19. Начало новоевропейской культуры и становление опытной науки. Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы (г. Галилей).
Новое время - период с XVII до конца XIX века - эпоха научной революции: прогресс в науке и технике, увеличение производительности труда. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Наука играет всё более значимую роль в жизни общества. При этом главенствующее место в науке занимает механика. Именно в механике видели мыслители ключ к тайнам всего мироздания. Применение механистического метода привело к поразительному прогрессу в познании физического мира. Представления о механической обусловленности явлений особенно упрочнилось под мощным влиянием открытий Ньютона. Основными результатами утверждения новоевропейского мышления: 1.происходит освобождение науки от влияния святого писания. 2. демократизация и эффективация научного поиска: отказ от средневекового догматизма и толмутизма 3. натурализация мышления, которое опирается теперь на основу законосообразности, объектно—сущей природы с естественной причинностью, едиными и проникающими и охватывающими её как целое законами.
Бурно развивается экспериментальное естествознание, основы которого заложил Н.Коперник который показал ограниченность чувственного познания, неспособного отличить наши представления о действительности от реального положения дел. Была доказана неприемлемость изучения окружающей действительности только на основе наблюдения и необходимость критичности научного разума. Эта линия анализа была продолжена Галилео Галилеем (1564-1642) - итальянский физик и астроном):
принадлежит заслуга открытия нового метода научного исследования — теоретического или мысленного эксперимента. Истинное знание, по мнению Галилея, достижимо только при помощи эксперимента и вооруженного математикой разума.
приоритет введения в науку гипотетико—дедуктивного метода, в основе лежит логический вывод утверждения из принятых гипотез и последующая его эмпирическая апробация.
начинает рассмотрение проблемы движения, лежащей в основе классической науки.
2. разработана концепция пустотной механики, базирующуюся на принципах рациональной индукции и мысленного эксперимента.
производил большое количество физических опытов. Показал, что непосредственное данные опыта не являются исходным материалом познания, что они всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках, другими словами, опыт "теоретически нагружен".
открыл множество неподвижных звёзд, которые человек никогда не видел и не предполагал, это наносило непоправимый удар по теологическому учению.
Ф.Бэкон (1561—1626) –один из величайших исследователей природы.
один из первых вступил на путь опыта в своих исследованиях и обратил особое внимание на значимость наблюдений и экспериментов для обнаружения истины.
высшей целью он считал господство над природой, путём наблюдения, анализа, сравнения и эксперимента. Девиз: «Знание—сила». Учёный в исследованиях должен переходить от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, принимать индуктивный метод познания.
является создателем методологии экспериментального естествознания .Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных «признаков». «призраки рода» - это ошибки, связанные с тем, что человек судит о природе вещей в соответствии с собственной природой. «призраки пещеры» - ошибки, индивидуального характера, связанные с воспитанием, вкусами, привычек отдельных людей. - «призраки рынка» - привычки пользоваться распространёнными мнениями и суждениями без критического к ним отношения. - «признаки театра» - связаны со слепой верой в авторитеты.
В Новое время, таким образом, происходит расширение понятия научной рациональности за счет введения стандартов опытно-экспериментальной апробации знания. Соединение математических методов с опытным исследованием привело к появлению экспериментально-теоретического естествознания. Учёные Нового времени установили «ясные» и «очевидные» сейчас законы, создали сами рамки мышления, которые сделали возможными последующие открытия, реформировали интеллект, снабдили его серией новых понятий, выработали специфическую концепцию природы—явились основой рождения подлинно научного знания. Особое внимание обращалось на необходимость последовательного эмпирического обоснования идеально—логических законов и формулировок. В итоге: «была создана последовательная методология эксперимента и математического анализа, последовательный метод, с помощью которого можно было взяться за решение любой проблемы.
- 1. Основные концепции взаимоотношения философии и науки (редукционизм, антиинтеракционизм, диалектическая концепция) и их эволюция.
- 5. Классическая немецкая философия: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Смена первой научной картины мира.
- 4. Философия в системе культуры. Основные направления философии: материалализм и идеализм, их исторические разновидности. Субъективный идеализм Беркли и скептицизм (агностицизм) Юма.
- 2. Проблема статуса науки как особой сферы культуры. Три аспекта бытия науки: как системы знания, познавательной деятельности и социального института.
- 8. Практика как целеполагающая деятельность человека. Опредмечивание и распредмечивание. Отражение и творчество, открытие и изобретение. Сенсуализм, эмпиризм и рационализм о познавательном процессе.
- 9. Общие закономерности процесса научного познания в изменяющемся социокультурном контексте. Проблема классификации наук. Философия как наука о всеобщем.
- 10. Истина как проблема гносеологии и эпистемологии. Корреспондентская и когерентная теории истины. Критерии истинности знания. Познание и вера.
- 11. Социологический и культурологический подходы в философии науки. Наука в системе современной цивилизации. Проблема интернализма и экстернализма.
- 12. Традиционный и техногенный этапы цивилизационного развития и ценность науки.
- 13. Наука и религия. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- 14. Место и роль человека в мире. Понятие мироотношения. Основные типы мироотношения: созерцательный, активистский и коэволюционный.
- 16. Коэволюционное мироотношение как условие решения глобальных проблем современности.
- 17. Проблема возникновения науки и основные этапы ее развития. Преднаука как обобщение практического опыта и наука как конструирование теоретических моделей: две стратегии порождения знания.
- 18. Становление первых форм теоретического знания в античности. Античная логика и математика. Средневековые университеты. Алхимия, астрономия и астрология.
- 19. Начало новоевропейской культуры и становление опытной науки. Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы (г. Галилей).
- 20. Господство человека в мире как центральная идея в философском мировоззрении начала Нового времени и разработка методологии научного исследования ф. Бэконом и р. Декартом.
- 22. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни; формы и методы эмпирического и теоретического знания, их языковая специфика.
- 23. Структура эмпирического уровня знания. Эксперимент и наблюдение. Применение приборов. Процедуры формирования факта как формы знания. Проблема теоретической «нагруженности» факта.
- 24. Структура теоретического уровня знания. Гипотетико-дедуктивная модель построения научного знания, ее философские основания и современное значение.
- 26. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования как схемы методов деятельности. Мировоззренческие основания науки.
- 27. Научная картина мира, ее исторические формы и функции как онтологии, формы систематизации знания, исследовательской программы.
- 28. Логика и методология науки. Методы научного познания, их классификация.
- 29. Рост научного знания и историческая изменчивость механизмов его порождения. Логика открытия и логика обоснования, их взаимосвязь.
- 30. Проблемная ситуация в науке: перерастание частных задач в проблемы и развитие оснований под влиянием новых теорий.
- 33. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение мировоззренческих представлений.
- 38. Историческая смена типов научной рациональности и основные типы мироотношения. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Сциентизм и антисцнентизм. Наука и паранаука.
- 35. Особенности современного этапа развития науки и перспективы научно-тех-ническгого развития. Проблема прогресса/регресса человека.
- 33. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение мировоззренческих представлений.
- 32. Традиция и возникновение нового знания: их взаимодействие, Научная революция и перестройка основания наук.
- 31. Механизмы развития научных понятий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
- 27. Научная картина мира, ее исторические формы и функции как онтологии, формы систематизации знания, исследовательской программы.
- 23. Структура эмпирического уровня знания. Эксперимент и наблюдение. Применение приборов. Процедуры формирования факта как формы знания. Проблема теоретической «нагруженности факта».