logo
Ответы_Аллы

8. Практика как целеполагающая деятельность человека. Опредмечивание и распредмечивание. Отражение и творчество, открытие и изобретение. Сенсуализм, эмпиризм и рационализм о познавательном процессе.

Обусловленность процессов возникновения и развития науки потребностями общественно-исторической практики – главный источник, основная движущая сила этих процессов. Практика и познание – две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность. Это целостная система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии. Ее законами являются заколы самого реального мира, кото­рый преобразуется в этом процессе.

Эпистемология или гносеология (теория познания) – раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Отражение и деятельность находятся в неразрывной связи: чем интенсивнее деятельность, тем адекватнее отражается объект. Процесс познания имеет общественно-исторический характер. Рациональная ступень познания опирается на логическое мышление, которое осуществляется в трех логических формах: понятия, суждения, умозаключения.

Познающим субъектом является человек и общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир, та часть его, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное, недостоверное отражение – заблуждение.

Человек в двух видах действий по познанию: 1) познает окружающий мир непосредственно; 2) познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений.

Точки зрения на процесс познания: 1) сторонники гностицизма (материалисты) – мир познаваем, и человек обладает потенциально безграничными возможностями познания; ст. агностицизма (идеалисты) – человек в познании мира ограничен (древнегреч. фил. Кратил, англ. фил. Юм).

Сенсуализм (Бэкон, Локк, Гоббс) преувеличивает значение чувственного в познании. Рационализм (Декарт, Спиноза) недооценивает роль чувственного в познании. Эмпиризм (опыт) признает чувственный опыт единственным источником знаний (Беркли, Юм, Мах).

Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности. Если в теории диалектики исходные понятия – бытие, материя, сознание, то в теории познания – деятельность, практика, познание.

Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Виды практики: материальное производство; управленческая деятельность; научный эксперимент; социальные действия, преобразование общественного бытия.

Практика – есть общественно-исторический, непрерывный, целостный процесс, где субъектом выступают сменяющие друг друга поколения людей, что позволяет обнаружить общие и существенные моменты действительности, которые выявляются благодаря практическому взаимодействию человека и природы.

Практика является основой и движущей силой познания, потому что все знания вызваны к жизни потребностями практической деятельности людей. Практика является и конечной целью познания, поскольку познание осуществляется для последующего использования полученных знаний в практической деятельности людей.

Функции практики: является критерием истины; основой познания; целью познания; результатом познания.

Теория и практика тесно взаимодействуют, стимулируя развитие друг друга. Преобразуя действительность, практика преобразует и своего «носителя» – человека, субъекта познания.

Практика – критерий истины, она составляет единство познания, преобразования и освоения мира человеком, основа раз­вития знаний и их совершенствования.

Практика представляет собой решающий критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Значение практики нельзя абсолютизировать. В каждый конкретный момент практика ограничена по своим возможностям. Человек не всегда может осуществить на практике какие-то процессы в силу неразвитости технических средств, неспособности управлять какими-либо природными явлениями. Всегда существуют научные теории, которые невозможно проверить практикой в данный момент. Благодаря практике знания углубляются, расширяются, обогащаются новыми моментами, зернами.

Изобретение в ходе практического применения научных познаний является новое и обладающее существенными отличиями решение задачи в любой области знания, социально-культурной сферы деятельности, дающее положительный эффект и защищено авторским правом. Открытие – научное, новое достижение в процессе научного познания природы и общества, признается установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания. Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса; одно из основных понятий материалистической теории познания. Высшая специфическая человеческая форма отражение – сознание – одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.