logo
Ответы_Аллы

23. Структура эмпирического уровня знания. Эксперимент и наблюдение. Применение приборов. Процедуры формирования факта как формы знания. Проблема теоретической «нагруженности факта».

Э.П. - это опытное исследование, направленное непосредственно на объект без промежуточных звеньев. Преобладание созерцания (чувственного познания), рациональный момент (суждения, понятия) присутствует, но имеет подчиненное значение.

Характерные признаки: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и др. фактофиксирующая деятельность.

Уровни э. знания: 1. Единичное э. высказывание (фиксирование наблюдения); 2. Факты (индуктивное обобщение протоколов, выраженное в графиках, таблицах, диаграммах); 3. Эмпирические законы (функциональные, структурные, причинные, динамические, статистические); 4. Феноменологические теории (логически организованное множество соответствующих э. законов и фактов).

Методы:

  1. Наблюдение - предполагает наличие замысла, цели и средств для перехода от объекта наблюдаемого предмета к отчету. Опирается не только на органы чувств, но и на выработанные наукой методы и средства толкования.

Требования: четкая постановка цели, выбор методики и разработка плана, систематичность, контроль за корректностью и надежностью результатов, обработка, осмысление и истолкование обработанного данных.

  1. Сравнение - производится по какому-либо точно выделенному признаку предметов, свойству или отношению. Имеет смысл лишь в рамках какого-либо качества, в отношении которого предметы выступают как однородные.

  2. Измерение – фиксирует не только качественные характеристики объектов и явление но и их количественные аспекты. Это процедура установления одной величины с помощью другой, принятой за эталон, т.е сравнение двух величин.

  3. Эксперимент – производится при условии изучения некоторого состояния предмета наблюдения в специально подобранных условиях, которое в естественных условиях не всегда ему присуще или доступно субъекту.

  4. Абстрагирование – отвлечение частного, выделение общего (принадлежит идея Аристотелю). В

  5. Индукция – метод движения мысли от менее общего знания к более общему.

  6. Фальсификация – доказательство ложности научных гипотез с помощью эмпирического опыта. (Поппер: фальсифицируемость знания является признаком его научности)

  7. Экстраполяция – экстенсивное приращение знаний путем распространения следствий к-либо гипотезы или теории из одной сферы человеческого знания на другие.

При всех различиях э. и т. уровни научного познания связаны. Э. исследование выявляя новые данные с помощью экспериментов и наблюдений, стимулирует Т. познание (которое их обобщает и объясняет, ставит перед ними новые, более сложные задачи). С другой стороны, т. познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые более широкие горизонты для э. познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств.

Наблюдение – в отличие от созерцания предполагает наличие замысла, цели и средств для перехода от объекта наблюдаемого предмета к отчету. Опирается не только на органы чувств, но и на выработанные наукой методы и средства толкования.

Требования: четкая постановка цели, выбор методики и разработка плана, систематичность, контроль за корректностью и надежностью результатов, обработка, осмысление и истолкование обработанного данных.

Зафиксированные результаты наблюдения представляют эмпирические высказывания.

Эксперимент – производится при условии изучения некоторого состояния предмета наблюдения в специально подобранных условиях, которое в естественных условиях не всегда ему присуще или доступно субъекту.

В отличие от наблюдения при постановке эксперимента возникает сначала необходимость достижения нужного состояния предмета и лишь затем наблюдение за ним. Эксперимент связывает э. и т. уровни познания с помощью метода описания (графики, формулы и т.д.)

Типы экспериментальных задач: 1. Исследовательский Э. (поиск некоторых зависимостей между некоторым свойствами объекта) 2. Проверочный Э. (в случае необходимости подтверждения или опровержения некоторых положений теории)

Виды эксперимента: 1. Проверочный. 2. Метод проб и ошибок. 3. Физический. 4. Химический. 5. Строительный. 6. Производственный и т.д.

Прибор – познавательное средство, представляющее собой искусственное устройство или естественное материальное образование, которое человек в процессе познания приводит в специфическое взаимодействие с исследуемым объектом с целью получения полезной информации.

Классы приборов:

  1. Качественные – определение качественную сторону объекта (расширяют диапазон познавательских возможностей органов чувств). Виды: 1. Усилители – для измерения и усиления сигнала объекта, без его искажения (микроскопы, телескопы). 2. Анализаторы – воздействие на объект для получения дополнительной информации (спектроскопы, хроматографическая бумага) 3. Преобразователи – преобразование сигнала от объекта в удобную для восприятия форму (исследования магнитных полей, ульразвука, ИК излучения)

Индикаторы - определения присутствия или отсутствия искомого явления в исследуемой среде.Приборы регистраторы – используются, когда изучаемое явление неотделимо от прибора, прибор входит в само определение явления. Способны хранить информацию для дальнейшей ее обработки (фоторегистрация на чувствительной эмульсии).

  1. Измерительные информационные системы – для одновременно измерения установившегося значения одной величины, а также когда объект находится на недоступном расстоянии (на глубине океана, на др. планете)

Недостатки приборов: 1. Получаемая информация носит условный характер (тех. исправность и достоверность физ. гипотез, которые лежат в основе прибора); 2. Некоторые пр. являются возмутителями исследуемой среды и избежать этого действия невозможно.

20