально подобранных условиях, которое в естественных условиях не всегда ему присуще или доступно субъекту.
В отличие от наблюдения при постановке эксперимента возникает сначала необходимость достижения нужного состояния предмета и лишь затем наблюдение за ним. Эксперимент связывает э. и т. уровни познания с помощью метода описания (графики, формулы и т.д.)
Типы экспериментальных задач: 1. Исследовательский Э. (поиск некоторых зависимостей между некоторым свойствами объекта) 2. Проверочный Э. (в случае необходимости подтверждения или опровержения некоторых положений теории)
Виды эксперимента: 1. Проверочный. 2. Метод проб и ошибок. 3. Физический. 4. Химический. 5. Строительный. 6. Производственный и т.д.
Прибор – познавательное средство, представляющее собой искусственное устройство или естественное материальное образование, которое человек в процессе познания приводит в специфическое взаимодействие с исследуемым объектом с целью получения полезной информации.
Классы приборов:
Качественные – определение качественную сторону объекта (расширяют диапазон познавательских возможностей органов чувств). Виды: 1. Усилители – для измерения и усиления сигнала объекта, без его искажения (микроскопы, телескопы). 2. Анализаторы – воздействие на объект для получения дополнительной информации (спектроскопы, хроматографическая бумага) 3. Преобразователи – преобразование сигнала от объекта в удобную для восприятия форму (исследования магнитных полей, ульразвука, ИК излучения)
Индикаторы - определения присутствия или отсутствия искомого явления в исследуемой среде.Приборы регистраторы – используются, когда изучаемое явление неотделимо от прибора, прибор входит в само определение явления. Способны хранить информацию для дальнейшей ее обработки (фоторегистрация на чувствительной эмульсии).
Измерительные информационные системы – для одновременно измерения установившегося значения одной величины, а также когда объект находится на недоступном расстоянии (на глубине океана, на др. планете)
Недостатки приборов: 1. Получаемая информация носит условный характер (тех. исправность и достоверность физ. гипотез, которые лежат в основе прибора); 2. Некоторые пр. являются возмутителями исследуемой среды и избежать этого действия невозможно.
- 1. Основные концепции взаимоотношения философии и науки (редукционизм, антиинтеракционизм, диалектическая концепция) и их эволюция.
- 5. Классическая немецкая философия: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Смена первой научной картины мира.
- 4. Философия в системе культуры. Основные направления философии: материалализм и идеализм, их исторические разновидности. Субъективный идеализм Беркли и скептицизм (агностицизм) Юма.
- 2. Проблема статуса науки как особой сферы культуры. Три аспекта бытия науки: как системы знания, познавательной деятельности и социального института.
- 8. Практика как целеполагающая деятельность человека. Опредмечивание и распредмечивание. Отражение и творчество, открытие и изобретение. Сенсуализм, эмпиризм и рационализм о познавательном процессе.
- 9. Общие закономерности процесса научного познания в изменяющемся социокультурном контексте. Проблема классификации наук. Философия как наука о всеобщем.
- 10. Истина как проблема гносеологии и эпистемологии. Корреспондентская и когерентная теории истины. Критерии истинности знания. Познание и вера.
- 11. Социологический и культурологический подходы в философии науки. Наука в системе современной цивилизации. Проблема интернализма и экстернализма.
- 12. Традиционный и техногенный этапы цивилизационного развития и ценность науки.
- 13. Наука и религия. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- 14. Место и роль человека в мире. Понятие мироотношения. Основные типы мироотношения: созерцательный, активистский и коэволюционный.
- 16. Коэволюционное мироотношение как условие решения глобальных проблем современности.
- 17. Проблема возникновения науки и основные этапы ее развития. Преднаука как обобщение практического опыта и наука как конструирование теоретических моделей: две стратегии порождения знания.
- 18. Становление первых форм теоретического знания в античности. Античная логика и математика. Средневековые университеты. Алхимия, астрономия и астрология.
- 19. Начало новоевропейской культуры и становление опытной науки. Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы (г. Галилей).
- 20. Господство человека в мире как центральная идея в философском мировоззрении начала Нового времени и разработка методологии научного исследования ф. Бэконом и р. Декартом.
- 22. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни; формы и методы эмпирического и теоретического знания, их языковая специфика.
- 23. Структура эмпирического уровня знания. Эксперимент и наблюдение. Применение приборов. Процедуры формирования факта как формы знания. Проблема теоретической «нагруженности» факта.
- 24. Структура теоретического уровня знания. Гипотетико-дедуктивная модель построения научного знания, ее философские основания и современное значение.
- 26. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования как схемы методов деятельности. Мировоззренческие основания науки.
- 27. Научная картина мира, ее исторические формы и функции как онтологии, формы систематизации знания, исследовательской программы.
- 28. Логика и методология науки. Методы научного познания, их классификация.
- 29. Рост научного знания и историческая изменчивость механизмов его порождения. Логика открытия и логика обоснования, их взаимосвязь.
- 30. Проблемная ситуация в науке: перерастание частных задач в проблемы и развитие оснований под влиянием новых теорий.
- 33. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение мировоззренческих представлений.
- 38. Историческая смена типов научной рациональности и основные типы мироотношения. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Сциентизм и антисцнентизм. Наука и паранаука.
- 35. Особенности современного этапа развития науки и перспективы научно-тех-ническгого развития. Проблема прогресса/регресса человека.
- 33. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение мировоззренческих представлений.
- 32. Традиция и возникновение нового знания: их взаимодействие, Научная революция и перестройка основания наук.
- 31. Механизмы развития научных понятий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
- 27. Научная картина мира, ее исторические формы и функции как онтологии, формы систематизации знания, исследовательской программы.
- 23. Структура эмпирического уровня знания. Эксперимент и наблюдение. Применение приборов. Процедуры формирования факта как формы знания. Проблема теоретической «нагруженности факта».